Лента новостей

Все новости

Популярное

Новосибирские специалисты не исключают, что разбившийся в Индонезии «Суперджет» стал жертвой диверсии

 

Новосибирские специалисты не исключают, что разбившийся в Индонезии «Суперджет» стал жертвой диверсии

Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. С.А. Чаплыгина – один из крупнейших в России научно-исследовательский и испытательный авиационный центр, предназначенный для проведения исследований и практических испытаний в области аэродинамики, прочности летательных аппаратов. Экспериментальная база СибНИА позволяет проводить статические, усталостные и динамические испытания конструкций летательных аппаратов, агрегатов и фрагментов конструкций, аэродинамические исследования по разработке облика перспективных самолётов, а также летные испытания. С 2008 года в СибНИА ведутся ресурсные испытания регионального пассажирского самолёта SSJ-100 («Суперджет-100»).

– Владимир Евгеньевич, один из главных вопросов, который сейчас задают многие: почему диспетчер разрешил пилоту снижение, хотя в той ситуации это было недопустимо?
– Это сложный вопрос. Роль диспетчера в большинстве стран сегодня информативна: он только сообщает нужные сведения, а решение принимает командир воздушного судна. Возможно, и здесь диспетчер рассчитывал, что летчик сам решит, как ему поступить. Но экипаж мог быть дезориентирован показаниями бортовой электронной системы, а в этом случае единственным источником объективной информации являлся именно диспетчер, который обязан был предупредить об опасности.
– Если так, что могло случиться с электронной системой? В сообщениях о трагедии постоянно подчеркивалось, что самолет был буквально напичкан суперсовременной электроникой.
– Даже самая современная электроника может отказать. Можно вспомнить катастрофу аэробуса А-330 компании «Air France» в 2009 году – тот самолет тоже был оснащен самой современной электроникой, но потерпел крушение из-за выхода из строя датчиков скорости. В случае с «Суперджетом» тоже мог быть сбой. Александр Яблонцев – один из самых опытных в России летчиков-испытателей. Думаю, он не мог допустить ошибки. То, что произошло, похоже на действия самоубийцы, которым он совершенно точно быть не мог. Но из-за сбоя аппаратуры у экипажа могло возникнуть неверное представление о высоте, и самолет оказался в месте, где снижаться нельзя. А диспетчер не препятствовал снижению.
– Есть версии, что электронике, мягко говоря, могли «помочь» выйти из строя.
– Этот вариант тоже нельзя исключать. Нечто подобное было в 70-е годы прошлого века, когда в одной из стран третьего мира разбился наш Ту-134, в сложных условиях заходивший на посадку. Позже выяснилось, что на ближайшей горе была установлена радиостанция, настроенная на частоту аэродрома. С ее помощью пилоты были дезинформированы, и самолет врезался в гору. Сегодня технических возможностей вывести приборы из строя намного больше. Конечно, я не утверждаю, что такой факт имел место, но теоретически вполне возможно, что была какая-то наводка. Спутниковая навигационная система в определенных местах просто зависает. Так что все может быть. Надеюсь, что «черные ящики» будут найдены, и расшифровка переговоров летчиков поможет восстановить события, после чего уже можно будет делать более определенные выводы.
– Как вы считаете, насколько сильно ударит эта катастрофа по престижу российского авиапрома?
– То, что произошло – трагическая случайность. Самолеты RRJ (SSJ 100, или «Суперджет-100 – сертификационное название семейства самолётов RRJ – Russian Regional Jet. Прим. ред.) очень надежны, качественны и конкурентоспособны. Это самая передовая на сегодня наша разработка в этой области. Поэтому прежде чем делать прогнозы, надо получить ответ на вопрос, почему произошла катастрофа.

Корреспонденту Сибкрай.ru удалось побеседовать еще с одним новосибирским специалистом в сфере авиации, не понаслышке знакомым с самолетом «Суперджет-100». На условиях анонимности он поделился своим мнением по поводу катастрофы:
– Может быть две очевидных причины трагедии: ошибка экипажа, что, на мой взгляд, маловероятно, так как Яблонцев – пилот с колоссальным опытом, и вторая возможная причина – отказ бортового оборудования. Я, конечно, ничего не могу утверждать, но я не исключаю, что на оборудование было произведено постороннее воздействие. Кому-то вполне могло оказаться не по душе наше продвижение на рынок ближнемагистральных самолетов, где существует жесточайшая конкуренция. Технические возможности сегодня таковы, что если с помощью специального оборудования воздействовать на бортовой комплекс, показания приборов будут сбиваться. Допустим, прибор показывает, что высота составляет три тысячи метров, а в реальности она намного меньше. Что там было в действительности, точно можно будет сказать только после расшифровки «черных ящиков».
И еще один момент, который касается бортовой электроники: как вы знаете, ее разработкой и изготовлением занимались не в России. В связи с этим я могу привести пример: когда страны Запада поставляли зенитно-ракетные комплексы в Ирак или Ливию, в них ставили так называемые закладки, которые в нужный момент – например, при обострении отношений – можно привести в действие со спутника и вывести оружие из строя. Нельзя полностью исключить нечто подобное и в случае с «Суперджетом». Я надеюсь, что в расследовании примут активное участие и наши спецслужбы, которые помогут выявить или, напротив, полностью исключить факт диверсии.
Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. С.А. Чаплыгина – один из крупнейших в России научно-исследовательский и испытательный авиационный центр, предназначенный для проведения исследований и практических испытаний в области аэродинамики, прочности летательных аппаратов. Экспериментальная база СибНИА позволяет проводить статические, усталостные и динамические испытания конструкций летательных аппаратов, агрегатов и фрагментов конструкций, аэродинамические исследования по разработке облика перспективных самолётов, а также летные испытания. С 2008 года в СибНИА ведутся ресурсные испытания регионального пассажирского самолёта SSJ-100 («Суперджет-100»).

