- Вы несколько лет назад уехали в Москву из Новосибирска, но по-прежнему приезжаете в родной город. Что вас сюда тянет?
- Новосибирск – главный город в моей жизни. Здесь я проработал 20 с лишним лет, здесь мои родные театры – «Старый дом», «Красный факел», здесь у меня дом, поэтому я в Новосибирск периодически возвращаюсь. Я продолжаю считать себя новосибирцем, а не москвичом. В столице я работаю, там интересно, но родной город – это Новосибирск.
- Когда Вы приезжаете в Новосибирск, удается посетить местные театры?
- Да я стараюсь следить за репертуаром новосибирских театров. Сейчас творческие и дружеские интересы связывают меня с «Красным факелом». Здесь у меня весь репертуар отсмотрен. Я видел премьерную «Сильвию», до этого я был на спектакле «Поминальная молитва», посетил все спектакли Тимофея Кулябина. Я считаю, «Красный факел» очень динамичный театр с современным менеджментом, с активным репертуаром, со своей позицией и публикой. Я думаю, что «Красный факел» стоит в первой строчке среди немосковских театров. Во многом благодаря директору, потому что он из плеяды современных руководителей.
- А за репертуаром «Старого дома» следите?
- Да, конечно. Хотя я ревностно отношусь к «Старому дому», я отдал ему 22 года жизни. Я недоволен его репертуаром сейчас, потому что вспоминаю свои времена. Мы, люди старшего возраста, становимся консерваторами. Но все равно этот театр для меня не чужой, меня до сих пор новосибирская публика помнит по «Старому дому». Мне нравится, когда меня узнают не по сериальным ролям, а по театральным. Например, как я играл в «Голом короле».
- В спектакле «Голый король» вы не только играли, вы были его режиссером. Как вы совмещаете режиссерскую и актерскую деятельность?
- Я в «Старом доме» очень успешно поставил многие спектакли. Причем они были популярны у публики, и новосибирцы до сих пор помнят спектакли «Голый король», «Лес» и «Семейный портрет с посторонним». Профессии актер и режиссер очень близкие, правда, когда ты актер, ты работаешь над одним персонажем. А режиссер создает все роли. Но мне хватает воображения и энергии, чтобы за всех суметь прожить и сыграть. Я не хочу заниматься только режиссурой, потому что мне нравится актерская профессия, благодаря ей встречаешься с интересными режиссерами. У меня сейчас больше интересного происходит в кино, нежели на сцене. Сейчас я работаю с Григорием Чухраем – это замечательный режиссер, который снял фильмы «Водитель для Веры» и «Вор». Снимаюсь в его полнометражном фильме, называется «Москва 400» (наименование ядерного полигона, находящегося рядом с Семипалатинском). Это лирическая картина, в центре сюжета подросток, который полюбил девочку-казашку, но, из-за термоядерного взрыва ситуация развивается драматично. Это не комедия, и не блокбастер, скорее жизненная история. Выпуск фильма планируется на 2015 год – Чухрай снимает тщательно.
- Недавно в наш город приезжал еще один наш знаменитый земляк Андрей Звягинцев с премьерой фильма «Елена». Хотели бы сняться в его фильме?
- Да, я посмотрел фильм «Елена». За Андрея Звягинцева можно порадоваться, он выпускает третий фильм и снова успешно. Это большая редкость, что подчеркивает, что его первый успех не случаен. Да я бы хотел сняться в авторском кино. Мы как-то разговаривали со Звягинцевым об этом. Он знает, что я Москве живу, рядом с ним. Если будет такой случай, я с удовольствием снимусь в его картине.
- В каких ролях вы сейчас заняты в театре «Современник»?
