Arial<#two#> size=<#two#>3<#two#>>«Звезды на утреннем небе» - пьеса о «ночных бабочках», высланных за 101-й километр. Говорят, многие из «переселенцев» по сей день живут там, освещенные «утренней звездой» Венерой.
Arial<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Девушки бывают разные. Есть те, кто выходят замуж, рожают детей, но при этом в их жизни очень мало любви. И есть другие, у которых этой самой «любви» – завались. Последних первые обычно называют проститутками.
Вот, собственно, об этих самых проститутках и написал пьесу драматург Александр Галин. В свое время пьеса с успехом шла на многих театральных площадках страны. В частности, у режиссера Льва Додина, в Малом драматическом театре. И в 1988 году «Звезды» появились в репертуаре тогда еще очень молодого театра Афанасьева.
А буквально вчера состоялась еще одна премьера спектакля «Звезды на утреннем небе» на сцене ГДТ под руководством Сергея Афанасьева. Но в трактовке пока мало известного городу «Театрального Яра» - театра-студии под руководством Константина Ярлыкова. Вот его новосибирские зрители знают лучше – особенно те, кто является поклонником творчества ГДТ, поскольку Ярлыков – один из «старейших» актеров труппы.
«Звезды на утреннем небе» - не первая постановка театра-студии. Но, пожалуй, первая, которую можно назвать настоящей удачей – несмотря на то, что в спектакле заняты исключительно непрофессиональные актеры (среди них есть и журналисты, и учителя, менеджеры и офисные работники), по ходу действия об этом просто забываешь.
Arial<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Путаны и гетеры: историко-психологический экскурс
Arial<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Как женщины становятся проститутками? Да чаще всего как раз из-за любви. Из-за несчастной любви и потери смысла жизни. А если смысла в жизни нет, то что остается? Правильно – деньги! И если у мужчины нет для тебя любви, то хоть денег-то он может дать?
«Не знаю, почему-то после Кабирии, после великого итальянского неореализма, навсегда надорвавшего мне сердце, женщина, посланная на панель нищетой, бесправием и ужасом окружающей ее жизни, вызывала у меня чувство сострадания, – как-то писал драматург Галин артисту Калягину. - Моя пьеса «Звезды на утреннем небе» о таких женщинах. В советские, цвета серого бетона времена эти яркие, смелые девочки, рвущиеся на Запад, казались мне настоящими героинями, искавшими свободы, другой жизни. Сколько я их встречал потом по миру, наших бедных советских Кабирий! Ушла под воду советская Атлантида, а они все бегут и бегут! Девушки первого призыва уже давно стали добропорядочными матерями и даже бабушками прелестных французов и итальянцев, турок и американцев, говорящих на русском с милым акцентом. Но в чем-то эти женщины сохранили следы того страшного времени и зачумленного суетливого бегства. Тень общего греха, поделенного на всех, так и осталась в их глазах».
Психологи не раз составляли «портрет» проститутки. Вот выводы: «Все проститутки имеют комплекс неполноценности. Многие зависимы от наркотиков. Все испытывают чувство стыда и неохотно говорят о своей жизни. Им свойственна болезненная ранимость. Низкий уровень самоуважения. Полная утрата традиционных моральных ценностей. Умственное развитие ниже среднего. Большинство хотели бы бросить секс-услуги, избавиться от наркотиков, выйти замуж, но не знают как». Да и кто ж их таких возьмет-то?
Сейчас под видом стриптиз-клубов в Москве свободно работают бордели. У нас не принято называть вещи своими именами. Но так было не всегда…
Латинское слово «ргоstаге» — означает продаваться публично, от него и произошло слово проститутка, или «продажная девка». Первым «организатором» борделей считается Солон (между 640—635 — около 559 г. до н. э.), покупавший и продававший проституток в общее пользование. В законах Солона впервые появляется налог на проституцию. Интересно, что по этим же законам жена, изменившая мужу, могла быть им убита. Он же учредил государственные бордели и приобрел для них рабынь, которые стояли нагими у входа.
Античные бордели обычно располагались на окраине города, в пустынных и отдаленных местах, у рынка, возле гавани. Гетеры (высшая категория в проституции) жили в домах свиданий. Фрина из Афин считается одной из самых знаменитых гетер древности. Известно, что она дожила до старости и за свой счет восстановила стены вокруг Фив, разрушенные Александром.
Римское право ввело различия для разных категорий женщин, живших вне брака с мужчинами. К низшей категории отнесены были проститутки, которые продавились и которых продавали публично или тайно разным мужчинам. Наложница — любовница женатого мужчины — занимала более «почетное» положение. Конкубинатка, живущая с неженатым мужчиной без юридического оформления, почиталась наравне с женой. Римская проститутка Флора завещала все свое состояние народу.
