Лента новостей

Все новости

Популярное

Владимир Никонов: Одаренность требует инвестиций

 

Владимир Никонов: Одаренность требует инвестиций

База для креативности

Экономика знаний, построение которой сегодня является одним из стратегических приоритетов государственной политики, требует соответствующего кадрового обеспечения – творческих, инновационного мыслящих людей, тех, кого принято называть креативным классом. И особую роль в формировании этого класса играет работа с одаренными детьми и талантливой учащейся молодежью.

Практика организации такой работы в нашей области существует с 60-х годов прошлого века. Ее особенностью стала интеграция академической науки, высшей школы, общего и дополнительного образования. Ключевым элементом складывающейся системы стало олимпиадное движение, а кроме того создание таких организаций, как Клуб юных техников (КЮТ) и физматшкола-интернат имени академика Лаврентьева для одаренных учащихся из сельских и отдаленных районов Сибири, Дальнего Востока и республик Средней Азии.

По замыслу М.А. Лаврентьева, такая система обеспечивала преемственность в подготовке научных и инженерных кадров для Сибирского отделения Академии наук.

Опыт создания образовательных комплексов в Новосибирской области был использован в сфере физической культуры и спорта, музыкального искусства. Так, например, далеко за пределами региона известны воспитанники Специальной музыкальной школы (колледжа) при Новосибирской консерватории Вадим Репин, Максим Венгеров и другие.

В дальнейшем широко применялись и применяются сейчас такие формы работы с талантливой молодежью, как олимпиады и конкурсы, фестивали и соревнования, каникулярные школы и профильные смены, адресная поддержка одаренных детей, а также обучение в общеобразовательных учреждениях, имеющих статус лицеев, гимназий, профильных школ с углубленным изучением отдельных предметов.

Развивается и организационная инфраструктура работы с одаренными детьми и талантливой учащейся молодежью. По программам, ориентированным на создание условий для развития интеллектуальной, предметной одаренности, сегодня работают 60 ДОУ – Центров развития ребенка, 21 гимназия, 23 лицея, 20 школ с углубленным изучением предметов, в том числе 31 учреждение со специализированными классами математического и естественнонаучного направлений, а также Специализированный учебно-научный центр НГУ (ранее – физматшкола).

Действуют такие программы и в системе профобразования - в частности в 41 учреждении начального профессионального образования, 28 учреждениях среднего профессионального образования, 43 вузах и вузовских филиалах

В Новосибирской области в сфере культуры работают 91 муниципальное учреждение дополнительного образования детей (музыкальные, художественные школы и школы искусств); 4 государственных образовательных учреждения среднего и высшего профессионального образования (музыкальное и художественное училища, колледж культуры и искусств, театральный институт); 3 федеральных образовательных учреждения профессионального образования – консерватория им. М.И. Глинки, хореографический колледж, Новосибирская музыкальная школа (колледж).

В сфере физической культуры и спорта работают 92 учреждения спортивной направленности.

Система дополнительного образования детей в Новосибирской области включает 279 учреждений, в частности 138 муниципальных учреждений и 4 областных центра, в том числе Центр «ДИО-ГЕН» (по работе с одаренными детьми). Система культуры включает 96 учреждений, департамент физической культуры и спорта – 11 учреждений и управление по делам молодежи – 30 учреждений.

Спорт против техники?

Но помимо успехов в этой сфере есть и проблемы, требующие решения. И первая из них – это проблема координации усилий различных ведомств, уровней власти и субъектов образовательной деятельности в сфере работы с одаренными детьми, а значит – слабое обеспечение преемственности и последовательности в выявлении, развитии, сопровождении и поддержке юных талантов на различных уровнях образовательной системы.

Отсюда следуют и неэффективное использование имеющихся ресурсов при многообразии программ, проектов и мероприятий, и диспропорции в развитии разных направлений. Так, отмечено преобладание спортивного (33 %) и художественного направлений (33 %) над техническим (4%), спортивно-техническим (3%), эколого-биологическим (4%). Остальные 23 % распределяются между культурологическим, туристско-краеведческим и другими направлениями. Кроме того 85 % мероприятий направлено на выявление детской одаренности, и только оставшиеся 15% - на ее на развитие.

Еще одна проблема, о которой нельзя не сказать, - это снижение охвата детей программами дополнительного образования – на 16,3 % за четыре последних года. Кроме того, снижается и качество ресурсной базы дополнительного образования. Прежде всего, страдают наиболее затратные виды программ – спортивно-технические, технические, научно-исследовательские.

