Лента новостей

Все новости

Популярное

Куклы за кулисами: как марионетки оживают

 Анастасия Киселева

Куклы за кулисами: как марионетки оживают

«Кукла – это актер с ограниченными игровыми возможностями», – утверждает работник бутафорского цеха Юрий Юрин, который уже 20 лет делает их для новосибирского театра. О том, почему на дверях его кабинета висит табличка «Оживление кукол», и как приходится работать в темноте во время спектакля, он рассказал корреспонденту Сибкрай.ru.

Новосибирский областной театр кукол существует с 1933 года, зрителями его спектаклей становятся не только дети, но и взрослые. Куклы в руках актеров как будто начинают жить своей самостоятельной жизнью, но «оживляют» их не только актеры. Чтобы кукла заиграла, работники бутафорского цеха театра проделывают серьезную работу. Корреспондент Сибкрай.ru познакомилась с мастером кукол из областного театра Юрием Юриным и узнала, как временная профессия стала для него делом всей жизни.

– Чем занимаются работники бутафорского цеха? 

– В бутафорском цехе труд разделяется. Есть художник, портной, бутафор. Бутафоры – люди, которые занимаются изготовлением реквизита. Например, если они делают яблоко, то оно должно быть максимально похожим на настоящее. Я отвечаю за техническую часть. Если художник занимается статикой, то я отвечаю за динамику.

– На дверях вашего кабинета висит табличка «Оживление кукол». Как это – «оживить» куклу?

– Задать кукле движение. Вот, посмотрите: ручки сгибаются, глазки моргают, ротик открывается. Это происходит благодаря различным механизмам, которые я применяю в своей работе. Режиссер дает мне задание, эскизы будущей куклы, а я воплощаю их в жизнь. Стараюсь, чтобы моя работа максимально соответствовала его задумке. Часто приходит заготовка куклы, которой я подбираю механику. Приходится работать с деревом, металлом, пластиком, тканями и многим другим.  Кукла – это инструмент кукловода. Поэтому я всегда работаю в паре с артистом, мы обсуждаем с ним все нюансы. Главное, чтобы кукла была удобной, легкой и надежной. 

Юрин4.jpg

– Разбираться в механизмах, наверное, непросто. Как же вы освоили эту профессию и попали в театр?

– Моя мама занималась театром кукол, у нее был свой детский коллектив. В этой сфере я с самого детства. Она сама делала куклы, а я часто ей помогал, поэтому азы этой профессии я уже знал. Вообще этому нигде специально не учат, есть лишь курсы.

В областной театр меня пригласил знакомый художник. Я учился на опыте предыдущих мастеров, которые здесь работали. Изучал их механические находки, пробовал их усовершенствовать. Старался повысить свою квалификацию, ездил в Москву на курсы. 

Юрин5.jpg

На самом деле, я шел на эту работу временно, но в итоге работаю здесь уже 20 лет. Я загорелся этим местом, веселым коллективом. Это было чем-то новым, интересным. Все интересное дается легко. Самое главное, что новое в этой профессии появляется постоянно, и моя деятельность требует не просто навыков, но и их совершенствования. 

В мою мастерскую часто приезжают на стажировке. За последнее время мне довелось делиться опытом с начинающими мастерами из Таджикистана, Томска, Магадана, Владивостока и Новосибирской области.

– Какие навыки необходимы для работы мастером кукол?

– Прежде всего, нужен инженерный склад ума. Необходимо понимать, как добиться требуемого результата. Нужно уметь сделать то, что задумал. В моем понимании кукла – это «актер» с ограниченными игровыми возможностями. Она не обладает мимикой, она говорит «не своим голосом», она всегда угловата и, по сравнению с человеком, условна, мало естественна. 

Вся сила ее выразительности заключена в маске и в движении – в жесте, в повороте корпуса, головы. Поэтому мастер должен уметь дать кукле способность к движению. Выразительность ее жеста в очень большой мере зависит от технического устройства куклы и от точности расчета при ее изготовлении. Здесь имеет значение даже материал, из которого она сделана. Помню, как долго я трудился над лошадьми из спектакля «Конек-Горбунок». Большие фанерные куклы лошадей нужно было наделить способностью двигаться, как будто они живые: скакать, бить копытом. Там использовался сложный механизм, с которым я долго провозился. 


Юрин.jpg

– Вы начинаете делать куклу с нуля. Как вы придаете ей характер, историю? 

– Образцов (народный артист СССР Сергей Образцов – прим. ред.) говорил: «Театр кукол – искусство изобразительное». Основной характер кукле придают режиссер и главный художник. Техник лишь подчеркивает их задумку. Я использую свои выразительные средства, придумываю более оптимальные механизмы. Куклу можно заставить делать очень многое: «говорить», закрывать и открывать глаза, поворачивать их вправо и влево, поднимать ухо, кататься на моноцикле, надувать живот или играть на рояле. Для этого требуется специальная механизация. В то же время, следует помнить, что нельзя куклу перегружать механикой, излишняя механизация затрудняет работу актера. Например, для одного из спектаклей я делал куклу «Солист», он должен шевелить руками, головой и ртом, чтобы воспроизвести образ певца на сцене. И благодаря множеству механизмов кукла «запела».