М. Кузнецов в «Истории проституции в России» (1871) рассказывал, по каким причинам женщины становились проститутками: «Женщины, лишенные семьи, крова и всякой возможности к пропитанию... Женщины, обманутые своими любовниками... предаются проституции... Значительная часть женщин делает первый шаг к пороку под влиянием сводней... Явившиеся в еще незнакомые им столицы искать работы, неопытные женщины доверчиво отдаются сводням, которые... отыскивают им квартиры, работу и потом... продают…». С тех пор не очень много изменилось.
Arial<#two#> size=<#two#>3<#two#>>О святости, грехе и любви
Arial<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Почему же история, рассказанная новосибирскими непрофессиональными актерами, выглядит так убедительно и по-прежнему актуально? Может быть, потому, что потенциальная проститутка живет в каждой женщине? Каждой из нас в какой-то мере близка эта история. Потому что женщин «бросают» гораздо чаще, чем мужчин. Так уж получилось.
В пьесе Галина таких женщин - четыре. Рыжая красавица Лорка (Анна Чернышова), воображающая себя воздушной гимнасткой. Довольная жизнью и своей профессией «оторва» Клара (Олеся Дармейко). Анна (потрясающая работа Алены Мальцевой) - непросыхающая дама неопределенного возраста, потерявшая и пропившая все, кроме своего больного сердца. И совсем еще юная Мария (Наталья Замиралова). У каждой из них за плечами грустная история любви со всеми вытекающими. На время Олимпиады их всех выслали за пределы столицы. И, по «счастливой случайности», все они теперь обитают в бывшем помещении корпуса для психбольных под присмотром многомудрой Валентины (Светлана Лобкина), которая озабочена исключительно тем, что ее единственный сыночек-милиционер связался с гулящей девкой.
По сути, единственное «светлое пятно» в этой темной истории – тема Лорки, которой повезло немного больше, чем прочим.
- Роль для меня очень интересная и непростая, - рассказывает Анна Чернышова, - Я еще не все из нее «выжала». Например – речь моей героини. По-моему, Лорка должна гэкать (она всё-таки южанка). Пока что я работаю над этим, и результаты зрителю еще рано показывать. Что касается жизненного багажа, я так примерно ее представляю: простая девочка из среднестатистической семьи (скорее всего, безотцовщина). Ей достались от судьбы привлекательная внешность и желание жить красиво. Тут на горизонте нарисовалась эта Клара, расхвалила её «таланты» и красоты, навешала лапши о «дольче вита» - только руку протяни, всё будет. И как-то враз, незаметно для самой себя, она оказалась на панели. В погоне за яркой жизнью Лорка совершенно закопала себя настоящую в мишуру красивых слов и вымышленных историй («я воздушная гимнастка»), разглядеть ее правду через всю эту болтовню и жеманство почти нереально. И, как это часто бывает, лакмусовой бумажкой становится любовь. В конце концов, Лора - это просто женщина, которая хочет любви, а красивая жизнь - да где она ее видела? Только в журналах! Так что можно и без нее.
Зритель видит Ларису самой настоящей феей. Только вот магия ее очень практична – например, она легко может превратить пустую бутылку из-под вина - в полную, барак – в «облегченный вариант» салона.
А «суженый» Лорки, Саша (которого играет студент первого курса НГТИ Александр Прохоров) – самый натуральный клиент психиатрической лечебницы. Но это не беда – кто из нас на самом деле нормален? Да и может ли нормальный мужчина полюбить проститутку?
Впрочем, у сумасшедших свое представление и о проститутках, и о святых, и о Деве Марии, и о непорочном зачатии. «Сашенька, а вот непорочное зачатие, – спрашивает Лора, - это что такое, с точки зрения науки?»
- Мне кажется, она была несчастной проституткой, – размышляет Саша о Деве Марии и ее сыне Иисусе. - Ребенок с рождения рос в нищете, среди калек, наверное, сам больной. Видел каждый день только страдания и боль... Всего-то он просил у людей - милосердия и доброты. Мир всегда был жесток и несправедлив. Сильные угнетали слабых... А он взял и придумал несчастным о том, что потом, после страданий наступит благодать. Иначе ведь совсем тяжко. Здесь мучения и там ничего…
Святость и грех, как две крайности, сходятся. И так ли грешны эти женщины, искавшие в жизни счастья, но нашедшие только грязь и боль?
По финалу пьесы сложно угадать, что будет с ними в дальнейшем. Но режиссер оставляет финал открытым. Мало ли, а вдруг действительно – жизнь не олимпиада, и побеждает в ней не сильнейший и даже не дружба, а самая настоящая любовь?
Хотелось бы в это верить.