Театр прямого действия, как сам режиссер определяет свое творение, получается благодаря точности и натурализму показанной «картинки». Режиссер не расставляет акценты, не оценивает, правы или нет его молодые герои. Он создает хронику, почти документальный фильм, в котором все настоящее: полицейские, прохожие, оценивающие бунтарей, и даже музыка – живой голос певицы и раскаты ударной установки. Когда главный герой Гришка, не морщась, ест лимон, зрители чувствуют кислый привкус во рту.
Главные герои – не вымышленные персонажи. Этих матерящихся мальчишек и девчонок, со стертыми в кровь костяшками на пальцах и волчьим взглядом мы знаем лично или видели на улице. Впрочем, современного Гришу легко вписать в ряд литературных персонажей-предшественников от Гришы Добросклонова из некрасовской поэмы «Кому на Руси жить хорошо» до Николая Ставрогина и Петра Верховенского из «Бесов» Достоевского. И желания Гришы звучат эхом из прошлого: он требует вернуть Родину и начать революцию. «Ты полюбил женщину, и у тебя больше нет выбора. Так же и с Родиной», - говорит Гриша.
Эта ограниченность, отсутствие выбора у героев подчеркивается декорациями - решетчатым ограждением. Гриша и его друзья всегда находятся внутри ограждения, в рамках своих убеждений. Когда они вступают в спор с оппонентами, сразу ясно, что останутся при своем мнении. Такой юношеский максимализм знаком каждому. Когда хочется изменить все вокруг, но не знаешь как. Гриша и его друзья уверены, что изменить Россию можно выходя на митинги, бросая пакет с тухлыми овощами в президента, захватив здание местной администрации. Всё вокруг отморозки превращают в хаос и, кажется, что результат молодым бунтарям не так важен, как процесс.
Героям не нравится спокойная и сытая жизнь – она скучна, кипение молодой крови требует драйва и адреналина. Все это они получают на допросах в полиции, в заигрывании со смертью, в драках, которые на сцене превращаются в драматический балет. Бунтари говорят, что хотят жить, но сознательно идут на смерть.
Только в некоторых сценах отморозки оттаивают. Холод и оцепенение сходит с Гриши на похоронах отца и в момент, когда у него не получается выстрелить в полицейского. Когда молодые люди празднуют новый год, из-под ледяной корки, сковывающей бунтарей, выглядывают теплота и наивность. Но известие о смерти единомышленницы Кати, которая кинула пакет в президента, окончательно «вымораживает» парней. Они решаются на захват администрации, где наверняка погибнут.
«Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный, - вспоминаются слова из «Капитанской дочки» Пушкина. - Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка».
Герои Серебренникова и молоды, и жестокосердны. Революция Грише дороже родной матери, которая работает ночами, чтобы кормить себя и сына. Финал гришиного бунта предопределен, он, как герои «Бесов», погибает, ничего не меняя вокруг. Последнее, что он делает – пробует крестик на вкус, запоминая, что сначала он был холодный, а потом пресный. Такой же привкус остается и от спектакля, в котором молодые ограничивают себя в праве выбора, оставляя себе только крайние варианты: «И я вернусь домой со щитом, а, может быть, на щите, В серебре, а, может быть, в нищете».
Театр прямого действия, как сам режиссер определяет свое творение, получается благодаря точности и натурализму показанной «картинки». Режиссер не расставляет акценты, не оценивает, правы или нет его молодые герои. Он создает хронику, почти документальный фильм, в котором все настоящее: полицейские, прохожие, оценивающие бунтарей, и даже музыка – живой голос певицы и раскаты ударной установки. Когда главный герой Гришка, не морщась, ест лимон, зрители чувствуют кислый привкус во рту.
Главные герои – не вымышленные персонажи. Этих матерящихся мальчишек и девчонок, со стертыми в кровь костяшками на пальцах и волчьим взглядом мы знаем лично или видели на улице. Впрочем, современного Гришу легко вписать в ряд литературных персонажей-предшественников от Гришы Добросклонова из некрасовской поэмы «Кому на Руси жить хорошо» до Николая Ставрогина и Петра Верховенского из «Бесов» Достоевского. И желания Гришы звучат эхом из прошлого: он требует вернуть Родину и начать революцию. «Ты полюбил женщину, и у тебя больше нет выбора. Так же и с Родиной», - говорит Гриша.
Эта ограниченность, отсутствие выбора у героев подчеркивается декорациями - решетчатым ограждением. Гриша и его друзья всегда находятся внутри ограждения, в рамках своих убеждений. Когда они вступают в спор с оппонентами, сразу ясно, что останутся при своем мнении. Такой юношеский максимализм знаком каждому. Когда хочется изменить все вокруг, но не знаешь как. Гриша и его друзья уверены, что изменить Россию можно выходя на митинги, бросая пакет с тухлыми овощами в президента, захватив здание местной администрации. Всё вокруг отморозки превращают в хаос и, кажется, что результат молодым бунтарям не так важен, как процесс.
Героям не нравится спокойная и сытая жизнь – она скучна, кипение молодой крови требует драйва и адреналина. Все это они получают на допросах в полиции, в заигрывании со смертью, в драках, которые на сцене превращаются в драматический балет. Бунтари говорят, что хотят жить, но сознательно идут на смерть.
Только в некоторых сценах отморозки оттаивают. Холод и оцепенение сходит с Гриши на похоронах отца и в момент, когда у него не получается выстрелить в полицейского. Когда молодые люди празднуют новый год, из-под ледяной корки, сковывающей бунтарей, выглядывают теплота и наивность. Но известие о смерти единомышленницы Кати, которая кинула пакет в президента, окончательно «вымораживает» парней. Они решаются на захват администрации, где наверняка погибнут.
«Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный, - вспоминаются слова из «Капитанской дочки» Пушкина. - Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка».
Герои Серебренникова и молоды, и жестокосердны. Революция Грише дороже родной матери, которая работает ночами, чтобы кормить себя и сына. Финал гришиного бунта предопределен, он, как герои «Бесов», погибает, ничего не меняя вокруг. Последнее, что он делает – пробует крестик на вкус, запоминая, что сначала он был холодный, а потом пресный. Такой же привкус остается и от спектакля, в котором молодые ограничивают себя в праве выбора, оставляя себе только крайние варианты: «И я вернусь домой со щитом, а, может быть, на щите, В серебре, а, может быть, в нищете».