В отличие от спектакля «Отморозки» Кирилла Серебренникова http://www.sibkray.ru/news/4/183099/?sphrase_id=25195, в котором произвол российских властей показывается топорно и прямолинейно, в постановке «История города Глупова» эта же проблема подается более изящно. Тонкие намеки режиссера и смиренность глуповцев, заставляют зрителей гораздо сильнее задуматься о судьбе своей Родины, нежели революционные лозунги отчаянных современников из «Отморозков».
Спектакль «История города Глупова» напоминает музыкальную шкатулку: при каждом повороте ручки, перед зрителем возникает город Глупов с ожидающими очередного градоначальника горожанами. В спектакле почти нет слов, только нескольких реплик от автора, озвученных детским голосом, и коротких повелений самих градоначальников. Режиссер, следуя тексту, глуповцам слова не дает, возможно, потому что властей не интересует голос народа. Сами градоначальники тоже говорят мало, но скорее от «глупости и косноязычия». «Авторского текста очень немного – у Салтыкова-Щедрина, если помните, произведение описательно-повествовательное, в нём не возникает больших диалогов. Актеров лишают одного из главных выразительных средств – слова», - делится режиссер Дмитрий Егоров.
Но актерам «Красного факела» удается с помощью жестов и мимики показать эмоции глуповцев, так, что зрители понимают все без слов. Образы правителей создаются с помощью сочетания актерской игры, костюмов, и музыкальной темы, которую каждый градоначальник приносит с собой. «Понятно, что чиновник Микеладзе, как грузин, приносит лезгинки, - рассказывает Дмитрий Егоров, - Фердыщенко, который с самого начала встаёт на колени и крестится, - много русского, народного, духовного и православного. Бородавкина, всю жизнь мечтавшего быть военным, сопровождают марши. А лейтмотив всего спектакля – песня Егора Летова «Ходит дурачок по лесу, ищет дурачок глупее себя…», которая как нельзя лучше ассоциируется с ощущением от прозы Михаила Евграфовича».
Первым на сцене появляется Дементий Брудастый (Александр и Юрий Дроздовы) с «органчиком» в голове. Именно в его правление глуповцы обнаруживают одну из важных черт своего характера – чинопоклонение. Когда Брудастый ломается, в народе назревает бунт. Но стоит только ему появиться на публике, глуповцы сразу замолкают и бросаются в ноги своему правителю.
С приходом каждого градоначальника на сцене меняются эпоха и порядки, но сами глуповцы остаются верны себе: они смиренно ждут указаний начальника, и выполняют приказы, не подвергая сомнению их разумность. Так, с приходом Петра Фердыщенко, люди надевают на себя кресты, развешивают на сцене иконы. Комично выглядит ситуация, когда боголюбивый Фердыщенко влюбляется в чужую жену, и пытается повторить действия молодого соперника: подтянуться, поднять штангу. Зрителей радует, что молодая жена с радостью принимает подарки градоначальника и становится его любовницей, еще больший смех вызывает реакция супруга на измену. Раз, жену увел градоначальник, значит, так и надо.
Новому главе города Василиску Бородавкину мужик уже сам предлагает свою жену. Однако, Бородавкин, увлеченный военным делом, принимает рыжую красавицу в любовницы только когда она примеряет противогаз. Именно с началом правления Бородавкина, зрители, посмеиваясь над наивными глуповцами, начинают ощущать грусть. «Градоначальник Бородавкин устроил военные действия на территории собственного города, - рассказывает Дмитрий Егоров. - Они пошли в поход, ночью кто-то не разобрался, крикнул: грабят. Вскочили, стали биться. К утру выяснилось, что бились свои со своими. Но, так как было много убитых и раненых, постановили: на месте битвы поставить обелиск, а день битвы ежегодно отмечать праздником со свистопляской. С одной стороны, это Салтыков-Щедрин, с другой – речь идёт о многих явлениях, которые есть до сих пор…»
Во время правления Эраста Грустилова (Валерий Чумичев) тревога зрителей растет: градоначальник купается в ванне с шампанским, глуповцы наряжаются в гламурные наряды и под песни Надежды Кадышевой и Стаса Михайлова играют в бадминтон. Музыкальная шкатулка со смешными глуповцами, оказывается ящиком Пандоры, в котором мы, россияне, видим сегодняшний день. «Почему Салтыкова-Щедрина тяжело читать? На протяжении большого количества страниц доказывается одна и та же теорема: мы заслуживаем ту власть, которую имеем, - объясняет Дмитрий Егоров. - Сейчас гораздо проще в том же Интернете нажать кнопку «Рассказать друзьям», чем самому что-то написать. А ещё сложнее куда-то пойти и что-то сделать. И себя я от города Глупова не отделяю. Из этой страны я уезжать не собираюсь, мне здесь нескучно – это точно».
В этот момент осознаешь, что сатира Салтыкова-Щедрина на российскую власть, не потеряла своей актуальности, а глуповцы, несмотря на пророчества великих писателей, не изменились. В этом аспекте особенно страшно выглядит финал – правление Угрюм-Бурчеева, во время которого Глупов полностью разрушается. Вверх взлетают дома и башни, глуповцы вымирают все до единого, а вместо гармоничной музыки зрители слышат ужасную какофонию.
Угрюм-Бурчеев бродит по разрушенному городу и повторяет только одно слово: «Зачем?» Но Русь, как говорится в произведении другого классика, не дает ответа. Найти его должны сами зрители.