- Я играю Чебутыкина в знаменитом спектакле Галины Волчек «Три сестры», это очень хороший спектакль. Также играю в «Шарманке» Миши Ефремова, в спектакле «Джентльмены». Такой достаточно симпатичный репертуар. Мне предлагают много ролей в сериалах. Сейчас активнее снимаются сериалы, чем полный метр. Я соглашаюсь с удовольствием. Как артист старой школы, я стараюсь в каждой роли найти что-нибудь свое, чтобы зрителю запомнился мой образ.
- 20 лет вы проработали в новосибирском «Старом доме» и 6 лет в московском театре «Современник». Как вы считаете, могут ли новосибирские театры сравниться со столичными или они не дотягивают до их уровня?
- Это наше глубокое заблуждение. Средний уровень новосибирских театров не ниже московских и питерских. Во многом, даже лучше. Другое дело, что Москва – это сосредоточение всех творческих сил, все стремятся в столицу, и там вероятность появления неординарного проекта выше, чем в городе, который в десять раз меньше, и в который не притекают силы, а утекают. Провинциалы не доверяют своему вкусу и представлению о театре и талантах. Многие наши зрители уверены, что если бы московский театр приехал, мы бы ходили, а новосибирский посещать не зачем. А раньше, когда я начинал работать, была целая политика управления культуры по привлечению лучших актеров в свой город. Я помню, меня в свое время в Омск хотели переманить. А не то, что бывает сейчас в театрах, слова выучил, и на сцену. Раньше режиссер или директор театра искал по стране премьера. Театр без премьера не существует. Сейчас же прослеживается политика некоторого безразличия.
- У вас, как у режиссера, возникают проблемы с подбором актеров?
- У всех возникают. Я приезжаю в Новосибирск, знаю актеров нашего города, кто мне интересен, у кого какие возможности. Бывает хочешь поставить какую-то пьесу, а в городе некому играть. Как в кино, когда режиссер ищет по всей стране главного персонажа. Режиссер хочет качества, чтобы это был достойный фильм. Например, как Алексей Герман нашел Андрея Болтнева. Он должен был запускаться с фильмом, а главного героя не было. По всей стране разъехались ассистенты, и нашли в Красном факеле по фотографии Андрея. Так и в театре должно быть. Если режиссер собирается ставить спектакль, главное – найти центрального персонажа.
- Вы не только актер и режиссер, но и писатель. Несколько лет назад вы выпустили книгу «Как записывают в артисты». Продолжаете писать?
- У меня есть товарищ – сценарист по образованию и он предлагает мне иногда совместную работу. Мы с ним совместно сценарии пишем, надеюсь, что по одному из сценариев удастся снять кино. По сценарию, над которым мы вместе начинали работать, сняли на «Первом канале» сериал «Товарищи полицейские». Мы разрабатывали одну из сюжетных линий этого сериала, я потом отошел от сценария, так как закончил сниматься в этом сериале.
- Вас не напрягает то, что по-прежнему в сериалах популярен образ работника органов внутренних дел?
- Напрягает. Пора отходить от стандартов, но продюсеры не могут. Хотя есть исключения, например, недавно прошел фильм по «Первому каналу» «Назад в СССР», где я играл с Маратом Башаровым. Четырехсерийный фильм, никаких милиционеров, лирическая смешная мелодрама. Марат Башаров очаровательный парень, и у нас получились забавные совместные сцены. В фильме персонаж Башарова попадает из нашего времени в 1975 год. Я играю секретаря райкома партии, агитирую ехать на БАМ, вступать в партию. Такой фильм-перевертыш, то есть герой думал, что действительно попал в 1975 год, а на самом деле за большие деньги ему создали иллюзию.
- Вам больше нравится играть исторических персонажей или наших современников?
