color: black;<#two#>>3<#two#>>Руководитель бардовского клуба «Гитара по кругу» Владимир Аникеев делится с Сибкрай.ru размышлениями о том, как можно достойно представить Сибирь на престижном питерском фестивале, почему компетентное жюри невзлюбило Николая Шипилова и что авторская песня категорически не совместима с попсой.
3<#two#>><#two#>>– Владимир, что такое «Петербургский аккорд» и почему туда все рвутся? Чем он отличается, например, от широко известного Грушинского фестиваля, на котором не был только ленивый?
– У этих фестивалей совершенно разные форматы. Если «Груша» – это огромный палаточный город, то «Петербургский аккорд» – это концертный зал. Если в «Груше» может участвовать кто захочет, то для Петербурга на региональном уровне проводится жесткий отборочный конкурс. На «Петербургский аккорд» допускаются только лауреаты региональных фестивалей – именно региональных, а не городских или областных. Это чистой воды творческое соревнование, само участие в котором – уже премия, приз и звание. Итоги этого конкурса активно обсуждаются по всей России и за рубежом, лауреатов и дипломантов начинают активнее приглашать с концертами… Эстетическая планка этого фестиваля очень высока, случайных победителей там не бывает.
Чтобы получить статус отборочного конкурса «Петербургского аккорда»,
оргкомитет фестиваля «Гитара по кругу» заручился поддержкой администрации Новосибирской области и полпредства президента по Сибирскому федеральному округу. При этом сам оргкомитет «Петербургского аккорда» наградил меня дополнительным обязательством – назначил руководителем по Сибирскому региону. Лауреаты нашего фестиваля «Гитара по кругу» получат право участвовать в VIII фестивале «Петербургский аккорд», который пройдет в июне 2010 года. Но уже сейчас оргкомитет принял решение о том, чтобы организовать нашим
лауреатам бесплатную доставку в Питер, с оплатой питания и
проживания. Состав участников фестиваля «Гитара по кругу» сейчас формируется – <#two#>> так, чтобы он соответствовал высокому художественному уровню. Явными фаворитами являются томичи, иркутяне, кемеровчане, новокузнечане. Конечно, среди участников будут лучшие новосибирские барды: Татьяна Храмова, Владимир Брусенцов, Лариса Блинова. У Ларисы есть проект «Летучая кошка», но мне хотелось бы, чтобы она прозвучала как автор в ансамбле с Сергеем Соломиным и Дмитрием Деменко.
3<#two#>><#two#>>– Только за один прошлый год в Новосибирской области прошло девять фестивалей авторской песни. В этом году, похоже, получится больше, ведь вы запустили еще два проекта – детский «Этот апрель» и молодежный «МоСт». Вы придумываете все новые и новые фестивали – куда вам столько?
– У нас простроена четкая фестивальная схема – фестивали должны проводиться регулярно и привлекать как можно больше исполнителей. Вообще, бардовскому движению в Новосибирске более сорока лет. Знаменитый фестиваль 68-го года в клубе «Под интегралом» был ведь не первым, и его корни не потеряны. Изучая эту картину, можно сделать вывод, что существует некий возрастной вакуум. И если с детской песней, будем считать, все в порядке – эпицентром этого направления давно считается клуб «Свечи» из наукограда Кольцово под руководством Сергея Семенова, а теперь еще и «Этот апрель», проводимый под руководством опытного педагога Натальи Кротенко, выявляет юные таланты –
то с молодежной песней ситуация не такая, как хотелось бы. Питомцы детских клубов и студий, вырастая из своих штанишек, по дороге во взрослость теряются, если не попадают в творческую студенческую среду. Нужен фестиваль, который бы находил талантливую молодежь – не только студенческую, но и военную, и сельскую, и рабочую. Год молодежи подсказал мне такую идею, как «МоСт» – фестиваль молодежной и студенческой песни, который бы стал своеобразным мостом между опытными бардами и начинающими, а, заодно, и всей молодежью. Это называется системный подход – все ячейки общества должны быть
заполнены бардовской песней, иначе наш корабль потеряет плавучесть. На попсе далеко не уедешь – сядут батарейки.
<#two#>>– Вот-вот, попса наступает. И далеко не каждый, кто сочиняет и поет, работает на развитие жанра авторской песни?
– Происходит столкновение авторской песни с другими направлениями, не всегда для нее благоприятное. Среди тех, кто к нам приходит, лишь треть пишут авторскую песню, вторая треть – рок, остальные выше попсы пока не поднялись. Наша задача – углядеть талантливых ребят, которые задумываются о том, о чем пишут и что поют. Авторская песня – это песенная поэзия, это интеллект, прежде всего.
<#two#>>– То есть, чтобы назваться бардом, недостаточно написать песню?
– В Томске в одном из детских клубов авторской песни висит плакат: «Поэтом можешь ты не быть, а композитором – не можешь». И это еще одна тема для разговора. Бард – даже не обязательно автор. Это образ жизни, мысли, состояние души. Многие думают, что раз ты автор музыки и слов, то этого уже достаточно. И попробуй их убедить, что песни Пугачевой или Газманова нельзя назвать авторскими. Назревает конфликт понятий, но попса, выдаваемая за авторскую песню, не пройдет!