– Владимир Евгеньевич, один из главных вопросов, который сейчас задают многие: почему диспетчер разрешил пилоту снижение, хотя в той ситуации это было недопустимо?
– Это сложный вопрос. Роль диспетчера в большинстве стран сегодня информативна: он только сообщает нужные сведения, а решение принимает командир воздушного судна. Возможно, и здесь диспетчер рассчитывал, что летчик сам решит, как ему поступить. Но экипаж мог быть дезориентирован показаниями бортовой электронной системы, а в этом случае единственным источником объективной информации являлся именно диспетчер, который обязан был предупредить об опасности.
– Если так, что могло случиться с электронной системой? В сообщениях о трагедии постоянно подчеркивалось, что самолет был буквально напичкан суперсовременной электроникой.
– Даже самая современная электроника может отказать. Можно вспомнить катастрофу аэробуса А-330 компании «Air France» в 2009 году – тот самолет тоже был оснащен самой современной электроникой, но потерпел крушение из-за выхода из строя датчиков скорости. В случае с «Суперджетом» тоже мог быть сбой. Александр Яблонцев – один из самых опытных в России летчиков-испытателей. Думаю, он не мог допустить ошибки. То, что произошло, похоже на действия самоубийцы, которым он совершенно точно быть не мог. Но из-за сбоя аппаратуры у экипажа могло возникнуть неверное представление о высоте, и самолет оказался в месте, где снижаться нельзя. А диспетчер не препятствовал снижению.
– Есть версии, что электронике, мягко говоря, могли «помочь» выйти из строя.
– Этот вариант тоже нельзя исключать. Нечто подобное было в 70-е годы прошлого века, когда в одной из стран третьего мира разбился наш Ту-134, в сложных условиях заходивший на посадку. Позже выяснилось, что на ближайшей горе была установлена радиостанция, настроенная на частоту аэродрома. С ее помощью пилоты были дезинформированы, и самолет врезался в гору. Сегодня технических возможностей вывести приборы из строя намного больше. Конечно, я не утверждаю, что такой факт имел место, но теоретически вполне возможно, что была какая-то наводка. Спутниковая навигационная система в определенных местах просто зависает. Так что все может быть. Надеюсь, что «черные ящики» будут найдены, и расшифровка переговоров летчиков поможет восстановить события, после чего уже можно будет делать более определенные выводы.
– Как вы считаете, насколько сильно ударит эта катастрофа по престижу российского авиапрома?
– То, что произошло – трагическая случайность. Самолеты RRJ (SSJ 100, или «Суперджет-100 – сертификационное название семейства самолётов RRJ – Russian Regional Jet. Прим. ред.) очень надежны, качественны и конкурентоспособны. Это самая передовая на сегодня наша разработка в этой области. Поэтому прежде чем делать прогнозы, надо получить ответ на вопрос, почему произошла катастрофа.

Корреспонденту Сибкрай.ru удалось побеседовать еще с одним новосибирским специалистом в сфере авиации, не понаслышке знакомым с самолетом «Суперджет-100». На условиях анонимности он поделился своим мнением по поводу катастрофы:
– Может быть две очевидных причины трагедии: ошибка экипажа, что, на мой взгляд, маловероятно, так как Яблонцев – пилот с колоссальным опытом, и вторая возможная причина – отказ бортового оборудования. Я, конечно, ничего не могу утверждать, но я не исключаю, что на оборудование было произведено постороннее воздействие. Кому-то вполне могло оказаться не по душе наше продвижение на рынок ближнемагистральных самолетов, где существует жесточайшая конкуренция. Технические возможности сегодня таковы, что если с помощью специального оборудования воздействовать на бортовой комплекс, показания приборов будут сбиваться. Допустим, прибор показывает, что высота составляет три тысячи метров, а в реальности она намного меньше. Что там было в действительности, точно можно будет сказать только после расшифровки «черных ящиков».
И еще один момент, который касается бортовой электроники: как вы знаете, ее разработкой и изготовлением занимались не в России. В связи с этим я могу привести пример: когда страны Запада поставляли зенитно-ракетные комплексы в Ирак или Ливию, в них ставили так называемые закладки, которые в нужный момент – например, при обострении отношений – можно привести в действие со спутника и вывести оружие из строя. Нельзя полностью исключить нечто подобное и в случае с «Суперджетом». Я надеюсь, что в расследовании примут активное участие и наши спецслужбы, которые помогут выявить или, напротив, полностью исключить факт диверсии.

Новости партнеров

В России и мире

Как ведет себя человек, который сам себе является злейшим врагом: тревожные признаки
Самые лучшие рецепты побелки для ваших деревьев: обеспечьте здоровье безопасность сада на зиму
Таблетки глицина – эффективный ноотроп или бесполезная пустышка?
Для женщин этих знаков Зодиака главные цели в жизни – выйти замуж и создать крепкую семью
Никогда не поднимайте на улице эти вещи! В противном случае – никогда не избавитесь от бед и страданий
Российские войска вошли на окраины Угледара, началась битва за город
Популярная еда, которая вызывает деградацию мозга и отупение
Хронология «укоренения» полезных привычек: делайте эти простые шаги к кардинальным переменам в жизни
Три шага к разжижению крови: делайте так, и никогда не столкнетесь с тромбами
Тип женщины по дате рождения: заботливая хозяйка или бессердечная красотка