Лента новостей

Все новости

Популярное

Сергей Гершенович: Труд духовика равен труду землекопа

 Светлана Фролова


western<#two#>>Nimbus Roman No9 L, sans-serif<#two#>>3<#two#>>font-weight: normal;<#two#>>Корреспондент Сибкрай.3<#two#>>en-US<#two#>>font-weight: normal;<#two#>>ru3<#two#>>font-weight: normal;<#two#>> встретился со знаменитым новосибирским духовиком и выяснил, почему эта профессия постепенно выходит из моды, и нужно ли поддерживать культуру материально.

margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, sans-serif<#two#>>3<#two#>>- Еще в советское время, когда министром культуры была Фурцева, был закон о том, что труд духовика приравнивается к труду замлекопа, - рассказывает Сергей Борисович. - У нас и сейчас существует закон о льготном стаже и льготной пенсии: скажем, если «балетный» «оттанцевал» двадцать лет - ему пора на заслуженный отдых. Вот и у нас – двадцать лет «отдул» - и тоже можно идти на пенсию.

margin-bottom: 0cm;<#two#>>

margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, sans-serif<#two#>>3<#two#>>Впрочем, сам Сергей Гершенович этот закон не соблюдает: «дует» уже с 1967 года. И на пенсию не собирается.

margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, sans-serif<#two#>>3<#two#>>- Работа тяжелая, легкие постоянно напряжены. Конечно, и курить нельзя, но духовики, как правило, курят, - улыбается Сергей Борисович. - Я тоже курил. Но сейчас бросил. Впрочем, это дело настроения. И вот, если все курят – и тебе тоже хочется. Нет – нет, да «развяжешь». А потом опять «завяжешь». Сейчас курю периодически, но не скажу, что это серьезно. Лучше выпить «сто граммов» и расслабиться. Но не больше!

margin-bottom: 0cm;<#two#>>

margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, sans-serif<#two#>>3<#two#>>С начала и до «Новых времен»

margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, sans-serif<#two#>>3<#two#>>Сергей Борисович родился в городе Ачинске Красноярского края, в актерской семье – где кроме него было еще четверо детей. Музыкой увлекся еще в школе. Правда, увлечение возникло случайно:

margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, sans-serif<#two#>>3<#two#>>- Так как отец у меня 50 лет отработал в Красноярском ТЮЗе, я ходил практически на все спектакли, - рассказывает Сергей 3<#two#>>Гершенович. - 3<#two#>> И не по одному разу. Просто бредил театром. Все роли знал наизусть. Была такая болезнь. Но болезнь быстро прошла, как только встретился с духовиками. А произошло все случайно – дело в том, что в детстве я занимался спортом (хоккей, коньки , лыжи) и повредил ногу . Спорт сразу, естественно, надоел. Надо было найти занятие «полегче». Год отучился на аккордеоне и тоже бросил. Это понятно: все гуляют – а ты, как идиот, должен сидеть и гаммы–этюды учить… Надоедает. В итоге - пошел в хор мальчиков. А там как раз делали набор в детский духовой оркестр. Меня ребята подговорили – мол, пойдем: бесплатно будем в детский пионерский лагерь ездить! Вот так все и началось. Так труба меня и «засосала».

margin-bottom: 0cm;<#two#>>

margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, sans-serif<#two#>>3<#two#>>В 1975 году Сергей Борисович окончил Красноярское музыкальное училище искусств. Потом попал не в консерваторию, а в армию, где семь лет отыграл в военном оркестре. Впоследствии выступал с оркестром штаба СибВО. Там познакомился с выдающимся джазистом Борисом Балахниным. Как раз в это время Балахнин создавал джаз-оркестр «Сибирский диксиленд», куда и пригласил Сергея Гершеновича. Легендарный новосибирский ансамбль «Сибирский диксиленд» существует с 1988 года. Причем, первое выступление коллектива состоялось на открытии станции метро «Площадь Ленина».

margin-bottom: 0cm;<#two#>>

margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, sans-serif<#two#>>3<#two#>>- В восьмидесятых годах мы с Борисом Балахниным вместе работали в цирковом оркестре, потом в Германии – в военном оркестре. И, в общем-то, идея создать джазовый коллектив в Новосибирске возникла именно там, в Германии – потому что там был большой открытый доступ к джазу. Много информации, по сравнению с Советским союзом – ведь тогда все запрещалось… И информацию узнавали с помощью «Голоса Америки» и «Свободной Европы». Люди записывали музыку на магнитофоны, качество записей было ужасным, но люди «снимали», повторяли, развиваясь таким образом… В итоге с Борисом мы проработали 30 с лишним лет. К сожалению, три года назад, он ушел от нас. Вот, в связи с уходом Бориса на этой должности и нахожусь.

