Почему мэрия довела Новосибирск до «снежного коллапса»

Почему мэрия довела Новосибирск до «снежного коллапса»
Фото: Ильнар Салахиев | vk.com/space_r, vk.com, архив
Общество / 30 ноября 2015 / 08:48

Вернувшийся из Минска мэр Новосибирска назвал работу своих подчиненных по уборке города от снега неудовлетворительной. Снегопад фактически парализовал жизнь мегаполиса. «Такого кошмара у нас в городе никогда прежде не было», – отметили новосибирцы. Сибкрай.ru попытался разобраться в причинах, которые привели город к «снежному коллапсу»

«Ситуация неудовлетворительная. Я дал оценку по вхождению с первым снегопадом, да, ряд факторов сыграли здесь отрицательным образом. Но прежде всего я вину возлагаю на ответственных руководителей на местах», – заявил Анатолий Локоть в пятницу, 27 ноября, фактически пригрозив неназванным «руководителям» карами, если они еще раз допустят такую ситуацию. К неназванным «руководителям» можно отнести, прежде всего, его первого зама Данияра Сафиуллина и нового начальника транспортного департамента мэрии Сергея Райхмана. 

Начало «снежной трагедии»

Все началось во вторник, 24 ноября, когда пошли обильные осадки – сначала ледяной дождь, а затем – густой снегопад. Уже к вечеру город встал в девятибалльных пробках. Всю ночь и на следующий день, в среду, снегопад продолжался, и пробки выросли до десяти баллов. Утром 25 ноября работа общественного транспорта была практически парализована. На остановках столпились огромные толпы горожан, фиксировались многочасовые  опоздания на работу. Автобусы и троллейбусы просто-напросто застревали в снежной каше, буксовали на наледи, покрывшей дороги, о чем есть сотни (!) свидетельств в социальных сетях: «На Кирова образовалась пробка в сторону Никитина, там MAN с троллейбусом не могли подняться в гору. Движение парализовано, все объезжают»…

Абсолютно все городские магистрали стали напоминать стиральную доску – транспорт укатал нападавший снег при колебаниях температур, и дороги покрылись наледью. За двое суток ГИБДД зафиксировала около 400 аварий – у автомобилей разбивало передние подвески, выворачивало колеса, при попытке перестроения из одного ряда в другой машины выносило на обочину и на встречку. В четверг снег прекратился, но ситуация на дорогах изменилась мало. Наледь подморозило, и убрать ее щетками было невозможно, она стала напоминать противотанковые надолбы

Не улучшилась ситуация и в пятницу, хотя, наконец-то, кое-где стала появляться снегоуборочная техника. Но соскрести щетками наледь уже было невозможно.  Вот как описывает ситуацию один из участников группы Сибкрай.ru в социальной сети «ВКонтакте» (дословно): «Сводка с фронта дорог! Одна из центральных улиц гэ н-ска, едет три грузовика, посыпающих песком, плюс щетка. Ледовые шишки не срезают потому, что на ножах резина, у грейдера сталь, но скорость намного ниже, эффективности ноль, даже песок не сыплют. П.С. ул. Выборная от ул. Большевистская до ул. Рябиновая».


Новый герб Новосибирска.jpg

Горожане придумали Новосибирску новый герб

В среду начальник департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Райхман сообщает, что в ночь на улицы было выведено 350 единиц техники. А на дороги было высыпано 3034 тонны песчано-соляной смеси. После публикации заявления Райхмана социальные сети взорвались: «начальник врет!», «не было никакой техники на дорогах!»  Кто-то публикует «эксклюзивные» разговоры со спецами из самой мэрии, которые якобы говорят, что никто технику не выводил, потому что ждали, когда снегопад уляжется. Мол, бесполезно тратить ресурсы в разгар снегопада, все равно дороги засыплет. Ответственный секретарь «Авто-Мото Ассоциации» Алексей Носов заметил, что врал Райхман и по другому поводу: «Территориальным управлением автомобильных дорог Новосибирской области, обслуживающим сеть в 12 700 километров, было задействовано за время этого снегопада 680 единиц техники. Песко-соляную смесь рассыпают на неполные четыре тысячи километров областных дорог в твердом асфальтобетонном покрытии. Так вот, на четыре тысячи километров они рассыпали 1,2 тысячи тонн смеси. Мэрия рапортует, что на 1,4 тысячи километров, в три с половиной раза меньшую по протяженности сеть обслуживаемых дорог (кстати, далеко не на все из них рассыпают ПСС) они израсходовали в 13 раз больше».

