Дмитрий читал свои стихи на открытии фестиваля – 23 сентября, в кабаре-кафе «Бродячая собака», в сборной солянке. И на закрытии, 25 сентября – в театральном клубе «Пуля». Небольшой зал клуба был наполнен до отказа, в основном, тоже поэтами. Правда, не такими известными. После «сольника» поэт ответил на несколько вопросов корреспондента Сибкрай.ru.
- Знаете, что меня поразило? - говорит Дмитрий. - У меня нет дома телевизора. А в номере как раз был. И когда я его включил, стал смотреть местные каналы, там, в первый день фестиваля, шел какой-то отчет об Интерре. И я обратил внимание, что ни один журналист ничего не сказал о том, что в городе сейчас идет Фестиваль поэзии. Это меня поразило, потому что в Москве такого бы не пропустили! Обязательно об этом бы рассказали. Конечно, не значит, что долго бы об этом разговаривали, но меня эта ситуация просто поразила. Нас как будто нет. И это странно… Потом я уже не отслеживал – может сейчас сплошь и рядом говорят… Но можно было бы хотя бы сказать хотя бы одной строчкой – ведь, в общем-то, беспрецедентная история – в Новосибирск привезли одних из самых интересных русских поэтов. И это правда. Когда они еще в этом составе приедут?
А состав фестиваля был на самом деле впечатляющий: тут тебе и Станислав Львовский, и Линор Горалик, Дмитрий Кузьмин, Андрей Родионов, Мария Галина, Фёдор Сваровский, Василий Чепелев, Виктор Iванiв, Дэвид Блэр, Игорь Кузнецберг, текст-группа «Орбита» (Сергей Тимофеев, Артур Пунте, Семён Ханин), DJGreengo (Москва), DJSmartAlex (Новосибирск), DJBoogieboy (Новосибирск). Стихи читались как на улицах города ( благо, погода вполне позволяла) , так и по клубам. А местные поэты даже устраивали нечто вроде поэтического слэма http://sibkray.ru/news/2010-8-25/11473/.
- На слэме были? Наших поэтов видели?
- Вчера был. И мне очень понравились некоторые (мне кажется, это как раз местные ребята). Они, по большему счету, были ярче всех. Одна девочка была и вовсе совершенно прелестная. Жеманная, что-то такое на сцене делала… Правда, я не запомнил, как ее зовут. Вообще, сейчас в поэзии больше девочек. И девочки ярче мальчиков. Это обычная история последнего времени.
- А почему?
- Да потому что мальчики очень много про себя придумывают. Это большой груз… Так и в жизни: женщины значительно свободнее. У них нет такой… «нагрузки». Я когда выезжал на вылет в аэропорт на автобусе, поразился, насколько же все мужчины брутальны. Причем, они не потому брутальные, что они на самом деле такие. А потому, что на них давит столп ответственности: быть мужчиной, чтобы не опозориться, не «зашкварить»… уж не знаю…
- Играют?
- Конечно! Мужчины очень много играют. Это очевидно. И так же на чтении: выходит мальчик, начинает читать, и понятно, что он из себя буквально вылезает, чтобы соответствовать представлению, что такое поэт. А выходит девочка – и пусть текст хромает на три ноги, но, это естественная такая история… Даже если девочка кривляется, она кривляется так органично! Я ушел с половины слэма, потому что это совсем не мой формат, но если бы я голосовал, то голосовал бы я только за девочек. И не потому что это девочка, что она меня как существо женского пола умиляет… а потому что она живая. Они все там были живые. Это очень здорово. В этом смысле, если есть будущее у поэтического Новосибирска, то оно как раз за женщиной-поэтом.
- Говорила сегодня с молодым поколением: молодые поэты уверены, что поэзия сейчас как-то видоизменяется…
- Если раньше в поэзии была возможна какая-то не личная позиция, а говорение с какой-то либо «кафедры», то сейчас это просто невозможно. Если ты хочешь быть поэтом, ты должен нести только свою собственную позицию, выворачиваясь наизнанку. Это предельная искренность. Но еще нужна очень большая техническая изощренность. Пусть она мимикрирует под простоту. Но при этом, она все равно должна быть очень изощренной. Это изощренная простота. Это как аранжировки – я все время привожу этот пример: слушаете вы, скажем, радио «Шансон». И все что там подается – это очень искренне. Хотя там все так примитивно по музыке, что это не может быть предметом искусства… А вот возьмем Земфиру – она так чувствует музыку, так аранжирует, - не просто под гитарку брякает… Вот, собственно, это и есть поэзия. Ты можешь написать очень простую историю. Но ты должен быть так изощрен, в этой истории должны быть такие «крючки», которые должны совершенно четко «цеплять»… Это как любовь. Вот раньше вы бы не пришли с такой хренью ко мне (показывает на цифровой диктофон, - прим. авт.). Раньше вы бы пришли с такой большой бандурой , на которой бы крутились бобины. Вот в чем разница современного репортера от старомодного: старомодный тащится на интервью с бобиной, которая еще и заедает. А у вас уже совсем другое техническое оснащение.