margin-bottom: 0cm;<#two#>>

margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, sans-serif<#two#>>3<#two#>>По словам Сергея Борисовича, начинать было тяжело. Впрочем, и сейчас сложности не закончились:

margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, sans-serif<#two#>>3<#two#>>- Конечно, тяжеловато - и организация, и репертуар, - говорит Сергей Борисович. - К тому же, нас семь человек, и все разные: сложно угодить, у каждого свой характер. Каждый пытается на себя натянуть одеяло в плане музыки – постоянно идут «соревнования».Но это и хорошо! Мы находим общий язык, какой-то консенсунс. В последнее время благодаря ребятам, в том числе молодым (в коллектив влились тромбонист Вадим Добряков и саксофонист Евгений Голованов), в нашем репертуаре появилось много новых произведений. Работать интересно. По-новому, вроде бы, начинаем – новая, молодая кровь. Горячая. И думаю, что хороший уровень получился у диска, который мы совсем недавно выпустили. Называется диск «Новые времена».

margin-bottom: 0cm;<#two#>>

margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, sans-serif<#two#>>3<#two#>>Про зрителей и Интернет

margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, sans-serif<#two#>>3<#two#>>Современные музыканты в последнее время активно осваивают ресурсы и возможности интернета. 3<#two#>>«Сибирский диксиленд» - не исключение. У коллектива есть страничка «Вконтакте», на «Одноклассниках».

margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, sans-serif<#two#>>3<#two#>>- Но в первую очередь, конечно, наш сайт 3<#two#>>sibjazz.ru, - говорит 3<#two#>>Сергей Гершенович. – 3<#two#>>Там же общаемся со своими зрителями, там же выкладываются записи с джазовых фестивалей. Не знаю, правда, кто этим занимается - наверное, те же зрители. Пользуюсь и своей страничкой в «Одноклассниках»: допустим, у меня 17 февраля концерт, и за месяц я пишу объявление, что буду рад видеть всех на своих концертах. И народ откликается – всегда много комментариев! Вообще, раньше у нас был большой зал (который разобрали и заново строят на Спартака). А сейчас мы еще «раскручиваем» площадку в ДК Строителей. Там зал, в общем-то, большой – 900 мест. Но люди к нему еще не привыкли. Тот зал, на Спартака в особой рекламе не нуждался. А сейчас реклама нужна, чтобы не потерять зрителя. Поэтому, я думаю, важно использовать все возможные способы, чтобы оповестить наших слушателей. В том числе и интернет.

margin-bottom: 0cm;<#two#>>

margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, sans-serif<#two#>>3<#two#>>«Сибирский диксиленд» работает не только в «Доме Ленина» и в ДК Строителя, но и в Академгородке.

margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, sans-serif<#two#>>3<#two#>>- Кстати, что интересно, в Академгородке как будто какая-то другая публика, другой мир и другой город. Может быть, и потому что далеко от центра – ведь не каждый себе может позволить часто выезжать за пределы Академа. И, по крайней мере, наши концерты там идут «впереди плана». Причем, люди , воспитанные советским временем смирно сидят! Никто не позволяет себе пить воду, есть какие-то шоколадки… А вообще я считаю что в последнее время зритель поменялся. И в лучшую строну. Вот, например, на 17 февраля на мой концерт уже все билеты проданы!

margin-bottom: 0cm;<#two#>>

margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, sans-serif<#two#>>3<#two#>>Про гастроли и моду

margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, sans-serif<#two#>>3<#two#>>В былые времена коллектив трижды был в Америке, исколесили всю Россию, побывали на джазовых фестивалях в Германии, Франции, Китае, Финляндии и США. Правда, сейчас с этим сложно:

margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, sans-serif<#two#>>3<#two#>>- Чтобы не потерять эту «планку», мы стараемся выезжать. Хотя это и очень сложно сейчас. Практически никто не финансирует поездки. Например, в прошлом году, чтобы выкупить билеты для коллектива в Польшу, на фестиваль «Золотая терка», я продал свою машину. Казалось бы, ну подумаешь - 200 тысяч потратить на поездку даже на однодневный фестиваль! Мелочи какие! А где взять эти деньги? В девяностые годы, когда Россия была в упадке и у всех были мизерные зарплаты, за рубежом это понимали. В 1993 году мы съездили в Китай, потом была Финляндия, а там – пошло-поехало. И каждый год. Тогда принимающая страна оплачивала проезд. И даже в 2001 году, когда нас вызвали в Америку, Америка нам оплатила дорогу от Москвы до США и обратно. Но до Москвы пришлось как-то добираться самим. А добраться до Москвы – это еще 3 000 километров. Иногда бывает обидно… Нужно как-то пересматривать государственное отношение к музыкальным коллективам. Пусть это коснется не моего коллектива, а других… Не важно какой коллектив куда поедет. Но – надо помогать. Если нам сейчас не будут помогать - мы просто засохнем. Сдохнет наша духовая музыка. Она уже на последнем издыхании. На грани умирания. Потому что в музыкальных школах, консерваториях уже сейчас нет духовиков.

margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, sans-serif<#two#>>3<#two#>>- А почему? Не модно?

margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, sans-serif<#two#>>3<#two#>>- Может быть, и не модно… Во-первых, духовиком быть действительно тяжело. И очень мало людей, которые бы хотели этим заниматься. Во-вторых, очень маленькая реклама, наверное. А может быть, музыкальной школы это тоже коснулась – оплаты, сокращения, переход в «автономию»... Хотя у нас есть один пример – одна из новосибирских музыкальных школ бастовала, и добилась отмены перехода в статус автономного учреждения. Первая музыкальная школа. И что интересно, в Москве, например, все давно уже отказались от автономии! Просто это же невозможно! Культуре нужна какая-то подпорка, подмога. Нужно чтобы у человека была какая-то стабильность. Тогда будет стимул, желание приходить на работу. А у нас сейчас артисты часто работают в двух-трех организациях сразу. Люди стараются где-то «халтурнуть». Потому что иначе не выживешь. Но это слово говорит само за себя – человек идет не на работу, а на халтуру. Если бы у нас была зарплата «полтинник» - чего бы мы дергались туда-сюда? Мы бы отдавались работе полностью. Понятно, что раньше были фанаты, и за корку хлеба работали… Но это неправильно.


western<#two#>>Nimbus Roman No9 L, sans-serif<#two#>>3<#two#>>font-weight: normal;<#two#>>Корреспондент Сибкрай.3<#two#>>en-US<#two#>>font-weight: normal;<#two#>>ru3<#two#>>font-weight: normal;<#two#>> встретился со знаменитым новосибирским духовиком и выяснил, почему эта профессия постепенно выходит из моды, и нужно ли поддерживать культуру материально.

margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, sans-serif<#two#>>3<#two#>>- Еще в советское время, когда министром культуры была Фурцева, был закон о том, что труд духовика приравнивается к труду замлекопа, - рассказывает Сергей Борисович. - У нас и сейчас существует закон о льготном стаже и льготной пенсии: скажем, если «балетный» «оттанцевал» двадцать лет - ему пора на заслуженный отдых. Вот и у нас – двадцать лет «отдул» - и тоже можно идти на пенсию.

margin-bottom: 0cm;<#two#>>

margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, sans-serif<#two#>>3<#two#>>Впрочем, сам Сергей Гершенович этот закон не соблюдает: «дует» уже с 1967 года. И на пенсию не собирается.

margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, sans-serif<#two#>>3<#two#>>- Работа тяжелая, легкие постоянно напряжены. Конечно, и курить нельзя, но духовики, как правило, курят, - улыбается Сергей Борисович. - Я тоже курил. Но сейчас бросил. Впрочем, это дело настроения. И вот, если все курят – и тебе тоже хочется. Нет – нет, да «развяжешь». А потом опять «завяжешь». Сейчас курю периодически, но не скажу, что это серьезно. Лучше выпить «сто граммов» и расслабиться. Но не больше!

