Увольнение директора «Глобуса» Елены Алябьевой театралы назвали «рейдерским захватом» и «подрывом легитимности управления сферой культуры в области». Они критикуют выбор сменщика Алябьевой – Виктора Старкова, который ранее не имел к сфере культуры никакого отношения. По их мнению, кандидатуру Старкова на этот пост лоббирует сам министр культуры Новосибирской области Игорь Решетников и давний друг назначенца, депутат Заксобрания региона Анатолий Кубанов. Кубанов с этими обвинениями не согласен и в ответ заявляет о необходимости обновления в учреждениях культуры.
Напомним, что об увольнении Алябьевой стало известно в минувшие выходные. 25 ноября в театре провели собрание коллектива, на котором главный режиссер Алексей Крикливый объявил об этих планах министерства культуры. Официальных бумаг, подтверждающих увольнение Алябьевой нет, однако ей об этом лично сообщил глава минкультуры региона Игорь Решетников. Елена Алябьева руководила «Глобусом» с 2014 года, когда предыдущий руководитель театра Татьяна Людмилина перешла на работу в Новосибирскую филармонию. В театре Алябьева работала с 2001 года.
«20 ноября утром министр культуры Новосибирской области Решетников в свойственной ему манере цинизма и грубости объявил директору театра «Глобус» Е.В. Алябьевой о том, что принято решение о ее увольнении без объяснения причин и она должна написать заявление по собственному желанию, – сообщила бывший директор «Глобуса» Татьяна Людмилина. – Ни на один вопрос, в том числе, сколько у нее есть времени на осмысление и возможное завершение дел, не ответил. В 14.00 в кабинет к действующему директору государственного театра пришли руководитель фракции «Справедливая Россия» в Заксобрании, заместитель председателя Законодательного собрания Новосибирской области, бывший кандидат в губернаторы Новосибирской области А. Кубанов и некто безработный (информация о его персоне и деятельности отсутствует в интернете, профессиональной общественности он не знаком) Старков, 59 лет. Они пришли с вопросом «как долго действующий директор будет думать и когда напишет заявление?».
Известно, что Старков в начале своей карьеры работал фрезеровщиком, затем – механиком, в 1987 году стал слушателем Новосибирской высшей партийной школы, в 1991 году окончил Сибирский социально-политический институт ЦК КП РСФСР, получил специальность политолога. До 1996 года работал слесарем, с 1996 по 2000 – депутат Горсовета Новосибирска. С 2006 года работал в администрации Новосибирской области, помощником депутата Госдумы. В 2005 году получил степень кандидата философских наук.
«Ситуация, спровоцированная, по-другому не скажешь, вокруг театра «Глобус» – чудовищна и безнравственна! Пожилой неспециалист – лучший выбор для театра? Какому идиоту пришла в голову мысль так подготовиться к Году театра? Кто придумал назначить в крупнейший театр региона человека, никогда не работавшего в театре? – возмутилась театральный продюсер Анастасия Журавлева. – А способ? Рейдерский захват? Для чего? Чтобы пришел один дилетант и дал возможность другому дилетанту ставить спектакли? Ну ведь все же знают о том, что Анатолий Кубанов учится на режиссера в НГТИ. А Виктор Старков его верный друг, «братишка» не один десяток лет. Если так можно плевать в лицо людям, почему плюющие не думают, что им это может вернуться?»
С депутатом Анатолием Кубановым Старкова действительно связывают дружеские отношения – это подтверждает и сам Кубанов. Впрочем, с обвинениями в каком-либо влиянии на смену руководства в «Глобусе» он не согласен.
