Лента новостей

Все новости

Популярное

Владимир Никонов: Мы позаботимся о детских садах, школьных обедах и зарплатах учителей

 


3<#two#> face=<#two#>Arial<#two#>>Вы знаете, острота проблемы, связанная с нехваткой мест в детсадах, привела к тому, что в конце прошлого года была принята программа создания дополнительных мест в детских дошкольных учреждениях области на период до 2015 года. В общей сложности за это время мы должны ввести дополнительно 24 800 мест, что практически должно решить проблему. Таким образом, более 70 из 100 ребятишек дошкольного возраста смогут посещать детские сады. На наш взгляд, это соответствует реальной потребности.
В то же время мы понимаем, что часть родителей предпочтет для своих детей домашние условия и для подготовки их к школе воспользуются услугами учреждений дополнительного образования.
Первоначально программа предполагала, что в текущем году будет создано около 5 тысяч 600 мест. Но, в течение трех первых месяцев мы внесли изменения в программу - в этом году в Новосибирской области должно быть введено в детских садах 6 тысяч 17 мест. Мы создали действительно эффективный инструмент управления этим процессом. Достаточно долго работали с каждым районом, был утвержден перечень вводимых дошкольных учреждений.
Мы планируем, что в текущем году чуть больше 2 тысяч мест будут введены в самих дошкольных учреждениях, где были резервы площадей, и на этих площадях можно было создать дополнительные группы. Еще около 2 тысяч мест – на территориях школ, где сократилось количество учащихся и не в полной мере используются площади. Ну и остальное количество – в тех учреждениях, которые какое-то время использовались не по целевому назначению, и сейчас возвращаются под детские сады. В этой программе участвуют все муниципальные образования, чуть больше половины из этого числа даст город Новосибирск, остальное – муниципальные образования и городские округа области. В принципе, те меры поддержки, которые определены государственной программой достаточны для того, чтобы муниципальные образования могли реализовать на своей территории вполне весомые программы, позволяющие эту проблему закрыть.

4<#two#> face=<#two#>Arial<#two#>>«Школьное окно» в «Спортивный зал»

3<#two#> face=<#two#>Arial<#two#>> В прошлом году  проект «Школьное окно» впервые начал реализовываться на территории Новосибирской области – в 153 школах были заменены прежние окна на современные оконные блоки, в общей сложности более 10,5 тысячи окон. Общий объем затрат, который был использован на этот проект, – 200 млн рублей из областного бюджета, 56 млн рублей из бюджетов муниципальных образований. Проект оказался очень эффективным. Везде, где произошла замена окон, добились существенного улучшения условий  для педагогических коллективов и учащихся. Нам удалось исправить температурный режим, особенно там, где были большие проблемы. Улучшили освещенность классов. Ожидаем экономию бюджетных средств за счет сокращения расходов на отопление. В текущем году на реализацию программы «Школьное окно» из областного бюджета выделены 150 млн рублей. Еще около 50 миллионов направят на эти цели муниципальные образования.  На примере этого проекта мы убедились, что сегодня  можно решать масштабно проблемы улучшения состояния  школьных зданий, опираясь на  разумные средства.  Эта идея – проектное управление – показалась нам продуктивной, и в текущем году в экспериментальном порядке мы начинаем прорабатывать еще один проект, который будет называться «Школьный спортивный зал».
Капитального ремонта сегодня требуют более 300 спортивных залов, и прежде всего в них необходима замена полового покрытия. Мы оценили объем затрат: на один спортивный зал потребуется порядка 500-600 тысяч рублей, этих средств достаточно, чтобы привести его в порядок. Для участия в проекте мы отобрали 12 школ. Сейчас готовится соответствующая нормативно-правовая база, которая нам позволит в течение ремонтного периода в этих школах преобразить спортивные залы. Общий объем затрат на эти цели составит около 6 млн рублей. При этом мы даже не выходили с предложением изыскать эти средства дополнительно в системе образования, мы их нашли в своей ресурсной программе. На следующий год, после того, как отработаем детали реализации этого проекта, сделаем его массовым.
 