margin-bottom: 0cm;<#two#>>

margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, sans-serif<#two#>>3<#two#>>С начала и до «Новых времен»

margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, sans-serif<#two#>>3<#two#>>Сергей Борисович родился в городе Ачинске Красноярского края, в актерской семье – где кроме него было еще четверо детей. Музыкой увлекся еще в школе. Правда, увлечение возникло случайно:

margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, sans-serif<#two#>>3<#two#>>- Так как отец у меня 50 лет отработал в Красноярском ТЮЗе, я ходил практически на все спектакли, - рассказывает Сергей 3<#two#>>Гершенович. - 3<#two#>> И не по одному разу. Просто бредил театром. Все роли знал наизусть. Была такая болезнь. Но болезнь быстро прошла, как только встретился с духовиками. А произошло все случайно – дело в том, что в детстве я занимался спортом (хоккей, коньки , лыжи) и повредил ногу . Спорт сразу, естественно, надоел. Надо было найти занятие «полегче». Год отучился на аккордеоне и тоже бросил. Это понятно: все гуляют – а ты, как идиот, должен сидеть и гаммы–этюды учить… Надоедает. В итоге - пошел в хор мальчиков. А там как раз делали набор в детский духовой оркестр. Меня ребята подговорили – мол, пойдем: бесплатно будем в детский пионерский лагерь ездить! Вот так все и началось. Так труба меня и «засосала».

margin-bottom: 0cm;<#two#>>

margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, sans-serif<#two#>>3<#two#>>В 1975 году Сергей Борисович окончил Красноярское музыкальное училище искусств. Потом попал не в консерваторию, а в армию, где семь лет отыграл в военном оркестре. Впоследствии выступал с оркестром штаба СибВО. Там познакомился с выдающимся джазистом Борисом Балахниным. Как раз в это время Балахнин создавал джаз-оркестр «Сибирский диксиленд», куда и пригласил Сергея Гершеновича. Легендарный новосибирский ансамбль «Сибирский диксиленд» существует с 1988 года. Причем, первое выступление коллектива состоялось на открытии станции метро «Площадь Ленина».

margin-bottom: 0cm;<#two#>>

margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, sans-serif<#two#>>3<#two#>>- В восьмидесятых годах мы с Борисом Балахниным вместе работали в цирковом оркестре, потом в Германии – в военном оркестре. И, в общем-то, идея создать джазовый коллектив в Новосибирске возникла именно там, в Германии – потому что там был большой открытый доступ к джазу. Много информации, по сравнению с Советским союзом – ведь тогда все запрещалось… И информацию узнавали с помощью «Голоса Америки» и «Свободной Европы». Люди записывали музыку на магнитофоны, качество записей было ужасным, но люди «снимали», повторяли, развиваясь таким образом… В итоге с Борисом мы проработали 30 с лишним лет. К сожалению, три года назад, он ушел от нас. Вот, в связи с уходом Бориса на этой должности и нахожусь.

margin-bottom: 0cm;<#two#>>

margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, sans-serif<#two#>>3<#two#>>По словам Сергея Борисовича, начинать было тяжело. Впрочем, и сейчас сложности не закончились:

margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, sans-serif<#two#>>3<#two#>>- Конечно, тяжеловато - и организация, и репертуар, - говорит Сергей Борисович. - К тому же, нас семь человек, и все разные: сложно угодить, у каждого свой характер. Каждый пытается на себя натянуть одеяло в плане музыки – постоянно идут «соревнования».Но это и хорошо! Мы находим общий язык, какой-то консенсунс. В последнее время благодаря ребятам, в том числе молодым (в коллектив влились тромбонист Вадим Добряков и саксофонист Евгений Голованов), в нашем репертуаре появилось много новых произведений. Работать интересно. По-новому, вроде бы, начинаем – новая, молодая кровь. Горячая. И думаю, что хороший уровень получился у диска, который мы совсем недавно выпустили. Называется диск «Новые времена».

margin-bottom: 0cm;<#two#>>

margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, sans-serif<#two#>>3<#two#>>Про зрителей и Интернет

margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, sans-serif<#two#>>3<#two#>>Современные музыканты в последнее время активно осваивают ресурсы и возможности интернета. 3<#two#>>«Сибирский диксиленд» - не исключение. У коллектива есть страничка «Вконтакте», на «Одноклассниках».

margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, sans-serif<#two#>>3<#two#>>- Но в первую очередь, конечно, наш сайт 3<#two#>>sibjazz.ru, - говорит 3<#two#>>Сергей Гершенович. – 3<#two#>>Там же общаемся со своими зрителями, там же выкладываются записи с джазовых фестивалей. Не знаю, правда, кто этим занимается - наверное, те же зрители. Пользуюсь и своей страничкой в «Одноклассниках»: допустим, у меня 17 февраля концерт, и за месяц я пишу объявление, что буду рад видеть всех на своих концертах. И народ откликается – всегда много комментариев! Вообще, раньше у нас был большой зал (который разобрали и заново строят на Спартака). А сейчас мы еще «раскручиваем» площадку в ДК Строителей. Там зал, в общем-то, большой – 900 мест. Но люди к нему еще не привыкли. Тот зал, на Спартака в особой рекламе не нуждался. А сейчас реклама нужна, чтобы не потерять зрителя. Поэтому, я думаю, важно использовать все возможные способы, чтобы оповестить наших слушателей. В том числе и интернет.

margin-bottom: 0cm;<#two#>>

margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, sans-serif<#two#>>3<#two#>>«Сибирский диксиленд» работает не только в «Доме Ленина» и в ДК Строителя, но и в Академгородке.

margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, sans-serif<#two#>>3<#two#>>- Кстати, что интересно, в Академгородке как будто какая-то другая публика, другой мир и другой город. Может быть, и потому что далеко от центра – ведь не каждый себе может позволить часто выезжать за пределы Академа. И, по крайней мере, наши концерты там идут «впереди плана». Причем, люди , воспитанные советским временем смирно сидят! Никто не позволяет себе пить воду, есть какие-то шоколадки… А вообще я считаю что в последнее время зритель поменялся. И в лучшую строну. Вот, например, на 17 февраля на мой концерт уже все билеты проданы!

margin-bottom: 0cm;<#two#>>

margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, sans-serif<#two#>>3<#two#>>Про гастроли и моду

margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, sans-serif<#two#>>3<#two#>>В былые времена коллектив трижды был в Америке, исколесили всю Россию, побывали на джазовых фестивалях в Германии, Франции, Китае, Финляндии и США. Правда, сейчас с этим сложно:

margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, sans-serif<#two#>>3<#two#>>- Чтобы не потерять эту «планку», мы стараемся выезжать. Хотя это и очень сложно сейчас. Практически никто не финансирует поездки. Например, в прошлом году, чтобы выкупить билеты для коллектива в Польшу, на фестиваль «Золотая терка», я продал свою машину. Казалось бы, ну подумаешь - 200 тысяч потратить на поездку даже на однодневный фестиваль! Мелочи какие! А где взять эти деньги? В девяностые годы, когда Россия была в упадке и у всех были мизерные зарплаты, за рубежом это понимали. В 1993 году мы съездили в Китай, потом была Финляндия, а там – пошло-поехало. И каждый год. Тогда принимающая страна оплачивала проезд. И даже в 2001 году, когда нас вызвали в Америку, Америка нам оплатила дорогу от Москвы до США и обратно. Но до Москвы пришлось как-то добираться самим. А добраться до Москвы – это еще 3 000 километров. Иногда бывает обидно… Нужно как-то пересматривать государственное отношение к музыкальным коллективам. Пусть это коснется не моего коллектива, а других… Не важно какой коллектив куда поедет. Но – надо помогать. Если нам сейчас не будут помогать - мы просто засохнем. Сдохнет наша духовая музыка. Она уже на последнем издыхании. На грани умирания. Потому что в музыкальных школах, консерваториях уже сейчас нет духовиков.

margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, sans-serif<#two#>>3<#two#>>- А почему? Не модно?

margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, sans-serif<#two#>>3<#two#>>- Может быть, и не модно… Во-первых, духовиком быть действительно тяжело. И очень мало людей, которые бы хотели этим заниматься. Во-вторых, очень маленькая реклама, наверное. А может быть, музыкальной школы это тоже коснулась – оплаты, сокращения, переход в «автономию»... Хотя у нас есть один пример – одна из новосибирских музыкальных школ бастовала, и добилась отмены перехода в статус автономного учреждения. Первая музыкальная школа. И что интересно, в Москве, например, все давно уже отказались от автономии! Просто это же невозможно! Культуре нужна какая-то подпорка, подмога. Нужно чтобы у человека была какая-то стабильность. Тогда будет стимул, желание приходить на работу. А у нас сейчас артисты часто работают в двух-трех организациях сразу. Люди стараются где-то «халтурнуть». Потому что иначе не выживешь. Но это слово говорит само за себя – человек идет не на работу, а на халтуру. Если бы у нас была зарплата «полтинник» - чего бы мы дергались туда-сюда? Мы бы отдавались работе полностью. Понятно, что раньше были фанаты, и за корку хлеба работали… Но это неправильно.