«Решение организационно-кадровых вопросов – исключительно прерогатива министерства культуры. Как человек, который по линии Законодательного собрания Новосибирской области курирует сферу культуры, могу с полным правом заявить, что министерство культуры имеет полное право решать, кого увольнять, а кого назначать на должность руководителя своего подведомственного бюджетного учреждения. Заявления о «рейдерском захвате» бюджетного учреждения попахивают полным маразмом и свидетельствуют о лицемерии их авторов. Еще раз: учредителем театра «Глобус» является министерство культуры, и именно оно имеет полное право принимать кадровые решения в отношении руководителя бюджетного учреждения. А реальным рейдерским захватом занимались как раз, те, кто на протяжении десятилетий оккупировал учреждения культуры и до сих пор считает их своей частной собственностью. За эти десятилетия в наших учреждениях культуры сложился семейный, клановый бизнес, – парировал Анатолий Кубанов. – Вы хотите, чтобы эти псевдоприватизированные организации работали не в интересах общества, а в интересах этих семей и кланов?»
По словам Кубанова, Старков – глубоко порядочный человек, имеет богатый управленческий опыт. «Он сможет усилить контроль за расходованием финансовых средств, повысить эффективность финансово-хозяйственной деятельности. И почему бывшая директор начинает глумиться в соцсетях над тем, что он начинал свой трудовой путь фрезеровщиком? А почему умалчивает, что он – кандидат философских наук, работал заместителем начальника департамента, был городским и областным депутатом, имеет большой опыт государственной службы? Я же не стану в ответ копаться в биографиях бывших директоров, которые вообще никогда не имели никакого отношения к театру и к культуре, а некоторые работали кладовщиками! И зачем они собирают людей, отрывают их от спектаклей и репетиций, заставляют подписывать какие-то письма, вовлекают их в свою борьбу за сохранение их собственного положения? Ведь совершенно очевидно, что это делают люди, привыкшие всю жизнь хорошо существовать на бюджетных деньгах и сейчас бояться потерять этот источник собственного существования, – возмутился Кубанов. – Я считаю, что вообще назрела необходимость провести ротацию среди руководителей учреждений культуры, которые превратили бюджетные организации в свои вотчины».
Сам Виктор Старков отвечать на вопросы отказался. Не комментировали ситуацию и в министерстве культуры. Молчание Игоря Решетникова, к слову, упоминается и в письмах в адрес губернатора Новосибирской области Андрея Травникова и председателя Союза театральных деятелей России Александра Калягина, которые были написаны Алексеем Крикливым и подписаны более чем сотней сотрудников «Глобуса».
«Считаем, что поступок И. Н. Решетникова формирует пагубную систему, которая ставит под угрозу развитие культуры города и области. Новосибирск не может и не должен подтверждать репутацию территории, где правит самовольство чиновника, – говорится в обращении коллектива театра. – В результате таких действий складывается представление, что министр в принятии своих решений руководствуется исключительно собственными интересами. Наш город, к сожалению, уже имеет печальную славу, когда статусные учреждения культуры оказываются эпицентром негативных событий. Театр «Глобус» против того, чтобы становиться продолжателем этой тенденции».
Член общественного совета при министерстве культуры Новосибирской области Алексей Кудинов назвал происходящее «театром абсурда». Он, как ранее и коллектив «Глобуса», отметил, что смена руководства крупнейшего драматического театра Новосибирска происходит накануне Года театра, в разгар сезона.
«В «Глобусе» обеспокоены сменой руководства накануне нескольких премьер и новогодней кампании без какого-то общения с коллективом, без претензий к действующему директору. Чего ждать от человека, который к театру никакого отношения не имеет, – не ясно. Но понятно, что такое отношение к большому коллективу одного из главных театров города нельзя назвать цивилизованным. Это (по моему личному мнению) – ситуация, подрывающая легитимность управления сферой культуры в области, – заявил Кудинов. – В случае с Оперным и «Тангейзером» была хоть какая-то (весьма спорная) аргументация. Сейчас все похоже на обычный политический размен. Впрочем, больше всего я волнуюсь за сотрудников «Глобуса», многих из которых я знаю много лет (а кого-то – с пеленок), люблю и уважаю. Очень не хочется, чтобы они оказались в ситуации, когда их приглашают в большой кабинет, уговаривают, угрожают, покупают их лояльность».