- То есть, самое важное для современного поэта – это техническое оснащение?
- Конечно, нет. Это умение вывернутся наизнанку, но сделать это вменяемо. Для вменяемости необходимы технические знания.
- Говорят, сейчас в поэзии становится актуальной социальная составляющая…
- Конечно. Например, сейчас очень известны такие поэты, как Емелин, Андрей Родионов… Но тот же Андрей Родионов, он рассказывает вроде бы социальные истории про каких-то гопников…но как хитро он это делает! Он очень нежен. Если бы кто-то написал: «выпьем-рванем», «мать - идем», - то в этом не было бы объема. А Родионов другой. У него суть другая. И говорит он, на самом деле, о другом. Вот это и есть изощренность. И социальность здесь тоже есть: такое у нас произошло закручивание информационных гаек, что все по-настоящему ушло в поэзию.
- В последнее время по Новосибирску ходят поэты, читают свои-чужие стихи на публику и на улицах. Это стало даже модно – быть поэтом. А что происходит сейчас в этом плане в Москве?
- Это наблюдалось еще в конце девяностых – нулевых. Был такой бум. А сейчас это все уходит в Россию. В Москве, по большему счету, сейчас происходит профессионализация. Выступаешь уже за деньги, за гонорары. Насчет улиц – ничего подобного уже нет. Вы знаете, Москва, она становится такой снобской... У нее свои снобские причуды. Как и у Питера, надо сказать. И совершенно безосновательные. И такого демократизма как в Новосибирске, в Москве я сейчас не наблюдаю. Слэмы, правда, еще проходят.
- А может сейчас поэт в России хорошо зарабатывать?
- Ну, наверное, если поставит себе такую задачу, то может. Только ты должен понимать, кем ты тогда будешь... Но если ты будешь зарабатывать поэзией… не поэзией, конечно, а чтением, - то рано или поздно ты станешь ди-джеем. Представляете, я в одном бы клубе прочитал, переехал – в другом бы клубе то же самое почитал… да это просто проституция. Можно, наверное, так ездить. Но я просто не буду этого делать. Тут еще важен такой момент: может быть, не все могут зарабатывать выступлениями. Но ты зарабатываешь символическим капиталом. То есть, ты выступаешь – тебя начинают узнавать, приглашают на телевидение, а потом уже деньги…. А начинается с этого. Можно, конечно, сделать, чтобы тебе платили за это. Это можно. Мне платят, например.
- Один российский рэпер тут недавно заявил, что журналистика изжила себя, и рэпер сейчас выполняет функцию журналиста.
- Такое тоже есть... Но рэп – это, в общем-то, не в прямом смысле поэзия – потому что он связан с музыкой. И на нем как раз тоже можно заработать.
- А может ли поэзия выступать в качестве журналистики?
- Я думаю, что поэзия так часто в последнее время выступает в разных форматах, что в принципе, может… Но мне кажется, это такая тупиковая история. Потому что поэзия – все-таки, история личная. С другой стороны, я же не могу зачеркнуть успешную деятельность своих товарищей? Быков, Емелин… Но у поэзии все-таки другие задачи. Они действительно другие. Поэзия – это стояние в луче света. И стоять нужно столько, сколько это возможно. По крайней мере, мне так кажется. А может быть, во мне просто говорит моя органика… Может, я в этом смысле бездарен и ничего бы не смог написать «на злобу дня». Может, во мне говорит такой бездарный журналист. Я просто никогда и не пытался быть журналистом. Может быть, в этом дело?
Дмитрий Воденников закончил филологический факультет Московского государственного педагогического института. Работает на «Радио России», автор передачи «Своя колокольня», посвящённой современной литературе, программы «Поэтический минимум».
В 2007 году в рамках фестиваля «Территория» (Политехнический, автор идеи Кирилл Серебренников) избран королем поэтов.
Активно экспериментирует с синтезом поэзии и музыки: сотрудничает с группами «Rock<#one#>o<#one#>Co», «4`33», «Ёлочные игрушки», «Вуаеры», «Рада и Терновник», отдельными композиторами. Выпустил несколько дисков авторского чтения под музыку: «Воденников не для всех», «Второй диск», «Live» (концертный альбом с группой «Rock<#one#>o<#one#>Co»). Выступает в театре «Практика».
