Лента новостей

Все новости

Популярное

«Брестская крепость»: Жаль, подмога не пришла

 Светлана Фролова

Как известно, Брестская крепость приняла на себя первый удар немецких фашистских захватчиков 22 июня 1941 года. Кровавая бойня, в которую превратилась оборона крепости, в итоге закончилась одной большой могилой. Кто виноват в том, что эти люди погибли? Почему не пришла хрестоматийная «подмога»? Об этом история, рассказанная в фильме, умалчивает. Не в ее правилах разбираться, кто прав, кто виноват. Зритель лишь увидит то, что происходило в первые дни обороны, в трёх очагах сопротивления, возглавляемых командиром полка Петром Михайловичем Гавриловым (Александр Коршунов), политруком Ефимом Моисеевичем Фоминым (Павел Деревянко) и начальником 9-й погранзаставы Андреем Митрофановичем Кижеватовым (Андрей Мерзликин). Говорят, актеры очень похожи на своих прототипов. А Павел Деревянко и вовсе с лихвой отработал свою давнюю клюкву в «Гитлер Капуте»… Что характерно, фильм вышел куда с меньшей помпой, нежели «Утомленные солнцем-2». Ни тебе растяжек на половину России с продюсером фильма Игорем Угольниковым, ни бесконечных навязчивых видеороликов с Деревянко. Однако же, фильм получился неожиданно удачный. И, в первую очередь, для тридцатисемилетнего режиссера фильма, Алексей Котта, который до сего момента специализировался, в основном, на сериалах. - Очень сложно было работать над сценарием, надо было сделать так, чтобы получилась интересная драматическая история и при этом была соблюдена историческая правда, - рассказывал до начала съемок Алексей «Российской Газете». - В первые дни и недели на территории Брестской крепости воевали разрозненные группы в разных местах. По идее, в наш фильм могли войти короткие новеллы про сражающие группы, ведь связать всех персонажей очень тяжело, тем более все они герои. За кем-то одним следить невозможно. Мы придумали ход, который делает происходящее неким фоном. У нас два героя – парень и девушка, они в наши дни ищут друг друга, и камера следит за их путешествием по лабиринтам Брестской крепости. Неудивительно, что никакие «парень и девушка в наши дни» в окончательный вариант сценария не попали. И, слава Богу. Потому что лучше всего историю может рассказать только тот, кто сам в ней и участвовал. Критики часто упрекали режиссеров за то, что те используют в своих кровавых кинолентах о войне детей – со всеми вытекающими проблемами, которые могут появиться у ребенка, играющего по системе Станиславского. Воспитанник музыкального полка 33 взвода Сашка Акимов, которого играет Алексей Копашов, - мальчик с голосом старичка. Старик рассказывает историю Брестской крепости так, как запомнил тогда, когда был еще ребенком, а ребенок – жадно пьет воду, в которой плавают трупы. Прототипом Сашки был пятнадцатилетний Петя Клыпа, один из немногих выживших защитников Брестской крепости. Алексей Капашов – курсант Московского кадетского корпуса. И в кино пятнадцатилетний Алексей дебютировал как раз ролью в фильме «Брестская крепость». Думается, для будущего защитника отечества фильм стал хорошей школой жизни. И для зрителей в зале – тоже. Потому что зрители увидят, что когда-то существовали врачи, которые не бежали при первой возможности сдаваться в плен, - где кормят лучше. А шли туда, где требуется их помощь. И если не могли ничем помочь – убивали не пациента, а себя… Увидят настоящего полкового комиссара. И поймут, что полковой комиссар – не тот, кто командует полком. А тот, кто может заставить себя стоять под пулями, если это необходимо, чтобы спасти других людей. И самое главное, зрители поймут, что те, кто пришел сюда в котелках со свастиками – точно не люди. Потому что пришельцам наплевать, кто перед ними – женщины, дети, или немощные – они пришли сюда лишь для того, чтобы добить тут всех. Подчистую. Правда, получилось это у них с большим трудом. Полумертвые спрашивают друг друга: «Где наши? Чего не идут-то? Чего бойцам передать?» А подмога все не приходит. «Все равно ты будешь мой, никуда не денешься», - рефреном идет через фильм… Как известно, исчерпав все возможности, немцы сбросили на Брестскую крепость двухтонную бомбу. Осенью 1942 года оставшиеся в живых русские были расстреляны. Но… они живы. Все. Потому что они – герои. А герои, если верить древнегреческим мифам – не умирают. Так же как и не умирает пока, слава Богу, дух русского кино – пациент скорее жив, чем мертв.
