Лента новостей

Все новости

Популярное

Станет ли новая школа платной?

 Мария Пашкова


MsoNormal<#two#> style=<#two#>margin: 0cm 0cm 10pt;<#two#>>font-size: 12pt; line-height: 115%;<#two#> tahoma=<#two#><#two#> sans-serif=<#two#><#two#>>Школьное образование стало одной из сфер, которые постоянно преподносят россиянам сюрпризы в части реформирования. Достаточно вспомнить пресловутый ЕГЭ, о который было сломано много копий. Сегодняшняя реформа школы подразумевает наличие трех форм хозяйствования. С 11 января 2011 года, как раз с начала третьей четверти будущего учебного года, школы станут автономными, бюджетными или казенными. Как говорится, выбирай на вкус. Цель хозяйственной реформы в том, чтобы предоставить школам максимум финансовой самостоятельности, избавить их от жесткого исполнения казначейских обязательств. Во всяком случае, это касается автономных и бюджетных школ. Условно говоря, если внезапно прохудилась труба, не надо ждать перевода средств с одной бюджетной строчки на другую, терпеть неизбежную волокиту, достаточно перечислить собственные средства школы на необходимые нужды.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>margin: 0cm 0cm 10pt;<#two#>>font-size: 12pt; line-height: 115%;<#two#> tahoma=<#two#><#two#> sans-serif=<#two#><#two#>>Кстати, все участники обсуждения подтвердили, что ни одной копейки так называемых «спонсорских» денег на нужды образования не пойдет. Более, того, как они отметили, в школах сегодня нет понятия «спонсорская помощь», есть только «добровольные пожертвования» родителей на нужды школы. (Обратите внимание: сильным <#two#>>помогают, а на нищету – <#two#>>жертвуют. М.П.) Размер «вспомоществования» определяет родительский комитет на конференции, в каждой школе по-разному. Например, в гимназии № 10 на следующий год пожертвования решили не увеличивать, оставили, как и в этом году, одну тысячу рублей в месяц. Впрочем, как ни назови – помощь или пожертвования – для родителей суть дела не меняется: плати! Но, если у мам и пап нет возможности оплатить «пожертвования» деньгами, школы примут и иную посильную помощь, например, сопроводить детей в бассейн,<#two#>>  музей или помочь сделать ремонт. Во всяком случае, начальник управления образовательной политики областного департамента Владимир Щукин не смог назвать ни одной школы в Новосибирской области, где бы обошлись без помощи родителей.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>margin: 0cm 0cm 10pt;<#two#>>font-size: 12pt; line-height: 115%;<#two#> tahoma=<#two#><#two#> sans-serif=<#two#><#two#>>Впрочем, оно и понятно. Например, в Новосибирске на ремонт школ летом выделяется от 30 до 100 тысяч рублей на каждую. Тогда как, по признанию директора гимназии № 10 Сергея Бирюкова, только в прошлом году ремонт обошелся в два с половиной миллиона рублей.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>margin: 0cm 0cm 10pt;<#two#>><#two#>>font-size: 12pt; line-height: 115%;<#two#> tahoma=<#two#><#two#> sans-serif=<#two#><#two#>>За все хорошее нужно платить.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>margin: 0cm 0cm 10pt;<#two#>>font-size: 12pt; line-height: 115%;<#two#> tahoma=<#two#><#two#> sans-serif=<#two#><#two#>>Если «добровольные пожертвования» сегодня воспринимаются как нечто, само собой разумеющееся, к последнему наследию социализма в школе – бесплатному образованию – родители все-таки относятся трепетно. Особенно в свете последней реформы. И чиновники, и директора школ не устают подчеркивать: школьное образование в рамках стандарта было и остается бесплатным. Как и гарантировано Конституцией. Другое дело, если родители учеников захотят, чтобы их чада получили дополнительные образовательные услуги, может быть, на это и придется раскошелиться, хотя, как выяснилось, тоже не всегда:

