Для принятия решения о ликвидации второго тура на выборах мэра городским депутатам нужно было набрать две трети голосов. 27 народных избранников должны были поддержать этот проект. После краткого и откровенно скучного обсуждения председатель горсовета Надежда Болтенко поставила вопрос на голосование. Итоги голосование неожиданностей не принесли: 27 «за», шестеро «против» и один воздержался.
Было понятно, что и при голосовании во втором чтении проект наберет столько же голосов. Однако когда на экране появились итоги голосования, в зале на некоторое время возникла тишина: «за» проголосовало не 27, как в первом чтении, а 25 депутатов при одном «против» и семи воздержавшихся. По всему выходило, что второй тур остается.
Однако кто-то предположил, что возникла техническая ошибка, а депутат Николай Тямин увещевал депутатов, которые «не со всей ответственностью относятся к голосованию», жмут не те кнопки или вообще забывают проголосовать. Тогда Надежда Болтенко предложила провести повторное голосование. Ее предложение не вызвало возражений. При повторном голосовании «ошибка» была исправлена.
Перед голосованием депутаты-коммунисты попытались отговорить своих коллег от внесения изменений в устав города. Ринат Сулейманов ссылался на публичные слушания, которые прошли в конце августа: «Я не помню, чтобы хоть один вопрос вызвал бы такую реакцию в обществе. Публичные слушания были очень эмоциональными, и граждане высказались против отмены второго тура. Избирательное законодательство постоянно меняется под влиянием политической конъюнктуры. Вот и сейчас Госдума хочет принять закон, что по партийным спискам будет формировать только четверть состава депутатов. Люди не верят в справедливость выборов и оттого не ходят голосовать. И эта поправка, в случае ее принятия, приведет к снижению легитимности власти. В западной политологии есть такое понятие – «порог легитимности», когда власть выбирают 30% избирателей. Ниже некуда, а у нас на выборы стало приходить по 12%. Это не легитимность!»
Ему возразил заместитель председателя Горсовета, единорос Дмитрий Асанцев, который уверен, что явка избирателей снижается по другой причине: «Всегда во втором туре явка избирателей ниже, чем в первом. Вот мы отменили порог явки, а политическая культура людей за эти годы так и не выросла. А легитимность – это вообще спорный вопрос, это кто как смотрит. Выборы в один тур не менее демократичные».
В традиционное противостояние единоросов с коммунистами вмешался «независимый» депутат Александр Люлько, который обратил внимание на то, что первый тур всегда проходит эмоционально, поэтому возможны и ошибки с выбором. «Это с выбором депутата можно ошибиться, а вот с мэром – никак нельзя. Ведь в его руках огромная власть и ресурсы», – указал он.
На второй тур голосования приходит меньше избирателей, поэтому объективности ждать не приходится, настаивал депутат-единорос Сергей Бондаренко. А Игорь Кудин в очередной раз посоветовал оппозиции выставлять сильного кандидата и выигрывать в первом туре.
Единоросы хоть и продавили принятие поправки, однако им пришлось признать, что они остались в меньшинстве. Надежда Болтенко объявила перед голосованием, что к городским депутатам обратились руководители региональных отделений шести партий с просьбой не принимать поправку, а группа граждан даже обратилась в суд, чтобы признать прошедшие в августе публичные слушания недействительными.
Коммунисты и яблочники попытались воздействовать на депутатов и в день голосования, выставив пикеты возле мэрии и на площади мэрии.