«Данный текст является симулякром пьесы, и при его подготовке использованы комментарии с новосибирских форумов, мнения, подслушанные в троллейбусе №13, мемуары гастарбайтеров, а также частные письма новосибирцев и арт-критиков Санкт-Петербурга, Франкфурта-на-Майне и Ленинска-Кузнецкого. Как водится, все совпадения случайны, отдельные имена вымышлены, даты перепутаны, а реплики персонажей не всегда соответствуют действительности и местами абсолютно не совпадают с мнением издателя», - с такого вступления коллектива авторов пьесы началась читка. Известные новосибирские актеры, среди которых были Ольга Цинк, Владимир Казанцев, а также главный режиссер театра «Глобус» Алексей Крикливый, сидя на стульчиках, по ролям читали пьесу.
Пьеса о Монстрации оказалась похожа на саму акцию: обильное использование жаргона, вульгаризмов, ругательств и минимум смысла. Местами было весело и смешно, чем-то напоминало Камеди клаб, но тот хотя бы не претендует на роль высокого искусства. Чего не скажешь о читке пьесы и самой Монстрации. Когда в пьесе возникали рассуждения о симулякрах и прочих постмодернистских штучках, молодой зритель в зале откровенно скучал. Зато когда Алексей Крикливый читал: «Да чо там, нахер, сиськи мять!», молодые люди сразу же покатывались со смеху.
В финале пьесы герои ждут от Артема Лоскутова, что он расскажет, как правильно расставить запятые на плакате: «Монстрация есть чо». Для чего зал должен звать молодого художника до тех пор, пока он не выйдет на сцену (ну да, конечно, Новый год давно прошел, все уже и забыли, как нужно звать Деда Мороза). В отличие от сказочного персонажа, Лоскутов не заставил себя долго ждать, но на поставленный вопрос не ответил. Да и какие запятые могут быть в таком инновационном мероприятии, как Монстрация? Грамотность – это вообще не актуально и не современно. Так что авторы пьесы явно выставили себя ретроградами, заговорив в финале о каких-то запятых.
Когда из зала спросили, что будет дальше с данной пьесой и готов ли Алексей Крикливый поставить ее на театральной сцене, он ответил: «Ее тогда переписать надо будет». И это показательный ответ. Читка, как и Монстрация, - явление ограниченное во времени. Один раз в год можно подурачиться, раскрасить лицо, нарисовать плакат со странными лозунгами и пройтись под крики и шум толпы по Красному проспекту. В другие 364 дня года многие из монстрантов носят обычную одежду, сидят в офисах или в аудитории университета и ведут себя как пай-мальчики и девочки.
Похоже, именно некоторая скука, особенно после долгой сибирской зимы, вынуждает молодых людей надевать чудаковатые наряды и придумывать абсурдные плакаты.
На этой Монстрации корреспондент Сибкрай.ru слышала такой диалог двух девушек:
-По-моему, им просто нечем заняться.
-Да нет, это такой способ бороться за свободу.
Вопрос только в том, за чью свободу борются нынешние 20-летние. За свободу от офисного дресс-кода, от родителей, от культа потребления? Шествие без цели и причины скорее напоминает смесь карнавала, Хеллоуина и обычной демонстрации.
И вот за эту нехитрую комбинацию дают премию «Инновация» в культуре. Но что нового и неожиданного в потоке молодежи со смешными плакатами? «Я не буду говорить без своего авокадо», «Чем ближе к искусству, тем ну его на хрен», «Мозга нет, а кушать хочется» - по сравнению с Хлебниковым и Хармсом новосибирские монстранты пишут избито и затерто. Да и эпатаж, создаваемый толпой фриков, не переплюнет хождения Маяковского по столам. Так что, как говорится, «все уже придумано до нас». Монстрация — всего лишь отголосок, отблеск того, что творили в Серебряном веке наши поэты, за что боролись «цветы жизни» хиппи. Монстрация – это даже не социальное или культурное, а скорее психологическое явление. Бунт подростков против родителей, против стереотипности мышления, непринятие самого себя таким, какой есть. Кажется, что вот вышел ты с плакатом «Даешь безграмотнасть. Даешь баобап» - и доказал своему школьному учителю, что прекрасно обошелся без его уроков. Впрочем, удивляться не приходится, девушки и парни, которые привыкли подписываться везде никами, использовать маски в онлайне и не придумывать ничего своего, а использовать копипаст, бунтуют 1 мая прежде всего против самих себя, скучных людей, просиживающих часами в социальных сетях.