MsoNormal<#two#> style=<#two#>margin: 0cm 0cm 10pt;<#two#>>font-size: 12pt; line-height: 115%;<#two#> tahoma=<#two#><#two#> sans-serif=<#two#><#two#>>- Есть инвариантная, то есть неизменная, часть школьного образования, которая обязательна для всех школ на территории России, будь то далекий якутский улус или Москва, - рассказала начальник отдела общего образования гороно Галина Черкасова. - А есть вариантная часть, которую определяет для себя каждая школа, гимназия или лицей. Например, в гимназии обязательно не один иностранный язык, а два, и все это бесплатно, поскольку входит в обязательную гимназическую программу. А в лицеях, например, углубленное изучение каких-то профильных предметов, и это тоже бесплатно. Собственно, такие особенности и определяют индивидуальное лицо каждого учебного заведения. Но есть и платные образовательные услуги: танцы, различные спортивные секции, уроки живописи, да тот же японский язык. Они не входят в обязательную программу среднего образования, поэтому родители оплачивают такие услуги.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>margin: 0cm 0cm 10pt;<#two#>>font-size: 12pt; line-height: 115%;<#two#> tahoma=<#two#><#two#> sans-serif=<#two#><#two#>>- Если бы не было спроса, не было и предложения, - подхватывает мысль Владимир Щукин. - Родители не только участники образовательного процесса, они еще и заказчики образовательных услуг. И, если они хотят, чтобы их дети дополнительно обучались каким-то предметам, выходящим за пределы школьной программы, сегодняшняя школа должна предоставить такую возможность.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>margin: 0cm 0cm 10pt;<#two#>>font-size: 12pt; line-height: 115%;<#two#> tahoma=<#two#><#two#> sans-serif=<#two#><#two#>>Дополнительные образовательные услуги – еще один источник заработка учителей и лишняя доходная строчка школьного бюджета. И тут спектр услуг может быть самым разнообразным. В каждой школе свои идеи. Например, как рассказала завуч гимназии № 2 Элина Фомина, некоторые родители учеников уже попросили, чтобы учителя после уроков готовили с детьми домашние задания. Пока неизвестно, сколько будет стоить такая услуга. По мнению Владимира Щукина, цена будет зависеть от наполняемости группы, квалификации учителя и т.д. Из уже реализованных проектов гимназии № 2 – создание Школы развития для 5-6 летних ребятишек. Как сообщила Элина Геннадьевна, те учителя, которые согласились по субботам заниматься с дошколятами, получили приличную прибавку к зарплате. Сейчас в этой гимназии организуют курсы по подготовке к ЕГЭ, с такой инициативой, кстати, выступили сами родители:

MsoNormal<#two#> style=<#two#>margin: 0cm 0cm 10pt;<#two#>>font-size: 12pt; line-height: 115%;<#two#> tahoma=<#two#><#two#> sans-serif=<#two#><#two#>>- Родителям это гораздо удобнее, - поясняет Элина Фомина, - вместо того, чтобы искать репетиторов, отправлять к ним детей, а это порой, бывает довольно далеко, все дополнительные занятия по подготовке к ЕГЭ можно проводить в гимназии. Причем на такие курсы будут ходить дети из других окрестных школ.<#two#>> 

MsoNormal<#two#> style=<#two#>margin: 0cm 0cm 10pt;<#two#>>font-size: 12pt; line-height: 115%;<#two#> tahoma=<#two#><#two#> sans-serif=<#two#><#two#>>Возникает вопрос – если учителя Гимназии № 2 или любой другой школы, где организуют такие же курсы, будут готовить своих учеников дополнительно, получается, что в рамках школьных занятий они НЕ занимаются такой подготовкой? Какой же тогда стандарт среднего образования<#two#>>  гарантируется Конституцией?