Судя по тому, что нес народу Райхман, можно было сделать вывод о том, что этот малоспособный к выполнению наложенных на него функций человек растерялся и полностью расписался в своем бессилии. Это в его адрес Локоть скажет уже в пятницу: «Все должные выводы после вчерашнего разговора сделаны. Я не угрожаю никому, это профессиональная проверка. Если руководитель не справляется, не умеет решать задачи, а это не экстремальная ситуация, нормальная ситуация, когда в Новосибирске падает снег. Это проверка на профессиональную пригодность, о чем я вчера однозначно сказал руководителям» .

Как мэрия утратила контроль ситуации

Журналисты стали одолевать Райхмана и требовать от него объяснений. Такую попытку предприняли и коллеги из «Комсомольской правды», позвонившие в администрацию города с просьбой ответить на вопрос, что же, все-таки, происходит, ведь никогда прежде, даже во времена, когда все «само таяло», власти не доводили город до такого коллапса. Им ответили, что все, что мэрия хотела, она донесла до сведения граждан. «Но ведь этого недостаточно, ведь у людей вопросы…» – обращается к чиновнице на том конце провода журналист. «Нам достаточно, – отвечает ему она. – Я даже не пойду к Райхману, потому что было мероприятие для прессы, информацию, которую, мы считали нужным, мы выдали». Однако журналист не унимается:

– Так не для прессы надо, для людей, для жителей города, для автомобилистов, которые жалуются…
– А это уже ваша забота, – отвечают ему в мэрии.

В эти трагические для города дни первые лица были «на выезде». На хозяйстве оставался только второй первый вице-мэр Виктор Игнатов. Но он к городским магистралям мог иметь отношение только в том случае, когда на них нужно было выгнать несколько тысяч людей помахать флагами. На чистоту улиц он повлиять вряд ли бы мог. А Райхман просто спрятался.

Убаюкались

О том, что мощный снегопад случится во вторник, было известно из сводок метеорологов как минимум за неделю до этого. Но мэрия не предприняла ничего для мобилизации техники, ресурсов и распределения сил. Как мы уже знаем, в разгар снегопада техника на магистрали не выводилась, что в дальнейшем способствовало образованию наледи. Эксперты, привлеченные к оценке произошедшего рядом общественных организаций, подтверждают это. По их словам, нужно было постоянно сметать снег с магистралей, как бы трудно это не было. Иначе, при перепаде температур, он укатывался и превращался в такую наледь, которую невозможно будет в дальнейшем удалить с асфальта даже скребком. А сыпать песок на эти ледовые наросты вообще бесполезно. Ситуация чревата тем, что с этой наледью город войдет в зиму и до самой весны дороги будут представлять собой стиральную доску.

Никакой подготовки проведено не было. «Некая психологическая успокоенность, что у нас зима вся пройдет без снега, сыграла свою роль. Убаюкались», – скажет в пятницу Локоть. Но вряд ли это послужило утешением для рассерженных горожан и объяснением вопиющего непрофессионализма и безалаберности соответствующих чиновников.


Локоть.jpg

Была нарушена привычная технология, координация, контроль со стороны мэрии. По словам представителя одного из дорожных управлений, отрасль практически не готовилась к сезону, за исключением ремонта техники. Было прекращено действие трехлетней программы улучшения материально-технической базы ДЭУ, утвержденной еще Владимиром Городецким. Руководство транспортного департамента не вело контроля подготовки отрасли к зиме должным образом: не проводились выездные совещания в подразделениях – мэрия фактически не знала настоящего положения там. В руководстве ответственной структуры мэрии собрались люди, которые не имеют представления о технологии уборки улиц, все пущено на самотек. Накануне снегопада не были назначены ответственные дежурные из числа руководящих работников в ночную смену. А ведь именно ночью проводятся основные работы (хотя они и не проводились), принимаются профессиональные, оперативные решения о применении той или иной технологии, о переброске техники и так далее. Получается, что ночью «за пультом» не оказалось того человека, который бы принимал решения исходя из складывающейся погодной ситуации. Райхман спал.

