Новосибирская филармония начинает новый концертный сезон. Руководство учреждения намерено более избирательно принимать в стенах концертных залов приезжих артистов и делать упор на местные коллективы. Изменения в репертуарной политике вызывают в определенных кругах опасения. По мнению некоторых экспертов, выбранный курс может привести к упадку учреждения культуры, потере талантливых музыкантов и публики.
Новый концертный сезон Новосибирской филармонии начинается в сентябре, 7 и 13 сентября прошли традиционные ярмарки-продажи билетов и абонементов как на концертные программы, так и на фестивали. Фестивалей в 81-м концертном сезоне обещают три – в октябре пройдет фестиваль русской музыки «Покровская осень», в ноябре – фестиваль хоровой музыки Credo Chorus, в декабре – международный Рождественский фестиваль. Представляя программу нового сезона, в филармонии отметили, что будут более тщательно и избирательно подходить к предоставлению своих площадей под концерты и выступления гастролеров. «Чистка» началась, к слову, еще в прошлом сезоне, за один июнь филармония убрала из афиши три мероприятия.
«Есть ситуации, с которыми я столкнулся, когда ко мне приходили не совсем правильные импресарио или продюсеры, которые во главу угла ставили финансовые интересы, а не профессиональные, – объяснил директор Новосибирской филармонии Бейбит Мухамедин. – Предлагали нам порой ту репертуарную политику, которая не соотносима с нашим залом, которая не позволяет… Скажем, приходили компании, которые просили на сцену большого зала поставить спектакли, а это концертный зал, это не театр. Мы не имеем права разрушать ауру этого проекта. Или предлагали нам рок-концерты, которые просто разрушают всю ситуацию вокруг зала, связанную с акустикой. Соответственно, я сказал: ребята, это не ваш зал и не ваша музыка. У нас свои ребята, своя публика».
В филармонии заявили о намерении работать с опорой на собственные силы, активнее использовать новосибирские коллективы и привлекать молодых, начинающих музыкантов. Это направление поддержал, в частности, министр культуры Новосибирской области Игорь Решетников.
«Сотрудничать будем со всеми нашими учебными заведениями. И с молодежным симфоническим оркестром, конечно, нашей специальной музыкальной школы. И с оркестром консерватории будет совместный проект. Я так думаю, с музыкальным колледжем, в том числе. Нужна публика, нужно, чтобы люди приходили, особенно те люди, которые хотят стать профессиональными артистами», – отметил Игорь Решетников.
Между тем, в музыкальных кругах новая политика Новосибирской филармонии вызвала определенные вопросы, в том числе, за переделами столицы Сибири. По мнению ряда экспертов, делать упор на своих музыкантов при составлении программы филармонии, отказывая гастролерам вопреки интересам публики, чревато падением интереса, снижением доходов и, как следствие, упадком самого учреждения культуры.
«Если вы, правда, хотите, чтобы к вам пришли люди, надо не только исследовать слушательский интерес и спрос (а это очень разные вкусы разных слоев и групп внутри аудитории), но нужно эти интересы некоторым образом формировать, предлагая что-то неизвестное, чего раньше не было, – отметил музыкальный критик и телеведущий Артем Варгафтик. – Следить за динамикой этого интереса, создавать то предложение, которое рождает новый спрос. Ничего этого, судя по происходящему, сейчас Новосибирская филармония не делает. Она просто вешает афишу и очень расстраивается, что люди не идут. Поэтому концертов не только мало, они еще и проходят в полупустых залах, а филармония при этом рассказывает людям, что эти концерты очень дорого обходятся. Поэтому их должно быть еще меньше. И это едва ли не самое обидное, что можно сообщить публике: от вас одни расходы и убытки. Где уж тут быть доверию и интересу».
По мнению Варгафтика, подобная политика не приведет к развитию и совершенствованию филармонии. Он отметил, что учреждение культуры ждет упадок.
«В прошлом сезоне столько всего поотменяли, а дальше, судя по всему, концертов будет еще меньше, список имен артистов, допущенных на сцену филармонии, тоже сокращается. Результат предсказуем: редкие значимые события среди тихих серых будней. Это образ жизни и мышления, характерный для глухой провинции. И если он станет новой нормой, люди увидят, что три тысячи километров от Москвы – это расстояние, практически непреодолимое, – указал Варгафтик. – И поймет это не только публика. Я очень сомневаюсь, что в подобной перспективе удастся сохранить прославленный новосибирский оркестр, главное достояние филармонии. Он ведь тоже не будет сидеть без почину на этой совсем не московской зарплате, если нет еще и творческого интереса, а есть только усталость. Достаточно нескольких удачных телефонных звонков, чтобы люди начали разъезжаться из Новосибирска. И их охотно возьмут: кого-то в Казань, кого-то в Нижний, кого-то в Екатеринбург, кого-то в Питер и Москву – и этот процесс, как известно, необратим. Захочет ли нынешнее филармоническое начальство остаться в истории города «могильщиком» филармонии?»