4<#two#>>Школьные обеды должны быть качественны и доступны

3<#two#> face=<#two#>Arial<#two#>>Сегодня практически во всех школах базовые условия для организации горячего питания созданы в соответствии с нормами Роспотребнадзора. Отсутствуют такие возможности  только в 25 школах, в которых численность учащихся не превышает 25 человек в каждой.   Это, как правило, небольшие населенные пункты, где ребятишки ходят обедать домой. Сегодня горячее питание в школах у нас получают 85% детей. Почему не все 100%? Потому что мы не можем принуждать детей питаться в школах, если этого не хотят ни они, ни их родители. Это их выбор. Там же, где созданы группы продленного дня, у нас есть возможность для организации двухразового питания детей. Кстати, это было достигнуто при поддержке федерального бюджета в результате реализации в течение предыдущих 3 лет Комплексного проекта модернизации образования. Свои средства мы тратили на то, чтобы оснастить школьные столовые оборудованием для приготовления и раздачи горячего питания.
Однако мы сегодня должны признать, что оборудование и технологии, которые мы используем для приготовления пищи в школах, в большинстве своем – это вчерашний день. Сегодня уже существует другие, которые позволяют иначе организовать процесс питания, с увеличением доли централизованного приготовления и поставки полуфабрикатов либо уже готовых обедов. При этом такие технологии обеспечивают более высокое качество, сохраняя в процессе приготовления витамины и другие питательные вещества.
Сегодня министерством завершается разработка концепции долгосрочной целевой программы развития школьного питания. Хотя она и называется «долгосрочная», мы ее постараемся реализовать в ближайшие три года. Она предполагает усиление централизации обеспечения и приготовления пищи, повышения уровня оснащенности пищеблоков там, где это целесообразно. Наша задача – сделать так, чтобы обеспечить приготовление качественных блюд в большей степени на специально приготовленных площадях, а в школах обеспечить соответствующий уровень подачи готовой пищи, снизить стоимость обедов.

4<#two#> face=<#two#>Arial<#two#>>Растет число «умников» и «умниц»

3<#two#> face=<#two#>Arial<#two#>>Еще одно направление, которым мы занимались пристально, это продолжение работы по развитию одаренности детей. В первую очередь - это наши специализированные классы,  и второе – это наше олимпиадное движение, которое мы считаем мощным мотивирующим фактором вовлечения школьников в более активную интеллектуальную деятельность.
Что касается специализированных классов, то здесь я напомню: в 19 школах мы открыли 23 специализированных класса по математическим и естественнонаучным дисциплинам, то есть по математике, физике, химии и биологии. Эти школы отбирались на конкурсной основе по подготовленности преподавательского состава, наличию практики работы с одаренными детьми. Но наши требования были достаточно высоки. Одна задача - школы должны были выстроить тесную взаимосвязь с высшими учебными заведениями, привлекая преподавателей вузов, а может быть, и научных организаций для работы непосредственно со школьниками. Чтобы во внеурочное время программа была насыщена и развивала интерес учащихся к занятиям исследовательской  деятельностью. Ну и ряд других задач.
Есть первые итоги. Абсолютная успеваемость в спецклассах составила 99,4%. И только единицы из тех, кто пришел в такие классы, не смогли справиться с нагрузкой, и в конце года эти дети, скорее всего, вернутся к обычному формату обучения. Однако большинство детей с этой программой справились. Качественные показатели также высоки – 73% учащихся не имеет троек ни по одному из предметов. Подавляющее число учащихся этих классов активно принимает участие в олимпиадах. То есть более 30% числа участников регионального этапа олимпиады школьников – это ребята из спецклассов.
Надо сказать, что и уровень достижений у них достаточно высок - более 50% призеров и победителей олимпиад - дети, обучающиеся в этих классах. В целом, мы считаем, что эту практику нужно расширить. Сейчас готовится предложение в правительство Новосибирской области о продолжении работы по специализированным классам. Те классы, которые есть, перейдут на новую ступень: 8-е – в 9-е, 9-е – в 10-е. И в этих школах, где наработан опыт, мы дадим возможность создать два специализированных класса, то есть, если был 9-й, то он останется, но кроме этого, будет создан еще 10-й, в который дети перешли из 9-го. Таким образом, мы удваиваем количество детей, которое обучалось в этих классах.
В то же время нам не удалось создать подобные спецклассы в некоторых районах города Новосибирска, в частности, это Заельцовском и Октябрьском. Поэтому мы намерены открыть еще 5 специализированных классов, но конкурс будем проводить уже только в этих районах. С этой же целью мы создадим специализированные классы там, где есть условия для интернатного содержания детей, если будут таковые из сельской местности, из районного центра, чтобы мы могли расширить географию деятельности специализированных классов.
Однако есть некоторые моменты, которые нас настораживают в этом процессе. Возросшая на учащихся  нагрузка. Детям много приходится заниматься, в результате времени на физкультуру и спорт не хватает. В связи с этим мы будем рекомендовать усилить работу по здоровьесбережению, чтобы дети имели возможность вести более активный образ жизни. Кроме того, планируем провести психолого-педагогическое обследование детей в этих классах, чтобы не допустить угасания мотивации в связи с чрезмерной нагрузкой, что может привести к срывам. Нам это также нужно прояснить.
Что касается олимпиад, то в этом году наблюдается рост активности - примерно на 30% стало больше участников по сравнению с 2010 годом. А за последние три года это количество почти удвоилось. Это понятно, потому что победители олимпиад имеют льготы при поступлении в вузы. Порядка 24 тысяч участников – учащиеся 10-11 классов. Правда, здесь есть двойной счет, потому что некоторые дети участвуют в олимпиаде сразу по нескольким предметам.