И наконец, третья проблема – это острый дефицит компетентных педагогических кадров, работающих с одаренными детьми и талантливой учащейся молодежью на всех уровнях образования. По результатам мониторинга, учителя более чем половины районов Новосибирской области не получали специальной подготовки на курсах повышения квалификации в направлении развития и поддержки детской одаренности. Не ведется системной работы по повышению психолого-педагогических компетенций педагогов, педагогов-психологов, тьюторов. Недостаточны механизмы, стимулирующие педагогов к профессиональному и личностному развитию по вопросам обучения и сопровождения одаренных детей и талантливой учащейся молодежи

Для эффективного решения всех этих проблем министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области совместно с министерством труда, занятости и трудовых ресурсов, министерством культуры, департаментом физической культуры и спорта, управлением по делам молодежи предлагает разработать долгосрочную целевую программу «Выявление и поддержка одаренных детей и талантливой учащейся молодежи в Новосибирской области на 2013 – 2017 годы».

Цель программы – создание в регионе условий для выявления, развития, поддержки и сопровождения одаренных детей и молодежи в разных сферах деятельности.

В задачи Программы входит развитие соответствующей инфраструктуры и совершенствование правовых, организационных, методических, психолого-педагогических и материально-технических условий для работы с одаренными детьми, совершенствование системы мероприятий, направленных на эти цели, и наконец – организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, работающих с талантливой молодежью.

Таланты и наставники: поддержим и научим

В рамках решения этих задач запланировано создание региональных, межмуниципальных и муниципальных ресурсных центров для разработки и реализации комплексной программы выявления, развития и сопровождения одаренных детей, привлечение к решению этой задачи научно-исследовательского и технического потенциала высшей школы, материально-техническое обеспечение ресурсных центров и учреждений общего и дополнительного образования робототехникой, цифровыми лабораториями, комплектами станков для научно-технического творчества, музыкальными инструментами, спортивным оборудованием и т.д.

Будет продолжена и расширена работа по подготовке и проведению мероприятий, направленных на выявление и развитие молодых талантов в разных сферах и на разных ступенях образования (олимпиады, конкурсы, каникулярные школы, профильные смены, фестивали, турниры, другие мероприятия); обеспечению участия наших юных талантов в мероприятиях всероссийского и международного уровней. Будет развиваться система поддержки и поощрения молодых талантов и специалистов, работающих с ними, в частности – система региональных именных стипендий, премий, грантов, а также система адресной поддержки, психолого-педагогического, тьюторского сопровождения молодых талантов, консультирование, просвещение родителей в работе с одаренными детьми.

Что касается подготовки педагогов и специалистов соответствующего профиля, то мы планируем сформировать целую систему их обучения, повышения компетентности в сфере выявления и развития одаренности; внедрения нового опыта в практику работы учреждений общего и дополнительного образования, разработки и реализации блочно-модульных программ повышения психолого-педагогических компетенций педагогических работников по вопросам обучения и сопровождения одаренных детей и талантливой учащейся молодежи. Плюс к тому запланированы различные формы поддержки педагогических работников, наставников и учреждений, осуществляющих подготовку победителей и призёров интеллектуальных, творческих и спортивных состязаний.

Всего объем предполагаемого финансирования по программе с 2013 по 2017 годы составляет 1 272 267,8 тысячи рублей.

В результате, предполагается, что к концу 2017 года в области будет создано 10 региональных, межмуниципальных и муниципальных ресурсных центров развития и поддержки одаренных детей и талантливой учащейся молодежи. Доля детей, получающих услуги в специализированных учебных учреждениях, направленных на развитие, поддержку и сопровождение одаренности, должна увеличиться с 1 до 5 процентов от общего числа учащихся Новосибирской области.

Доля детей, участвующих в региональных мероприятиях, направленных на выявление, развитие и сопровождение одаренности, должна вырасти с 70 до 85 процентов, а тех, кто участвует в таких же мероприятиях всероссийского и международного уровней – с 10 до 12 процентов.

Доля школьников, занятых в системе дополнительного образования, к концу 2017 года увеличится с нынешних 70 до 84 процентов. На треть должна вырасти доля детей, занимающихся в системе дополнительного образования по техническим, математическим и естественнонаучным направлениям, (с 8,5 процентов в 2012-м до 11 процентов в 2017 году).

Количество педагогических работников, повысивших квалификацию по работе с одаренными детьми и талантливой учащейся молодежью, должно к концу 2017 года составить 600 человек (для сравнения: в 2012 году – 30 человек).

Также будут созданы:

- эффективная система образования, обеспечивающая условия для обучения, воспитания, развития способностей всех детей и учащейся молодёжи, в различных сферах деятельности, их дальнейшей самореализации, независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи;

- система повышения профессионального мастерства учителей и наставников;

- обеспечено высокое качество содержания образовательных программ, учитывающих индивидуальные траектории развития одаренности детей и молодежи в сфере образования, культуры и спорта;

- условия внедрения и широкого использования современных средств обучения в практику реализации образовательных программ, направленных на развитие одаренности.

