Лента новостей

Все новости

Популярное

Арнольд Кац. Посмертный портрет с улыбкой

 

Арнольд Кац. Посмертный портрет с улыбкой

Премьера – это всегда праздник. Даже если это фильм о человеке, которого уже несколько лет нет с нами, и чье место всегда останется вакантным. Переоценить то, что Арнольд Михайлович Кац сделал для Новосибирска, невозможно. Выступая перед началом сеанса,  министр культуры Новосибирской области Наталья Ярославцева отметила: «В Новосибирске только одного человека называли «маэстро», и все сразу понимали, о ком идет речь. Когда к нам в город приезжали зарубежные музыканты, они все говорили «едем к Кацу».

В основу фильма легли уникальные архивные видеозаписи Эллы Давлетшиной, звукорежиссера и оператора Сергея Лаврентьева и оператора Владимира Леонтьева. Съемочная группа с 1990-х годов снимала концерты, репетиции, уроки в консерватории, разговоры и интервью с Арнольдом Михайловичем. «С кем бы мы ни общались при создании этого фильма, при словах «Арнольд Михайлович Кац» открываются все двери и сердца», – сказала перед премьерой Давлетшина.

Арнольд Михайлович Кац родился 18 сентября 1924 года в Баку, закончил Московскую, а затем и Ленинградскую консерватории по классу оперно-симфонического дирижирования. С момента основания в 1956 году симфонического оркестра Новосибирской государственной филармонии Арнольд Михайлович являлся его бессменным художественным руководителем и главным дирижером. С 1957 по 2004 годы преподавал в Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки. Скончался Арнольд Кац 22 января 2007 года во время гастролей в Пекине.

Арнольд Кац – народный артист СССР, почетный житель Новосибирска, награжден орденами и медалями Российской Федерации, лауреат Государственной премии РФ. 

Несмотря на грустный повод, фильм получился очень теплым и позитивным. Там нет историй о том, как Арнольд Михайлович создавал свой оркестр, как он «выбивал» в обкоме квартиры для музыкантов, как выступал с Рихтером, Ойстрахом, Ростроповичем. Каждая из этих историй, наверное, достойна отдельного фильма. В ленте Эллы Давлетшиной есть другое – объемный портрет знаменитого дирижера, для которого были открыты лучшие концертные площадки мира, но он выбрал Новосибирск, потому что здесь было дело всей его жизни – симфонический оркестр. Дирижера темпераментного, артистичного, красивого. «Думая о его личности как музыканта, прежде всего, приходит на ум невероятный шарм этого человека, какая-то потрясающая преданность музыке, преданность оркестру», – говорит в фильме всемирно известный скрипач Вадим Репин.

Это и портрет человека с неповторимым обаянием и чувством юмора. Зал то и дело смеялся над шутками, походя отпускаемым маэстро. Так, на вручении Кацу невесть какого по счету памятного знака мэр Владимир Городецкий сказал: «Мы вручаем вам этом знак с гербом Новосибирска, чтобы вы…» «Чтобы я помнил, где живу?» – прервал градоначальника Арнольд Михайлович.

В фильме показан, конечно, и Кац-педагог. Ведь во многом благодаря Арнольду Михайловичу Новосибирск может гордиться знаменитыми на весь мир музыкантами: Максимом Венгеровым, Вадимом Репиным, Антоном Бараховским. Это они в пять-семь лет выходили на сцену новосибирской филармонии вместе с оркестром и солировали. Их воспоминания и размышления обрамляют портрет Арнольда Каца, делая его законченным. 

Финал фильма тоже получился позитивным, как раз в духе Арнольда Михайловича – кусочком видеозаписи с очередной репетиции оркестра. Играют «Лакримозу» из моцартовского "Реквиема". «Лакримозу» исполняют, когда кто-нибудь умирает, – ворчит Кац. – Когда я помру, сыграйте «Дон Жуана» Штрауса». И звучит музыка.
Премьера – это всегда праздник. Даже если это фильм о человеке, которого уже несколько лет нет с нами, и чье место всегда останется вакантным. Переоценить то, что Арнольд Михайлович Кац сделал для Новосибирска, невозможно. Выступая перед началом сеанса,  министр культуры Новосибирской области Наталья Ярославцева отметила: «В Новосибирске только одного человека называли «маэстро», и все сразу понимали, о ком идет речь. Когда к нам в город приезжали зарубежные музыканты, они все говорили «едем к Кацу».

В основу фильма легли уникальные архивные видеозаписи Эллы Давлетшиной, звукорежиссера и оператора Сергея Лаврентьева и оператора Владимира Леонтьева. Съемочная группа с 1990-х годов снимала концерты, репетиции, уроки в консерватории, разговоры и интервью с Арнольдом Михайловичем. «С кем бы мы ни общались при создании этого фильма, при словах «Арнольд Михайлович Кац» открываются все двери и сердца», – сказала перед премьерой Давлетшина.

Арнольд Михайлович Кац родился 18 сентября 1924 года в Баку, закончил Московскую, а затем и Ленинградскую консерватории по классу оперно-симфонического дирижирования. С момента основания в 1956 году симфонического оркестра Новосибирской государственной филармонии Арнольд Михайлович являлся его бессменным художественным руководителем и главным дирижером. С 1957 по 2004 годы преподавал в Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки. Скончался Арнольд Кац 22 января 2007 года во время гастролей в Пекине.

Арнольд Кац – народный артист СССР, почетный житель Новосибирска, награжден орденами и медалями Российской Федерации, лауреат Государственной премии РФ. 

Несмотря на грустный повод, фильм получился очень теплым и позитивным. Там нет историй о том, как Арнольд Михайлович создавал свой оркестр, как он «выбивал» в обкоме квартиры для музыкантов, как выступал с Рихтером, Ойстрахом, Ростроповичем. Каждая из этих историй, наверное, достойна отдельного фильма. В ленте Эллы Давлетшиной есть другое – объемный портрет знаменитого дирижера, для которого были открыты лучшие концертные площадки мира, но он выбрал Новосибирск, потому что здесь было дело всей его жизни – симфонический оркестр. Дирижера темпераментного, артистичного, красивого. «Думая о его личности как музыканта, прежде всего, приходит на ум невероятный шарм этого человека, какая-то потрясающая преданность музыке, преданность оркестру», – говорит в фильме всемирно известный скрипач Вадим Репин.

Это и портрет человека с неповторимым обаянием и чувством юмора. Зал то и дело смеялся над шутками, походя отпускаемым маэстро. Так, на вручении Кацу невесть какого по счету памятного знака мэр Владимир Городецкий сказал: «Мы вручаем вам этом знак с гербом Новосибирска, чтобы вы…» «Чтобы я помнил, где живу?» – прервал градоначальника Арнольд Михайлович.

В фильме показан, конечно, и Кац-педагог. Ведь во многом благодаря Арнольду Михайловичу Новосибирск может гордиться знаменитыми на весь мир музыкантами: Максимом Венгеровым, Вадимом Репиным, Антоном Бараховским. Это они в пять-семь лет выходили на сцену новосибирской филармонии вместе с оркестром и солировали. Их воспоминания и размышления обрамляют портрет Арнольда Каца, делая его законченным. 

Финал фильма тоже получился позитивным, как раз в духе Арнольда Михайловича – кусочком видеозаписи с очередной репетиции оркестра. Играют «Лакримозу» из моцартовского "Реквиема". «Лакримозу» исполняют, когда кто-нибудь умирает, – ворчит Кац. – Когда я помру, сыграйте «Дон Жуана» Штрауса». И звучит музыка.