Лента новостей

Все новости

Популярное

В «Старом Доме» поставили спектакль о слабоумном «нацисте»

 Елена Жукова

Оценивая фильмы или спектакли, зрители часто говорят, что смотрели на одном дыхании. Постановка о слабоумном Гельвере и его приемной матери Карле, которые пытаются выжить в беспощадном нацистском мире не позволяет ни вдохнуть, ни выдохнуть. Герои существуют в безвоздушном пространстве, фашизм сжимает их горло, не дает быть самим собой.

Гельвер, в начале постановки радостно выкрикивающий «сволочи» и не понимающий из-за болезни, что сам является для фашизма недочеловеком, и Карла, приютившая «идиота» из чувства вины, - обречены с самого начала. С первой минуты зритель наблюдает за страшным натурализмом спектакля – Карла (Эльвира Главатских) со всей силы бьет себя рукой по ноге, Гельвер (Анатолий Григорьев) с размаху ударяет кулаком по стене. Кажется, что актеры не играют, а проживают каждый момент. За час сорок пять минут, пока двое актеров находятся на сцене, они переживают вместе со своими героями всю гамму чувств от ярости и ненависти до нежности и любви. Эльвира Главатских и Анатолий Григорьев не дают зрителям перевести дух, да и сами, похоже, забывают дышать во время спектакля, отдавая все силы игре, так, что после спектакля их одежду можно выжимать.

По словам режиссера спектакля Линаса Зайкаускаса – трагедию необычного парня и его приемной матери он сознательно перенес из Германии 30-х годов в современность. «Как показывают последние события в Норвегии, Англии и России, мы подошли к моменту страшной ксенофобии, которая порождает крайне шовинистическое, империалистическое и фашистское миропонимание. Все больше людей полагает, что только будучи нетерпимым к иным, пришлым и чужакам, они могут сохранить свои устои, законы и привычную жизнь», - рассказывает Линас Зайкаускас.

История Гельвера и Карлы не только о противостоянии двоих человек системе, но и о терпимости к личности другого человека, о материнской любви, и об одиночестве. Любовь, которая в данной постановке, очевидно, противостоит фашизму, окутывает героев не нежным ароматом, а душной волной, накатывающей словно цунами и предвещающей ужасные последствия. К любви Гельвера примешан эдипов комплекс, а привязанность Карлы к слабоумному парню омрачена личной трагедией женщины, давным-давно отказавшейся от больной дочки.

С первой сцены эмоции героев зашкаливают и с каждым новым поворотом сюжета становятся еще ярче, сильнее. Атмосфера накаляется до тех пор, пока не вспыхивает огонь, который является единственной возможностью для героев вздохнуть, освободиться. Под треск полыхающего огня, зритель может выровнять дыхание и осознать, что всем людям, какими бы они не были, необходим кислород.
Оценивая фильмы или спектакли, зрители часто говорят, что смотрели на одном дыхании. Постановка о слабоумном Гельвере и его приемной матери Карле, которые пытаются выжить в беспощадном нацистском мире не позволяет ни вдохнуть, ни выдохнуть. Герои существуют в безвоздушном пространстве, фашизм сжимает их горло, не дает быть самим собой.

Гельвер, в начале постановки радостно выкрикивающий «сволочи» и не понимающий из-за болезни, что сам является для фашизма недочеловеком, и Карла, приютившая «идиота» из чувства вины, - обречены с самого начала. С первой минуты зритель наблюдает за страшным натурализмом спектакля – Карла (Эльвира Главатских) со всей силы бьет себя рукой по ноге, Гельвер (Анатолий Григорьев) с размаху ударяет кулаком по стене. Кажется, что актеры не играют, а проживают каждый момент. За час сорок пять минут, пока двое актеров находятся на сцене, они переживают вместе со своими героями всю гамму чувств от ярости и ненависти до нежности и любви. Эльвира Главатских и Анатолий Григорьев не дают зрителям перевести дух, да и сами, похоже, забывают дышать во время спектакля, отдавая все силы игре, так, что после спектакля их одежду можно выжимать.

По словам режиссера спектакля Линаса Зайкаускаса – трагедию необычного парня и его приемной матери он сознательно перенес из Германии 30-х годов в современность. «Как показывают последние события в Норвегии, Англии и России, мы подошли к моменту страшной ксенофобии, которая порождает крайне шовинистическое, империалистическое и фашистское миропонимание. Все больше людей полагает, что только будучи нетерпимым к иным, пришлым и чужакам, они могут сохранить свои устои, законы и привычную жизнь», - рассказывает Линас Зайкаускас.

История Гельвера и Карлы не только о противостоянии двоих человек системе, но и о терпимости к личности другого человека, о материнской любви, и об одиночестве. Любовь, которая в данной постановке, очевидно, противостоит фашизму, окутывает героев не нежным ароматом, а душной волной, накатывающей словно цунами и предвещающей ужасные последствия. К любви Гельвера примешан эдипов комплекс, а привязанность Карлы к слабоумному парню омрачена личной трагедией женщины, давным-давно отказавшейся от больной дочки.

С первой сцены эмоции героев зашкаливают и с каждым новым поворотом сюжета становятся еще ярче, сильнее. Атмосфера накаляется до тех пор, пока не вспыхивает огонь, который является единственной возможностью для героев вздохнуть, освободиться. Под треск полыхающего огня, зритель может выровнять дыхание и осознать, что всем людям, какими бы они не были, необходим кислород.