В конце концов, инновация подразумевает развитие, а Монстрация из года в год не меняется. В Интернете такое называется «боян». Растет количество участников, увеличивается количество городов-монстрантов, но что трансформируется внутри этого процесса? Быть может, идеолог Монстрации Артем Лоскутов и видит в этом событии постмодернистские мотивы и искусство нового формата. Но для большинства участников – это просто повод выйти в центр города и покричать: «Что стоим?», «Почему молчим» и верх культуры - любимый лозунг «Сиськи!». Последнее, видимо, является главной ценностью монстрантов, наболевшей проблемой. А может просто, как в детстве, приятно выкрикнуть запрещенное мамой когда-то слово?
Кстати, среди монстрантов превалируют молодые, а порой даже юные участники. Многие участники первой монстрации давно ее переросли и теперь 1 мая не рисуют плакатов, зато подрастают новые лица, для которых это мероприятие действительно что-то инновационное.
Поражает, что постоянным организаторам Монстрации она не надоедает. Любой художник должен искать все время что-то свежее, новое, а не останавливаться на том, что уже отработано и распиарено. Даже малышам неинтересно играть в одни и те же игрушки. Что уж говорить про инноваторов.
Монстрация закончилась: боевой раскрас смыт, убраны в шкаф косплейные костюмы, свернуты или выброшены сотни плакатов. Уже через неделю монстранты забудут о событиях 1 мая, и снова надев офисные костюмы, джинсы и рубашки, сядут за компьютеры комментировать чужие фотографии.
И тут становится ясно, за что Монстрация получила премию: она заставила тысячу молодых людей на несколько часов оторваться от Интернета и прогуляться пешком от площади Калинина до Первомайского сквера. Это же настоящая «инновация», но только в области не простой культуры, а физической!
«Данный текст является симулякром пьесы, и при его подготовке использованы комментарии с новосибирских форумов, мнения, подслушанные в троллейбусе №13, мемуары гастарбайтеров, а также частные письма новосибирцев и арт-критиков Санкт-Петербурга, Франкфурта-на-Майне и Ленинска-Кузнецкого. Как водится, все совпадения случайны, отдельные имена вымышлены, даты перепутаны, а реплики персонажей не всегда соответствуют действительности и местами абсолютно не совпадают с мнением издателя», - с такого вступления коллектива авторов пьесы началась читка. Известные новосибирские актеры, среди которых были Ольга Цинк, Владимир Казанцев, а также главный режиссер театра «Глобус» Алексей Крикливый, сидя на стульчиках, по ролям читали пьесу.
Пьеса о Монстрации оказалась похожа на саму акцию: обильное использование жаргона, вульгаризмов, ругательств и минимум смысла. Местами было весело и смешно, чем-то напоминало Камеди клаб, но тот хотя бы не претендует на роль высокого искусства. Чего не скажешь о читке пьесы и самой Монстрации. Когда в пьесе возникали рассуждения о симулякрах и прочих постмодернистских штучках, молодой зритель в зале откровенно скучал. Зато когда Алексей Крикливый читал: «Да чо там, нахер, сиськи мять!», молодые люди сразу же покатывались со смеху.
В финале пьесы герои ждут от Артема Лоскутова, что он расскажет, как правильно расставить запятые на плакате: «Монстрация есть чо». Для чего зал должен звать молодого художника до тех пор, пока он не выйдет на сцену (ну да, конечно, Новый год давно прошел, все уже и забыли, как нужно звать Деда Мороза). В отличие от сказочного персонажа, Лоскутов не заставил себя долго ждать, но на поставленный вопрос не ответил. Да и какие запятые могут быть в таком инновационном мероприятии, как Монстрация? Грамотность – это вообще не актуально и не современно. Так что авторы пьесы явно выставили себя ретроградами, заговорив в финале о каких-то запятых.
