В Новосибирском академическом театре оперы и балета 19 сентября открылся новый, 76-й сезон. После пятимесячного перерыва из-за коронавируса зрители вставали в очередь на первую постановку – оперу Чайковского «Иоланта». И в НОВАТе публику не разочаровали. В этом убедился культурный обозреватель Александр Савин.
Сказка пережила столько вольных постановок, что я, признаться, уже стал в них путаться. Начиная от снятого Рижской киностудии в середине прошлого века фильма-концерта, до безобразной постановки в нашем же театре в 2005 году. Тогда я пришел в ужас от спектакля. Худосочные бандюки, одетые в белые синтетические костюмы с машин-ган в руках. Мафиози вместо короля. Бред, полнейший бред, который надолго отбил охоту смотреть "Иоланту". Нет, я не против современных трактовок, как это делает Черняков, например. Но, увы, Черняковых у нас не так много, их можно пересчитать по пальцам. А оригинальничающих, пожалуй, значительно больше, где постановщик ставит перед собой основную задачу - не донести музыку и душу оперы до зрителя, а выкрутиться и выпендриться так, чтобы все ахнули и ошеломленные отправились домой. Как правило, такие постановки больше двух-трех показов не выдерживают. Да и то потому, что администрация театров надеется, что на название и премьеру пойдет зритель. Но обычно этим вся история таких постановок и заканчивается.
Почему я так долго говорю об этом? Да только для того, чтобы сказать: новая постановка не про то. Я принадлежу к тем, кто еще видел постановки Вагана Багратуни, работавшего главным режиссером нашего оперного театра с 1974 по 1988 год. Он представил Новосибирску более 20 оперных постановок, большие концертные программы. Кроме этого, в 1981—1988 годах преподавал в Новосибирской консерватории, был профессором кафедры оперной подготовки. Собственно, я вырос на этих постановках, я видел его в работе. Он был одержим оперой, он дышал ею. Он понимал оперу, как хорошая мать понимает своего новорожденного ребенка, который не может ни говорить, ни стоять. Мне кажется, Иркин Габитов из группы подлинных оперных мастеров. Те постановки, что я видел, оставляли самое светлое чувство. Никаких кривляний, чистая классика без налета пыли и паутины, сверкающая, как маленький бриллиант.
Под стать ему и работа художника постановщика Вячеслава Окунева, создавшего на сцене атмосферу сказки и средневекового замка посредине пустыни. Стилистика костюмов безупречна, прически, антураж и летящие сферы на заднике, все это создало идеальные условия для исполнителей, которых зритель приветствовал продолжительными овациями и криками «браво».
И действительно, Надежда Нестерова, Гурий Гурьев, Владимир Кучин, Юрий Комов, Алексей Зеленков, истомившись в самоизоляции, отдались спектаклю до донышка. Таких оваций в Новосибирске на оперных спектаклях я не слышал давно. И, конечно, я обязательно схожу на эту постановку еще ни один раз, как и положено, если ты хочешь понять все нюансы и тонкости оперного спектакля. Наверное, как и часть зрителей, наполнивших зал почти под завязку. Сказка пришла к зрителям, сказка и красота, то, чего нам так не хватало в эти месяцы самоизоляций и ограничений. Выходя из театра, я уже не в первый раз подумал, а все-таки, как хорошо, что есть театр, что есть опера и балет, симфонические и камерные концерты, как же их нам не хватало. Всех с премьерой и тех, кто там был, и тех, кто будет, и, в первую очередь, постановщиков и актёров, сотворивших это чудо.
А кондуктором был Дмитрий Юровский, его я особенно поздравляю, потому что видел в период самоизоляции, как он переживал за своих ребят. Надеялся и верил. Дмитрий, я очень рад за тебя, дай бог, чтобы все было хорошо.
В Новосибирском академическом театре оперы и балета 19 сентября открылся новый, 76-й сезон. После пятимесячного перерыва из-за коронавируса зрители вставали в очередь на первую постановку – оперу Чайковского «Иоланта». И в НОВАТе публику не разочаровали. В этом убедился культурный обозреватель Александр Савин.
Сказка пережила столько вольных постановок, что я, признаться, уже стал в них путаться. Начиная от снятого Рижской киностудии в середине прошлого века фильма-концерта, до безобразной постановки в нашем же театре в 2005 году. Тогда я пришел в ужас от спектакля. Худосочные бандюки, одетые в белые синтетические костюмы с машин-ган в руках. Мафиози вместо короля. Бред, полнейший бред, который надолго отбил охоту смотреть "Иоланту". Нет, я не против современных трактовок, как это делает Черняков, например. Но, увы, Черняковых у нас не так много, их можно пересчитать по пальцам. А оригинальничающих, пожалуй, значительно больше, где постановщик ставит перед собой основную задачу - не донести музыку и душу оперы до зрителя, а выкрутиться и выпендриться так, чтобы все ахнули и ошеломленные отправились домой. Как правило, такие постановки больше двух-трех показов не выдерживают. Да и то потому, что администрация театров надеется, что на название и премьеру пойдет зритель. Но обычно этим вся история таких постановок и заканчивается.
Почему я так долго говорю об этом? Да только для того, чтобы сказать: новая постановка не про то. Я принадлежу к тем, кто еще видел постановки Вагана Багратуни, работавшего главным режиссером нашего оперного театра с 1974 по 1988 год. Он представил Новосибирску более 20 оперных постановок, большие концертные программы. Кроме этого, в 1981—1988 годах преподавал в Новосибирской консерватории, был профессором кафедры оперной подготовки. Собственно, я вырос на этих постановках, я видел его в работе. Он был одержим оперой, он дышал ею. Он понимал оперу, как хорошая мать понимает своего новорожденного ребенка, который не может ни говорить, ни стоять. Мне кажется, Иркин Габитов из группы подлинных оперных мастеров. Те постановки, что я видел, оставляли самое светлое чувство. Никаких кривляний, чистая классика без налета пыли и паутины, сверкающая, как маленький бриллиант.
Под стать ему и работа художника постановщика Вячеслава Окунева, создавшего на сцене атмосферу сказки и средневекового замка посредине пустыни. Стилистика костюмов безупречна, прически, антураж и летящие сферы на заднике, все это создало идеальные условия для исполнителей, которых зритель приветствовал продолжительными овациями и криками «браво».
И действительно, Надежда Нестерова, Гурий Гурьев, Владимир Кучин, Юрий Комов, Алексей Зеленков, истомившись в самоизоляции, отдались спектаклю до донышка. Таких оваций в Новосибирске на оперных спектаклях я не слышал давно. И, конечно, я обязательно схожу на эту постановку еще ни один раз, как и положено, если ты хочешь понять все нюансы и тонкости оперного спектакля. Наверное, как и часть зрителей, наполнивших зал почти под завязку. Сказка пришла к зрителям, сказка и красота, то, чего нам так не хватало в эти месяцы самоизоляций и ограничений. Выходя из театра, я уже не в первый раз подумал, а все-таки, как хорошо, что есть театр, что есть опера и балет, симфонические и камерные концерты, как же их нам не хватало. Всех с премьерой и тех, кто там был, и тех, кто будет, и, в первую очередь, постановщиков и актёров, сотворивших это чудо.
А кондуктором был Дмитрий Юровский, его я особенно поздравляю, потому что видел в период самоизоляции, как он переживал за своих ребят. Надеялся и верил. Дмитрий, я очень рад за тебя, дай бог, чтобы все было хорошо.