Лента новостей

Все новости

Популярное

Фанатик фантиков

 Елена Жукова

У каждого сладкоежки есть любимые конфеты, которые он может есть килограммами. У кого-то это ириски-тянучки сладко липнущие к зубам, у кого-то кокосовые шарики, нежно тающие во рту, или шоколадные параллелепипеды с мармеладным или ореховым нутром. Коллекционер Александр Лутковский с любимыми конфетами определился давно, но по-прежнему ищет новые и новые виды сладостей. Потому что Александр собирает не вкусовые впечатления, а фантики. Все началось еще в детстве. Маленький Саша вместе с сестренкой, съев конфету, не выбрасывал фантик, а, аккуратно разгладив, складывал в альбом. Среди первых экземпляров будущей коллекции была обертка от большой вафельной конфеты «Гулливер». Эти фантики даже сейчас самые дорогие и любимые экземпляры коллекции. Александр Лутковский до сих пор вспоминает об детских впечатлениях от конфеты с большой теплотой: «То, что в детстве как-то зацепило, оно потом вызывает самый большой интерес. «Гулливер» - это была большая конфета, которая приносила много счастья ребенку. Эти конфеты выпускали в СССР разные фабрики, и дизайн фантиков у них был разный. В это время мне очень понравилась книжка про Гулливера, и поэтому я полюбил эти фантики». Повзрослев, Александр на время забыл о коллекции, о фантиках и о Гулливере. Он стал историком, завел семью. Коробка с обертками конфет долгие годы пылилась в чулане, пока в 1995 году в семье Лутковских не родилась дочка. Когда она немного подросла и стала хранить в старой коробке фантики от конфет, которые ей покупали родители, в Александре снова проснулся азарт коллекционера «сладкой жизни». Он стал внимательнее рассматривать витрины со сладостями в магазине, спрашивать фантики у друзей, и даже покупать их у других коллекционеров. Экземпляры 50-х годов Александру отдавали бабушки и дедушки, иногда фантики находились в самых неожиданных местах – в валенках, книжках, перчатках. Коллекция быстро разрослась, и стала занимать много места в квартире. К счастью, жена Александра, художница Олеся Ходакова охотно поддерживает начинания супруга и не пытается выкинуть многочисленные альбомы с фантиками. По словам Александра Лутковского, коллекционирование это семейное дело: «Вся семья что-то коллекционирует. У меня мама собирала обертки от шоколадных дедов морозов, папа коллекционировал значки. Вместе со старшим братом мы собирали солдатиков и машинки. Потом подросли, ему машинки достались, мне солдатики. Теперь солдатиков собираем с сыном». Александр Лутковский считает, что коллекционирование – это не просто механическое собирание предметов. Должна быть определенная система и логика. Историк по образованию, Александр видит в фантиках от конфет маячки времени, срезы эпохи. «Я люблю рассматривать старые фантики. В них сохраняется отпечаток времени. Например, дореволюционные фантики отражали происходящие в стране события. В 20-е годы на конфетах изображались деятели партии – Свердлов, Луначарский. Как только в стране появлялась новая техника, например, самолеты их изображения сразу печатали на фантиках. Все, что тогда появлялось новое – произведения искусства, и даже книги можно увидеть на фантиках. В советское время были фантики «Мальчиш-Кибальчиш», еще раньше «Юный пионер», потом пропагандистские названия и изображения с фантиков убрали и они стали более нейтральными», - рассказывает коллекционер. Современное разнообразие конфетного производства Александр сравнивает с эпохой НЭПа: «Наше время можно сравнить с 20-ми годами прошлого века, когда разрешили предпринимательство и каждый выпускал такие наименования продукции какие хотел. Потом, во времена СССР, стиль конфет был более классическим и однообразным. Зато полиграфия была лучше, сейчас многие конфеты упакованы в полиэтилен, а его тяжелее вскрывать, не повредив обертку. Я общаюсь с некоторыми коллекционерами собирающими только бумажные фантики. Их удобно собирать. Мне кажется это не совсем правильно, некоторые полиэтиленовые обертки очень интересные. Новосибирская фабрика «Столица» выпускает очень смешные фантики. Так, на конфете «Жила-была красная шапочка» нарисован волк с большим пузом. Они подходят к фантикам с юмором, в России сейчас это большая редкость». Кроме исторических аналогий, Александр проводит аналогии и межнациональные. По его мнению, советские и русские фантики душевнее и интереснее иностранных, особенно европейских. «Западные фантики все какие-то безликие. Наши интереснее, видимо, сказывается российский менталитет. Мы печатаем на обертках сказки, героев мультфильмов. В Европе оформление конфет скромнее - в основном полоски и названия, максимум сердечки нарисованы. Из героев на европейских фантиках только олень и белочка. Единственный яркий пример оформления фантика на Западе – это Несквик, вариаций оберток с зайчиком очень много. Еще в Китае бывают забавные персонажи, а европейские и американские фантики неинтересно собирать», - объясняет Александр Лутковский. О фантиках Александр может рассказывать долго и со вкусом, тем более что каждый новый экземпляр перед вклеиванием в альбом нужно освободить от содержимого – от самой конфетки. Перепробовав тысячи сладостей, коллекционер остается верен любимым «Буревестнику» и «Ласточке». Пусть их невзрачным фантикам нет места в коллекционном альбоме, зато содержимому всегда найдется на языке.
