На престижнейшем Венецианском кинофестивале фильм уроженца Екатеринбурга Алексея Федорченко «Овсянки» был удостоен приза за лучшую операторскую работу, а также награды ФИПРЕССИ и приза экуменического жюри. В 2005 году Федорченко уже становился победителем Венецианского фестиваля в программе «Горизонты» с полнометражной псевдодокументальной лентой «Первые на Луне». Теперь он пошел дальше. И показал в своем кино псевдореальных людей.
«Овсянки» – это не триллер, и не боевик. А, по словам европейских критиков, высокохудожественное авторское кино. Поэтому, сегодня я с полным правом (от пересказа синопсиса ведь главное в фильме не пострадает?) могу рассказать вам, дорогие читатели Сибкрай.ru, что мы увидим на экране, если придем смотреть фильм, получивший живое одобрение у европейских критиков. Внимание. Далее будут спойлеры!
А речь в фильме идет вот о чем: оказывается, существует некая выдуманная вымирающая народность, предположительно, финно-угорской группы. Вот к этой народности принадлежат два героя фильма. Оба трудятся на бумажном комбинате где-то в глубокой провинции. Один – фотограф с простым именем Аист (у него, кстати, был отец – поэт-самоучка, которого играет Виктор Сухоруков). Другой – его начальник, директор фабрики (и у него скоропостижно скончалась жена).
Скончалась жена, разумеется, не просто так. А от большой любви. Проще говоря, начальник «залюбил» свою женушку до смерти. И теперь хочет ее похоронить. Причем, без всяких там венков и привлечения похоронных служб. Так как оба наши персонажа, напоминаю, принадлежат к странной вымышленной национальности, хоронить жену будут по всем национальным обычаям. Очень и очень интересным. Например, после обмывания, к волосам на лобке женщины привязываются разноцветные веревочки. Потому что, дескать, мертвая женщина похожа на невесту – а невестам у этой народности то же самое делают перед свадьбой. Чтобы жених во время брачной ночи все веревочки развязал, потом связал, и на дерево повесил. Такие вот традиции.
Обмытую мертвую толстую (и, между нами говоря, очень некрасивую) женщину, с привязанными веревочками на лобке, обмотанную одеялом, двое мужчин печально и продолжительно везут хоронить. Сопровождают их в путешествии две птички – овсянки. В качестве некоего символа. По дороге и овсянки, и второй герой, и зрители вынуждены слушать, как первый герой «любил» свою Танюшу. Как именно можно любить женщину, описывается весьма подробно. Например, зритель узнает, что «у Танюши все три дырочки были рабочими». И еще, что водку можно не только пить, но еще и бабу ей мыть. Что, согласитесь, в данном контексте, очень важная информация. Потом Танюшу сжигают с помощью купленных в ближайшем хозяйственном магазине топорищ и черенков для лопат. А чтобы развеять набежавшую тоску, герои интенсивно «любят» каких-то совершенно случайных женщин. Женщины, впрочем, видимо, остаются довольны. Финал истории предсказуем – все умерли.
Все эти красоты происходят в декорациях туманных церквей, бесконечных берез, облупившихся зданий, воды, льда и огня. Ничего не напоминает? Правильно! Тарковский! Правда, конечно, только напоминает. И весьма отдаленно. Но и этого «весьма отдаленного» хватило для того, чтобы обрадовать до глубины души служителей культа – приз экуменического (то есть религиозного) жюри как раз и получил фильм «Овсянки». За духовность. Судя по мнению венецианского жюри, духовности в фильме «Овсянки» – просто больше некуда. И парадокс в том, что приз в данном случае получил фильм о выдуманной культуре, у которой, судя по сценарию, вообще нет религии.
От себя хочется добавить еще вот что: совсем неудивительно, что Тарантино аплодировал. Ему куда проще поверить в загадочную русскую душу, которая привыкла мыться водкой, чем в реальных нас с вами.
- Я очень люблю фестивали, - сказал на встрече со зрителями после показа фильма Алексей Федорченко. - Например, после последнего я сразу нашел деньги на следующий фильм.
А отдавать ли свои деньги за билет за «Овсянок» – решайте сами.
Корреспондент Сибкрай.ru смотрела фильм «Овсянки» в кинотеатре «Победа».