Ситуация вокруг увольнения Алябьевой и назначения нового директора привлекла внимание не только околокультурных и театральных кругов. Начавшийся конфликт прокомментировал историк, бывший вице-губернатор Новосибирской области Виктор Козодой. Он как и Кубанов отметил, что «Глобус» подчиняется министерству культуры региона.
«Директор подобного рода учреждений, как и в других отраслях, является всего лишь наемником у собственника (учредителя), а вовсе не хозяином и не частным владельцем (это тем деятелям, которые рассуждают и несут пургу про «рейдерский захват»). Раз наемник, то должен быть всегда готов к тому, что собственник может, и это его право, сменить этого наемника на другого», – заметил Козодой.
Он указал, что по уставу театра директор заведует финансово-хозяйственной, организационной деятельностью, а не творческой. «Исходя из этого, ему вовсе не обязательно иметь театральное образование. У него должны быть навыки руководящей, управленческой деятельности. Создавать условия для работы труппы, а не ставить самому спектакли. Директор должен решать множество хозяйственных и ремонтных проблем. Денег всегда мало. Их надо «добывать», и здесь многое зависит от личностного ресурса руководителя, увы. Теперь подумайте, одно дело, когда потолок общения руководителя – это местное министерство культуры, другое – когда прямое общение с первыми лицами управления области (учредителя и собственника)», – указал он.
«Знаю давно В. Старкова (сразу скажу, что мы не друзья, даже не приятели, нет никаких общих дел и не было), знаю как человека коммуникабельного; у меня нет никаких сомнений, что через некоторое время он «влюбит» в себя большую часть коллектива. С учетом его потенциальных лоббистских возможностей, плюс коммуникабельность, возникает вопрос: а чем это плохо для театра?» – заключил Козодой.
«Вот эти идеи Козодой пропагандировал Юрченко В. А., роль личности в истории, в управлении – для него пустое место... Раз есть, по его мнению, более достойные, – их подвинуть, ведь учредитель всегда прав?! А если в учредителях пустоголовые или хуже – коррупционеры? Им все мало, им нужно «радеть родному человечку». Какие приличия, трудовые кодексы, а уж тем более слова благодарности людям», – поспорила с Козодем бывший руководитель министерства культуры Новосибирской области Наталья Ярославцева.
Между тем, в своих обращениях к губернатору и в Союз театральных деятелей России коллектив «Глобуса» просит обнародовать документальное обоснование увольнения Алябьевой, а также рассмотреть правомерность назначения на пост директора учреждения культуры «человека, не имеющего отношения ни к сфере культуры, ни к системе эффективного менеджмента, ни к опыту руководства».
Добавим, что это далеко не первый в Новосибирске скандал в сфере культуры. Так, в сентябре 2016 года с поста директора Новосибирской филармонии уволили Татьяну Людмилину. Контракт с ней также решили расторгнуть в министерстве культуры Новосибирской области. Увольнение Людмилиной связывали с затяжным конфликтом внутри учреждения и непосредственным ее работодателем – Игорем Решетниковым. О непростых отношениях с главой областного министерства рассказывала сама Людмилина. Она пыталась оспорить свое увольнение в суде, но не преуспела.
Ранее, в 2015 году, был уволен директор Новосибирского театра оперы и балета Борис Мездрич, решение принималось на уровне министерства культуры России. Увольнение Мездрича стало реакцией на скандал вокруг постановки «Тангейзер». Как тогда говорили в федеральном Минкультуры, Мездрич был уволен за «неуважение к мнению граждан и невыполнение рекомендаций учредителя». На место Мездрича был назначен Владимир Кехман, вопросу к деятельности которого всплывают по сей день.
Самый последний такой случай - внезапное увольнение без объяснения причин ректора Новосибирской филармонии Константина Курлени. Он был уволен приказом министра культуры РФ, но этот шаг также связали с желанием Игоря Решетникова, который таким образом решил угодить художественному руководителю Новосибирского театра оперы и балета Владимиру Кехману, которому, как утверждается, новосибирский министр культуры обязан своим переназначением на свой пост.