Как отметил бывший директор Новосибирской филармонии Александр Савин, руководивший учреждением в 1987-1988 годах, одна из проблем филармонии – избыточная материальная база, из-за чего залы продолжительное время пустуют, что становится более заметно при снижении количества концертов. Например, в государственном концертном зале имени Арнольда Каца в октябре прошлого года в плане было 22 концерта, а в октябре 2017 года их запланировано 11. Снижение количества мероприятий произошло и в камерном зале.
«У камерного зала есть один большой минус – там метро. Это серьезнейшая проблема, которая мешает проведению камерных концертов, которые туда всячески ставит администрация, заполняя зал. Убрать эту вибрацию и нарастающий гул невозможно. Но когда я увидел круглый зал в комплексе имени Каца, я сразу сказал: здесь минимум 300 мест, это то, что с легкостью закроет потребность камерных концертов, и у вас все будет сосредоточено в одном месте. Большой зал, камерный зал. Все программы будут у вас на глазах и под вашей опекой. Доработка зала – сделать звукоотталкивающие щиты, приподнять места, добавить специальный свет… Это копеечные затраты. Зато целый зал высвобождается под театральные и музыкально-сценические проекты», – заметил Александр Савин.
Савин указал, что филармонии значительно сократили концертный план – с 1650 до 900, фонды при этом остались те же. «Он (директор филармонии – прим. ред.) пошел по самому простому пути. Выполнять своими силами значительно сокращенный госзаказ, выжечь все внеплановые концерты (читай, гастролеров) и, освободив все залы, сосредоточиться на сдаче залов в аренду. Ему сократили госзадание до 900 концертов, и он говорит: мы его перевыполняем. Конечно, перевыполняете. Но только где вы его выполняете? По периферии, потому что одно и то же в зале показывать невозможно, – указал Савин. – И сколько при этом вымарали уже подписанных контрактов предыдущей администрацией, сколько не довели до завершения новых договоренностей. Складывается впечатление, что руководство панически боится любого коммерческого риска, предпочитая проедать вырученные после реализации билетов средства, под благовидным предлогом заботы о музыкантах. А этот изоляционизм, он вредит и музыкантам, и нам, зрителям».
В филармонии и министерстве культуры региона заявляют, что не собираются оставлять слушателей совсем без выступлений именитых музыкантов. Как отметил министр Решетников, речь идет об отказе исключительно тем артистам, которые проводят «благотворительные концерты» и требуют при этом гонорары от трех с половиной миллионов рублей.
«Никто никого обижать не хотел. Но есть такие прецеденты, их знают все наши сибирские регионы. И Урал тоже, и Дальний Восток. Прецеденты есть, когда едут просто собирать деньги ради денег – это одно, – подчеркнул Решетников. – А когда едут с замечательными турами – это совершенно другое, и мы будем работать. Мацуев приезжает, хор Турецкого, хотя это тоже не наше направление. С Гергиевым ведем переговоры, он нас зовет к себе, в том числе, с Шалашовым».
По словам Бейбита Мухамедина, некоторые его высказывания были поняты превратно, и учреждение готово включать в программу не только классическую музыку.
«Это может быть и эстрада, но только очень окультуренная, та, которая готова к нашему залу, к нашей акустике, – отметил Мухамедин. – Это может быть бардовское движение, это может быть небольшой даже шансон, который позволяет это делать. Но когда нам предлагают проекты, которые не совместимы с нашей сценой, особенно, когда заряжают огромное количество финансовых претензий, я говорю: я не позволю предприятие разрушать, это неправильно. Я же отвечаю за экономическую ситуацию, в том числе, и развитие предприятия. Почему я должен идти на ваши гонорары? Давайте садиться, обсуждать».
По словам директора филармонии, отмены мероприятий происходили как раз из-за этого – экономический отдел учреждения подсчитывал, что не сможет обеспечить необходимые финансовые гарантии гастролерам из-за дороговизны билетов, им предлагали снизить гонорар, на что артисты не соглашались.
«Если это идет в разрез с экономической ситуацией предприятия, я же не могу свое собственное предприятие загонять в долги намеренно? В этом на самом деле коррупционная составляющая есть, есть же закон о коррупции, и меня тогда вызовут мои учредители и скажут: ты что творишь, зачем нарушаешь закон, – заметил Мухамедин. – С маэстро Башметом, маэстро Гергиевым, Денисом Мацуевым у меня хороший дружеский контакт. И, конечно, их приезд сюда – это просто подарок городу Новосибирску. Тут финансовая составляющая вообще не обсуждается, потому что их сложно пригласить как-то на маршруте к нам, у них все занято на пять лет вперед».