4<#two#> face=<#two#>Arial<#two#>>В первый класс – по новым стандартам

3<#two#> face=<#two#>Arial<#two#>>С 1 сентября 2011 года начнется освоение новых образовательных стандартов во всех школах Новосибирской области. Работа по подготовке образовательной системы области к этому переходу у нас ведется с 2008 года. Благодаря пилотному проекту по апробации ФГОС, в котором участвовала область, такая работа с 1 сентября 2010 года у нас ведется в 118 образовательных учреждениях, 251 класс начальной школы по сути уже работают по новым стандартам. Велась системная подготовка педагогических и руководящих кадров - порядка 1,5 тысячи педагогов прошли подготовку. С 1 сентября текущего года ожидается, что 1672 первых класса – это более 28 тысяч первоклассников - будут уже учиться по новому стандарту.
В то же время мы видим, что не все пока необходимые меры по подготовке школ к работе в этих условиях реализованы. Сегодня мы оцениваем уровень готовности в пределах 60%.   Необходимо провести работу с педагогами, которые будут работать с 1 сентября в этих условиях.
Второй момент – это создание необходимых условий для выполнения новых образовательных стандартов. Эти требования более высокие, чем к обычным классным комнатам - и по оснащенности, и по обеспечению необходимой литературой. Мы рассмотрели этот вопрос на коллегии министерства образования, науки и инновационной политики. Определили весь спектр необходимых мер. Кроме того, я думаю, мы выйдем на правительство нашей области, доложим об итогах эксперимента с тем, чтобы получить определенную поддержку для завершения этой работы.

Arial<#two#>>


4<#two#>>Деньги для технопарка

3<#two#>>В 1 квартале текущего года мы работали по уточнению программы развития технопарка.  Федеральный центр на эти цели направляет нам на три года 921 млн рублей бюджетных средств: по 400 млн рублей в этом и в следующем году, 100 млн рублей – в 2013 году, еще 21 млн рублей – в 2014 году. В связи с этим мы внесли изменения в программу, она увеличивается еще на 36 млн рублей, которые будут выделены из областного бюджета.   Это позволяет активно двигаться по созданию всей запланированной инфраструктуры, которая должна быть создана на территории технопарка в Академгородке.
Параллельно велась работа по развертыванию жилищного строительства. В этом году был разработан и подписан план застройки. И уже в текущем году стоит задача построить около 100 квартир для молодых ученых, сотрудников университета, академических институтов, работников инновационных компаний. Эти квартиры будут строиться на деньги, привлеченные государственной структурой, и передаваться в так называемую коммерческую аренду, которая по цене не будет превышать платы за обычные коммунальные услуги. Таким образом, 100 семей смогут получить квартиры на льготных условиях.

