По мнению Константина Антонова, эксперты Фонда развития гражданского общества представили подробный анализ хода электоральной кампании в 30 субъектах Российской Федерации (это рекорд в российской избирательной практике) и предложили сценарии дальнейшего развития ситуации. В докладе анализируется механизм применения и влияния на ход кампании муниципального фильтра, использование административного ресурса, модели поведения региональных элит. Авторы доклада вновь настаивают на том, что выборы должны быть конкурентными, открытыми и легитимными. Избранный губернатор должен обладать не только удостоверением об избрании, выданным избирательной комиссией, но, в первую очередь, доверием граждан, иначе выборы теряюсь практический смысл.
Доклад «Региональные выборы в 2014 году. Сценарии кампаний и прогнозы» был опубликован утром в понедельник, 25 августа. «Выборами решается крайне важный вопрос доверия к государственной власти на уровне субъекта. И поддержка гражданами действий губернатора, который прошел через публичную процедуру выборов, имеет огромное прикладное значение в решении практических вопросов, – отметил в интервью газете «Известия» Константин Костин, глава Фонда развития гражданского общества. – Это, пожалуй, главный аргумент в пользу выборов. Потом опять же, если говорить о развитии демократии, конкуренции, публичная процедура выборов всегда лучше процедуры кулуарной».
В докладе Фонда развития гражданского общества отмечается, что в нынешних выборах принимают участие 136 кандидатов от 24 партий (в прошлом году было 12). Больше всего кандидатов зарегистрировано от партии ЛДПР – 29, на втором месте «Единая Россия» – 28, на третьем идет КПРФ – 24 кандидата. «Превосходство парламентских партий над малыми обусловлено объективно. В этой связи бросается в глаза лишь явное отставание «Справедливой России», которая – по различным причинам – участвует лишь в 17 кампаниях. Что касается малых партий, то среди них особенно выделяются «Патриоты России», у которых семь кандидатов. У «Гражданской платформы» – четыре, у «Зеленых» – три, прочие же смогли выставить и довести до регистрации одного-двух кандидатов. Стоит обратить внимание на то, что ни один кандидат РПР-ПАРНАС и «Яблока» не смог зарегистрироваться», – отметили политологи.
Особенностью выборных кампаний можно назвать то, что в каждом регионе стояла жесткая задача обеспечить открытость, конкурентность и легитимность борьбы за главный пост субъекта Федерации. В связи с этим единороссы помогали своим соперникам пройти муниципальный фильтр, в каких-то случаях заключая коалиционные договоренности или, напротив, не связывая оппозиционеров какими-либо обязательствами.
Между тем, ряд оппозиционных кандидатов смогли пройти фильтр и без помощи «партии власти». Так, например, произошло в республике Алтай – самостоятельно собрал подписи и прошел регистрацию бывший председатель правительства региона Владимир Петров, выдвинутый «Гражданской силой». Но так не смог, хотя был очень близок, кандидат от «Гражданской инициативы» на выборах губернатора Новосибирской области Иван Стариков (он пытается оспорить отказ в регистрации через суд).
«Отдельные врио, желая, видимо, обеспечить себе максимально высокий результат, пробовали «изолировать» кандидатов той же КПРФ, пытались блокировать сбор подписей муниципалов в их поддержку. Эксперты отмечали подобное, к примеру, в Алтайском крае и Самарской области. Но, благодаря своевременному вмешательству федерального центра и «ЕР», и согласию врио губернаторов признать и исправить свои ошибки в этих регионах вновь стали выполняться установки на открытость, конкурентность и легитимность электорального процесса», – говорится в докладе ФоРГО.
