В 1970 году инженер Института Гидродинамики Владимир Семенов решил помочь другу, который занимался выжиганием «проволочным» способом. И предложил ускорить этот процесс в десятки раз. А через неделю изобретатель принес другу прибор, который выжигает струей горячего воздуха, причем с управляемой температурой. А Владимир Семенов открыл в ДК «Юность» первый кружок выжигания таким способом. После чего новинкой заинтересовалась новосибирская сувенирная фабрика. Кроме того, к Владимиру Семенову и его ученику – Николаю Долгушину приезжали обучаться мастера-прикладники. Правда, «в тираж» способ не пошел – аналогов прибору в ту пору не было, изготавливать его приходилось кустарным способом. Впрочем, как и сейчас. И только совсем недавно, уникальная техника и не менее уникальный прибор были запатентованы. Сейчас изобретение доведено до совершенства. По словам мастера-пирографа Николая Гладенко, его теперь можно доверить даже ребенку.
- В юности, когда еще обучался в техникуме, зашел как-то в кружок выжигания и чеканки Долгушина, – рассказывает Николая Гладенко. - Увидел, как ребята жгут этим прибором и загорелся. Потом, когда ушел в армию – собирал иллюстрации, обдумывал. Отслужил в милиции, сколько положено, ушел на пенсию. Но все это время хобби не бросал. А когда у меня была выставка в Художественной академии, ее преподаватели подсказали мне, что это является инновацией в графике! В итоге мы назвали этот способ выжигания «Новосибирской тоновой пирографией» – потому что она появилась именно в Новосибирске и находится на стыке нескольких техник и технологий декоративно-прикладного творчества. Здесь и живопись, и графика, и декоративно-прикладные начала. Когда я писал методику выжигания, пришлось даже изобретать новые понятия – например, из фотошопа взял понятие «заливка».
С тех пор Николай Гладенко создал Студию Новосибирского тонового выжигания, у которой прошло уже около 50 выставок. По его словам, он почувствовал интерес к новой художественной технике не только среди жителей нашего города но и Франции, Германии, азиатских стран.
По первому образованию Николай Гладенко техник, по второму – юрист. А вот художником себя не считает:
- Художник – это тот, кто творит что-то новое. Я называю себя мастером-пирографом. Пирография – это и есть выжигание. «Пирос» - огонь, «графос» - пишу. Буквально - «живопись огня»
Говорит, что вся студия мастера-пирографа умещаются в один походный чемоданчик. А рабочее место – дома, на кухонном столе. Добавить к этому вытяжку, или открытую форточку, дополнительный источник света – и все! Николай Гладенко в шутку как-то назвал прибор «огненной кистью». И название прижилось.
Прибор представляет собой пистолет с трубочкой-насадкой, в которую и дует мастер, чтобы на материале появился «горячий след». Струя горячего воздуха, мгновенно и плавно управляемая, выжигает рисунок практически на любой органической поверхности. Остальное – дело фантазии автора. Отличие работы этого прибора от остальных горелок – мгновенно и плавно менять температуру рабочей струи от полного её отсутствия до температуры 800 градусов, по желанию пользователя, чего не может ни одна другая горелка в мире! Именно это делает её инструментом для ручной работы.
- С огнем нельзя играть, - говорит Николай. - С ним можно только работать. И с ним нельзя быть «на ты», только «на вы». Потому что это огонь. В принципе, как и любой другой инструмент – молотком и то можно пальцы поранить! Хочется, чтобы эта наша новосибирская технология развивалась и дальше. Я работаю по плоскости. Кто-то будет работать по деревянной скульптуре. Кто-то – по деревянной резьбе. Можно работать по коже, по кости, то есть по любому светлому органическому материалу.
При создании картин в технике Новосибирской тоновой пирографии не используются какие-либо красители. Единственная «краска» - цвет углерода. Думается, нет необходимости спорить о естественной красоте природной сепии обугленного дерева, как не стоит спорить о том, красива природа или нет – её можно просто увидеть или не увидеть.
В рамках Интерры-2010 новосибирцы и гости фестиваля смогут сами попробовать создать картину огненной кистью.
Николай Гладенко – Член Союза мастеров Сибири. Лауреат 2-го Московского Международного Фестиваля Искусств «Традиции и современность» в ЦВЗ «Манеж» 2008г. Лауреат Сибирского межрегионального фестиваля декоративно-прикладного творчества в г. Барнауле «Россия, Родина, Сибирь». Позади более четырёх десятков выставок в музеях, городах и регионах России. Работы находятся в музеях и частных собраниях жителей Сибири и Санкт-Петербурга, сотрудников Кремля и ГосДумы, жителей Германии, Нью-Йорка, Парижа, Милана, Осло и Лондона.