4<#two#>>О зарплате учителей

3<#two#>>Задача на федеральном уровне поставлена так: как можно скорее сравнять средний уровень зарплаты учителей со средним уровнем зарплаты в экономике региона. У нас средний уровень зарплаты в экономике по итогам 2010 года - 18 тыс. 507 рублей. Средняя зарплата учителей на этот же период -  14 тыс. 530 рублей. Это, в целом, по области, однако картина не везде одинаковая. Так, города и поселки городского типа имеют среднюю заработную плату в экономике выше средней по области – 19 тыс. 600 рублей,   заработная плата учителей в такой местности составляет 15 тыс. 805 рублей. А вот средняя заработная плата по экономике на селе у нас низкая – 8 тыс. 932 рубля, в то же время средняя зарплата учителей в сельской местности составляет 12 тыс. 908 рублей. 
Я считаю, что это оправдано. Но особо здесь нечем гордиться, потому  что средний уровень оплаты труда в сельских территориях ниже, чем это должно быть. Там не хватает высокооплачиваемых рабочих мест, высокий уровень безработицы и т.д.
Тем не менее, в целом отставание есть процентов на 25. С 1 июля текущего года мы запланировали в бюджете повышение оплаты труда учителей на 6,5 процентов.  Это небольшой рост. Но сейчас мы получим дополнительные ресурсы из федерального бюджета. Это должно привести к тому, что с 1 сентября текущего года – а требование такое – мы существенно увеличим полную оплату труда в школах.
Нам нужно поправить ситуацию с зарплатой молодых учителей. Правда, мы не собираемся сразу увеличивать заработную плату учителю без категории и поднять ее до уровня оплаты труда опытного педагога с категорией. Но мы хотим предложить начинающим учителям специальную программу, которая бы заставляла их работать более интенсивно, и прежде всего, работать над собой. То есть, мы будем им предлагать включаться в освоение программ, связанных с овладением соответствующих компетенций. Мы будем предлагать им увеличивать нагрузку за счет занятия с учащимися во внеурочное время, это для нас также важно и в связи с переходом на новые образовательные стандарты. 
Я думаю, что эта мера нам позволит расширить, в том числе сетку специализированных классов. Вы знаете, там мы существенно подняли уровень подушевого финансирования, следовательно, и уровень оплаты труда тоже.
Сумма, которая может быть передана нам на увеличение с 1 сентября заработной платы из федерального бюджета, - более 360 млн рублей. Такие деньги к нам могут поступить еще до 1 сентября. Однако здесь есть некоторая хитрость. Эти деньги федеральный центр дает не на увеличение заработной платы, наоборот - соглашение с министерством образования будет содержать полный запрет на использование этих средств на заработную плату. Федеральный центр требует, чтобы эти деньги пошли на дальнейшее развитие школ.
Разрешается использовать эти средства на приобретение оборудования, литературы, подготовку и повышение квалификации педагогов, то есть мы должны у себя разработать целую программу этих направлений и их реализовать.
А вот для повышения заработной платы такую же сумму обязан найти областной бюджет. На самом деле в этом нет ничего страшного. Я думаю, нам не придется искать дополнительные доходы в бюджете области, потому что у нас есть программы, связанные с развитием школ, и в них уже заложены необходимые средства. Мы просто заменим деньги областного бюджета, нацеленные на выполнение этих программ, на средства федеральные.
 