База для креативности

Экономика знаний, построение которой сегодня является одним из стратегических приоритетов государственной политики, требует соответствующего кадрового обеспечения – творческих, инновационного мыслящих людей, тех, кого принято называть креативным классом. И особую роль в формировании этого класса играет работа с одаренными детьми и талантливой учащейся молодежью.

Практика организации такой работы в нашей области существует с 60-х годов прошлого века. Ее особенностью стала интеграция академической науки, высшей школы, общего и дополнительного образования. Ключевым элементом складывающейся системы стало олимпиадное движение, а кроме того создание таких организаций, как Клуб юных техников (КЮТ) и физматшкола-интернат имени академика Лаврентьева для одаренных учащихся из сельских и отдаленных районов Сибири, Дальнего Востока и республик Средней Азии.

По замыслу М.А. Лаврентьева, такая система обеспечивала преемственность в подготовке научных и инженерных кадров для Сибирского отделения Академии наук.

Опыт создания образовательных комплексов в Новосибирской области был использован в сфере физической культуры и спорта, музыкального искусства. Так, например, далеко за пределами региона известны воспитанники Специальной музыкальной школы (колледжа) при Новосибирской консерватории Вадим Репин, Максим Венгеров и другие.

В дальнейшем широко применялись и применяются сейчас такие формы работы с талантливой молодежью, как олимпиады и конкурсы, фестивали и соревнования, каникулярные школы и профильные смены, адресная поддержка одаренных детей, а также обучение в общеобразовательных учреждениях, имеющих статус лицеев, гимназий, профильных школ с углубленным изучением отдельных предметов.

Развивается и организационная инфраструктура работы с одаренными детьми и талантливой учащейся молодежью. По программам, ориентированным на создание условий для развития интеллектуальной, предметной одаренности, сегодня работают 60 ДОУ – Центров развития ребенка, 21 гимназия, 23 лицея, 20 школ с углубленным изучением предметов, в том числе 31 учреждение со специализированными классами математического и естественнонаучного направлений, а также Специализированный учебно-научный центр НГУ (ранее – физматшкола).

Действуют такие программы и в системе профобразования - в частности в 41 учреждении начального профессионального образования, 28 учреждениях среднего профессионального образования, 43 вузах и вузовских филиалах

В Новосибирской области в сфере культуры работают 91 муниципальное учреждение дополнительного образования детей (музыкальные, художественные школы и школы искусств); 4 государственных образовательных учреждения среднего и высшего профессионального образования (музыкальное и художественное училища, колледж культуры и искусств, театральный институт); 3 федеральных образовательных учреждения профессионального образования – консерватория им. М.И. Глинки, хореографический колледж, Новосибирская музыкальная школа (колледж).

В сфере физической культуры и спорта работают 92 учреждения спортивной направленности.

Система дополнительного образования детей в Новосибирской области включает 279 учреждений, в частности 138 муниципальных учреждений и 4 областных центра, в том числе Центр «ДИО-ГЕН» (по работе с одаренными детьми). Система культуры включает 96 учреждений, департамент физической культуры и спорта – 11 учреждений и управление по делам молодежи – 30 учреждений.

Спорт против техники?

Но помимо успехов в этой сфере есть и проблемы, требующие решения. И первая из них – это проблема координации усилий различных ведомств, уровней власти и субъектов образовательной деятельности в сфере работы с одаренными детьми, а значит – слабое обеспечение преемственности и последовательности в выявлении, развитии, сопровождении и поддержке юных талантов на различных уровнях образовательной системы.

Отсюда следуют и неэффективное использование имеющихся ресурсов при многообразии программ, проектов и мероприятий, и диспропорции в развитии разных направлений. Так, отмечено преобладание спортивного (33 %) и художественного направлений (33 %) над техническим (4%), спортивно-техническим (3%), эколого-биологическим (4%). Остальные 23 % распределяются между культурологическим, туристско-краеведческим и другими направлениями. Кроме того 85 % мероприятий направлено на выявление детской одаренности, и только оставшиеся 15% - на ее на развитие.

Еще одна проблема, о которой нельзя не сказать, - это снижение охвата детей программами дополнительного образования – на 16,3 % за четыре последних года. Кроме того, снижается и качество ресурсной базы дополнительного образования. Прежде всего, страдают наиболее затратные виды программ – спортивно-технические, технические, научно-исследовательские.

