Относиться к постановке московского режиссера Елены Невежиной беспристрастно невозможно. Потому что есть роман «Белая гвардия», есть блестящий фильм Владимира Басова, и, наконец, сам Булгаков, если не «наше все», то очень многое. Поэтому первое впечатление – раздражение. Слегка фальшивящая на протяжении всего спектакля Елена (Анна Михайленко). Не в меру разухабистый, и не скажешь, что дворянин, Мышлаевский (Артур Симонян), к тому же, ставший вдруг почему-то алкоголиком. Гротескный Шервинский (актер «Красного факела» Максим Битюков). В спектакле вообще все немножко слишком. Даже с учетом условности театрального искусства. Никаких полутонов, никакого подтекста, зато актеры заставляют зрителей слишком много смеяться, даже там, где это не совсем уместно. Между тем, сам Булгаков ставил целью «упорное изображение русской интеллигенции, как лучшего слоя в нашей стране». Вот эти люди на сцене – лучшее? Особенно в сцене финального объяснения Тальберга и Мышлаевского… Таким героям не сопереживаешь, даже зная, что, несмотря на позитивный финал, они погибнут – не в 1919, так в 1937. Настоящее сочувствие вызывают только юнкера дивизиона Алексея Турбина – мальчики, которых сыграли десятиклассники «Сибирского кадетского корпуса». Несмотря на то, что в спектакле они не делают практически ничего кроме маршировки по сцене, они настоящие, и это, наверное, лучшая находка режиссера.
В результате возникает вопрос – а о чем, собственно, спектакль? Что в нем есть, помимо традиционного прочтения текста пьесы (отдельное спасибо режиссеру, что не стала экспериментировать, одевать белых офицеров в форму времен Второй мировой или заставлять актеров исполнять акробатические трюки), изразцовой печи на сцене («Леночка, я взял билет на Аиду») и романса «Гори, гори, моя звезда», проходящего через всю постановку (кстати, музыки в спектакле до обидного мало, и очень жаль, что за стоящее на сцене фортепьяно так никто и не сел). На первый взгляд, кажется, что ничего. Но если вспомнить, что «Глобус» - молодежный театр, картина резко меняется.
Не открою большого секрета, сказав, что в основном современные подростки (возрастной ценз спектакля — от 15 лет) мало читают. И плохо знают русскую историю. Для них и фамилия «Ленин» что-то из области малоизвестного, что уж говорить о Деникине или Колчаке. И старые советские фильмы они не смотрят, предпочитая «Дом-2» и «Камеди Клаб». Поэтому на серьезном спектакле они мгновенно заскучают и тут же найдут себе более интересное занятие, в конце концов, мобильные телефоны на входе в театр пока не забирают.
С таким зрителем нужно говорить на языке ему понятном. В конце концов, прежде чем привить ребенку любовь к чтению, нужно научить его буквам.
И режиссер опускает планку. Вероятно, отсюда и весь гротеск, и ужимки актеров, и Алексей Турбин, временами до боли напоминающий Константина Хабенского в роли адмирала Колчака. Так больше вероятности, что поймут, посмеются, может, немножко задумаются, а может быть, даже наберут вечером в Яндексе: «Петлюра», «Деникин» или «Булгаков».
Относиться к постановке московского режиссера Елены Невежиной беспристрастно невозможно. Потому что есть роман «Белая гвардия», есть блестящий фильм Владимира Басова, и, наконец, сам Булгаков, если не «наше все», то очень многое. Поэтому первое впечатление – раздражение. Слегка фальшивящая на протяжении всего спектакля Елена (Анна Михайленко). Не в меру разухабистый, и не скажешь, что дворянин, Мышлаевский (Артур Симонян), к тому же, ставший вдруг почему-то алкоголиком. Гротескный Шервинский (актер «Красного факела» Максим Битюков). В спектакле вообще все немножко слишком. Даже с учетом условности театрального искусства. Никаких полутонов, никакого подтекста, зато актеры заставляют зрителей слишком много смеяться, даже там, где это не совсем уместно. Между тем, сам Булгаков ставил целью «упорное изображение русской интеллигенции, как лучшего слоя в нашей стране». Вот эти люди на сцене – лучшее? Особенно в сцене финального объяснения Тальберга и Мышлаевского… Таким героям не сопереживаешь, даже зная, что, несмотря на позитивный финал, они погибнут – не в 1919, так в 1937. Настоящее сочувствие вызывают только юнкера дивизиона Алексея Турбина – мальчики, которых сыграли десятиклассники «Сибирского кадетского корпуса». Несмотря на то, что в спектакле они не делают практически ничего кроме маршировки по сцене, они настоящие, и это, наверное, лучшая находка режиссера.
В результате возникает вопрос – а о чем, собственно, спектакль? Что в нем есть, помимо традиционного прочтения текста пьесы (отдельное спасибо режиссеру, что не стала экспериментировать, одевать белых офицеров в форму времен Второй мировой или заставлять актеров исполнять акробатические трюки), изразцовой печи на сцене («Леночка, я взял билет на Аиду») и романса «Гори, гори, моя звезда», проходящего через всю постановку (кстати, музыки в спектакле до обидного мало, и очень жаль, что за стоящее на сцене фортепьяно так никто и не сел). На первый взгляд, кажется, что ничего. Но если вспомнить, что «Глобус» - молодежный театр, картина резко меняется.
Не открою большого секрета, сказав, что в основном современные подростки (возрастной ценз спектакля — от 15 лет) мало читают. И плохо знают русскую историю. Для них и фамилия «Ленин» что-то из области малоизвестного, что уж говорить о Деникине или Колчаке. И старые советские фильмы они не смотрят, предпочитая «Дом-2» и «Камеди Клаб». Поэтому на серьезном спектакле они мгновенно заскучают и тут же найдут себе более интересное занятие, в конце концов, мобильные телефоны на входе в театр пока не забирают.
С таким зрителем нужно говорить на языке ему понятном. В конце концов, прежде чем привить ребенку любовь к чтению, нужно научить его буквам.
И режиссер опускает планку. Вероятно, отсюда и весь гротеск, и ужимки актеров, и Алексей Турбин, временами до боли напоминающий Константина Хабенского в роли адмирала Колчака. Так больше вероятности, что поймут, посмеются, может, немножко задумаются, а может быть, даже наберут вечером в Яндексе: «Петлюра», «Деникин» или «Булгаков».Белая гвардия для Дома-2
 Елена Фаламеева