«Реальная политическая конкуренция – это борьба сильных кандидатов. Политик, который активно работает в межвыборный период, имеет в регионе известность и поддержку, как правило, в состоянии собрать подписи муниципальных депутатов без всякой помощи. Собственно, и сейчас кандидаты от непарламентских партий Владимир Петров на Алтае («Гражданская сила») и Эрнст Березкин в Якутии («Гражданская платформа») сумели самостоятельно преодолеть муниципальный фильтр, удивив своих оппонентов. Поэтому когда кто-то из уважаемых политиков говорит о непреодолимости муниципального фильтра, это больше говорит о качестве их поддержки, чем о недостатках института», – комментировал ранее Константин Костин.
По мнению экспертов Фонда развития гражданского общества, в Новосибирской области, как и в еще 14 регионах стране, разворачивается референдумный сценарий выборов губернатора – когда победитель гонки уже понятен. «Избиратель на таких выборах голосует, в первую очередь, за или против «готового победителя». Референдумный сценарий может быть следствием фактической безальтернативности, переформатирования выборов из конкурентных в «референдумные» в результате публичных или непубличных договоренностей и/или выбытия сильных кандидатов из-за каких-то неприемлемых нарушений», – отметили в фонде. При таком сценарии исполняющий обязанности губернатора имеет большой «бонус», а также, как правило, поддержку президента.
По другому типу идет борьба за пост в Красноярском крае, где высока вероятность второго тура. На Алтае реальны риски, что исполняющий обязанности руководителя республики Александр Бердников с трудом преодолеет 50-процентную отметку. «В Красноярском крае (в первую очередь – в Красноярске) исторически силен местный патриотизм, который выливается в протест против «варягов». Он, в свою очередь, может конвертироваться в голосование за депутата Законодательного Собрания, последнего председателя Крайисполкома Валерия Сергиенко (КПРФ) и депутата Городского совета Красноярска Ивана Серебрякова («Патриоты России»), которого продвигает авторитетный местный политик и бизнесмен Анатолий Быков. Стоит также отметить, что Виктор Толоконский не стал менять чиновников, ответственных за внутреннюю политику в крае, доставшихся ему в наследство от Льва Кузнецова. Хотя их провалы испортили репутацию экс-губернатора и ускорили его уход. В общем, вероятность второго тура в крае довольно велика», – говорится в опубликованном докладе.
Еще одной особенностью этих выборов является распространение коалиционных договоренностей («кандидаты и политические силы договариваются между собой, чтобы избежать избыточного соперничества и одновременно открывают доступ оппозиционерам к новым властным постам и возможность улучшить позиции к новым выборам»), а также то, что проходят они «в обстановке консолидации подавляющей части российского общества вокруг действующей власти, вокруг президента Владимира Путина». «Новую повестку сформировал ряд важных внешне- и внутриполитических событий, в первую очередь – возвращение Крыма в состав России, события на юго-востоке Украины и беспрецедентные попытки давления на наше государство, предпринятые западными странами. Это обеспечивает кандидатам власти дополнительный электоральный бонус», – говорится в докладе Фонда развития гражданского общества.
Политологи не прогнозируют высокую явку на выборах губернаторов, и в большой степени это касается Новосибирской области. Константин Костин по этому поводу говорит о «кризисе участия граждан в электоральных процедурах». «Это проблема современных демократий. На выборах мэра Нью-Йорка явка была 18%, а если вы посмотрите на губернаторские выборы в США за последние два года, то там явка в большинстве случаев была не выше 35%, – отметил эксперт. – Если есть определенный консенсус, а людей все устраивает, они уверены в победе своего кандидата, то зачем тратить свободное время, приходя на избирательные участки. Но и острая конкуренция на выборах, кстати, не всегда ведет к повышению активности избирателей. Явка – многофакторное явление, и каждый конкретный случай надо рассматривать отдельно. В целом для региональных выборов явка от 30 до 40% является абсолютно нормальной. Чтобы радикально изменить ситуацию, есть другие меры. Например, в ряде стран за неучастие в голосовании граждан штрафуют. Но я не уверен, что эта идея будет пользоваться в России поддержкой».