Во вторник и в среду, продолжает эксперт, в первую смену не было принято самое главное решение, которое могло бы в корне изменить ситуацию, – о ликвидации ледяного наката.  
Таким образом, всего лишь за год в отрасли были потеряны оперативные нити управления. Прежних руководителей, к которым ранее тоже было немало претензий, сменили люди, не разбирающиеся в технологии, не понимающие, какие решения и в каких условиях нужно принимать.

Почему на дороги не вышла техника?

Когда Райхман вводил в заблуждение журналистов, он умолчал об одном факте, о котором чуть позже первым поведал губернатор области Владимир Городецкий. Оказалось, что снегоуборочная техника стояла без солярки. В это трудно поверить, но департамент транспорта мэрии оставил снегоуборочную технику без топлива как раз накануне сезона. Этот факт признал и мэр Анатолий Локоть: «Определенные перебои в поставках ГСМ произошли, и это сказалось на ритмичности уборочной техники в самый пиковый момент выпадения снегопада. Два ДЭУ несколько часов испытывали дефицит горючего. Это, прежде всего, ДЭУ №1, которое занимается уборкой снега в центральной части города, в Дзержинском районе и Октябрьском районе. И на левом берегу, ДЭУ №3, тоже определенные перебои произошли», – сказал мэр Анатолий Локоть. Речь идет практически о всех дорожных организациях.

Владимир Городецкий был более конкретен: «Есть вопрос, что есть сбои по горюче-смазочным материалам через «Газпромнефть». Сегодня подготовлю письмо, подпишу на головную компанию, выскажу неудовлетворенность, что компания имеет больший удельный вес по реализации и здесь держит нас на запасах в один день – полтора дня».

И вот тут возникает главный вопрос: почему такое могло случиться. Почему впервые город в разгар сезона остался без солярки? Почему мэрия не позаботилась об этом заранее, ведь это же очевидно – в первую очередь, необходимо было запастись топливом. Как мог допустить такое, например, Данияр Сафиуллин, работавший ранее в МЧС и знающий, что такое мобилизационный запас?

Один из ответов на этот вопрос дал читатель портала Сибкрай.ru на официальном паблике издания в социальной сети «ВКонтакте» (орфография и пунктуация автора сохранена): «МУП НОВОСИБГОРРЕСУРС был посредником, фактически монопольным посредником, по поставке ГСМ от ГНП Новосибирск через торги по ФЗ-44. Г-н Локоть борясь с этой прослойкой, рассадником беззакония, ликвидировал данную структуру, тем самым убрав единственного поставщика бензина и солярки для нужд всех бюджетных предприятий. А другие игроки рынка топлива пока что не хотят участвовать в аукционах, или же осуществляют поставки по большим ценам. Тем самым муниципалы стали испытывать дифицит. А газпрому торги эти неинтересны. Запасти можно тонну- две топлива но не десятки тонн для огромного парка, тем более возникает вопрос хранения и расходования!.....» Но, возникает закономерный вопрос – зачем надо было разрушать прежнюю систему, пусть и неэффективную, не создав ничего взамен?

Правда это или нет – предмет для выяснения. При всей относительной открытости мэрии она не спешит делиться с горожанами информацией о таких важных делах. Но факт остается фактом – отсутствие солярки в баках снегоуборочной техники в условиях отсутствия дефицита топлива на рынке – глупейший и грубейший просчет мэрских управленцев, оправдания которому нет. Кстати, это еще одна причина, по которой Райхмана, утверждавшего, что вся техника вышла «в поле», можно обвинить во вранье.