- Мне одинаково приятно было играть в фильме о Пугачеве князя Вяземского, который добивался четвертования мятежника, полковника милиции и криминального авторитета. Главное, как роль выписана, чтобы она была яркая, было интересно сыграть. К сожалению, в сериалах редко попадаются такие роли, ты должен сам придумывать, как превратить шаблонный персонаж в яркий образ. Режиссеру некогда самому этим заниматься, если не хочешь затеряться, будь любезен придумать сам. Я недавно разговаривал с новосибирским актером Александром Невраевым. Он мне рассказал такой случай: завтра на съемки, сценария нет, что играть знает только в общих чертах, знает, что играть гинеколога, а текста роли нет, спросили только какой размер костюма. А завтра сниматься, и ты должен прийти на площадку и создать образ. Зрителю неважно, знал ты, что ты играешь, или нет. Это умение сыграть «слету» очень ценится. Здесь мне помогает театральный опыт, без которого артист будет играть только себя. Ты должен успеть за час прочитать роль, увидеть своего персонажа, почувствовать его интересные стороны и сыграть его с прицелом, что как сюжет будет развиваться дальше. И когда получается, то сам отмечаешь про себя, что молодец - смог как-то вывернуться.
- Какая сериальная роль вам больше удалась?
- В сериале «Ментовские войны» я уже давно играю криминального авторитета Апостола и люди по этому персонажу меня узнают. Мне нравится моя роль в сериале «Группа Z», где я сыграл в эпизоде майор-взяточника. Он получился очень смешной, в тоже время правдивый, роль довольно удачная.
- А вы жалеете о несыгранных ролях?
- Мне жалко, что не получилось сыграть Теви-молочника в театре «Красный факел». Я эту роль чувствовал, жаль, что она прошла мимо. А может еще и не прошла. Ты сам не знаешь, откуда роль может прийти, многое зависит от режиссера, может актер не видит роль для себя, а она станет для него главной в жизни.
- Вы планировали поставить спектакль в новосибирском театре...
- К сожалению, я не успел в свой отпуск поставить спектакль в родном Новосибирске. Я уже выбрал пьесу, придется пока ее отложить. На следующий год обязательно осуществлю свои планы. Я не люблю без дела сидеть, загорать, купаться, сидеть в ресторанчике. Может кто-то может, я не могу. Мне надо идти вперед, а не просто созерцать.
- Вы несколько лет назад уехали в Москву из Новосибирска, но по-прежнему приезжаете в родной город. Что вас сюда тянет?
- Новосибирск – главный город в моей жизни. Здесь я проработал 20 с лишним лет, здесь мои родные театры – «Старый дом», «Красный факел», здесь у меня дом, поэтому я в Новосибирск периодически возвращаюсь. Я продолжаю считать себя новосибирцем, а не москвичом. В столице я работаю, там интересно, но родной город – это Новосибирск.
- Когда Вы приезжаете в Новосибирск, удается посетить местные театры?
- Да я стараюсь следить за репертуаром новосибирских театров. Сейчас творческие и дружеские интересы связывают меня с «Красным факелом». Здесь у меня весь репертуар отсмотрен. Я видел премьерную «Сильвию», до этого я был на спектакле «Поминальная молитва», посетил все спектакли Тимофея Кулябина. Я считаю, «Красный факел» очень динамичный театр с современным менеджментом, с активным репертуаром, со своей позицией и публикой. Я думаю, что «Красный факел» стоит в первой строчке среди немосковских театров. Во многом благодаря директору, потому что он из плеяды современных руководителей.
- А за репертуаром «Старого дома» следите?
- Да, конечно. Хотя я ревностно отношусь к «Старому дому», я отдал ему 22 года жизни. Я недоволен его репертуаром сейчас, потому что вспоминаю свои времена. Мы, люди старшего возраста, становимся консерваторами. Но все равно этот театр для меня не чужой, меня до сих пор новосибирская публика помнит по «Старому дому». Мне нравится, когда меня узнают не по сериальным ролям, а по театральным. Например, как я играл в «Голом короле».
- В спектакле «Голый король» вы не только играли, вы были его режиссером. Как вы совмещаете режиссерскую и актерскую деятельность?