– Изменились ли способы изготовления кукол за 20 лет вашей работы?

– Сейчас много материалов, которые делают куклу легче и функциональнее. В последнее время я освоил быстротвердеющую пластмассу, позволяющую изготавливать множество деталей, дюралевую сварку, которая хорошо соединяет элементы. Самое главное, что все материалы стали более доступными. Раньше ручки кукол скрепляли сыромятиной (свиная кожа), но за 15 лет она пересыхает. Сейчас вместо нее используют синтетику, которую 20 лет назад было трудно найти. Поэтому были случаи, когда кукла ломалась во время спектакля, и приходилось бежать за ширму и делать экстренный ремонт в темноте. Опрометчиво было наедятся на дедовский способ.  

Юрин2.jpg

– Известно, что бывают куклы разных видов – тростевые, перчаточные, марионетки, теневые. С какими вы работали?

– У нас традиционный театр, в основном актеры играют верховыми куклами, тростевыми, теми, которыми играют за ширмой. Конечно, я занимаюсь и  перчаточными, планшетными куклами. Но самые интересные – это марионетки. У этого вида кукол максимальная подвижность, пластика. Когда актер работает с ними, они, на самом деле, будто оживают.

– Наверное,  грустно с ними, «живыми», расставаться, когда спектакли исчезают из репертуара. Что происходит с такими куклами, которые сняты со спектаклей? 

– Спектакли обычно живут по 10-15 лет, и куклы используются столько же. Если спектакль все же списывают, то куклы не выкидывают, обычно отдают в детские дома. Также в театре есть музей, куда попадают наиболее удачные экземпляры. Так или иначе, они продолжают жить. 

«Кукла – это актер с ограниченными игровыми возможностями», – утверждает работник бутафорского цеха Юрий Юрин, который уже 20 лет делает их для новосибирского театра. О том, почему на дверях его кабинета висит табличка «Оживление кукол», и как приходится работать в темноте во время спектакля, он рассказал корреспонденту Сибкрай.ru.

Новосибирский областной театр кукол существует с 1933 года, зрителями его спектаклей становятся не только дети, но и взрослые. Куклы в руках актеров как будто начинают жить своей самостоятельной жизнью, но «оживляют» их не только актеры. Чтобы кукла заиграла, работники бутафорского цеха театра проделывают серьезную работу. Корреспондент Сибкрай.ru познакомилась с мастером кукол из областного театра Юрием Юриным и узнала, как временная профессия стала для него делом всей жизни.

– Чем занимаются работники бутафорского цеха? 

– В бутафорском цехе труд разделяется. Есть художник, портной, бутафор. Бутафоры – люди, которые занимаются изготовлением реквизита. Например, если они делают яблоко, то оно должно быть максимально похожим на настоящее. Я отвечаю за техническую часть. Если художник занимается статикой, то я отвечаю за динамику.

– На дверях вашего кабинета висит табличка «Оживление кукол». Как это – «оживить» куклу?

– Задать кукле движение. Вот, посмотрите: ручки сгибаются, глазки моргают, ротик открывается. Это происходит благодаря различным механизмам, которые я применяю в своей работе. Режиссер дает мне задание, эскизы будущей куклы, а я воплощаю их в жизнь. Стараюсь, чтобы моя работа максимально соответствовала его задумке. Часто приходит заготовка куклы, которой я подбираю механику. Приходится работать с деревом, металлом, пластиком, тканями и многим другим.  Кукла – это инструмент кукловода. Поэтому я всегда работаю в паре с артистом, мы обсуждаем с ним все нюансы. Главное, чтобы кукла была удобной, легкой и надежной. 

Юрин4.jpg

– Разбираться в механизмах, наверное, непросто. Как же вы освоили эту профессию и попали в театр?

– Моя мама занималась театром кукол, у нее был свой детский коллектив. В этой сфере я с самого детства. Она сама делала куклы, а я часто ей помогал, поэтому азы этой профессии я уже знал. Вообще этому нигде специально не учат, есть лишь курсы.

В областной театр меня пригласил знакомый художник. Я учился на опыте предыдущих мастеров, которые здесь работали. Изучал их механические находки, пробовал их усовершенствовать. Старался повысить свою квалификацию, ездил в Москву на курсы. 

Юрин5.jpg

На самом деле, я шел на эту работу временно, но в итоге работаю здесь уже 20 лет. Я загорелся этим местом, веселым коллективом. Это было чем-то новым, интересным. Все интересное дается легко. Самое главное, что новое в этой профессии появляется постоянно, и моя деятельность требует не просто навыков, но и их совершенствования. 