На престижнейшем Венецианском кинофестивале фильм уроженца Екатеринбурга Алексея Федорченко «Овсянки» был удостоен приза за лучшую операторскую работу, а также награды ФИПРЕССИ и приза экуменического жюри. В 2005 году Федорченко уже становился победителем Венецианского фестиваля в программе «Горизонты» с полнометражной псевдодокументальной лентой «Первые на Луне». Теперь он пошел дальше. И показал в своем кино псевдореальных людей.
«Овсянки» – это не триллер, и не боевик. А, по словам европейских критиков, высокохудожественное авторское кино. Поэтому, сегодня я с полным правом (от пересказа синопсиса ведь главное в фильме не пострадает?) могу рассказать вам, дорогие читатели Сибкрай.ru, что мы увидим на экране, если придем смотреть фильм, получивший живое одобрение у европейских критиков. Внимание. Далее будут спойлеры!
А речь в фильме идет вот о чем: оказывается, существует некая выдуманная вымирающая народность, предположительно, финно-угорской группы. Вот к этой народности принадлежат два героя фильма. Оба трудятся на бумажном комбинате где-то в глубокой провинции. Один – фотограф с простым именем Аист (у него, кстати, был отец – поэт-самоучка, которого играет Виктор Сухоруков). Другой – его начальник, директор фабрики (и у него скоропостижно скончалась жена).
Скончалась жена, разумеется, не просто так. А от большой любви. Проще говоря, начальник «залюбил» свою женушку до смерти. И теперь хочет ее похоронить. Причем, без всяких там венков и привлечения похоронных служб. Так как оба наши персонажа, напоминаю, принадлежат к странной вымышленной национальности, хоронить жену будут по всем национальным обычаям. Очень и очень интересным. Например, после обмывания, к волосам на лобке женщины привязываются разноцветные веревочки. Потому что, дескать, мертвая женщина похожа на невесту – а невестам у этой народности то же самое делают перед свадьбой. Чтобы жених во время брачной ночи все веревочки развязал, потом связал, и на дерево повесил. Такие вот традиции.
Обмытую мертвую толстую (и, между нами говоря, очень некрасивую) женщину, с привязанными веревочками на лобке, обмотанную одеялом, двое мужчин печально и продолжительно везут хоронить. Сопровождают их в путешествии две птички – овсянки. В качестве некоего символа. По дороге и овсянки, и второй герой, и зрители вынуждены слушать, как первый герой «любил» свою Танюшу. Как именно можно любить женщину, описывается весьма подробно. Например, зритель узнает, что «у Танюши все три дырочки были рабочими». И еще, что водку можно не только пить, но еще и бабу ей мыть. Что, согласитесь, в данном контексте, очень важная информация. Потом Танюшу сжигают с помощью купленных в ближайшем хозяйственном магазине топорищ и черенков для лопат. А чтобы развеять набежавшую тоску, герои интенсивно «любят» каких-то совершенно случайных женщин. Женщины, впрочем, видимо, остаются довольны. Финал истории предсказуем – все умерли.
Все эти красоты происходят в декорациях туманных церквей, бесконечных берез, облупившихся зданий, воды, льда и огня. Ничего не напоминает? Правильно! Тарковский! Правда, конечно, только напоминает. И весьма отдаленно. Но и этого «весьма отдаленного» хватило для того, чтобы обрадовать до глубины души служителей культа – приз экуменического (то есть религиозного) жюри как раз и получил фильм «Овсянки». За духовность. Судя по мнению венецианского жюри, духовности в фильме «Овсянки» – просто больше некуда. И парадокс в том, что приз в данном случае получил фильм о выдуманной культуре, у которой, судя по сценарию, вообще нет религии.
От себя хочется добавить еще вот что: совсем неудивительно, что Тарантино аплодировал. Ему куда проще поверить в загадочную русскую душу, которая привыкла мыться водкой, чем в реальных нас с вами.
- Я очень люблю фестивали, - сказал на встрече со зрителями после показа фильма Алексей Федорченко. - Например, после последнего я сразу нашел деньги на следующий фильм.
А отдавать ли свои деньги за билет за «Овсянок» – решайте сами. «Овсянки», сэр!
 Светлана Фролова
Корреспондент Сибкрай.ru смотрела фильм «Овсянки» в кинотеатре «Победа».