Arial<#two#>>3<#two#>> Это очень хорошая идея – провести встречу, интеллектуальный штурм в Новосибирске на форуме «Интерра». Нельзя сказать, что после распада СССР связи между нашими вузами были потеряны. Мы продолжаем встречаться с коллегами из университетов стран СНГ на различных научных конференциях и симпозиумах, следим за достижениями коллег, обмениваемся опытом.
Благодаря «Русскому центру», который функционирует в институте с мая 2008 г., мы имеем возможность продолжить те добрые традиции, которые сложились в нашем институте с момента его основания в 1980 году как Таджикского педагогического института русского языка и литературы им. А.С. Пушкина.
В институте функционирует свыше 15 научных студенческих кружков, имеется большая научная библиотека, фонд которой насчитывает свыше 130 экземпляров книг.
В сентябре 2009 г. Таджикский государственный институт языков им. Сотима Улугзода вошёл в качестве одного из базовых (головных) вузов (наряду с РТСУ и Худжандским государственным университетом бизнеса, политики и права) в состав Университета ШОС, осуществляющего свою деятельность на основе Концепции УШОС и других нормативных документов. Таким образом, ТГИЯ плодотворно сотрудничает со всеми университетами, являющимися партнёрами по УШОС (Россия, Китай, Таджикистан, Казахстан, Киргизия, Узбекистан).
В октябре 2010 г., практически сразу после форума «Интерра», мы хотим провести межвузовскую научно-теоретическую конференцию молодых учёных, посвящённую Году науки и инноваций в СНГ.
Мы планируем создать в институте инновационную группу, в задачи которой должна входить разработка и внедрение в практику создания Учебно-методических комплексов нового поколения модульного принципа организации содержательной части дисциплин, формирование общих (general /generic), а также предметно-ориентированных компетенций, ориентация на получение студентами двойной квалификации, т.е. права преподавать два иностранных языка, что соответствует общеевропейскому стандарту.
Одна из главных проблем, которая требует экспертного обсуждения в рамках саммита университетов ШОС – повышение академической мобильности. Образование, познание, исследования, инновации в современном мире не могут быть локализованы в рамках одного государства и, тем более, отдельного вуза. Мы планируем в ближайшей перспективе создать прочные условия для академической мобильности, осуществлять экспорт образовательных услуг, направлять наших преподавателей в зарубежные страны, равно как и принимать на работу зарубежных специалистов-филологов, языковедов (германистов, китаистов, романистов и др.). Ротация специалистов и студентов – то, к чему мы будем стремиться, чтобы как можно скорее создать необходимую прочную базу для придания нашему вузу статуса лингвистического университета.
Мы и сегодня открыты: 10 студентов факультета русской филологии обучаются в России, в Елецком госуниверситете имени И.А. Бунина; выпускница этого факультета М. Хикматова учится в аспирантуре Московского государственного лингвистического университета, старший преподаватель кафедры общего языкознания и сопоставительной типологии языков Н.Х. Маджидова является соискателем кафедры русского языка Российского университета дружбы народов и готовится к защите кандидатской диссертации.
Мобильность студентов, выезды на семестровое обучение в зарубежные университеты (вузы Японии, КНР, Германии, США, Италии и др.) – одна из главных наших задач, которая достаточно успешно решается, обеспечивая интеграцию и способствуя формированию единой образовательной среды. Такие процессы уже давно идут на Западе, и то, что лидеры государств-членов ШОС стимулируют подобный процесс в рамках этого объединения, стоит только приветствовать.
Университет ШОС – это, действительно, «наш ответ Болонскому процессу», и интернационализацию образования (прежде всего – высшего) в условиях современного общества вряд ли можно считать модой – это необходимость. Во-первых, создание УШОС отвечает требованию конкретизации работы по созданию единого образовательного пространства, начиная с ЕвразЭС, а затем – в рамках всего СНГ и стремлению к вхождению в европейскую и мировую зону образования. В этом направлении следует отметить, что события последнего десятилетия наглядно показали, что Болонский процесс, начатый в Евросоюзе, при всех своих плюсах и минусах, реально способствует тому, что система высшего образования и научных исследований будет непрерывно адаптироваться к меняющимся нуждам и запросам общества, в том числе и к ценностным потребностям обучающейся молодежи.
Проект УШОС конкретно нашей стране, вузу, нашим студентам и преподавателям, с нашей точки зрения, даёт большие возможности. Мы сможем отправлять наших студентов на обучение в ведущие вузы стран ШОС; создавать совместные авторские коллективы по подготовке учебников нового поколения; внедрять современные технологии обучения, в том числе кредитной системы обучения, что может стать хорошим стимулом приобщения студенческой молодежи к ценностям образования. И, наверное, самое главное – что учёба за рубежом станет доступной для всех слоёв молодежи. В этом деле необходимо глубокое изучение опыта программы Эразмус Мундус в Европейском Союзе, использование возможностей, которые предоставляются различными международными образовательными организациями и проектами.
