Новосибирский театр оперы и балета показал новую внутреннюю отделку – терракотовые и голубые стены в фойе и серо-белые в зрительном зале. Первых в новом театральном сезоне гостей ждут мягкие ковры, кресла и кофейные столики, отремонтированные туалеты, отдельная дамская комната с зеркалами и преобразованный партер. Подрядчик работ уверяет, что акустика зала должна улучшиться.
Ремонтом внутренних помещений Новосибирского театра оперы и балета занималась компания «РосИнтерьерРеконструкция», работы шли с июля этого года. 13 ноября, за несколько часов до открытия нового театрального сезона, случившегося значительно позже обычного, работы еще не до конца окончены. В воздухе витает запах ремонта и новой мебели, молодые люди в форме фиксируют некоторые конструкции, носят куда-то обернутые пленкой приборы, раздаются звуки пылесоса. Периодически идет проверка системы оповещения о начале спектакля, и после короткой мелодии раздается голос из динамиков, извещающий, что до начала спектакля еще 15 минут.
Почти все работники театра и рабочие ходят по нему в бахилах, чтобы не испачкать новые ковры перед спектаклем. Последние штрихи должны быть завершены к 18.00, по крайней мере, так заверил автор проекта реконструкции интерьеров театра, председатель совета директоров «РосИнтерьерРеконструкции» Никита Архипов.
По словам Архипова, во время реконструкции они постарались сохранить историческое наследие театра и выделить его сложную архитектуру. Стиль, в котором выполнен Оперный театр, он назвал смесью конструктивизма и сталинского ампира – задумывался он как образец конструктивизма, а затем его попытались переделать, однако полностью это не удалось как раз из-за сложности архитектуры.
«Были странные внестилевые решения, не все было понятно. А когда мы посетили общественный туалет, честно скажу, мне стало страшно. Это напоминало, скорее, места общего пользования в воинской части среднего пошива 30 лет назад, когда мне приходилось бывать в вооруженных силах, – поделился Никита Архипов. – У меня есть следующее ощущение: театр был введен в эксплуатацию 12 мая 1945 года, в это время в стране было трудно. И, естественно, никто не думал и не собирался вкладывать особые деньги в интерьеры театра. Счастье, что его вообще закончили и пустили в эксплуатацию, и он добился таких творческих успехов за эти годы. Другое дело, почему за 70 лет никто не обратил внимания на качество и комфорт зрительских зон».
Первый и второй этажи театра отличаются друг от друга по цветовой гамме. Первый этаж окрашен тем самым «морковным», как называли его общественники, и кажется темнее остального части театра. На полу лежит красный ковер с узорами, а у самого входа около гардероба стоят кресла и столики. «Нас вдохновляла эпоха фильмов Любови Орловой. Нам хотелось, чтобы здесь было все то хорошее, доброе, светлое, что находится в нашей памяти от этого времени. Нам хотелось это проявить и продемонстрировать», – пояснил Архипов.
Терракотовый цвет стен, по его словам, был выбран не просто так. Этот цвет был использован при оформлении потолка зрительного зала, в самом центре купола, где висит люстра. Цвет этот со временем поблек, однако, по оценкам специалистов, изначально он был именно таким.
Второй этаж заметно светлее, он исполнен в бело-голубой гамме, и по всему этажу расставлены кресла и кофейные столики. Кресла как и ковер под ними синих оттенков, в этом же стиле выдержан буфет, торговую стойку в котором переместили в правую часть помещения. Кроме того, на втором этаже устроили «дамскую комнату» с диванчиками и зеркалами.
Зрительный зал также претерпел изменения. Пожалуй, эта часть реконструкции вызывала особые споры среди общественников, когда оказалось, что из зала убрали старые стулья. По словам Архипова, ликвидированные стулья не являлись для театра историческими, и те, которые были в 1945 году, не сохранились. Реконструкторы нашли старые эскизы, и по ним создали новые кресла. Архипов подчеркнул, что сделаны они таким образом, чтобы еще больше улучшить акустику зала. Правда, измерения после появления кресел не проводились.
Новых кресел 755. По словам Архипова, точность установки сидений в партере составляет 0,1 миллиметра. Это позволит зрителям видеть происходящее на сцене с каждой точки этой части зала. Кресла разместили с таким расчетом, чтобы зрители могли сидеть на них и смотреть прямо в центр сцены. К слову, для их размещения был ликвидирован исторический проход посередине партера. «Центральный проход был достаточно широкий, и, вообще говоря, это лучшие места», – отметил Никита Архипов.
Отметим, что сезон Оперного открыл балет «Спартак». К началу сезона также приурочили открытие памятной доски людям, которые создали Новосибирский театр оперы и балета. Доску укрепили на одной из фронтальных колонн возле входа в театр, и на ней перечислены несколько фамилий – архитекторы, инженеры, скульпторы и художники. В открытии памятной доски приняли участие директор театра Владимир Кехман и дочь одного из строителей Сергея Полыгалина Мария Виноградова.
«Мы сегодня восстановили историческую справедливость, и я очень рад, что к нам обратились с этой просьбой. Когда я узнал, что Мария Сергеевна (Виноградова – прим. ред.) у нас жива и здравствует, я был просто счастлив, – сообщил Кехман. – Я считаю, что этот купол, и этот театр является «летающей тарелкой», я считаю, это было чудо, когда его начали строить в 1931 году».
«Большое спасибо руководству города, которое долго собиралось и, в конце концов, сделало это важное дело. Я благодарна руководству Оперного театра, который увидел и быстро все сделал, чего у нас в Новосибирске почти никогда не бывает. И самое главное в том, что теперь мы, жители Новосибирска, знаем, кто создавал символ нашего города. А для меня важно, что я отдала долг своему отцу», – заметила в ответ Мария Виноградова, после чего Владимир Кехман вручил ей цветы.