Пробки (3).JPG

Завтра город может встать окончательно

Летом мэрия рапортовала о готовности к зиме. Судя по этим «первомайским» релизам, более уместным перед встречей очередного съезда КПСС, выходило, что городское хозяйство готово встретить зиму во всеоружии. Но это не так. Сибкрай.ru стало известно, о чем мэрия молчала. Положение в отрасли катастрофическое, и рано или поздно коллапс на городских магистралях  должен был случиться. Впрочем, это не последняя «снежная трагедия» в этом сезоне. Если, конечно, не будут приняты меры. Но, судя по тому, кто и как руководит отраслью, адекватных изменений вряд ли стоит ждать.
 
Пять подрядных организаций имеют остаток долга за зимний период прошлого года, за утилизацию и вывоз снега – 56 миллионов рублей. Сейчас подрядные организации испытывают недостаток средств на приобретение ГСМ – 45 миллионов. Дело дошло до того, что солярка и смазочные материалы закупаются нынешней осенью в счет лимитов 2016 года. Задолженность по налогам до конца года приблизится к 300 миллионам рублей.

Дефицит фонда оплаты труда составляет 60 миллионов рублей, из-за чего начался отток механизаторов и водителей. Коммерческие подрядчики, которых мэрия в прежние годы привлекала для вывоза снега и уборки улиц, отказываются  из-за гигантских долгов заключать с ней новые договоры. До конца года долг перед ними составит 140 миллионов рублей.
 
По словам Алексея Носова, материально-техническая база ДЭУ изношена на 80%, а по некоторым из них – на все 100. При этом дефицит отраслевого бюджета на приобретение запасных частей составляет 25 миллионов рублей, и сейчас покрывается за счет лимитов 2016 года. 

Но ни о чем этом не знают ни горожане, ни депутаты Городского совета.

Деградация управленческой практики

То, что мы видели на дорогах города на минувшей неделе, – яркий пример деградации управленческой практики. Ссылки на погодные условия несостоятельны и не могут быть приняты во внимание. Такая погода, когда в течение суток плюс очень быстро меняется на минус, со снегопадом и ледяным дождем, в европейской части России не редкость, а, скорее, норма. Не редки они и в наших широтах. Однако только в Новосибирске и только в этом году дороги покрылись ледяным наростом, из-за которого город практически всю неделю стоял в десятибалльных пробках.

Никакие ссылки на снег, нехватку средств и прочие «объективные» причины не могут быть приняты во внимание, поскольку факты говорят о другом – о том, что, во всяком случае, руководство городского хозяйство, во главе с Сафиуллиным и Райхманом, не способно обеспечить его жизнедеятельность. Дороги чистить – это не банкеты за бюджетный счет устраивать…

Возникает много вопросов к самой дорожной отрасли, к ее внутренней организации: насколько эффективны эти ДЭУ, сидящие на «бюджетной игле» и совершенно не заинтересованные в экономии средств и повышении эффективности. Ничего не сделано в части минимизации потерь при перевалке и перевозке снега – подозрения в приписках никто не опроверг. Ничем окончилась недавняя история с разоблачением махинаций при заготовке песчано-солевой смеси. Вся эта громоздкая, еще «советская» неэффективная система, державшаяся ранее на харизме руководителей, опять же, советского типа и соответствующих управленческих практиках, дала сбой.

И, хотя, мэр честно признал и оценил работу своих подчиненных, как неудовлетворительную, это не снимает с него ответственности и вины. Поскольку нынешний «зимний коллапс» уже целиком и полностью на его совести, а не предшественников, которые, кстати, никогда не доводили город до такого состояния, хотя и не демонстрировали высочайшую эффективность.

Очевидно одно – система организации и управления  городским хозяйством угрожает здоровью и жизни горожан. Возможно, об этом вспомнят депутаты Городского совета и возьмутся за дело, тем более, зимой для этого у них появилось время – уточки улетели на юг, да и лавочки в креативные цвета зимой уже не красят.

Но пока город ждет реакции властей, общественники намерены провести публичные слушания и потребовать от правоохранительных органов вмешаться в ситуацию. Не останется в стороне и ОНФ. А горожане готовятся к новым «неожиданностям».

comments powered by HyperComments