«Мы когда призывали нового мэра Анатолия Локтя провести антикоррупционный аудит, мы предполагали, в том числе, и это», – указал предсавитель фонда Владимир Кириллов в интервью Сибкрай.ru. По его словам, общественники вели расследование с конца 2009 года, и его итоги направили в разные ведомства: «Вполне возможно, что наши разработки были взяты за основу».
Общественник рассказал, что мошенничеству с квартирами для льготников, ветеранов способствовали пробелы в законодательной базе, и в большей степени – отсутствие реального контроля распределения жилья, операций с ним. По мнению Кириллова, описанная схема аферы могла быть реализована только большой группой заинтересованных лиц, представителей различных структур администрации, надзорных ведомств. Квартиры потом раздаются тем, кто «крышует» незаконную деятельность, указал он.
«Это не касается только лишь Новосибирска, эта тема есть и в других муниципальных образованиях области. Нормативно-правовая база, которая создала условия для этого мошенничества, она одна и та же по всему региону», – заявил представитель «Фонда защиты прав ветеранов войны и труда».
Напомним, о масштабной афере с муниципальными квартирами в Новосибирске Министерство внутренних дел России сообщило в пятницу, 23 января, новость о раскрытии схемы мошенничества появилась на сайте ведомства. В операции участвовали около сотни сотрудников внутренних дел – как местных, так и федеральных.
«Хищение более 1500 муниципальных квартир, в том числе предназначенных для нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан и социально незащищенных слоев населения», по данным оперативников, осуществила преступная группа, действовавшая с 2004 года. В ее состав входили бывшие и действующие должностные лица мэрии Новосибирска, а также руководители и работники агентства недвижимости, говорилось в информации МВД.
СХЕМА МОШЕННИЧЕСТВА. ВЕРСИЯ МВД:
Получив от застройщиков квартиры для решения социальных задач города, чиновники управления по жилищным вопросам мэрии, не регистрируя их в Росреестре, передавали в собственность подставных лиц по сделкам купли-продажи. При этом цена реализуемого жилья в среднем искусственно занижалась на 30-50%. Затем данные квартиры выставлялись на продажу по рыночной стоимости через задействованное в схеме агентство недвижимости. Фактическим покупателям права собственности на приобретаемые квартиры передавались по дополнительному соглашению. Разница стоимости недвижимого имущества между рыночной и указанной в первоначальном договоре купли-продажи присваивалась участниками противоправной схемы.
КОММЕНТАРИЙ:
Анатолий Локоть: Мы были в курсе расследования противоправной деятельности организованной группы… >>
Следственными органами было возбуждено уголовное дело по статье «Мошенничество в особо крупном размере», в мэрии и дома у фигурантов дела прошли обыски (по данным пресс-секретаря мэра Новосибирска Артема Скатова, это было весной и летом 2014 года). В МВД сообщили о трех задержанных по этому делу, организатором считается бывший заместитель начальника управления по жилищным вопросам Андрей Гудченко. Кроме того, по данным нескольких источников Сибкрай.ru, в поле зрения сотрудников МВД попала также бывший руководитель указанного управления Светлана Стынина, которая уволилась из муниципалитета после 23 лет службы в сентябре прошлого года (возглавляла управление с 1998 года).
Далее приводим комментарии по этому делу известных общественных деятелей, имена которых Кириллов назвал в числе тех, кто, так или иначе, занимался расследованием мошенничества (цитаты приведены с необходимыми сокращениями).
Алексей Носов, новосибирская Авто-Мото Ассоциация:
«Это разумный итог нашего первого расследования с аферами с жильем для ветеранов Великой Отечественной войны, но просто то, до чего уже руки не дошли. Мы занимались этими вопросами в области, вопрос Новосибирска у нас остался подвешенным. Мы как раз собирались им заниматься в ближайшее время, начиная с апреля, но правоохранительные органы нас, слава богу, опередили. <…> В правоохранительных органах нам говорили каждый раз, что схема уходит очень далеко наверх, и лучше бы нам перестать этим заниматься. На Володю Кириллова восемь раз пытались завести уголовное дело, его вместе с Яшей Новоселовым называли агентами Ми-6, или еще кем, шпионами, в общем. За то, что отстаивали честь дедов и их право на собственность.
Схема на самом деле вся вертелась вокруг одного единственного постановления Виктора Толоконского, которое противоречило федеральному законодательству и позволяло выдачу квартир льготникам не в собственность, как написано в ФЗ, а по соцнайму. Это постановление Юрченко отменил в 2013 году, в мае, по-моему, и всем муниципалитетам выдал постановление вернуть квартиры, выданные по соцнайму, в собственность. Тогда нашими совместными действиями удалось вернуть более тысячи квартир.
