Стас Захаркин специально для Сибкрай.ru
Говорят, что нынешнее общество до крайности атомизировано. Люди отчуждены друг от друга, никому нет дела до беды своего ближнего. Если это так, то, наверное, социальные сети появились для спасения мира. Именно благодаря им почти полгода назад я наткнулся на Катю Соснову.
Девушка подошла в метро к бабушке, просящей милостыню. Бабушка оказалась 89-летней пенсионеркой, бывшей учительницей и ветераном труда. Ее обманул собственный внук: отнял квартиру и купил ей билет до Новосибирска, предложив пожить у новосибирского родственника. В социальных сетях Катя тогда просила откликнуться всех неравнодушных новосибирцев. Так я на нее и вышел.
Помогал Кате распространять информацию, собирать вещи и привлекать внимание к проблеме новосибирских властей. Тогда паре десятков неравнодушных волонтеров удалось собрать бабушке какую-никакую мебель (до этого она спала на полу) и элементарно обеспечить ее продуктами питания. Больше пенсионерка милостыню не просит.
И вот неделю назад Катя наткнулась на другого одинокого старика, 85-летнего Закира Закировича, который все последние годы работал дворником, пока зрение совсем подводить не стало. Катя снова попросила всех неравнодушных помочь. Вновь появилась небольшая «команда по спасению дедушки». Поначалу дело казалось несложным. Квартира у старика была. Надо было лишь помочь с ремонтом, едой, одеждой.
После обращения в мэрию, социальные службы Новосибирска согласились помочь. Но постепенно начинали появляться подозрительные подробности. Дедушка рассказал про некоего Михаила, который недавно поставил пенсионеру новую дверь. Иногда Михаил к дедушке заходит, навещает его. Об этом же поведали и соседи. Однако от визитов мужчины благосостояние пенсионера лучше не становилось.
Среди неравнодушных новосибирцев, помогающих Кате, был юрист (он не хочет афишировать свою фамилию). Волонтеры решили «пробить» информацию, касающуюся дедушки и его квартиры. У юриста, по случайности, оказались знакомые в МВД, которые неофициально смогли предоставить информацию, касающуюся квартиры дедушки. И тут уже началось самое интересное.
Согласно данным единого государственного реестра прав на недвижимое имущество квартира дедушке уже давно не принадлежит. 16 сентября 2010 года Михаил Шальнов (тот, который дедушку и навещал) помог ему приватизировать недвижимость. Оформил собственником, помимо пенсионера, он еще и себя любимого. 11 августа 2011 года, согласно информации, которую смогут подтвердить только сотрудники силовых структур, квартира была продана некому Лифанскому Вадиму Евгеньевичу. По крайней мере, именно ему согласно общедоступной уже информации она принадлежит.
По другим данным, полученным юристом, на Лифанского оформлено еще более двух десятков квартир. А еще он попеременно являлся собственником нескольких «некоммерческих социальных служб» и совладельцем агентств недвижимости.
Информация получена. Было непонятно, что с ней теперь делать. Логично, что нужно подавать заявление в прокуратуру. Но владелец десятков квартир легко мог повлиять на исход дела. А еще, помимо прочего, постараться испортить жизнь чрезмерно инициативным молодым волонтерам.
Наше поколение привыкло обо всем писать в Сеть. Многие мои знакомые пишут в «ВКонтакте» или Twitter буквально о каждом своем шаге. Придание имеющейся информации огласке могло привлечь журналистов, да и вообще неравнодушных людей, которые могли подсказать, что и как делать дальше. Ведь, в конце концов, именно в социальных сетях сегодня активные люди находят друг друга, объединяются и вместе делают общее дело. Возможно, придавать огласке «неофициальные данные» было опрометчиво, но более хорошей идеи на ум не приходило.
Со дня написания «клича в Сети» не прошло и двух суток, а он набрал уже почти 7 тысяч перепостов. Как я и ожидал, после написания поста вкладка «мои сообщения» начала разрываться от сотен писем.
Катя нашла людей, которые готовы посидеть с дедушкой. Для старика собирается одежда. Нам пришло на помощь несколько юристов. Они не прочь помочь в написании заявления в прокуратуру и Следственный комитет. Они же и помогают получить нужные данные.
Так, информация о том, что Лифанский до 2011 года одновременно являлся собственником нескольких служб помощи обездоленным и был совладельцем агентства недвижимости уже официально подтверждена через Единый государственный реестр юридических лиц. Отправлен и официальный запрос в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество для того, чтобы подтвердить нынешнего собственника квартиры, в которой десятилетиями жил дедушка. Ответ должен придти до 20 февраля. К сожалению, доступ к остальной информации в нашей стране имеют только силовики. И только они могут подтвердить ее официально.
С таким бодрым стартом, с помощью десятков и десятков неравнодушных людей уже кажется, что ничего невозможного нет. Авось, и удастся помочь дедушке…