 

 

3<#two#> face=<#two#>Arial<#two#>>Вы знаете, острота проблемы, связанная с нехваткой мест в детсадах, привела к тому, что в конце прошлого года была принята программа создания дополнительных мест в детских дошкольных учреждениях области на период до 2015 года. В общей сложности за это время мы должны ввести дополнительно 24 800 мест, что практически должно решить проблему. Таким образом, более 70 из 100 ребятишек дошкольного возраста смогут посещать детские сады. На наш взгляд, это соответствует реальной потребности.
В то же время мы понимаем, что часть родителей предпочтет для своих детей домашние условия и для подготовки их к школе воспользуются услугами учреждений дополнительного образования.
Первоначально программа предполагала, что в текущем году будет создано около 5 тысяч 600 мест. Но, в течение трех первых месяцев мы внесли изменения в программу - в этом году в Новосибирской области должно быть введено в детских садах 6 тысяч 17 мест. Мы создали действительно эффективный инструмент управления этим процессом. Достаточно долго работали с каждым районом, был утвержден перечень вводимых дошкольных учреждений.
Мы планируем, что в текущем году чуть больше 2 тысяч мест будут введены в самих дошкольных учреждениях, где были резервы площадей, и на этих площадях можно было создать дополнительные группы. Еще около 2 тысяч мест – на территориях школ, где сократилось количество учащихся и не в полной мере используются площади. Ну и остальное количество – в тех учреждениях, которые какое-то время использовались не по целевому назначению, и сейчас возвращаются под детские сады. В этой программе участвуют все муниципальные образования, чуть больше половины из этого числа даст город Новосибирск, остальное – муниципальные образования и городские округа области. В принципе, те меры поддержки, которые определены государственной программой достаточны для того, чтобы муниципальные образования могли реализовать на своей территории вполне весомые программы, позволяющие эту проблему закрыть.

4<#two#> face=<#two#>Arial<#two#>>«Школьное окно» в «Спортивный зал»

3<#two#> face=<#two#>Arial<#two#>> В прошлом году  проект «Школьное окно» впервые начал реализовываться на территории Новосибирской области – в 153 школах были заменены прежние окна на современные оконные блоки, в общей сложности более 10,5 тысячи окон. Общий объем затрат, который был использован на этот проект, – 200 млн рублей из областного бюджета, 56 млн рублей из бюджетов муниципальных образований. Проект оказался очень эффективным. Везде, где произошла замена окон, добились существенного улучшения условий  для педагогических коллективов и учащихся. Нам удалось исправить температурный режим, особенно там, где были большие проблемы. Улучшили освещенность классов. Ожидаем экономию бюджетных средств за счет сокращения расходов на отопление. В текущем году на реализацию программы «Школьное окно» из областного бюджета выделены 150 млн рублей. Еще около 50 миллионов направят на эти цели муниципальные образования.  На примере этого проекта мы убедились, что сегодня  можно решать масштабно проблемы улучшения состояния  школьных зданий, опираясь на  разумные средства.  Эта идея – проектное управление – показалась нам продуктивной, и в текущем году в экспериментальном порядке мы начинаем прорабатывать еще один проект, который будет называться «Школьный спортивный зал».
Капитального ремонта сегодня требуют более 300 спортивных залов, и прежде всего в них необходима замена полового покрытия. Мы оценили объем затрат: на один спортивный зал потребуется порядка 500-600 тысяч рублей, этих средств достаточно, чтобы привести его в порядок. Для участия в проекте мы отобрали 12 школ. Сейчас готовится соответствующая нормативно-правовая база, которая нам позволит в течение ремонтного периода в этих школах преобразить спортивные залы. Общий объем затрат на эти цели составит около 6 млн рублей. При этом мы даже не выходили с предложением изыскать эти средства дополнительно в системе образования, мы их нашли в своей ресурсной программе. На следующий год, после того, как отработаем детали реализации этого проекта, сделаем его массовым.
 
