Молодежный «Первый театр» презентовал в Новосибирске провокационный спектакль «Мультики» по одноименному роману Михаила Елизарова. Актеры рассказали страшную сказку о поколении 1980-х годов, пропитанную жестокостью, похотью и атмосферой СССР.
Премьера прошла в лофт-парке «Подземка» – бывшей станции депо, что дополняло жуткую атмосферу на сцене. Действие спектакля происходит в период после перестройки – 1980-1990-е годы. Как отмечают авторы спектакля, он показан лишь стилистически, через призму современного представления о том времени. По сюжету «молодая шпана» хулиганит и грабит прохожих. А затем в такую компанию удачно вписывается главный герой Герман, недавно переехавший в город из глубинки. Он отличается от остальных, хотя старается влиться в «коллектив». Когда Герман попадает в комнату милиции во время облавы, история о его трудном детстве трансформируется в метафизический кошмар, уходящий вглубь времени.
Сам спектакль в полной мере оправдывает возрастное ограничение 18+. Зрителям показали на сцене гипертрофированный быт компании маргинальной молодежи конца 1980-х: беспорядочный секс, алкоголь, насилие и хаос. Хулиганы устраивали «оргии» прямо в детской песочнице, а развращенные школьницы, чтобы «срубить лавэ», ходили по залу – распахивали перед зрителями куртки и показывали грудь. Чтобы у некоторых не было культурного шока – нарисованную.
Зрители определили одним из самых страшных моментов сцену, в которой хромой семиклассник Алеша, будучи изгоем в школе, изучил анатомию человека и начал убивать своих обидчиков: девочку, в которую был влюблен, и ее парня, который задирал Алешу больше других. Трупы Алеша «разделывал» и демонстрировал зрителям.
Действие в спектакле сопровождалось мистической клоунадой. Команда постановщиков и мастеров света создала сюрреалистический мир кошмарной реальности и мир кошмаров трансформирующегося пространства, сравнимый с произведениями известного хоррор-писателя Стивена Кинга.
«Роман начинается как реалистичная история. А во второй части романа реализм превращается в фантастическую историю с ненастоящими людьми, напоминающую фильм ужасов, – объяснил режиссер Георгий Сурков из Латвии. – Главный герой Герман – единственное связующее звено между реальным и параллельным мирами. Ужасы, кстати, вообще нечастый жанр для театра. Мы искали способ, как передать это ощущение от романа. Проза ведь существует по таким законам, которые сложно передать в театре. Получилась скорее комедия с элементами ужасов. Целевая аудитория спектакля 18+. Я думаю, что наши зрители – это люди молодого и среднего возраста. Старшее поколение может смутить и эстетика, сюжет и неопределенность в финале».
Главного героя сыграл актер Максим Кудрявцев. Всего в спектакле задействованы 15 актеров. Оказалось, что такой серьезный и непростой спектакль они поставили всего за один месяц.
«Репетиций было крайне мало. Спектакль мы сделали за месяц – это нестандартная ситуация. У нас не раз переносились репетиции из-за коронавируса, – отметил режиссер. – Обычно в начале спектаклю всегда предшествует длительный застойный период, когда мы разбираем материал, анализируем персонажей, а потом начинаем уже заниматься самим действом. Здесь все было наоборот: сначала мы создали форму для спектакля, а потом погрузились в смысл. Для меня это было нечто новое в моей практике. Все сложности заключались в недостатке времени».
Зрители остались под впечатлением от увиденного. Многие уже знакомы с творчеством Елизарова и читали роман «Мультики».
«Я читал роман. Скажу, что сыграли достаточно близко к тексту. Минус таких спектаклей в том, что человек, не читавший произведение, не всегда понимает, о чем идет речь. Здесь как раз тот случай, что даже не читая книгу, можно понять, в чем суть. Здесь нет мата ради мата и чернухи ради чернухи. Все вполне гармонично», – резюмировал один из зрителей Денис Иванов.
Светлана Иванова поддержала супруга, хотя сам роман она еще не успела прочитать.
«Обычно мат и тема секса шокирует на сцене, но здесь не шокировало, – сказала она. – Именно эту книгу не читала, зато слушала «Библиотекарь» Елизарова. И хочу сказать, что елизаровское настроение ребята передали. Они не испортили ничего, «в яблочко» попали».
Еще одна из зрительниц, Нелля Лябах, вышла из зала в приподнятом настроении. Перед спектаклем ее смущало на афише, что будут манекены, которых она боится. Оказалось, что спектакль совсем не страшный, а даже поучительный.
«Это очень круто! Было необычно. Я у «Первого театра» видела большинство спектаклей. Но этот – самый необычный! – поделилась впечатлениями Нелля. – Я сидела и думала: а что, реально так можно? Но при этом, несмотря на это, спектакль побуждает задуматься о многом. Например о том, что каждый поступок имеет последствия. Некоторые сцены были слишком откровенны, но это прикольно. Что касается «расчлененки», поскольку это были манекены, я воспринимала образно – жути не нагоняло. Хотя, у меня фобия – я боюсь манекенов, но они были далеко от меня».
В конце спектакля все актеры вышли на сцену к зрителям и рассказали о своем представлении, а что же произошло на самом деле – зрители должны понять сами.
«В «Мультиках» сошлись две важные для меня категории: «пацанский» мир и преувеличенно художественная реальность. Мне интересно то, как реалистичный физиологический текст вдруг оборачивается фантастической реальностью. Как мир подворотни становится мистическим образом СССР. Это соединение документа и условности в жестком пространстве мужской среды – предмет моего режиссерского исследования. И я считаю, что современный театр не должен убеждать зрителя в какой-то единой мысли, чтобы все поняли одно и то же. А наоборот, давать больше информации для размышления и собственных выводов», – рассказал «КП-Новосибирск» Георгий Сурков.