Сегодня в большом зале «Красного факела» состоялось торжественное открытие Сибирского театрального форума, собравшего свыше 700 работников сцены из всех республик, краев и областей самого большого округа страны. Этот форум проходит уже третий раз и второй раз – в Новосибирске.
То, что буквально все выступающие, от чиновников федерального министерства до местных деятелей культуры, называли Новосибирск «театральной столицей», отнюдь не было данью вежливости. Наш город действительно можно считать городом театралов.
Судите сами: средний по России уровень заполняемости зрительных залов – 78 процентов, у нас – целых 90. В Новосибирске действуют десять профессиональных театров (не считая разнообразных коммерческих площадок и народных коллективов), которые дают ежегодно около трех тысяч спектаклей. В течение прошлого года на сценах Новосибирска состоялось 40 премьер. За последние десять лет наши театры получили более двух десятков «Золотых масок», а по итогам прошлого сезона на эту престижную премию были выдвинуты три новосибирских спектакля.
Такие цифры озвучили в своих выступлениях вице-губернатор Новосибирской области Кирилл Колончин и глава регионального министерства культуры Наталья Ярославцева. А это значит, что Новосибирск вполне способен поделиться с соседями своим театральным опытом и механизмами решения конкретных проблем.
На форум съехались представители всех театральных профессий – от актеров и режиссеров до костюмеров и осветителей. Их ждут семинары от признанных специалистов и мэтров театрального дела из Москвы, Санкт-Петербурга, европейских стран. Своими знаниями и профессиональным мастерством с сибирскими коллегами готовы поделиться маститые режиссеры и директора столичных театров, известные критики и опытные педагоги ГИТИСа. Достаточно сказать, что лабораторию театральной режиссуры ведет современный классик, режиссер Московского ТЮЗа Кама Гинкас, который представит видеоверсию своей нашумевшей постановки «Полифония мира», а на закрытии форума выступит председатель СТД России, народный артист РФ Александр Калягин.
Российский театральный форум впервые собрался в 1999 году в Москве, а с 2009-го «разделился» по федеральным округам. Это не смотр достижений и не профессиональная тусовка, а возможность поднять, обсудить и донести до федеральных властей проблемы, которые волнуют сегодня все театральные труппы – от Москвы до самых до окраин.
К счастью, за годы реформ, по словам заместителя председателя СТД РФ Геннадия Смирнова, сеть российских театров не только не сократилась, но даже расширилась – за счет создания новых государственных и муниципальных коллективов. Ни один из театров не был закрыт или переформирован, при этом их количество в стране за последние двадцать лет выросло почти в полтора раза – с 450 до 600.
Ежегодно российские театры собирают 30 миллионов зрителей. Цифра, казалось бы, внушительная. И когда Владимиру Путину, в то время еще премьеру, ее назвали, он был приятно удивлен. Но все познается в сравнении. На рубеже 1980-90-х годов посещаемость российских театров составляла 70 (!) миллионов зрителей в год. Притом что сегодня театров стало больше, на один спектакль в среднем приходит всего 220 человек.
И это одна из проблем, которую будут обсуждать на Сибирском театральном форуме. А есть и другие: внесение изменений в федеральное законодательство в области культуры, разработка профессиональных стандартов в сфере театра, развитие гастрольной деятельности, использование современных коммуникационных технологий для продвижения и популяризации лучших образцов сценического искусства…
«Без мнения театрального сообщества нам в решении этих проблем не обойтись», - несколько раз повторила директор департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры РФ Софья Апфельбаум. И это «мнение сообщества» должен сформировать и сформулировать форум.
После торжественного открытия съезда гости решили не расходиться и остались на спектакль «Онегин» в постановке Тимофея Кулябина, - спектакль, о котором многие, как оказалось, были уже наслышаны. А завтра с самого утра их ждет насыщенная программа встреч, семинаров и мастер-классов.
То, что буквально все выступающие, от чиновников федерального министерства до местных деятелей культуры, называли Новосибирск «театральной столицей», отнюдь не было данью вежливости. Наш город действительно можно считать городом театралов.
Судите сами: средний по России уровень заполняемости зрительных залов – 78 процентов, у нас – целых 90. В Новосибирске действуют десять профессиональных театров (не считая разнообразных коммерческих площадок и народных коллективов), которые дают ежегодно около трех тысяч спектаклей. В течение прошлого года на сценах Новосибирска состоялось 40 премьер. За последние десять лет наши театры получили более двух десятков «Золотых масок», а по итогам прошлого сезона на эту престижную премию были выдвинуты три новосибирских спектакля.
Такие цифры озвучили в своих выступлениях вице-губернатор Новосибирской области Кирилл Колончин и глава регионального министерства культуры Наталья Ярославцева. А это значит, что Новосибирск вполне способен поделиться с соседями своим театральным опытом и механизмами решения конкретных проблем.
На форум съехались представители всех театральных профессий – от актеров и режиссеров до костюмеров и осветителей. Их ждут семинары от признанных специалистов и мэтров театрального дела из Москвы, Санкт-Петербурга, европейских стран. Своими знаниями и профессиональным мастерством с сибирскими коллегами готовы поделиться маститые режиссеры и директора столичных театров, известные критики и опытные педагоги ГИТИСа. Достаточно сказать, что лабораторию театральной режиссуры ведет современный классик, режиссер Московского ТЮЗа Кама Гинкас, который представит видеоверсию своей нашумевшей постановки «Полифония мира», а на закрытии форума выступит председатель СТД России, народный артист РФ Александр Калягин.
Российский театральный форум впервые собрался в 1999 году в Москве, а с 2009-го «разделился» по федеральным округам. Это не смотр достижений и не профессиональная тусовка, а возможность поднять, обсудить и донести до федеральных властей проблемы, которые волнуют сегодня все театральные труппы – от Москвы до самых до окраин.
К счастью, за годы реформ, по словам заместителя председателя СТД РФ Геннадия Смирнова, сеть российских театров не только не сократилась, но даже расширилась – за счет создания новых государственных и муниципальных коллективов. Ни один из театров не был закрыт или переформирован, при этом их количество в стране за последние двадцать лет выросло почти в полтора раза – с 450 до 600.
Ежегодно российские театры собирают 30 миллионов зрителей. Цифра, казалось бы, внушительная. И когда Владимиру Путину, в то время еще премьеру, ее назвали, он был приятно удивлен. Но все познается в сравнении. На рубеже 1980-90-х годов посещаемость российских театров составляла 70 (!) миллионов зрителей в год. Притом что сегодня театров стало больше, на один спектакль в среднем приходит всего 220 человек.
И это одна из проблем, которую будут обсуждать на Сибирском театральном форуме. А есть и другие: внесение изменений в федеральное законодательство в области культуры, разработка профессиональных стандартов в сфере театра, развитие гастрольной деятельности, использование современных коммуникационных технологий для продвижения и популяризации лучших образцов сценического искусства…
«Без мнения театрального сообщества нам в решении этих проблем не обойтись», - несколько раз повторила директор департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры РФ Софья Апфельбаум. И это «мнение сообщества» должен сформировать и сформулировать форум.
После торжественного открытия съезда гости решили не расходиться и остались на спектакль «Онегин» в постановке Тимофея Кулябина, - спектакль, о котором многие, как оказалось, были уже наслышаны. А завтра с самого утра их ждет насыщенная программа встреч, семинаров и мастер-классов.