4<#two#>>Школьные обеды должны быть качественны и доступны

3<#two#> face=<#two#>Arial<#two#>>Сегодня практически во всех школах базовые условия для организации горячего питания созданы в соответствии с нормами Роспотребнадзора. Отсутствуют такие возможности  только в 25 школах, в которых численность учащихся не превышает 25 человек в каждой.   Это, как правило, небольшие населенные пункты, где ребятишки ходят обедать домой. Сегодня горячее питание в школах у нас получают 85% детей. Почему не все 100%? Потому что мы не можем принуждать детей питаться в школах, если этого не хотят ни они, ни их родители. Это их выбор. Там же, где созданы группы продленного дня, у нас есть возможность для организации двухразового питания детей. Кстати, это было достигнуто при поддержке федерального бюджета в результате реализации в течение предыдущих 3 лет Комплексного проекта модернизации образования. Свои средства мы тратили на то, чтобы оснастить школьные столовые оборудованием для приготовления и раздачи горячего питания.
Однако мы сегодня должны признать, что оборудование и технологии, которые мы используем для приготовления пищи в школах, в большинстве своем – это вчерашний день. Сегодня уже существует другие, которые позволяют иначе организовать процесс питания, с увеличением доли централизованного приготовления и поставки полуфабрикатов либо уже готовых обедов. При этом такие технологии обеспечивают более высокое качество, сохраняя в процессе приготовления витамины и другие питательные вещества.
Сегодня министерством завершается разработка концепции долгосрочной целевой программы развития школьного питания. Хотя она и называется «долгосрочная», мы ее постараемся реализовать в ближайшие три года. Она предполагает усиление централизации обеспечения и приготовления пищи, повышения уровня оснащенности пищеблоков там, где это целесообразно. Наша задача – сделать так, чтобы обеспечить приготовление качественных блюд в большей степени на специально приготовленных площадях, а в школах обеспечить соответствующий уровень подачи готовой пищи, снизить стоимость обедов.

4<#two#> face=<#two#>Arial<#two#>>Растет число «умников» и «умниц»

3<#two#> face=<#two#>Arial<#two#>>Еще одно направление, которым мы занимались пристально, это продолжение работы по развитию одаренности детей. В первую очередь - это наши специализированные классы,  и второе – это наше олимпиадное движение, которое мы считаем мощным мотивирующим фактором вовлечения школьников в более активную интеллектуальную деятельность.
Что касается специализированных классов, то здесь я напомню: в 19 школах мы открыли 23 специализированных класса по математическим и естественнонаучным дисциплинам, то есть по математике, физике, химии и биологии. Эти школы отбирались на конкурсной основе по подготовленности преподавательского состава, наличию практики работы с одаренными детьми. Но наши требования были достаточно высоки. Одна задача - школы должны были выстроить тесную взаимосвязь с высшими учебными заведениями, привлекая преподавателей вузов, а может быть, и научных организаций для работы непосредственно со школьниками. Чтобы во внеурочное время программа была насыщена и развивала интерес учащихся к занятиям исследовательской  деятельностью. Ну и ряд других задач.
Есть первые итоги. Абсолютная успеваемость в спецклассах составила 99,4%. И только единицы из тех, кто пришел в такие классы, не смогли справиться с нагрузкой, и в конце года эти дети, скорее всего, вернутся к обычному формату обучения. Однако большинство детей с этой программой справились. Качественные показатели также высоки – 73% учащихся не имеет троек ни по одному из предметов. Подавляющее число учащихся этих классов активно принимает участие в олимпиадах. То есть более 30% числа участников регионального этапа олимпиады школьников – это ребята из спецклассов.
Надо сказать, что и уровень достижений у них достаточно высок - более 50% призеров и победителей олимпиад - дети, обучающиеся в этих классах. В целом, мы считаем, что эту практику нужно расширить. Сейчас готовится предложение в правительство Новосибирской области о продолжении работы по специализированным классам. Те классы, которые есть, перейдут на новую ступень: 8-е – в 9-е, 9-е – в 10-е. И в этих школах, где наработан опыт, мы дадим возможность создать два специализированных класса, то есть, если был 9-й, то он останется, но кроме этого, будет создан еще 10-й, в который дети перешли из 9-го. Таким образом, мы удваиваем количество детей, которое обучалось в этих классах.
В то же время нам не удалось создать подобные спецклассы в некоторых районах города Новосибирска, в частности, это Заельцовском и Октябрьском. Поэтому мы намерены открыть еще 5 специализированных классов, но конкурс будем проводить уже только в этих районах. С этой же целью мы создадим специализированные классы там, где есть условия для интернатного содержания детей, если будут таковые из сельской местности, из районного центра, чтобы мы могли расширить географию деятельности специализированных классов.
Однако есть некоторые моменты, которые нас настораживают в этом процессе. Возросшая на учащихся  нагрузка. Детям много приходится заниматься, в результате времени на физкультуру и спорт не хватает. В связи с этим мы будем рекомендовать усилить работу по здоровьесбережению, чтобы дети имели возможность вести более активный образ жизни. Кроме того, планируем провести психолого-педагогическое обследование детей в этих классах, чтобы не допустить угасания мотивации в связи с чрезмерной нагрузкой, что может привести к срывам. Нам это также нужно прояснить.
Что касается олимпиад, то в этом году наблюдается рост активности - примерно на 30% стало больше участников по сравнению с 2010 годом. А за последние три года это количество почти удвоилось. Это понятно, потому что победители олимпиад имеют льготы при поступлении в вузы. Порядка 24 тысяч участников – учащиеся 10-11 классов. Правда, здесь есть двойной счет, потому что некоторые дети участвуют в олимпиаде сразу по нескольким предметам.