Как известно, Брестская крепость приняла на себя первый удар немецких фашистских захватчиков 22 июня 1941 года. Кровавая бойня, в которую превратилась оборона крепости, в итоге закончилась одной большой могилой. Кто виноват в том, что эти люди погибли? Почему не пришла хрестоматийная «подмога»? Об этом история, рассказанная в фильме, умалчивает. Не в ее правилах разбираться, кто прав, кто виноват. Зритель лишь увидит то, что происходило в первые дни обороны, в трёх очагах сопротивления, возглавляемых командиром полка Петром Михайловичем Гавриловым (Александр Коршунов), политруком Ефимом Моисеевичем Фоминым (Павел Деревянко) и начальником 9-й погранзаставы Андреем Митрофановичем Кижеватовым (Андрей Мерзликин). Говорят, актеры очень похожи на своих прототипов. А Павел Деревянко и вовсе с лихвой отработал свою давнюю клюкву в «Гитлер Капуте»… Что характерно, фильм вышел куда с меньшей помпой, нежели «Утомленные солнцем-2». Ни тебе растяжек на половину России с продюсером фильма Игорем Угольниковым, ни бесконечных навязчивых видеороликов с Деревянко. Однако же, фильм получился неожиданно удачный. И, в первую очередь, для тридцатисемилетнего режиссера фильма, Алексей Котта, который до сего момента специализировался, в основном, на сериалах. - Очень сложно было работать над сценарием, надо было сделать так, чтобы получилась интересная драматическая история и при этом была соблюдена историческая правда, - рассказывал до начала съемок Алексей «Российской Газете». - В первые дни и недели на территории Брестской крепости воевали разрозненные группы в разных местах. По идее, в наш фильм могли войти короткие новеллы про сражающие группы, ведь связать всех персонажей очень тяжело, тем более все они герои. За кем-то одним следить невозможно. Мы придумали ход, который делает происходящее неким фоном. У нас два героя – парень и девушка, они в наши дни ищут друг друга, и камера следит за их путешествием по лабиринтам Брестской крепости. Неудивительно, что никакие «парень и девушка в наши дни» в окончательный вариант сценария не попали. И, слава Богу. Потому что лучше всего историю может рассказать только тот, кто сам в ней и участвовал. Критики часто упрекали режиссеров за то, что те используют в своих кровавых кинолентах о войне детей – со всеми вытекающими проблемами, которые могут появиться у ребенка, играющего по системе Станиславского. Воспитанник музыкального полка 33 взвода Сашка Акимов, которого играет Алексей Копашов, - мальчик с голосом старичка. Старик рассказывает историю Брестской крепости так, как запомнил тогда, когда был еще ребенком, а ребенок – жадно пьет воду, в которой плавают трупы. Прототипом Сашки был пятнадцатилетний Петя Клыпа, один из немногих выживших защитников Брестской крепости. Алексей Капашов – курсант Московского кадетского корпуса. И в кино пятнадцатилетний Алексей дебютировал как раз ролью в фильме «Брестская крепость». Думается, для будущего защитника отечества фильм стал хорошей школой жизни. И для зрителей в зале – тоже. Потому что зрители увидят, что когда-то существовали врачи, которые не бежали при первой возможности сдаваться в плен, - где кормят лучше. А шли туда, где требуется их помощь. И если не могли ничем помочь – убивали не пациента, а себя… Увидят настоящего полкового комиссара. И поймут, что полковой комиссар – не тот, кто командует полком. А тот, кто может заставить себя стоять под пулями, если это необходимо, чтобы спасти других людей. И самое главное, зрители поймут, что те, кто пришел сюда в котелках со свастиками – точно не люди. Потому что пришельцам наплевать, кто перед ними – женщины, дети, или немощные – они пришли сюда лишь для того, чтобы добить тут всех. Подчистую. Правда, получилось это у них с большим трудом. Полумертвые спрашивают друг друга: «Где наши? Чего не идут-то? Чего бойцам передать?» А подмога все не приходит. «Все равно ты будешь мой, никуда не денешься», - рефреном идет через фильм… Как известно, исчерпав все возможности, немцы сбросили на Брестскую крепость двухтонную бомбу. Осенью 1942 года оставшиеся в живых русские были расстреляны. Но… они живы. Все. Потому что они – герои. А герои, если верить древнегреческим мифам – не умирают. Так же как и не умирает пока, слава Богу, дух русского кино – пациент скорее жив, чем мертв.