У каждого сладкоежки есть любимые конфеты, которые он может есть килограммами. У кого-то это ириски-тянучки сладко липнущие к зубам, у кого-то кокосовые шарики, нежно тающие во рту, или шоколадные параллелепипеды с мармеладным или ореховым нутром. Коллекционер Александр Лутковский с любимыми конфетами определился давно, но по-прежнему ищет новые и новые виды сладостей. Потому что Александр собирает не вкусовые впечатления, а фантики. Все началось еще в детстве. Маленький Саша вместе с сестренкой, съев конфету, не выбрасывал фантик, а, аккуратно разгладив, складывал в альбом. Среди первых экземпляров будущей коллекции была обертка от большой вафельной конфеты «Гулливер». Эти фантики даже сейчас самые дорогие и любимые экземпляры коллекции. Александр Лутковский до сих пор вспоминает об детских впечатлениях от конфеты с большой теплотой: «То, что в детстве как-то зацепило, оно потом вызывает самый большой интерес. «Гулливер» - это была большая конфета, которая приносила много счастья ребенку. Эти конфеты выпускали в СССР разные фабрики, и дизайн фантиков у них был разный. В это время мне очень понравилась книжка про Гулливера, и поэтому я полюбил эти фантики». Повзрослев, Александр на время забыл о коллекции, о фантиках и о Гулливере. Он стал историком, завел семью. Коробка с обертками конфет долгие годы пылилась в чулане, пока в 1995 году в семье Лутковских не родилась дочка. Когда она немного подросла и стала хранить в старой коробке фантики от конфет, которые ей покупали родители, в Александре снова проснулся азарт коллекционера «сладкой жизни». Он стал внимательнее рассматривать витрины со сладостями в магазине, спрашивать фантики у друзей, и даже покупать их у других коллекционеров. Экземпляры 50-х годов Александру отдавали бабушки и дедушки, иногда фантики находились в самых неожиданных местах – в валенках, книжках, перчатках. Коллекция быстро разрослась, и стала занимать много места в квартире. К счастью, жена Александра, художница Олеся Ходакова охотно поддерживает начинания супруга и не пытается выкинуть многочисленные альбомы с фантиками. По словам Александра Лутковского, коллекционирование это семейное дело: «Вся семья что-то коллекционирует. У меня мама собирала обертки от шоколадных дедов морозов, папа коллекционировал значки. Вместе со старшим братом мы собирали солдатиков и машинки. Потом подросли, ему машинки достались, мне солдатики. Теперь солдатиков собираем с сыном». Александр Лутковский считает, что коллекционирование – это не просто механическое собирание предметов. Должна быть определенная система и логика. Историк по образованию, Александр видит в фантиках от конфет маячки времени, срезы эпохи. «Я люблю рассматривать старые фантики. В них сохраняется отпечаток времени. Например, дореволюционные фантики отражали происходящие в стране события. В 20-е годы на конфетах изображались деятели партии – Свердлов, Луначарский. Как только в стране появлялась новая техника, например, самолеты их изображения сразу печатали на фантиках. Все, что тогда появлялось новое – произведения искусства, и даже книги можно увидеть на фантиках. В советское время были фантики «Мальчиш-Кибальчиш», еще раньше «Юный пионер», потом пропагандистские названия и изображения с фантиков убрали и они стали более нейтральными», - рассказывает коллекционер. Современное разнообразие конфетного производства Александр сравнивает с эпохой НЭПа: «Наше время можно сравнить с 20-ми годами прошлого века, когда разрешили предпринимательство и каждый выпускал такие наименования продукции какие хотел. Потом, во времена СССР, стиль конфет был более классическим и однообразным. Зато полиграфия была лучше, сейчас многие конфеты упакованы в полиэтилен, а его тяжелее вскрывать, не повредив обертку. Я общаюсь с некоторыми коллекционерами собирающими только бумажные фантики. Их удобно собирать. Мне кажется это не совсем правильно, некоторые полиэтиленовые обертки очень интересные. Новосибирская фабрика «Столица» выпускает очень смешные фантики. Так, на конфете «Жила-была красная шапочка» нарисован волк с большим пузом. Они подходят к фантикам с юмором, в России сейчас это большая редкость». Кроме исторических аналогий, Александр проводит аналогии и межнациональные. По его мнению, советские и русские фантики душевнее и интереснее иностранных, особенно европейских. «Западные фантики все какие-то безликие. Наши интереснее, видимо, сказывается российский менталитет. Мы печатаем на обертках сказки, героев мультфильмов. В Европе оформление конфет скромнее - в основном полоски и названия, максимум сердечки нарисованы. Из героев на европейских фантиках только олень и белочка. Единственный яркий пример оформления фантика на Западе – это Несквик, вариаций оберток с зайчиком очень много. Еще в Китае бывают забавные персонажи, а европейские и американские фантики неинтересно собирать», - объясняет Александр Лутковский. О фантиках Александр может рассказывать долго и со вкусом, тем более что каждый новый экземпляр перед вклеиванием в альбом нужно освободить от содержимого – от самой конфетки. Перепробовав тысячи сладостей, коллекционер остается верен любимым «Буревестнику» и «Ласточке». Пусть их невзрачным фантикам нет места в коллекционном альбоме, зато содержимому всегда найдется на языке.