Дмитрий читал свои стихи на открытии фестиваля – 23 сентября, в кабаре-кафе «Бродячая собака», в сборной солянке. И на закрытии, 25 сентября – в театральном клубе «Пуля». Небольшой зал клуба был наполнен до отказа, в основном, тоже поэтами. Правда, не такими известными. После «сольника» поэт ответил на несколько вопросов корреспондента Сибкрай.ru.
- Знаете, что меня поразило? - говорит Дмитрий. - У меня нет дома телевизора. А в номере как раз был. И когда я его включил, стал смотреть местные каналы, там, в первый день фестиваля, шел какой-то отчет об Интерре. И я обратил внимание, что ни один журналист ничего не сказал о том, что в городе сейчас идет Фестиваль поэзии. Это меня поразило, потому что в Москве такого бы не пропустили! Обязательно об этом бы рассказали. Конечно, не значит, что долго бы об этом разговаривали, но меня эта ситуация просто поразила. Нас как будто нет. И это странно… Потом я уже не отслеживал – может сейчас сплошь и рядом говорят… Но можно было бы хотя бы сказать хотя бы одной строчкой – ведь, в общем-то, беспрецедентная история – в Новосибирск привезли одних из самых интересных русских поэтов. И это правда. Когда они еще в этом составе приедут?
А состав фестиваля был на самом деле впечатляющий: тут тебе и Станислав Львовский, и Линор Горалик, Дмитрий Кузьмин, Андрей Родионов, Мария Галина, Фёдор Сваровский, Василий Чепелев, Виктор Iванiв, Дэвид Блэр, Игорь Кузнецберг, текст-группа «Орбита» (Сергей Тимофеев, Артур Пунте, Семён Ханин), DJGreengo (Москва), DJSmartAlex (Новосибирск), DJBoogieboy (Новосибирск). Стихи читались как на улицах города ( благо, погода вполне позволяла) , так и по клубам. А местные поэты даже устраивали нечто вроде поэтического слэма http://sibkray.ru/news/2010-8-25/11473/.
- На слэме были? Наших поэтов видели?
- Вчера был. И мне очень понравились некоторые (мне кажется, это как раз местные ребята). Они, по большему счету, были ярче всех. Одна девочка была и вовсе совершенно прелестная. Жеманная, что-то такое на сцене делала… Правда, я не запомнил, как ее зовут. Вообще, сейчас в поэзии больше девочек. И девочки ярче мальчиков. Это обычная история последнего времени.
- А почему?
- Да потому что мальчики очень много про себя придумывают. Это большой груз… Так и в жизни: женщины значительно свободнее. У них нет такой… «нагрузки». Я когда выезжал на вылет в аэропорт на автобусе, поразился, насколько же все мужчины брутальны. Причем, они не потому брутальные, что они на самом деле такие. А потому, что на них давит столп ответственности: быть мужчиной, чтобы не опозориться, не «зашкварить»… уж не знаю…
- Играют?
- Конечно! Мужчины очень много играют. Это очевидно. И так же на чтении: выходит мальчик, начинает читать, и понятно, что он из себя буквально вылезает, чтобы соответствовать представлению, что такое поэт. А выходит девочка – и пусть текст хромает на три ноги, но, это естественная такая история… Даже если девочка кривляется, она кривляется так органично! Я ушел с половины слэма, потому что это совсем не мой формат, но если бы я голосовал, то голосовал бы я только за девочек. И не потому что это девочка, что она меня как существо женского пола умиляет… а потому что она живая. Они все там были живые. Это очень здорово. В этом смысле, если есть будущее у поэтического Новосибирска, то оно как раз за женщиной-поэтом.
- Говорила сегодня с молодым поколением: молодые поэты уверены, что поэзия сейчас как-то видоизменяется…
- Если раньше в поэзии была возможна какая-то не личная позиция, а говорение с какой-то либо «кафедры», то сейчас это просто невозможно. Если ты хочешь быть поэтом, ты должен нести только свою собственную позицию, выворачиваясь наизнанку. Это предельная искренность. Но еще нужна очень большая техническая изощренность. Пусть она мимикрирует под простоту. Но при этом, она все равно должна быть очень изощренной. Это изощренная простота. Это как аранжировки – я все время привожу этот пример: слушаете вы, скажем, радио «Шансон». И все что там подается – это очень искренне. Хотя там все так примитивно по музыке, что это не может быть предметом искусства… А вот возьмем Земфиру – она так чувствует музыку, так аранжирует, - не просто под гитарку брякает… Вот, собственно, это и есть поэзия. Ты можешь написать очень простую историю. Но ты должен быть так изощрен, в этой истории должны быть такие «крючки», которые должны совершенно четко «цеплять»… Это как любовь. Вот раньше вы бы не пришли с такой хренью ко мне (показывает на цифровой диктофон, - прим. авт.). Раньше вы бы пришли с такой большой бандурой , на которой бы крутились бобины. Вот в чем разница современного репортера от старомодного: старомодный тащится на интервью с бобиной, которая еще и заедает. А у вас уже совсем другое техническое оснащение.