<…> Схема там та же самая, на этих квартирах зарабатывали фактически дважды. Первый раз – когда на квартиры заводили деньги в аффилированные строительные организации, а второй – когда деньги заводили в аффилированные агентства недвижимости, сначала им продавая по заниженной стоимости вдвое, а потом перепродавая их по рыночной.
<…> Мы в конце прошлого года проводили круглый стол, мы собрали все материалы расследований, которые так или иначе касаются муниципалитета, и передали их Локтю, потому что ждали от него выполнения его предвыборных обязательств по аудиту. Вот эти полторы тысячи квартир, кстати, и в целом схема незаконная с квартирами для льготников, была там описана.
Нежелание Локтя принимать какие-то меры преступным нельзя назвать, но, наверное, можно будет, если он, как глава муниципального образования, не обратится в суд для компенсации ущерба, который был нанесен городу, то есть, нашей собственности. И момент второй – год юбилейный, годовщина великой Победы. У нас последнее время в новостях и блогах принято говорить о фашистах на Украине. Но при этом мы почему-то забываем о собственных фашистах. Тот, кто украл квартиру у ветерана – самый настоящий фашист, и по-другому его назвать никак нельзя, никак иначе».
Ростислав Антонов, «Гражданский патруль»:
«Все может рассказать только следователь, который этим делом занимается. Мы же – сторонние наблюдатели, здесь можно только предположить. Я могу делать только поверхностные суждения, но, скорее всего, эти квартиры могли и не попадать в жилищный фонд. То есть, они выстроили всю схему так, что квартиры эти реализовывались, минуя официальные каналы. Либо второй вариант – они могли реализовываться через подставные фирмы.
Мне непонятно в этой ситуации одно: как городские власти проглядели такую масштабную аферу? Это не одна и не две квартиры, это полторы тысячи. Это миллиард рублей, которые город просто потерял. И почему столько времени потребовалось, чтобы все вычислить? Получается, полторы тысячи семей, по сути, незаконно приобрели эти квартиры, и нигде не было утечки. Вот в чем вопрос, это же информация, ее не утаишь.
И нужно еще задаться вопросом, почему так мало? Сейчас задержали, получается, троих человек, провели изъятие документов, посмотрели. Но подобная масштабная афера не может осуществляться тремя личностями. Скорее всего, здесь было задействовано достаточно большое количество лиц, чиновников, и не только из этого управления, которое сейчас объявлено крайним. Я рассчитываю, что правоохранительные органы размотают цепочку до конца, и все эти прекрасные лица покажут. Если мы увидим, что всех отпустили, и квартиры не передали тому, кому они предназначены, то, значит, резонанс будет крайне негативный. Я думаю, что надо доводить дело до конца. Конечно, это касается и ветеранского жилья».
Евгений Митрофанов, Фонд защиты прав потребителей:
«Мы давно об этом знали. Я запроса три или четыре в мэрию отправил: а правда ли, что вы продавали квартиры с 2004 года? <…> И мне был ответ, что это несет за собой разглашение персональных данных.
<…> Я понимаю, одна-две квартиры, проданные по заниженной стоимости. Но больше полутора тысяч квартир продано с дисконтом 50%? Это как надо было принимать управление городом, чтобы это не заметить? Это говорит о полной дезорганизации работы органов местного самоуправления уже при новом мэре.
<…> У некоторых детей чиновников по 20 квартир, коммерческая недвижимость у этих сотрудников, с которой они получают доход <…>. Почему это все не арестовано в рамках гражданских обычных процессов?»
Яков Новоселов, Сибирский федеральный центр оздоровительного питания:
«Это было в 2011 году. Мы тогда вместе с Владимиром Кирилловым и рядом коллег разбирались по ветеранскому жилью. Ситуация была следующая – каждому ветерану Москва выделила 1,15 миллиона рублей на приобретение жилья. Соответственно, ветеран имел право приобрести то, что он хотел на эту сумму. И в чем была ситуация? Их стали подписывать не как в собственность, а как договора социального найма. И эти квартиры опять уходили обратно чиновникам в их фонд. В Маслянино даже построили специально под это новые дома и в принудительном порядке заселили. Но в Маслянино столько однокомнатная квартира не стоит. Ту ситуацию нам удалось решить, тогда еще Юрченко (бывший губернатор Новосибирской области Василий Юрченко – прим. ред.) отменил постановление. То же и здесь».