И наконец, третья проблема – это острый дефицит компетентных педагогических кадров, работающих с одаренными детьми и талантливой учащейся молодежью на всех уровнях образования. По результатам мониторинга, учителя более чем половины районов Новосибирской области не получали специальной подготовки на курсах повышения квалификации в направлении развития и поддержки детской одаренности. Не ведется системной работы по повышению психолого-педагогических компетенций педагогов, педагогов-психологов, тьюторов. Недостаточны механизмы, стимулирующие педагогов к профессиональному и личностному развитию по вопросам обучения и сопровождения одаренных детей и талантливой учащейся молодежи

Для эффективного решения всех этих проблем министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области совместно с министерством труда, занятости и трудовых ресурсов, министерством культуры, департаментом физической культуры и спорта, управлением по делам молодежи предлагает разработать долгосрочную целевую программу «Выявление и поддержка одаренных детей и талантливой учащейся молодежи в Новосибирской области на 2013 – 2017 годы».

Цель программы – создание в регионе условий для выявления, развития, поддержки и сопровождения одаренных детей и молодежи в разных сферах деятельности.

В задачи Программы входит развитие соответствующей инфраструктуры и совершенствование правовых, организационных, методических, психолого-педагогических и материально-технических условий для работы с одаренными детьми, совершенствование системы мероприятий, направленных на эти цели, и наконец – организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, работающих с талантливой молодежью.

Таланты и наставники: поддержим и научим

В рамках решения этих задач запланировано создание региональных, межмуниципальных и муниципальных ресурсных центров для разработки и реализации комплексной программы выявления, развития и сопровождения одаренных детей, привлечение к решению этой задачи научно-исследовательского и технического потенциала высшей школы, материально-техническое обеспечение ресурсных центров и учреждений общего и дополнительного образования робототехникой, цифровыми лабораториями, комплектами станков для научно-технического творчества, музыкальными инструментами, спортивным оборудованием и т.д.

Будет продолжена и расширена работа по подготовке и проведению мероприятий, направленных на выявление и развитие молодых талантов в разных сферах и на разных ступенях образования (олимпиады, конкурсы, каникулярные школы, профильные смены, фестивали, турниры, другие мероприятия); обеспечению участия наших юных талантов в мероприятиях всероссийского и международного уровней. Будет развиваться система поддержки и поощрения молодых талантов и специалистов, работающих с ними, в частности – система региональных именных стипендий, премий, грантов, а также система адресной поддержки, психолого-педагогического, тьюторского сопровождения молодых талантов, консультирование, просвещение родителей в работе с одаренными детьми.

Что касается подготовки педагогов и специалистов соответствующего профиля, то мы планируем сформировать целую систему их обучения, повышения компетентности в сфере выявления и развития одаренности; внедрения нового опыта в практику работы учреждений общего и дополнительного образования, разработки и реализации блочно-модульных программ повышения психолого-педагогических компетенций педагогических работников по вопросам обучения и сопровождения одаренных детей и талантливой учащейся молодежи. Плюс к тому запланированы различные формы поддержки педагогических работников, наставников и учреждений, осуществляющих подготовку победителей и призёров интеллектуальных, творческих и спортивных состязаний.

Всего объем предполагаемого финансирования по программе с 2013 по 2017 годы составляет 1 272 267,8 тысячи рублей.

В результате, предполагается, что к концу 2017 года в области будет создано 10 региональных, межмуниципальных и муниципальных ресурсных центров развития и поддержки одаренных детей и талантливой учащейся молодежи. Доля детей, получающих услуги в специализированных учебных учреждениях, направленных на развитие, поддержку и сопровождение одаренности, должна увеличиться с 1 до 5 процентов от общего числа учащихся Новосибирской области.

Доля детей, участвующих в региональных мероприятиях, направленных на выявление, развитие и сопровождение одаренности, должна вырасти с 70 до 85 процентов, а тех, кто участвует в таких же мероприятиях всероссийского и международного уровней – с 10 до 12 процентов.

Доля школьников, занятых в системе дополнительного образования, к концу 2017 года увеличится с нынешних 70 до 84 процентов. На треть должна вырасти доля детей, занимающихся в системе дополнительного образования по техническим, математическим и естественнонаучным направлениям, (с 8,5 процентов в 2012-м до 11 процентов в 2017 году).

Количество педагогических работников, повысивших квалификацию по работе с одаренными детьми и талантливой учащейся молодежью, должно к концу 2017 года составить 600 человек (для сравнения: в 2012 году – 30 человек).

Также будут созданы:

- эффективная система образования, обеспечивающая условия для обучения, воспитания, развития способностей всех детей и учащейся молодёжи, в различных сферах деятельности, их дальнейшей самореализации, независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи;

- система повышения профессионального мастерства учителей и наставников;

- обеспечено высокое качество содержания образовательных программ, учитывающих индивидуальные траектории развития одаренности детей и молодежи в сфере образования, культуры и спорта;

- условия внедрения и широкого использования современных средств обучения в практику реализации образовательных программ, направленных на развитие одаренности.