- То есть, самое важное для современного поэта – это техническое оснащение?
- Конечно, нет. Это умение вывернутся наизнанку, но сделать это вменяемо. Для вменяемости необходимы технические знания.
- Говорят, сейчас в поэзии становится актуальной социальная составляющая…
- Конечно. Например, сейчас очень известны такие поэты, как Емелин, Андрей Родионов… Но тот же Андрей Родионов, он рассказывает вроде бы социальные истории про каких-то гопников…но как хитро он это делает! Он очень нежен. Если бы кто-то написал: «выпьем-рванем», «мать - идем», - то в этом не было бы объема. А Родионов другой. У него суть другая. И говорит он, на самом деле, о другом. Вот это и есть изощренность. И социальность здесь тоже есть: такое у нас произошло закручивание информационных гаек, что все по-настоящему ушло в поэзию.
- В последнее время по Новосибирску ходят поэты, читают свои-чужие стихи на публику и на улицах. Это стало даже модно – быть поэтом. А что происходит сейчас в этом плане в Москве?
- Это наблюдалось еще в конце девяностых – нулевых. Был такой бум. А сейчас это все уходит в Россию. В Москве, по большему счету, сейчас происходит профессионализация. Выступаешь уже за деньги, за гонорары. Насчет улиц – ничего подобного уже нет. Вы знаете, Москва, она становится такой снобской... У нее свои снобские причуды. Как и у Питера, надо сказать. И совершенно безосновательные. И такого демократизма как в Новосибирске, в Москве я сейчас не наблюдаю. Слэмы, правда, еще проходят.
- А может сейчас поэт в России хорошо зарабатывать?
- Ну, наверное, если поставит себе такую задачу, то может. Только ты должен понимать, кем ты тогда будешь... Но если ты будешь зарабатывать поэзией… не поэзией, конечно, а чтением, - то рано или поздно ты станешь ди-джеем. Представляете, я в одном бы клубе прочитал, переехал – в другом бы клубе то же самое почитал… да это просто проституция. Можно, наверное, так ездить. Но я просто не буду этого делать. Тут еще важен такой момент: может быть, не все могут зарабатывать выступлениями. Но ты зарабатываешь символическим капиталом. То есть, ты выступаешь – тебя начинают узнавать, приглашают на телевидение, а потом уже деньги…. А начинается с этого. Можно, конечно, сделать, чтобы тебе платили за это. Это можно. Мне платят, например.
- Один российский рэпер тут недавно заявил, что журналистика изжила себя, и рэпер сейчас выполняет функцию журналиста.
- Такое тоже есть... Но рэп – это, в общем-то, не в прямом смысле поэзия – потому что он связан с музыкой. И на нем как раз тоже можно заработать.
- А может ли поэзия выступать в качестве журналистики?
- Я думаю, что поэзия так часто в последнее время выступает в разных форматах, что в принципе, может… Но мне кажется, это такая тупиковая история. Потому что поэзия – все-таки, история личная. С другой стороны, я же не могу зачеркнуть успешную деятельность своих товарищей? Быков, Емелин… Но у поэзии все-таки другие задачи. Они действительно другие. Поэзия – это стояние в луче света. И стоять нужно столько, сколько это возможно. По крайней мере, мне так кажется. А может быть, во мне просто говорит моя органика… Может, я в этом смысле бездарен и ничего бы не смог написать «на злобу дня». Может, во мне говорит такой бездарный журналист. Я просто никогда и не пытался быть журналистом. Может быть, в этом дело?Дмитрий Воденников: Я – бездарный журналист
 Светлана Фролова
Дмитрий Воденников закончил филологический факультет Московского государственного педагогического института. Работает на «Радио России», автор передачи «Своя колокольня», посвящённой современной литературе, программы «Поэтический минимум». В 2007 году в рамках фестиваля «Территория» (Политехнический, автор идеи Кирилл Серебренников) избран королем поэтов. Активно экспериментирует с синтезом поэзии и музыки: сотрудничает с группами «Rock<#one#>o<#one#>Co», «4`33», «Ёлочные игрушки», «Вуаеры», «Рада и Терновник», отдельными композиторами. Выпустил несколько дисков авторского чтения под музыку: «Воденников не для всех», «Второй диск», «Live» (концертный альбом с группой «Rock<#one#>o<#one#>Co»). Выступает в театре «Практика».