Лента новостей

Все новости

Популярное

«Гроза» в «Глобусе»: Катерина в нижнем белье, и все заверте…

 Елена Жукова

«В течение девяти лет я периодически мысленно возвращаюсь к «Грозе», провожу параллели с произведениями других авторов. И в личном, и в профессиональном плане я расту. Больше узнаю о жизни, о людях. Вместе с этими знаниями ко мне приходит большее понимание персонажей», - рассказывает режиссер Олег Юмов. И действительно, режиссерских параллелей и ассоциаций в «Грозе» настолько много, что они не вмещаются в один спектакль, а только отвлекают внимание от главного – от характеров персонажей и их переживаний.

Вместо обнажения страстей и нравов жителей Калинова, зрители видят банальный стриптиз по поводу и без. Из всех действующих лиц не разделись лишь пара второстепенных персонажей и ухоженная 45-летняя дама Кабаниха. Скромница Катерина, которая на протяжении всей пьесы пытается бороться с грехом, на сцене «Глобуса» светит своим белым кружевным бельем словно единственным «лучом света в темном царстве». В таком ракурсе серьезный разговор Варвары и Катерины воспринимается, как баловство.

Катерина. Нет, я знаю, что умру. Ох, девушка,  что-то со мной  недоброе
делается, чудо  какое-то! Никогда со мной этого не было. Что-то во мне такое
необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или... уж и не знаю.
Варвара. Что же с тобой такое?
Катерина (берет ее за руку). А вот что, Варя: быть греху какому-нибудь!
Такой  на  меня страх, такой-то  на меня страх! Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда  толкает, а удержаться  мне не за что. (Хватается за голову рукой.)
 

Но если бы только в раздевании было дело! В образе Катерины (Екатерина Аникина) на протяжении всего спектакля не чувствуется ни силы, ни надлома – качеств, которые закладывал в этого персонажа Александр Островский. Знаменитый монолог Катерины «почему люди не летают как птицы» звучит обыденно и ровно, так что никаких эмоций к трагической героине зритель не испытывает.

Да и когда думать о драме искренней девушки, попавшей в мир лжи и разврата, если не успеваешь удивляться «режиссерским фишкам». Странница Феклуша (Наталья Тищенко) приезжает к Кабанихе (Светлана Галкина), видимо, прямо из Голландии – из ее рюкзака торчат радужные флаги гей-движения, она танцует степ и поет англоязычные песни. Ей вторят размалеванные музыканты, исполняющие блюз, появляющиеся на сцене словно черти из табакерки прямо посреди действия.

Противовесом чужеродной музыке становится женский хор, олицетворяющий собой стихию Волги. Живое и трогательное а капелло лучше актрисы изливает душевные переживания Катерины. Однако чистый голос фольклорного начала перебивает необъяснимая рок-вакханалия под которую развлекаются полуголые Катерина и Борис (Александр Петров).

«Для меня очень важны эпическое и эстетическое начало, и в пьесе образ реки Волги их в себе объединяет, - рассказывает Олег Юмов. - С Волги все начинается – в первой сцене Кулигин восхищается ею. Это не просто река.Жители города Калинова разбираются в своих историях, а Волга течет и наблюдает за этим. Хочется оживить ее, сделать действующим лицом. В общем, мы сочиняем свой собственный мир по этой пьесе, но главное, что мы идем по маршруту автора». Почему в ущерб эпичности, режиссер смакует детали, вроде парика Кабанихи и модных очков Тихона (Денис Васьков), а также добавляет иностранные диалоги и песни, не понятно. Остается предположить, что таковы запросы молодой публики, чье клиповое сознание, не воспринимает других художественных решений.

После развязных кульбитов персонажей, трагический финал оказывается не грозой с мощным очищающим ливнем, а мелким дождиком, от которого даже луж не остается. Последние в спектакле слова: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» Тихон произносит с таким равнодушием, словно констатирует факт. Дескать, умерла, так умерла.

«В течение девяти лет я периодически мысленно возвращаюсь к «Грозе», провожу параллели с произведениями других авторов. И в личном, и в профессиональном плане я расту. Больше узнаю о жизни, о людях. Вместе с этими знаниями ко мне приходит большее понимание персонажей», - рассказывает режиссер Олег Юмов. И действительно, режиссерских параллелей и ассоциаций в «Грозе» настолько много, что они не вмещаются в один спектакль, а только отвлекают внимание от главного – от характеров персонажей и их переживаний.

Вместо обнажения страстей и нравов жителей Калинова, зрители видят банальный стриптиз по поводу и без. Из всех действующих лиц не разделись лишь пара второстепенных персонажей и ухоженная 45-летняя дама Кабаниха. Скромница Катерина, которая на протяжении всей пьесы пытается бороться с грехом, на сцене «Глобуса» светит своим белым кружевным бельем словно единственным «лучом света в темном царстве». В таком ракурсе серьезный разговор Варвары и Катерины воспринимается, как баловство.

Катерина. Нет, я знаю, что умру. Ох, девушка,  что-то со мной  недоброе
делается, чудо  какое-то! Никогда со мной этого не было. Что-то во мне такое
необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или... уж и не знаю.
Варвара. Что же с тобой такое?
Катерина (берет ее за руку). А вот что, Варя: быть греху какому-нибудь!
Такой  на  меня страх, такой-то  на меня страх! Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда  толкает, а удержаться  мне не за что. (Хватается за голову рукой.)
 

Но если бы только в раздевании было дело! В образе Катерины (Екатерина Аникина) на протяжении всего спектакля не чувствуется ни силы, ни надлома – качеств, которые закладывал в этого персонажа Александр Островский. Знаменитый монолог Катерины «почему люди не летают как птицы» звучит обыденно и ровно, так что никаких эмоций к трагической героине зритель не испытывает.

Да и когда думать о драме искренней девушки, попавшей в мир лжи и разврата, если не успеваешь удивляться «режиссерским фишкам». Странница Феклуша (Наталья Тищенко) приезжает к Кабанихе (Светлана Галкина), видимо, прямо из Голландии – из ее рюкзака торчат радужные флаги гей-движения, она танцует степ и поет англоязычные песни. Ей вторят размалеванные музыканты, исполняющие блюз, появляющиеся на сцене словно черти из табакерки прямо посреди действия.

Противовесом чужеродной музыке становится женский хор, олицетворяющий собой стихию Волги. Живое и трогательное а капелло лучше актрисы изливает душевные переживания Катерины. Однако чистый голос фольклорного начала перебивает необъяснимая рок-вакханалия под которую развлекаются полуголые Катерина и Борис (Александр Петров).

«Для меня очень важны эпическое и эстетическое начало, и в пьесе образ реки Волги их в себе объединяет, - рассказывает Олег Юмов. - С Волги все начинается – в первой сцене Кулигин восхищается ею. Это не просто река.Жители города Калинова разбираются в своих историях, а Волга течет и наблюдает за этим. Хочется оживить ее, сделать действующим лицом. В общем, мы сочиняем свой собственный мир по этой пьесе, но главное, что мы идем по маршруту автора». Почему в ущерб эпичности, режиссер смакует детали, вроде парика Кабанихи и модных очков Тихона (Денис Васьков), а также добавляет иностранные диалоги и песни, не понятно. Остается предположить, что таковы запросы молодой публики, чье клиповое сознание, не воспринимает других художественных решений.

После развязных кульбитов персонажей, трагический финал оказывается не грозой с мощным очищающим ливнем, а мелким дождиком, от которого даже луж не остается. Последние в спектакле слова: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» Тихон произносит с таким равнодушием, словно констатирует факт. Дескать, умерла, так умерла.