Однажды у меня возникли разногласия с газетой «Студенческий город». Наш бард-клуб вот уже пять лет проводит концерты в форматах бард-кафе и в концертных залах филармонии, и в 2007 году мы пригласили выступить Алексея Костюшкина, лидера известной в нашем городе группы «Коридор». Он дал сразу два сольника, один в «Бродячей собаке», другой на следующий день в малом зале филармонии, после чего появилась заметка под заголовком «В голове у бардов бардак». Понятно желание юного корреспондента поиграть словами, но при этом не понятно его опрометчивое заявление о том, что выступление рокера в рамках такого проекта (имеется в виду «Гитара по кругу») лишний раз доказывает несостоятельность бардовской тусовки. Не понравилось ему то, что барды приглашают выступать рок-музыканта.
<#two#>>color: black;<#two#>>3<#two#>>– Я спрашивала об этом нынешнего редактора газеты «Студенческий город» Кирилла Логинова – он считает, что Костюшкин – потрясающий бард.
color: black;<#two#>>3<#two#>>– Конечно! Но тогдашний редактор, видимо, так не считал. Вернее, он этого не знал. Я попытался объяснить автору заметки, что Алексей Костюшкин начинал именно как бард. И во время некоторых концертов он сам приводит такие примеры: «Эту песню я могу спеть и как шансонье, и как рокер, а раз у нас бард-кафе, то спою как бард». Благодаря таким выступлениям публики у него прибавляется, и такой Алексей Костюшкин нравится ей больше.
А когда Андрей Макаревич или Юрий Шевчук берут в руки гитару и поют что-то проникновенное тихим голосом, я слушаю и думаю: ну чем не барды! Если отмотать пленку лет на двадцать пять назад, то вспомним, что Розенбаум начинал как бард, хотя всячески открещивался от этого звания. Да и входила в противоречие с романтизмом бардов конфликтность, неординарность его песен. Кстати, в свое время в бардовском лагере «Барзовка» первым тестовым вопросом к новичкам было: «Ваше отношение к Розенбауму»? Многие покупались на конформизм и принимались ругать Розенбаума, как тогда было принято.
3<#two#>><#two#>>– А лично вы его ругали?
– Я его пел. В моем репертуаре было 20-30 его песен. Они были уместны везде – и в госпитале для афганцев, и на борту ледокола, и в студенческом стройотряде.
<#two#>>– Мне казалось, что вы поете исключительно песни Николая Шипилова…
– Был у меня и такой период, когда я пел только его песни. Кстати, опять о
«Петаккорде», который возродил традицию всесоюзных фестивалей авторской песни, рухнувшую в перестройку. Так вот, я застал те фестивали и даже стал дипломантом 1986-го года в Саратове. Я пел «Черное число» Николая Шипилова. Всего двое участников того фестиваля пели Шипилова, и именно к этим двоим у жюри возникли вопросы по исполнительскому мастерству. Чтобы снять сомнения, нас попросили показать еще по одной песне. Ко мне подошел член жюри и
конфиденциально посоветовал спеть какую угодно песню, только не Шипилова. Такой готовности у меня не было. И я на свой страх и риск спел
«Травушку-муравушку». «Кто автор?» – поинтересовался эксперт. «Николай Шипилов», – признался я. Он просто обалдел – не ожидал такой наглости. Мне вручили диплом с формулировкой «За мужество».
3<#two#>><#two#>>– Вы участвовали в выпуске дисков Николая Шипилова. Осуществили все, что задумали в этом направлении?
– Определенным фактором является то, что Олег Митяев узнал о смерти Николая Шипилова от меня. Тогда он и сказал: «Володя, если будут проблемы с выпуском диска, я готов дать тысячу евро». Эту информацию я передал вдове Шипилова Татьяне Дашкевич, и вскоре она выпустила диск его песен. После этого диски вышли в Новосибирске – три диска выпустил Сибирский фонда Высоцкого и два директор ДМ «Юность» Виктор Саблин. Не реализована пока идея записи песен Шипилова в исполнении бардов России. Но свое согласие уже дали Олег Митяев, братья Мищуки, Сергей Матвиенко.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>3<#two#>><#two#>>color: black;<#two#>>– У Николая Шипилова такие глубокомысленные, такие печальные песни… Я как ваш член жюри: спойте что-нибудь веселенькое!
all<#two#> style=<#two#><#two#> />
<#two#>><#two#>>
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>>3<#two#>><#two#>>– Как-то на празднование 110-й годовщины Новосибирска пригласили наш бард-клуб «Гитара по кругу», практически в полном составе, на телевидение в прямойTimes New Roman<#two#>> <#two#>>эфир, во время которого выступали финалисты конкурса на лучшую песню о Новосибирске. Нам была поставлена задача оживить передачу своей непосредственностью, то есть своими бардовскими песнями, живым исполнением. До начала эфира было сомнение, как это финалисты такого престижного конкурса могут нуждаться в нашем оживлении. Но когда зазвучали первые фонограммы музыкальных и литературных штампов в попсово-эстрадной манере, стало все понятно. Особенно когда один из конкурсантов произнес нетленные слова: «А я посвящаю свою песню 110-летию новосибирских женщин!!!»
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>>
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#>>3<#two#>>Веселые и, как всегда, живые, мы возвращались со студии в центральный парк, напевая: «Приходит время, люди головы теряют….»