- Я в «Старом доме» очень успешно поставил многие спектакли. Причем они были популярны у публики, и новосибирцы до сих пор помнят спектакли «Голый король», «Лес» и «Семейный портрет с посторонним». Профессии актер и режиссер очень близкие, правда, когда ты актер, ты работаешь над одним персонажем. А режиссер создает все роли. Но мне хватает воображения и энергии, чтобы за всех суметь прожить и сыграть. Я не хочу заниматься только режиссурой, потому что мне нравится актерская профессия, благодаря ей встречаешься с интересными режиссерами. У меня сейчас больше интересного происходит в кино, нежели на сцене. Сейчас я работаю с Григорием Чухраем – это замечательный режиссер, который снял фильмы «Водитель для Веры» и «Вор». Снимаюсь в его полнометражном фильме, называется «Москва 400» (наименование ядерного полигона, находящегося рядом с Семипалатинском). Это лирическая картина, в центре сюжета подросток, который полюбил девочку-казашку, но, из-за термоядерного взрыва ситуация развивается драматично. Это не комедия, и не блокбастер, скорее жизненная история. Выпуск фильма планируется на 2015 год – Чухрай снимает тщательно.
- Недавно в наш город приезжал еще один наш знаменитый земляк Андрей Звягинцев с премьерой фильма «Елена». Хотели бы сняться в его фильме?
- Да, я посмотрел фильм «Елена». За Андрея Звягинцева можно порадоваться, он выпускает третий фильм и снова успешно. Это большая редкость, что подчеркивает, что его первый успех не случаен. Да я бы хотел сняться в авторском кино. Мы как-то разговаривали со Звягинцевым об этом. Он знает, что я Москве живу, рядом с ним. Если будет такой случай, я с удовольствием снимусь в его картине.
- В каких ролях вы сейчас заняты в театре «Современник»?
- Я играю Чебутыкина в знаменитом спектакле Галины Волчек «Три сестры», это очень хороший спектакль. Также играю в «Шарманке» Миши Ефремова, в спектакле «Джентльмены». Такой достаточно симпатичный репертуар. Мне предлагают много ролей в сериалах. Сейчас активнее снимаются сериалы, чем полный метр. Я соглашаюсь с удовольствием. Как артист старой школы, я стараюсь в каждой роли найти что-нибудь свое, чтобы зрителю запомнился мой образ.
- 20 лет вы проработали в новосибирском «Старом доме» и 6 лет в московском театре «Современник». Как вы считаете, могут ли новосибирские театры сравниться со столичными или они не дотягивают до их уровня?
- Это наше глубокое заблуждение. Средний уровень новосибирских театров не ниже московских и питерских. Во многом, даже лучше. Другое дело, что Москва – это сосредоточение всех творческих сил, все стремятся в столицу, и там вероятность появления неординарного проекта выше, чем в городе, который в десять раз меньше, и в который не притекают силы, а утекают. Провинциалы не доверяют своему вкусу и представлению о театре и талантах. Многие наши зрители уверены, что если бы московский театр приехал, мы бы ходили, а новосибирский посещать не зачем. А раньше, когда я начинал работать, была целая политика управления культуры по привлечению лучших актеров в свой город. Я помню, меня в свое время в Омск хотели переманить. А не то, что бывает сейчас в театрах, слова выучил, и на сцену. Раньше режиссер или директор театра искал по стране премьера. Театр без премьера не существует. Сейчас же прослеживается политика некоторого безразличия.
- У вас, как у режиссера, возникают проблемы с подбором актеров?
- У всех возникают. Я приезжаю в Новосибирск, знаю актеров нашего города, кто мне интересен, у кого какие возможности. Бывает хочешь поставить какую-то пьесу, а в городе некому играть. Как в кино, когда режиссер ищет по всей стране главного персонажа. Режиссер хочет качества, чтобы это был достойный фильм. Например, как Алексей Герман нашел Андрея Болтнева. Он должен был запускаться с фильмом, а главного героя не было. По всей стране разъехались ассистенты, и нашли в Красном факеле по фотографии Андрея. Так и в театре должно быть. Если режиссер собирается ставить спектакль, главное – найти центрального персонажа.