4<#two#> face=<#two#>Arial<#two#>>В первый класс – по новым стандартам

3<#two#> face=<#two#>Arial<#two#>>С 1 сентября 2011 года начнется освоение новых образовательных стандартов во всех школах Новосибирской области. Работа по подготовке образовательной системы области к этому переходу у нас ведется с 2008 года. Благодаря пилотному проекту по апробации ФГОС, в котором участвовала область, такая работа с 1 сентября 2010 года у нас ведется в 118 образовательных учреждениях, 251 класс начальной школы по сути уже работают по новым стандартам. Велась системная подготовка педагогических и руководящих кадров - порядка 1,5 тысячи педагогов прошли подготовку. С 1 сентября текущего года ожидается, что 1672 первых класса – это более 28 тысяч первоклассников - будут уже учиться по новому стандарту.
В то же время мы видим, что не все пока необходимые меры по подготовке школ к работе в этих условиях реализованы. Сегодня мы оцениваем уровень готовности в пределах 60%.   Необходимо провести работу с педагогами, которые будут работать с 1 сентября в этих условиях.
Второй момент – это создание необходимых условий для выполнения новых образовательных стандартов. Эти требования более высокие, чем к обычным классным комнатам - и по оснащенности, и по обеспечению необходимой литературой. Мы рассмотрели этот вопрос на коллегии министерства образования, науки и инновационной политики. Определили весь спектр необходимых мер. Кроме того, я думаю, мы выйдем на правительство нашей области, доложим об итогах эксперимента с тем, чтобы получить определенную поддержку для завершения этой работы.

Arial<#two#>>


4<#two#>>Деньги для технопарка

3<#two#>>В 1 квартале текущего года мы работали по уточнению программы развития технопарка.  Федеральный центр на эти цели направляет нам на три года 921 млн рублей бюджетных средств: по 400 млн рублей в этом и в следующем году, 100 млн рублей – в 2013 году, еще 21 млн рублей – в 2014 году. В связи с этим мы внесли изменения в программу, она увеличивается еще на 36 млн рублей, которые будут выделены из областного бюджета.   Это позволяет активно двигаться по созданию всей запланированной инфраструктуры, которая должна быть создана на территории технопарка в Академгородке.
Параллельно велась работа по развертыванию жилищного строительства. В этом году был разработан и подписан план застройки. И уже в текущем году стоит задача построить около 100 квартир для молодых ученых, сотрудников университета, академических институтов, работников инновационных компаний. Эти квартиры будут строиться на деньги, привлеченные государственной структурой, и передаваться в так называемую коммерческую аренду, которая по цене не будет превышать платы за обычные коммунальные услуги. Таким образом, 100 семей смогут получить квартиры на льготных условиях.