MsoNormal<#two#> style=<#two#>margin: 0cm 0cm 10pt;<#two#>>font-size: 12pt; line-height: 115%;<#two#> tahoma=<#two#><#two#> sans-serif=<#two#><#two#>>Кстати, по существующим нормативам, инспекторские проверки качества образовательных услуг сейчас может инициировать только областной департамент образования. Как пояснила Галина Черкасова, в новых условиях ответственность за подготовку выпускников к ЕГЭ возложена на директора школы. Определенным показателем подготовки может стать участие некоторых учеников в олимпиадах, прохождении тестов.<#two#>>  Впрочем, для получения школьного аттестата сегодня достаточно сдать<#two#>>  русский и математику, и документ у бывшего школьника в кармане. Зато очень удобно: в рабочее время отвести уроки «как обычно», а подработать можно и репетиторством со своими же учениками, зато с куда большим тщанием. Как заявила директор фонда поддержки гимназии № 1, член губернаторского совета по образованию Раиса Салмина, дополнительных центров подготовки в школах быть не должно:

MsoNormal<#two#> style=<#two#>margin: 0cm 0cm 10pt;<#two#>>font-size: 12pt; line-height: 115%;<#two#> tahoma=<#two#><#two#> sans-serif=<#two#><#two#>>- Иначе в погоне за финансированием школы могут трансформировать бесплатное образование в оплачиваемое. Мы выступаем против подобных центров.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>margin: 0cm 0cm 10pt;<#two#>>font-size: 12pt; line-height: 115%;<#two#> tahoma=<#two#><#two#> sans-serif=<#two#><#two#>>По мнению Владимира Щукина, здесь все должны решать родители:

MsoNormal<#two#> style=<#two#>margin: 0cm 0cm 10pt;<#two#>>font-size: 12pt; line-height: 115%;<#two#> tahoma=<#two#><#two#> sans-serif=<#two#><#two#>>- ЕГЭ – это не только школьное испытание, это и вступительный экзамен в вуз. А к поступлению в вузы всегда готовились дополнительно. Но еще на старте можно выбрать подходящую школу. Если родителям знают, что их ребенку потребуется, например, физика при поступлении, значит и школу надо выбирать соответственно.<#two#>> 

MsoNormal<#two#> style=<#two#>margin: 0cm 0cm 10pt;<#two#>><#two#>>font-size: 12pt; line-height: 115%;<#two#> tahoma=<#two#><#two#> sans-serif=<#two#><#two#>>Образовательный ГОСТ со знаком качества

MsoNormal<#two#> style=<#two#>margin: 0cm 0cm 10pt;<#two#>>font-size: 12pt; line-height: 115%;<#two#> tahoma=<#two#><#two#> sans-serif=<#two#><#two#>>Но что волнует и учителей, и родителей в равной степени – отсутствие правил образовательного стандарта второго поколения. Новосибирская область вошла в число регионов, где отрабатывали такие стандарты для начальной школы. Что же касается средних и старших классов, пока сплошная неясность. Владимир Щукин аккуратно ушел от ответа на вопрос, каким же будет новый стандарт. Если экстраполировать <#two#>> «правила игры» в начальной школе на среднюю, можно предположить, что во главу угла будет поставлена выработка определенных компетенций у учеников. То есть, как и в «началке» меняются требования к программам, к условиям обучения и к результатам. Но механизм пока неизвестен Поэтому возникают домыслы и вопросы. Например, директора гимназии № 10 Сергея Бирюкова волнует, будут ли доплачивать учителям за внешкольные занятия. Раиса Салмина подчеркнула: если государство будет предъявлять школам требования по оснащению новой техникой, средствами коммуникации, оно должно в полной мере гарантировать такое оснащение, причем бесплатно:

MsoNormal<#two#> style=<#two#>margin: 0cm 0cm 10pt;<#two#>>font-size: 12pt; line-height: 115%;<#two#> tahoma=<#two#><#two#> sans-serif=<#two#><#two#>>- Родители могут, например, вместо 100 компьютеров поставить 250, но средства на обслуживание оптоволоконного кабеля, модернизацию компьютеров должны предоставлять федеральные власти или муниципалитеты.<#two#>> 