Кроме того, необходимо создание равных условий для поступления в вузы стран СНГ молодёжи из всех стран Содружества. Инициатива Министерства образования Республики Таджикистан, согласно которой с 2007-2008 учебного года установлен одинаковый размер оплаты обучения для граждан Таджикистана и СНГ, в отличие от граждан дальнего зарубежья, в этом направлении заслуживает должного внимания.
От предстоящего саммита университетов мы ждём ответов на некоторые волнующие нас вопросы:
- когда будут введены такие направления подготовки специалистов (помимо имеющихся четырёх), как межкультурная коммуникация и лингвистика, наиболее соответствующие профилю нашего вуза;
- какова роль русского языка в деятельности ШОС, в осуществлении культурного и научно-образовательного сотрудничества стран-участниц Организации и др.
Мы считаем, что для выполнения задачи совершенствования сотрудничества в области вузовского образования необходимо решение следующих проблем:
- создание совместных диссертационных советов, в состав которых входили как сотрудники Академии наук, так и вузовские учёные;
- создание совместных авторских коллективов (из числа ведущих специалистов вузов) по подготовке нового поколения учебников и учебно-методических комплексов, по разработке всевозможных интегративных курсов;
- включение ведущих специалистов вузов и научных работников в состав совместных научных экспедиций (этнографических, диалектологических и др.).
Мы должны определить основные направления развития науки и образования с целью скорейшего решения такой злободневной проблемы, как нехватка педагогических кадров, высокий уровень миграции, утечка мозгов (в основном в Российскую Федерацию и Казахстан), и непременно учитывать это при решении вопроса о создании двухпрофильных специальностей по опыту других вузов стран.
Из опыта моего общения с ректорами других вузов стран-членов ШОС я делаю вывод, что подобные проблемы волнуют и коллег в разных странах. Если нам удастся поддержать и укрепить наши естественные преимущества в виде остающегося достаточно интегрированным образовательного пространства, то от этого выиграют все наши страны. Думаю, в Новосибирске, на форуме «Интерра» мне удастся пообщаться не только с коллегами-ректорами, но и со студентами из разных стран мира. Того же хотят и студенты нашего университета. До встречи на «Интерре»!
Университет ШОС: мы возвращаемся в общее образовательное пространство
Arial<#two#>>3<#two#>> Это очень хорошая идея – провести встречу, интеллектуальный штурм в Новосибирске на форуме «Интерра». Нельзя сказать, что после распада СССР связи между нашими вузами были потеряны. Мы продолжаем встречаться с коллегами из университетов стран СНГ на различных научных конференциях и симпозиумах, следим за достижениями коллег, обмениваемся опытом.
Благодаря «Русскому центру», который функционирует в институте с мая 2008 г., мы имеем возможность продолжить те добрые традиции, которые сложились в нашем институте с момента его основания в 1980 году как Таджикского педагогического института русского языка и литературы им. А.С. Пушкина.
В институте функционирует свыше 15 научных студенческих кружков, имеется большая научная библиотека, фонд которой насчитывает свыше 130 экземпляров книг.
В сентябре 2009 г. Таджикский государственный институт языков им. Сотима Улугзода вошёл в качестве одного из базовых (головных) вузов (наряду с РТСУ и Худжандским государственным университетом бизнеса, политики и права) в состав Университета ШОС, осуществляющего свою деятельность на основе Концепции УШОС и других нормативных документов. Таким образом, ТГИЯ плодотворно сотрудничает со всеми университетами, являющимися партнёрами по УШОС (Россия, Китай, Таджикистан, Казахстан, Киргизия, Узбекистан).
В октябре 2010 г., практически сразу после форума «Интерра», мы хотим провести межвузовскую научно-теоретическую конференцию молодых учёных, посвящённую Году науки и инноваций в СНГ.
Мы планируем создать в институте инновационную группу, в задачи которой должна входить разработка и внедрение в практику создания Учебно-методических комплексов нового поколения модульного принципа организации содержательной части дисциплин, формирование общих (general /generic), а также предметно-ориентированных компетенций, ориентация на получение студентами двойной квалификации, т.е. права преподавать два иностранных языка, что соответствует общеевропейскому стандарту.
Одна из главных проблем, которая требует экспертного обсуждения в рамках саммита университетов ШОС – повышение академической мобильности. Образование, познание, исследования, инновации в современном мире не могут быть локализованы в рамках одного государства и, тем более, отдельного вуза. Мы планируем в ближайшей перспективе создать прочные условия для академической мобильности, осуществлять экспорт образовательных услуг, направлять наших преподавателей в зарубежные страны, равно как и принимать на работу зарубежных специалистов-филологов, языковедов (германистов, китаистов, романистов и др.). Ротация специалистов и студентов – то, к чему мы будем стремиться, чтобы как можно скорее создать необходимую прочную базу для придания нашему вузу статуса лингвистического университета.