Когда из зала спросили, что будет дальше с данной пьесой и готов ли Алексей Крикливый поставить ее на театральной сцене, он ответил: «Ее тогда переписать надо будет». И это показательный ответ. Читка, как и Монстрация, - явление ограниченное во времени. Один раз в год можно подурачиться, раскрасить лицо, нарисовать плакат со странными лозунгами и пройтись под крики и шум толпы по Красному проспекту. В другие 364 дня года многие из монстрантов носят обычную одежду, сидят в офисах или в аудитории университета и ведут себя как пай-мальчики и девочки.
Похоже, именно некоторая скука, особенно после долгой сибирской зимы, вынуждает молодых людей надевать чудаковатые наряды и придумывать абсурдные плакаты.
На этой Монстрации корреспондент Сибкрай.ru слышала такой диалог двух девушек:
-По-моему, им просто нечем заняться.
-Да нет, это такой способ бороться за свободу.
Вопрос только в том, за чью свободу борются нынешние 20-летние. За свободу от офисного дресс-кода, от родителей, от культа потребления? Шествие без цели и причины скорее напоминает смесь карнавала, Хеллоуина и обычной демонстрации.
И вот за эту нехитрую комбинацию дают премию «Инновация» в культуре. Но что нового и неожиданного в потоке молодежи со смешными плакатами? «Я не буду говорить без своего авокадо», «Чем ближе к искусству, тем ну его на хрен», «Мозга нет, а кушать хочется» - по сравнению с Хлебниковым и Хармсом новосибирские монстранты пишут избито и затерто. Да и эпатаж, создаваемый толпой фриков, не переплюнет хождения Маяковского по столам. Так что, как говорится, «все уже придумано до нас». Монстрация — всего лишь отголосок, отблеск того, что творили в Серебряном веке наши поэты, за что боролись «цветы жизни» хиппи. Монстрация – это даже не социальное или культурное, а скорее психологическое явление. Бунт подростков против родителей, против стереотипности мышления, непринятие самого себя таким, какой есть. Кажется, что вот вышел ты с плакатом «Даешь безграмотнасть. Даешь баобап» - и доказал своему школьному учителю, что прекрасно обошелся без его уроков. Впрочем, удивляться не приходится, девушки и парни, которые привыкли подписываться везде никами, использовать маски в онлайне и не придумывать ничего своего, а использовать копипаст, бунтуют 1 мая прежде всего против самих себя, скучных людей, просиживающих часами в социальных сетях.
В конце концов, инновация подразумевает развитие, а Монстрация из года в год не меняется. В Интернете такое называется «боян». Растет количество участников, увеличивается количество городов-монстрантов, но что трансформируется внутри этого процесса? Быть может, идеолог Монстрации Артем Лоскутов и видит в этом событии постмодернистские мотивы и искусство нового формата. Но для большинства участников – это просто повод выйти в центр города и покричать: «Что стоим?», «Почему молчим» и верх культуры - любимый лозунг «Сиськи!». Последнее, видимо, является главной ценностью монстрантов, наболевшей проблемой. А может просто, как в детстве, приятно выкрикнуть запрещенное мамой когда-то слово?
Кстати, среди монстрантов превалируют молодые, а порой даже юные участники. Многие участники первой монстрации давно ее переросли и теперь 1 мая не рисуют плакатов, зато подрастают новые лица, для которых это мероприятие действительно что-то инновационное.
Поражает, что постоянным организаторам Монстрации она не надоедает. Любой художник должен искать все время что-то свежее, новое, а не останавливаться на том, что уже отработано и распиарено. Даже малышам неинтересно играть в одни и те же игрушки. Что уж говорить про инноваторов.
Монстрация закончилась: боевой раскрас смыт, убраны в шкаф косплейные костюмы, свернуты или выброшены сотни плакатов. Уже через неделю монстранты забудут о событиях 1 мая, и снова надев офисные костюмы, джинсы и рубашки, сядут за компьютеры комментировать чужие фотографии.
И тут становится ясно, за что Монстрация получила премию: она заставила тысячу молодых людей на несколько часов оторваться от Интернета и прогуляться пешком от площади Калинина до Первомайского сквера. Это же настоящая «инновация», но только в области не простой культуры, а физической!Монстрация 2011 – Сиськи или инновации?
 Елена Жукова