font-size: 12pt;<#two#> tahoma=<#two#><#two#> sans-serif=<#two#><#two#> mso-ansi-language:=<#two#><#two#> mso-fareast-font-family:=<#two#><#two#> mso-fareast-language:=<#two#><#two#> mso-bidi-language:=<#two#><#two#> ar-sa=<#two#><#two#>>Пока все упирается в отсутствие информации о стандарте образования второго поколения в свободном доступе. Чего не знаешь, того и боишься. Тем временем, родители уже готовы выступить на борьбу с «неведомым зверем» - завтра в Новосибирске пройдет митинг протеста против платного школьного образования.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>margin: 0cm 0cm 10pt;<#two#>>font-size: 12pt; line-height: 115%;<#two#> tahoma=<#two#><#two#> sans-serif=<#two#><#two#>>Школьное образование стало одной из сфер, которые постоянно преподносят россиянам сюрпризы в части реформирования. Достаточно вспомнить пресловутый ЕГЭ, о который было сломано много копий. Сегодняшняя реформа школы подразумевает наличие трех форм хозяйствования. С 11 января 2011 года, как раз с начала третьей четверти будущего учебного года, школы станут автономными, бюджетными или казенными. Как говорится, выбирай на вкус. Цель хозяйственной реформы в том, чтобы предоставить школам максимум финансовой самостоятельности, избавить их от жесткого исполнения казначейских обязательств. Во всяком случае, это касается автономных и бюджетных школ. Условно говоря, если внезапно прохудилась труба, не надо ждать перевода средств с одной бюджетной строчки на другую, терпеть неизбежную волокиту, достаточно перечислить собственные средства школы на необходимые нужды.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>margin: 0cm 0cm 10pt;<#two#>>font-size: 12pt; line-height: 115%;<#two#> tahoma=<#two#><#two#> sans-serif=<#two#><#two#>>Кстати, все участники обсуждения подтвердили, что ни одной копейки так называемых «спонсорских» денег на нужды образования не пойдет. Более, того, как они отметили, в школах сегодня нет понятия «спонсорская помощь», есть только «добровольные пожертвования» родителей на нужды школы. (Обратите внимание: сильным <#two#>>помогают, а на нищету – <#two#>>жертвуют. М.П.) Размер «вспомоществования» определяет родительский комитет на конференции, в каждой школе по-разному. Например, в гимназии № 10 на следующий год пожертвования решили не увеличивать, оставили, как и в этом году, одну тысячу рублей в месяц. Впрочем, как ни назови – помощь или пожертвования – для родителей суть дела не меняется: плати! Но, если у мам и пап нет возможности оплатить «пожертвования» деньгами, школы примут и иную посильную помощь, например, сопроводить детей в бассейн,<#two#>>  музей или помочь сделать ремонт. Во всяком случае, начальник управления образовательной политики областного департамента Владимир Щукин не смог назвать ни одной школы в Новосибирской области, где бы обошлись без помощи родителей.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>margin: 0cm 0cm 10pt;<#two#>>font-size: 12pt; line-height: 115%;<#two#> tahoma=<#two#><#two#> sans-serif=<#two#><#two#>>Впрочем, оно и понятно. Например, в Новосибирске на ремонт школ летом выделяется от 30 до 100 тысяч рублей на каждую. Тогда как, по признанию директора гимназии № 10 Сергея Бирюкова, только в прошлом году ремонт обошелся в два с половиной миллиона рублей.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>margin: 0cm 0cm 10pt;<#two#>><#two#>>font-size: 12pt; line-height: 115%;<#two#> tahoma=<#two#><#two#> sans-serif=<#two#><#two#>>За все хорошее нужно платить.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>margin: 0cm 0cm 10pt;<#two#>>font-size: 12pt; line-height: 115%;<#two#> tahoma=<#two#><#two#> sans-serif=<#two#><#two#>>Если «добровольные пожертвования» сегодня воспринимаются как нечто, само собой разумеющееся, к последнему наследию социализма в школе – бесплатному образованию – родители все-таки относятся трепетно. Особенно в свете последней реформы. И чиновники, и директора школ не устают подчеркивать: школьное образование в рамках стандарта было и остается бесплатным. Как и гарантировано Конституцией. Другое дело, если родители учеников захотят, чтобы их чада получили дополнительные образовательные услуги, может быть, на это и придется раскошелиться, хотя, как выяснилось, тоже не всегда:

MsoNormal<#two#> style=<#two#>margin: 0cm 0cm 10pt;<#two#>>font-size: 12pt; line-height: 115%;<#two#> tahoma=<#two#><#two#> sans-serif=<#two#><#two#>>- Есть инвариантная, то есть неизменная, часть школьного образования, которая обязательна для всех школ на территории России, будь то далекий якутский улус или Москва, - рассказала начальник отдела общего образования гороно Галина Черкасова. - А есть вариантная часть, которую определяет для себя каждая школа, гимназия или лицей. Например, в гимназии обязательно не один иностранный язык, а два, и все это бесплатно, поскольку входит в обязательную гимназическую программу. А в лицеях, например, углубленное изучение каких-то профильных предметов, и это тоже бесплатно. Собственно, такие особенности и определяют индивидуальное лицо каждого учебного заведения. Но есть и платные образовательные услуги: танцы, различные спортивные секции, уроки живописи, да тот же японский язык. Они не входят в обязательную программу среднего образования, поэтому родители оплачивают такие услуги.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>margin: 0cm 0cm 10pt;<#two#>>font-size: 12pt; line-height: 115%;<#two#> tahoma=<#two#><#two#> sans-serif=<#two#><#two#>>- Если бы не было спроса, не было и предложения, - подхватывает мысль Владимир Щукин. - Родители не только участники образовательного процесса, они еще и заказчики образовательных услуг. И, если они хотят, чтобы их дети дополнительно обучались каким-то предметам, выходящим за пределы школьной программы, сегодняшняя школа должна предоставить такую возможность.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>margin: 0cm 0cm 10pt;<#two#>>font-size: 12pt; line-height: 115%;<#two#> tahoma=<#two#><#two#> sans-serif=<#two#><#two#>>Дополнительные образовательные услуги – еще один источник заработка учителей и лишняя доходная строчка школьного бюджета. И тут спектр услуг может быть самым разнообразным. В каждой школе свои идеи. Например, как рассказала завуч гимназии № 2 Элина Фомина, некоторые родители учеников уже попросили, чтобы учителя после уроков готовили с детьми домашние задания. Пока неизвестно, сколько будет стоить такая услуга. По мнению Владимира Щукина, цена будет зависеть от наполняемости группы, квалификации учителя и т.д. Из уже реализованных проектов гимназии № 2 – создание Школы развития для 5-6 летних ребятишек. Как сообщила Элина Геннадьевна, те учителя, которые согласились по субботам заниматься с дошколятами, получили приличную прибавку к зарплате. Сейчас в этой гимназии организуют курсы по подготовке к ЕГЭ, с такой инициативой, кстати, выступили сами родители:

MsoNormal<#two#> style=<#two#>margin: 0cm 0cm 10pt;<#two#>>font-size: 12pt; line-height: 115%;<#two#> tahoma=<#two#><#two#> sans-serif=<#two#><#two#>>- Родителям это гораздо удобнее, - поясняет Элина Фомина, - вместо того, чтобы искать репетиторов, отправлять к ним детей, а это порой, бывает довольно далеко, все дополнительные занятия по подготовке к ЕГЭ можно проводить в гимназии. Причем на такие курсы будут ходить дети из других окрестных школ.<#two#>> 

MsoNormal<#two#> style=<#two#>margin: 0cm 0cm 10pt;<#two#>>font-size: 12pt; line-height: 115%;<#two#> tahoma=<#two#><#two#> sans-serif=<#two#><#two#>>Возникает вопрос – если учителя Гимназии № 2 или любой другой школы, где организуют такие же курсы, будут готовить своих учеников дополнительно, получается, что в рамках школьных занятий они НЕ занимаются такой подготовкой? Какой же тогда стандарт среднего образования<#two#>>  гарантируется Конституцией?

MsoNormal<#two#> style=<#two#>margin: 0cm 0cm 10pt;<#two#>>font-size: 12pt; line-height: 115%;<#two#> tahoma=<#two#><#two#> sans-serif=<#two#><#two#>>Кстати, по существующим нормативам, инспекторские проверки качества образовательных услуг сейчас может инициировать только областной департамент образования. Как пояснила Галина Черкасова, в новых условиях ответственность за подготовку выпускников к ЕГЭ возложена на директора школы. Определенным показателем подготовки может стать участие некоторых учеников в олимпиадах, прохождении тестов.<#two#>>  Впрочем, для получения школьного аттестата сегодня достаточно сдать<#two#>>  русский и математику, и документ у бывшего школьника в кармане. Зато очень удобно: в рабочее время отвести уроки «как обычно», а подработать можно и репетиторством со своими же учениками, зато с куда большим тщанием. Как заявила директор фонда поддержки гимназии № 1, член губернаторского совета по образованию Раиса Салмина, дополнительных центров подготовки в школах быть не должно:

MsoNormal<#two#> style=<#two#>margin: 0cm 0cm 10pt;<#two#>>font-size: 12pt; line-height: 115%;<#two#> tahoma=<#two#><#two#> sans-serif=<#two#><#two#>>- Иначе в погоне за финансированием школы могут трансформировать бесплатное образование в оплачиваемое. Мы выступаем против подобных центров.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>margin: 0cm 0cm 10pt;<#two#>>font-size: 12pt; line-height: 115%;<#two#> tahoma=<#two#><#two#> sans-serif=<#two#><#two#>>По мнению Владимира Щукина, здесь все должны решать родители:

MsoNormal<#two#> style=<#two#>margin: 0cm 0cm 10pt;<#two#>>font-size: 12pt; line-height: 115%;<#two#> tahoma=<#two#><#two#> sans-serif=<#two#><#two#>>- ЕГЭ – это не только школьное испытание, это и вступительный экзамен в вуз. А к поступлению в вузы всегда готовились дополнительно. Но еще на старте можно выбрать подходящую школу. Если родителям знают, что их ребенку потребуется, например, физика при поступлении, значит и школу надо выбирать соответственно.<#two#>> 

MsoNormal<#two#> style=<#two#>margin: 0cm 0cm 10pt;<#two#>><#two#>>font-size: 12pt; line-height: 115%;<#two#> tahoma=<#two#><#two#> sans-serif=<#two#><#two#>>Образовательный ГОСТ со знаком качества

MsoNormal<#two#> style=<#two#>margin: 0cm 0cm 10pt;<#two#>>font-size: 12pt; line-height: 115%;<#two#> tahoma=<#two#><#two#> sans-serif=<#two#><#two#>>Но что волнует и учителей, и родителей в равной степени – отсутствие правил образовательного стандарта второго поколения. Новосибирская область вошла в число регионов, где отрабатывали такие стандарты для начальной школы. Что же касается средних и старших классов, пока сплошная неясность. Владимир Щукин аккуратно ушел от ответа на вопрос, каким же будет новый стандарт. Если экстраполировать <#two#>> «правила игры» в начальной школе на среднюю, можно предположить, что во главу угла будет поставлена выработка определенных компетенций у учеников. То есть, как и в «началке» меняются требования к программам, к условиям обучения и к результатам. Но механизм пока неизвестен Поэтому возникают домыслы и вопросы. Например, директора гимназии № 10 Сергея Бирюкова волнует, будут ли доплачивать учителям за внешкольные занятия. Раиса Салмина подчеркнула: если государство будет предъявлять школам требования по оснащению новой техникой, средствами коммуникации, оно должно в полной мере гарантировать такое оснащение, причем бесплатно:

MsoNormal<#two#> style=<#two#>margin: 0cm 0cm 10pt;<#two#>>font-size: 12pt; line-height: 115%;<#two#> tahoma=<#two#><#two#> sans-serif=<#two#><#two#>>- Родители могут, например, вместо 100 компьютеров поставить 250, но средства на обслуживание оптоволоконного кабеля, модернизацию компьютеров должны предоставлять федеральные власти или муниципалитеты.<#two#>> 

font-size: 12pt;<#two#> tahoma=<#two#><#two#> sans-serif=<#two#><#two#> mso-ansi-language:=<#two#><#two#> mso-fareast-font-family:=<#two#><#two#> mso-fareast-language:=<#two#><#two#> mso-bidi-language:=<#two#><#two#> ar-sa=<#two#><#two#>>Пока все упирается в отсутствие информации о стандарте образования второго поколения в свободном доступе. Чего не знаешь, того и боишься. Тем временем, родители уже готовы выступить на борьбу с «неведомым зверем» - завтра в Новосибирске пройдет митинг протеста против платного школьного образования.