В 1970 году инженер Института Гидродинамики Владимир Семенов решил помочь другу, который занимался выжиганием «проволочным» способом. И предложил ускорить этот процесс в десятки раз. А через неделю изобретатель принес другу прибор, который выжигает струей горячего воздуха, причем с управляемой температурой. А Владимир Семенов открыл в ДК «Юность» первый кружок выжигания таким способом. После чего новинкой заинтересовалась новосибирская сувенирная фабрика. Кроме того, к Владимиру Семенову и его ученику – Николаю Долгушину приезжали обучаться мастера-прикладники. Правда, «в тираж» способ не пошел – аналогов прибору в ту пору не было, изготавливать его приходилось кустарным способом. Впрочем, как и сейчас. И только совсем недавно, уникальная техника и не менее уникальный прибор были запатентованы. Сейчас изобретение доведено до совершенства. По словам мастера-пирографа Николая Гладенко, его теперь можно доверить даже ребенку.
- В юности, когда еще обучался в техникуме, зашел как-то в кружок выжигания и чеканки Долгушина, – рассказывает Николая Гладенко. - Увидел, как ребята жгут этим прибором и загорелся. Потом, когда ушел в армию – собирал иллюстрации, обдумывал. Отслужил в милиции, сколько положено, ушел на пенсию. Но все это время хобби не бросал. А когда у меня была выставка в Художественной академии, ее преподаватели подсказали мне, что это является инновацией в графике! В итоге мы назвали этот способ выжигания «Новосибирской тоновой пирографией» – потому что она появилась именно в Новосибирске и находится на стыке нескольких техник и технологий декоративно-прикладного творчества. Здесь и живопись, и графика, и декоративно-прикладные начала. Когда я писал методику выжигания, пришлось даже изобретать новые понятия – например, из фотошопа взял понятие «заливка».
С тех пор Николай Гладенко создал Студию Новосибирского тонового выжигания, у которой прошло уже около 50 выставок. По его словам, он почувствовал интерес к новой художественной технике не только среди жителей нашего города но и Франции, Германии, азиатских стран.
По первому образованию Николай Гладенко техник, по второму – юрист. А вот художником себя не считает:
- Художник – это тот, кто творит что-то новое. Я называю себя мастером-пирографом. Пирография – это и есть выжигание. «Пирос» - огонь, «графос» - пишу. Буквально - «живопись огня»
Говорит, что вся студия мастера-пирографа умещаются в один походный чемоданчик. А рабочее место – дома, на кухонном столе. Добавить к этому вытяжку, или открытую форточку, дополнительный источник света – и все! Николай Гладенко в шутку как-то назвал прибор «огненной кистью». И название прижилось.
Прибор представляет собой пистолет с трубочкой-насадкой, в которую и дует мастер, чтобы на материале появился «горячий след». Струя горячего воздуха, мгновенно и плавно управляемая, выжигает рисунок практически на любой органической поверхности. Остальное – дело фантазии автора. Отличие работы этого прибора от остальных горелок – мгновенно и плавно менять температуру рабочей струи от полного её отсутствия до температуры 800 градусов, по желанию пользователя, чего не может ни одна другая горелка в мире! Именно это делает её инструментом для ручной работы.
- С огнем нельзя играть, - говорит Николай. - С ним можно только работать. И с ним нельзя быть «на ты», только «на вы». Потому что это огонь. В принципе, как и любой другой инструмент – молотком и то можно пальцы поранить! Хочется, чтобы эта наша новосибирская технология развивалась и дальше. Я работаю по плоскости. Кто-то будет работать по деревянной скульптуре. Кто-то – по деревянной резьбе. Можно работать по коже, по кости, то есть по любому светлому органическому материалу.
При создании картин в технике Новосибирской тоновой пирографии не используются какие-либо красители. Единственная «краска» - цвет углерода. Думается, нет необходимости спорить о естественной красоте природной сепии обугленного дерева, как не стоит спорить о том, красива природа или нет – её можно просто увидеть или не увидеть.
В рамках Интерры-2010 новосибирцы и гости фестиваля смогут сами попробовать создать картину огненной кистью.Новосибирцев научат рисовать огненной кистью
 Светлана Фролова
Николай Гладенко – Член Союза мастеров Сибири. Лауреат 2-го Московского Международного Фестиваля Искусств «Традиции и современность» в ЦВЗ «Манеж» 2008г. Лауреат Сибирского межрегионального фестиваля декоративно-прикладного творчества в г. Барнауле «Россия, Родина, Сибирь». Позади более четырёх десятков выставок в музеях, городах и регионах России. Работы находятся в музеях и частных собраниях жителей Сибири и Санкт-Петербурга, сотрудников Кремля и ГосДумы, жителей Германии, Нью-Йорка, Парижа, Милана, Осло и Лондона.