В отличие от спектакля «Отморозки» Кирилла Серебренникова http://www.sibkray.ru/news/4/183099/?sphrase_id=25195, в котором произвол российских властей показывается топорно и прямолинейно, в постановке «История города Глупова» эта же проблема подается более изящно. Тонкие намеки режиссера и смиренность глуповцев, заставляют зрителей гораздо сильнее задуматься о судьбе своей Родины, нежели революционные лозунги отчаянных современников из «Отморозков».
Спектакль «История города Глупова» напоминает музыкальную шкатулку: при каждом повороте ручки, перед зрителем возникает город Глупов с ожидающими очередного градоначальника горожанами. В спектакле почти нет слов, только нескольких реплик от автора, озвученных детским голосом, и коротких повелений самих градоначальников. Режиссер, следуя тексту, глуповцам слова не дает, возможно, потому что властей не интересует голос народа. Сами градоначальники тоже говорят мало, но скорее от «глупости и косноязычия». «Авторского текста очень немного – у Салтыкова-Щедрина, если помните, произведение описательно-повествовательное, в нём не возникает больших диалогов. Актеров лишают одного из главных выразительных средств – слова», - делится режиссер Дмитрий Егоров.
Но актерам «Красного факела» удается с помощью жестов и мимики показать эмоции глуповцев, так, что зрители понимают все без слов. Образы правителей создаются с помощью сочетания актерской игры, костюмов, и музыкальной темы, которую каждый градоначальник приносит с собой. «Понятно, что чиновник Микеладзе, как грузин, приносит лезгинки, - рассказывает Дмитрий Егоров, - Фердыщенко, который с самого начала встаёт на колени и крестится, - много русского, народного, духовного и православного. Бородавкина, всю жизнь мечтавшего быть военным, сопровождают марши. А лейтмотив всего спектакля – песня Егора Летова «Ходит дурачок по лесу, ищет дурачок глупее себя…», которая как нельзя лучше ассоциируется с ощущением от прозы Михаила Евграфовича».
Первым на сцене появляется Дементий Брудастый (Александр и Юрий Дроздовы) с «органчиком» в голове. Именно в его правление глуповцы обнаруживают одну из важных черт своего характера – чинопоклонение. Когда Брудастый ломается, в народе назревает бунт. Но стоит только ему появиться на публике, глуповцы сразу замолкают и бросаются в ноги своему правителю.
С приходом каждого градоначальника на сцене меняются эпоха и порядки, но сами глуповцы остаются верны себе: они смиренно ждут указаний начальника, и выполняют приказы, не подвергая сомнению их разумность. Так, с приходом Петра Фердыщенко, люди надевают на себя кресты, развешивают на сцене иконы. Комично выглядит ситуация, когда боголюбивый Фердыщенко влюбляется в чужую жену, и пытается повторить действия молодого соперника: подтянуться, поднять штангу. Зрителей радует, что молодая жена с радостью принимает подарки градоначальника и становится его любовницей, еще больший смех вызывает реакция супруга на измену. Раз, жену увел градоначальник, значит, так и надо.
Новому главе города Василиску Бородавкину мужик уже сам предлагает свою жену. Однако, Бородавкин, увлеченный военным делом, принимает рыжую красавицу в любовницы только когда она примеряет противогаз. Именно с началом правления Бородавкина, зрители, посмеиваясь над наивными глуповцами, начинают ощущать грусть. «Градоначальник Бородавкин устроил военные действия на территории собственного города, - рассказывает Дмитрий Егоров. - Они пошли в поход, ночью кто-то не разобрался, крикнул: грабят. Вскочили, стали биться. К утру выяснилось, что бились свои со своими. Но, так как было много убитых и раненых, постановили: на месте битвы поставить обелиск, а день битвы ежегодно отмечать праздником со свистопляской. С одной стороны, это Салтыков-Щедрин, с другой – речь идёт о многих явлениях, которые есть до сих пор…»
Во время правления Эраста Грустилова (Валерий Чумичев) тревога зрителей растет: градоначальник купается в ванне с шампанским, глуповцы наряжаются в гламурные наряды и под песни Надежды Кадышевой и Стаса Михайлова играют в бадминтон. Музыкальная шкатулка со смешными глуповцами, оказывается ящиком Пандоры, в котором мы, россияне, видим сегодняшний день. «Почему Салтыкова-Щедрина тяжело читать? На протяжении большого количества страниц доказывается одна и та же теорема: мы заслуживаем ту власть, которую имеем, - объясняет Дмитрий Егоров. - Сейчас гораздо проще в том же Интернете нажать кнопку «Рассказать друзьям», чем самому что-то написать. А ещё сложнее куда-то пойти и что-то сделать. И себя я от города Глупова не отделяю. Из этой страны я уезжать не собираюсь, мне здесь нескучно – это точно».
В этот момент осознаешь, что сатира Салтыкова-Щедрина на российскую власть, не потеряла своей актуальности, а глуповцы, несмотря на пророчества великих писателей, не изменились. В этом аспекте особенно страшно выглядит финал – правление Угрюм-Бурчеева, во время которого Глупов полностью разрушается. Вверх взлетают дома и башни, глуповцы вымирают все до единого, а вместо гармоничной музыки зрители слышат ужасную какофонию.
Угрюм-Бурчеев бродит по разрушенному городу и повторяет только одно слово: «Зачем?» Но Русь, как говорится в произведении другого классика, не дает ответа. Найти его должны сами зрители.