- Вы не только актер и режиссер, но и писатель. Несколько лет назад вы выпустили книгу «Как записывают в артисты». Продолжаете писать?
- У меня есть товарищ – сценарист по образованию и он предлагает мне иногда совместную работу. Мы с ним совместно сценарии пишем, надеюсь, что по одному из сценариев удастся снять кино. По сценарию, над которым мы вместе начинали работать, сняли на «Первом канале» сериал «Товарищи полицейские». Мы разрабатывали одну из сюжетных линий этого сериала, я потом отошел от сценария, так как закончил сниматься в этом сериале.
- Вас не напрягает то, что по-прежнему в сериалах популярен образ работника органов внутренних дел?
- Напрягает. Пора отходить от стандартов, но продюсеры не могут. Хотя есть исключения, например, недавно прошел фильм по «Первому каналу» «Назад в СССР», где я играл с Маратом Башаровым. Четырехсерийный фильм, никаких милиционеров, лирическая смешная мелодрама. Марат Башаров очаровательный парень, и у нас получились забавные совместные сцены. В фильме персонаж Башарова попадает из нашего времени в 1975 год. Я играю секретаря райкома партии, агитирую ехать на БАМ, вступать в партию. Такой фильм-перевертыш, то есть герой думал, что действительно попал в 1975 год, а на самом деле за большие деньги ему создали иллюзию.
- Вам больше нравится играть исторических персонажей или наших современников?
- Мне одинаково приятно было играть в фильме о Пугачеве князя Вяземского, который добивался четвертования мятежника, полковника милиции и криминального авторитета. Главное, как роль выписана, чтобы она была яркая, было интересно сыграть. К сожалению, в сериалах редко попадаются такие роли, ты должен сам придумывать, как превратить шаблонный персонаж в яркий образ. Режиссеру некогда самому этим заниматься, если не хочешь затеряться, будь любезен придумать сам. Я недавно разговаривал с новосибирским актером Александром Невраевым. Он мне рассказал такой случай: завтра на съемки, сценария нет, что играть знает только в общих чертах, знает, что играть гинеколога, а текста роли нет, спросили только какой размер костюма. А завтра сниматься, и ты должен прийти на площадку и создать образ. Зрителю неважно, знал ты, что ты играешь, или нет. Это умение сыграть «слету» очень ценится. Здесь мне помогает театральный опыт, без которого артист будет играть только себя. Ты должен успеть за час прочитать роль, увидеть своего персонажа, почувствовать его интересные стороны и сыграть его с прицелом, что как сюжет будет развиваться дальше. И когда получается, то сам отмечаешь про себя, что молодец - смог как-то вывернуться.
- Какая сериальная роль вам больше удалась?
- В сериале «Ментовские войны» я уже давно играю криминального авторитета Апостола и люди по этому персонажу меня узнают. Мне нравится моя роль в сериале «Группа Z», где я сыграл в эпизоде майор-взяточника. Он получился очень смешной, в тоже время правдивый, роль довольно удачная.
- А вы жалеете о несыгранных ролях?
- Мне жалко, что не получилось сыграть Теви-молочника в театре «Красный факел». Я эту роль чувствовал, жаль, что она прошла мимо. А может еще и не прошла. Ты сам не знаешь, откуда роль может прийти, многое зависит от режиссера, может актер не видит роль для себя, а она станет для него главной в жизни.
- Вы планировали поставить спектакль в новосибирском театре...
- К сожалению, я не успел в свой отпуск поставить спектакль в родном Новосибирске. Я уже выбрал пьесу, придется пока ее отложить. На следующий год обязательно осуществлю свои планы. Я не люблю без дела сидеть, загорать, купаться, сидеть в ресторанчике. Может кто-то может, я не могу. Мне надо идти вперед, а не просто созерцать.