4<#two#>>О зарплате учителей

3<#two#>>Задача на федеральном уровне поставлена так: как можно скорее сравнять средний уровень зарплаты учителей со средним уровнем зарплаты в экономике региона. У нас средний уровень зарплаты в экономике по итогам 2010 года - 18 тыс. 507 рублей. Средняя зарплата учителей на этот же период -  14 тыс. 530 рублей. Это, в целом, по области, однако картина не везде одинаковая. Так, города и поселки городского типа имеют среднюю заработную плату в экономике выше средней по области – 19 тыс. 600 рублей,   заработная плата учителей в такой местности составляет 15 тыс. 805 рублей. А вот средняя заработная плата по экономике на селе у нас низкая – 8 тыс. 932 рубля, в то же время средняя зарплата учителей в сельской местности составляет 12 тыс. 908 рублей. 
Я считаю, что это оправдано. Но особо здесь нечем гордиться, потому  что средний уровень оплаты труда в сельских территориях ниже, чем это должно быть. Там не хватает высокооплачиваемых рабочих мест, высокий уровень безработицы и т.д.
Тем не менее, в целом отставание есть процентов на 25. С 1 июля текущего года мы запланировали в бюджете повышение оплаты труда учителей на 6,5 процентов.  Это небольшой рост. Но сейчас мы получим дополнительные ресурсы из федерального бюджета. Это должно привести к тому, что с 1 сентября текущего года – а требование такое – мы существенно увеличим полную оплату труда в школах.
Нам нужно поправить ситуацию с зарплатой молодых учителей. Правда, мы не собираемся сразу увеличивать заработную плату учителю без категории и поднять ее до уровня оплаты труда опытного педагога с категорией. Но мы хотим предложить начинающим учителям специальную программу, которая бы заставляла их работать более интенсивно, и прежде всего, работать над собой. То есть, мы будем им предлагать включаться в освоение программ, связанных с овладением соответствующих компетенций. Мы будем предлагать им увеличивать нагрузку за счет занятия с учащимися во внеурочное время, это для нас также важно и в связи с переходом на новые образовательные стандарты. 
Я думаю, что эта мера нам позволит расширить, в том числе сетку специализированных классов. Вы знаете, там мы существенно подняли уровень подушевого финансирования, следовательно, и уровень оплаты труда тоже.
Сумма, которая может быть передана нам на увеличение с 1 сентября заработной платы из федерального бюджета, - более 360 млн рублей. Такие деньги к нам могут поступить еще до 1 сентября. Однако здесь есть некоторая хитрость. Эти деньги федеральный центр дает не на увеличение заработной платы, наоборот - соглашение с министерством образования будет содержать полный запрет на использование этих средств на заработную плату. Федеральный центр требует, чтобы эти деньги пошли на дальнейшее развитие школ.
Разрешается использовать эти средства на приобретение оборудования, литературы, подготовку и повышение квалификации педагогов, то есть мы должны у себя разработать целую программу этих направлений и их реализовать.
А вот для повышения заработной платы такую же сумму обязан найти областной бюджет. На самом деле в этом нет ничего страшного. Я думаю, нам не придется искать дополнительные доходы в бюджете области, потому что у нас есть программы, связанные с развитием школ, и в них уже заложены необходимые средства. Мы просто заменим деньги областного бюджета, нацеленные на выполнение этих программ, на средства федеральные.
 

 

 

Новости партнеров

В России и мире

Там гибнут не от зверей: места России где реально пропадают люди по таинственным обстоятельствам
Страшная правда о крабовых палочках, которую все замалчивают! Чем опасны крабовые палочки для здоровья?
Зеленскому и его жене повезет меньше, чем Януковичу или Башару Асаду
Народные приметы на 15 декабря: что можно и нельзя делать в день Аввакума
Вредные привычки знаков Зодиака: у всех они разные
Перестала покупать майонез в магазине и теперь готовлю его сама. На это уходит всего 5 минут
Как наука объясняет суеверия: 5 фактов, чтобы покончить с популярными приметами
Микропластик, пауки и загадочное пение: Самые необычные факты об Эвересте
Новогодние горячие блюда в духовке: 5 вкусных идей для уютного праздника
Врач-диетолог рассказал о самой полезной рыбе для пожилых людей