Мы и сегодня открыты: 10 студентов факультета русской филологии обучаются в России, в Елецком госуниверситете имени И.А. Бунина; выпускница этого факультета М. Хикматова учится в аспирантуре Московского государственного лингвистического университета, старший преподаватель кафедры общего языкознания и сопоставительной типологии языков Н.Х. Маджидова является соискателем кафедры русского языка Российского университета дружбы народов и готовится к защите кандидатской диссертации.
Мобильность студентов, выезды на семестровое обучение в зарубежные университеты (вузы Японии, КНР, Германии, США, Италии и др.) – одна из главных наших задач, которая достаточно успешно решается, обеспечивая интеграцию и способствуя формированию единой образовательной среды. Такие процессы уже давно идут на Западе, и то, что лидеры государств-членов ШОС стимулируют подобный процесс в рамках этого объединения, стоит только приветствовать.
Университет ШОС – это, действительно, «наш ответ Болонскому процессу», и интернационализацию образования (прежде всего – высшего) в условиях современного общества вряд ли можно считать модой – это необходимость. Во-первых, создание УШОС отвечает требованию конкретизации работы по созданию единого образовательного пространства, начиная с ЕвразЭС, а затем – в рамках всего СНГ и стремлению к вхождению в европейскую и мировую зону образования. В этом направлении следует отметить, что события последнего десятилетия наглядно показали, что Болонский процесс, начатый в Евросоюзе, при всех своих плюсах и минусах, реально способствует тому, что система высшего образования и научных исследований будет непрерывно адаптироваться к меняющимся нуждам и запросам общества, в том числе и к ценностным потребностям обучающейся молодежи.
Проект УШОС конкретно нашей стране, вузу, нашим студентам и преподавателям, с нашей точки зрения, даёт большие возможности. Мы сможем отправлять наших студентов на обучение в ведущие вузы стран ШОС; создавать совместные авторские коллективы по подготовке учебников нового поколения; внедрять современные технологии обучения, в том числе кредитной системы обучения, что может стать хорошим стимулом приобщения студенческой молодежи к ценностям образования. И, наверное, самое главное – что учёба за рубежом станет доступной для всех слоёв молодежи. В этом деле необходимо глубокое изучение опыта программы Эразмус Мундус в Европейском Союзе, использование возможностей, которые предоставляются различными международными образовательными организациями и проектами.
Кроме того, необходимо создание равных условий для поступления в вузы стран СНГ молодёжи из всех стран Содружества. Инициатива Министерства образования Республики Таджикистан, согласно которой с 2007-2008 учебного года установлен одинаковый размер оплаты обучения для граждан Таджикистана и СНГ, в отличие от граждан дальнего зарубежья, в этом направлении заслуживает должного внимания.
От предстоящего саммита университетов мы ждём ответов на некоторые волнующие нас вопросы:
- когда будут введены такие направления подготовки специалистов (помимо имеющихся четырёх), как межкультурная коммуникация и лингвистика, наиболее соответствующие профилю нашего вуза;
- какова роль русского языка в деятельности ШОС, в осуществлении культурного и научно-образовательного сотрудничества стран-участниц Организации и др.
Мы считаем, что для выполнения задачи совершенствования сотрудничества в области вузовского образования необходимо решение следующих проблем:
- создание совместных диссертационных советов, в состав которых входили как сотрудники Академии наук, так и вузовские учёные;
- создание совместных авторских коллективов (из числа ведущих специалистов вузов) по подготовке нового поколения учебников и учебно-методических комплексов, по разработке всевозможных интегративных курсов;
- включение ведущих специалистов вузов и научных работников в состав совместных научных экспедиций (этнографических, диалектологических и др.).
Мы должны определить основные направления развития науки и образования с целью скорейшего решения такой злободневной проблемы, как нехватка педагогических кадров, высокий уровень миграции, утечка мозгов (в основном в Российскую Федерацию и Казахстан), и непременно учитывать это при решении вопроса о создании двухпрофильных специальностей по опыту других вузов стран.
Из опыта моего общения с ректорами других вузов стран-членов ШОС я делаю вывод, что подобные проблемы волнуют и коллег в разных странах. Если нам удастся поддержать и укрепить наши естественные преимущества в виде остающегося достаточно интегрированным образовательного пространства, то от этого выиграют все наши страны. Думаю, в Новосибирске, на форуме «Интерра» мне удастся пообщаться не только с коллегами-ректорами, но и со студентами из разных стран мира. Того же хотят и студенты нашего университета. До встречи на «Интерре»!