В мою мастерскую часто приезжают на стажировке. За последнее время мне довелось делиться опытом с начинающими мастерами из Таджикистана, Томска, Магадана, Владивостока и Новосибирской области.

– Какие навыки необходимы для работы мастером кукол?

– Прежде всего, нужен инженерный склад ума. Необходимо понимать, как добиться требуемого результата. Нужно уметь сделать то, что задумал. В моем понимании кукла – это «актер» с ограниченными игровыми возможностями. Она не обладает мимикой, она говорит «не своим голосом», она всегда угловата и, по сравнению с человеком, условна, мало естественна. 

Вся сила ее выразительности заключена в маске и в движении – в жесте, в повороте корпуса, головы. Поэтому мастер должен уметь дать кукле способность к движению. Выразительность ее жеста в очень большой мере зависит от технического устройства куклы и от точности расчета при ее изготовлении. Здесь имеет значение даже материал, из которого она сделана. Помню, как долго я трудился над лошадьми из спектакля «Конек-Горбунок». Большие фанерные куклы лошадей нужно было наделить способностью двигаться, как будто они живые: скакать, бить копытом. Там использовался сложный механизм, с которым я долго провозился. 


Юрин.jpg

– Вы начинаете делать куклу с нуля. Как вы придаете ей характер, историю? 

– Образцов (народный артист СССР Сергей Образцов – прим. ред.) говорил: «Театр кукол – искусство изобразительное». Основной характер кукле придают режиссер и главный художник. Техник лишь подчеркивает их задумку. Я использую свои выразительные средства, придумываю более оптимальные механизмы. Куклу можно заставить делать очень многое: «говорить», закрывать и открывать глаза, поворачивать их вправо и влево, поднимать ухо, кататься на моноцикле, надувать живот или играть на рояле. Для этого требуется специальная механизация. В то же время, следует помнить, что нельзя куклу перегружать механикой, излишняя механизация затрудняет работу актера. Например, для одного из спектаклей я делал куклу «Солист», он должен шевелить руками, головой и ртом, чтобы воспроизвести образ певца на сцене. И благодаря множеству механизмов кукла «запела».

– Изменились ли способы изготовления кукол за 20 лет вашей работы?

– Сейчас много материалов, которые делают куклу легче и функциональнее. В последнее время я освоил быстротвердеющую пластмассу, позволяющую изготавливать множество деталей, дюралевую сварку, которая хорошо соединяет элементы. Самое главное, что все материалы стали более доступными. Раньше ручки кукол скрепляли сыромятиной (свиная кожа), но за 15 лет она пересыхает. Сейчас вместо нее используют синтетику, которую 20 лет назад было трудно найти. Поэтому были случаи, когда кукла ломалась во время спектакля, и приходилось бежать за ширму и делать экстренный ремонт в темноте. Опрометчиво было наедятся на дедовский способ.  

Юрин2.jpg

– Известно, что бывают куклы разных видов – тростевые, перчаточные, марионетки, теневые. С какими вы работали?

– У нас традиционный театр, в основном актеры играют верховыми куклами, тростевыми, теми, которыми играют за ширмой. Конечно, я занимаюсь и  перчаточными, планшетными куклами. Но самые интересные – это марионетки. У этого вида кукол максимальная подвижность, пластика. Когда актер работает с ними, они, на самом деле, будто оживают.

– Наверное,  грустно с ними, «живыми», расставаться, когда спектакли исчезают из репертуара. Что происходит с такими куклами, которые сняты со спектаклей? 

– Спектакли обычно живут по 10-15 лет, и куклы используются столько же. Если спектакль все же списывают, то куклы не выкидывают, обычно отдают в детские дома. Также в театре есть музей, куда попадают наиболее удачные экземпляры. Так или иначе, они продолжают жить. 


Новости партнеров

В России и мире

Антибактеральные влажные салфетки не так безопасны, как вы думаете: почему их не стоит часто использовать
Чистые сердца: знаки Зодиака с врожденным чувством справедливости
3 вещи, которые вредят иммунитету: ими грешит каждый второй!
Очумелые ручки и отупелые мозги: зачем Мединский хочет сократить срок обучения молодежи
Эти предметы никому нельзя отдавать или продавать: они защищают вас и ваш дом
Самое дешевое средство для красоты вашей кожи: два компонента, и вы будете сиять
Общий гороскоп на октябрь 2024 для всех знаков Зодиака: кто найдет любовь, а кто блеснет на работе
Если свежее молоко вдруг прокисло: о каких проблемах в доме это сигнализирует?
Слова и фразы, которые разрушают вашу жизнь: перестаньте это говорить
Картофельная вода творит чудеса: как правильно приготовить и применять