Инновационный рынок – для России пока совершенно новая сфера деятельности, действовать в которой нужно с особой осторожностью. Если на западе путь от идеи к ее воплощению уже в деталях известен, исхожен и превращен в широкую магистральную дорогу, российским инноваторам приходится сегодня начинать движение практически вслепую.
- Идея становится ценной только тогда, когда она становится продуктом, но чтобы довести ее до этого состояния, необходимо знать те невидимые мелочи, которые способствуют достижению успеха, - говорит исполнительный директор Российской ассоциации прямого и венчурного инвестирования Альбина Никконен. – Поэтому здесь особенно важен опыт тех, кто уже преодолевал все препятствия на этом пути.
Как выяснилось, опыт каждого эксперта – понятие достаточно индивидуальное. И добиться успеха можно, придерживаясь разных взглядов на позиционирование инновационного продукта и на поиск инвестирования, необходимого для его воплощения. Выпускник МФТИ, управляющий партнер Global Innovation Labs Игорь Балк, имеющий опыт создания компаний как в России, так и в США, где он занимается предпринимательской деятельностью, говорит:
- Прежде всего, инноватору надо ответить себе честно на вопрос, нужна ли его идея кому-то кроме него, - говорит он. – Как сказал изобретатель Ethernet Роберт Меткалф, он живет такой жизнью, какой хочет, и в таком доме, в каком ему нравится именно потому, что он продал свою идею сети Ethernet, а не потому, что он ее изобрел. Можно решать проблемы бизнеса и делать заказные инновации, можно изобретать то, чего еще нет, и пытаться внушить людям, что это им совершенно необходимо – итог должен быть один: успешная упаковка и продажа идеи. Если инновация не решает никакую проблему, она никому не нужна.
По его словам, инноватору нужно быть готовым, что его идею будут пытаться украсть или скопировать. Из всех стартапов выживают и развиваются в инновационную компанию буквально доли процента, а добиваются венчурного финансирования и того меньше. Поэтому инновации – не самый прибыльный бизнес. И чтобы заниматься такого рода деятельностью, нужно действительно верить в свое изобретение. Игорь Балк считает, что нужно пытаться воплощать свою идею столько раз, сколько потребуется.
- Один из великих венчурных фондов Bessemer в свое время отказал в финансировании таким компаниям, как Google, Apple, Intel, Hewlett Packard, Cisko Systems и т.д. – говорит он. – Представьте себе, что они смирились бы с этим и перестали искать финансирование. Мир был бы немного другим. Страшно не получить отказ, а не проанализировать, что у вас не так и не исправить ошибку.
Управляющий партнер Filter Investment Consulting Константин Карабанов рассказал инноваторам о подводных камнях поиска венчурного инвестора.
- Я столкнулся в прошлом году с ситуацией, когда искал деньги для своего клиента, и попал на мошенников, - говорит он. – Ко мне обратилась фирма из Эстонии, которая хотела заняться промышленным рыболовством. Компания располагала квотой на вылов, это самое главное в этом бизнесе, и им были необходимы 3 млн долларов инвестиций для покупки траулера. В общем-то совершенно не инновационный проект, но я вспомнил, что некий английский венчурный фонд незадолго до того проинвестировал рыболовецкую компанию в Сьерра-Леоне. Мы заключили договор, я начал искать инвестирование.
В уже упоминавшемся английском венчурном фонде проект даже не стали рассматривать, сославшись на риски инвестирования бизнеса в Эстонии. После почти полугода поисков, компания решила разместить краткое содержание и презентацию проекта на одном из веб-сайтов для бизнес-ангелов и мелких венчурных фондов. Сразу после этого к Константину Карабанову стали поступать в огромном количестве звонки от посредников и брокеров, которые требовали денег за свои услуги, причем вперед.
- Если вам говорят, мы сделаем экспертизу вашего проекта, и вы нам оплатите услуги – это глупость. Такая же глупость платить вперед какие-то деньги под обещание подыскать инвестора в дальнейшем. Ничего из этого не получится, потому что на международном финансовом рынке развелось много жулья, которые только этим и занимаются, - рассказывает эксперт. – Такого рода предложения вас даже не должны интересовать.
Хуже обстояло дело с другими лже-инвесторами, которые не требовали денег сразу. На проверку таких предложений приходилось тратить много времени.
- Вышел на меня один посредник, из Англии, назвался Джоном Брауном. Его письмо поступило почему-то с бесплатного почтового сервера. Но меня это не насторожило сразу, хотя должно было. Ведь если у человека такого ранга нет корпоративной почты, это, по меньшей мере, странно, - продолжает рассказ управляющий партнер Filter Investment Consulting. – Этот Джон Браун, с которым мы начали общаться по телефону, назвал имя банкира, чьи интересы он якобы представлял. Посмотрел по почте наш проект, затем свел с тем банкиром, который также позвонил мне по телефону, справился о наличии бизнес-плана и выслал проект инвестиционного соглашения для последующего подписания документов в Лондоне.
Предварительная проверка показала, что и Джон Браун, и названный им банкир действительно работают в той компании и в том банке, что и назывались в разговоре с Константином Карабановым. Но более тщательная проверка, на которой настояли клиенты, выявила мелкие несоответствия. Эксперт решил связаться с банкиром сам, и не по указанному тем частному телефону, а по корпоративному. Тут и выяснилось, что банкир является другим человеком, и, соответственно, ничего не знает о будущей сделке.
- Там еще был момент: проект соглашения об инвестициях мне прислал якобы адвокат лже-банкира, поскольку тот сослался на свою занятость. Оцените психологическую тонкость мошеннической схемы – сначала на соискателя венчурных денег вышел посредник, который сводит его с инвестором, а тот переводит к своему лже-адвокату, - говорит эксперт. – Все очень логично, никаких подозрений не возникало до последнего. Конечно, мои клиенты не поехали в Лондон, мы написали, что потеряли к проекту интерес. Мы не стали обращаться в полицию – состава преступления как такового не было. Просто получили вот такой опыт.
В общем, вывешивать свое предложение в интернет и ждать у моря погоды изобретателям точно не следует. Игорь Карабанов после того случая даже специально сформулировал семь ошибок, допускаемых инноваторами при поиске венчурного инвестирования:
- Отсутствие или низкое качество маркетинговых инструментов (бизнес-плана, презентации, краткого содержания проекта).
- Неправильный подход: искать не того, кого нужно, и не там, где нужно, продвигать не тот имидж компании или проекта.
- Не делать проверку посредника и инвестора.
- Платить вперед, особенно за ненужные услуги.
- Бояться или лениться задавать вопросы инвестору, если что-то неясно или вызывает сомнения.
- Неправильно вести переговоры, не понимая стиля и культуры другой стороны.
- Торопиться, принимать единственное предложение, подписывать невыгодные документы не глядя.
Инновационный рынок – для России пока совершенно новая сфера деятельности, действовать в которой нужно с особой осторожностью. Если на западе путь от идеи к ее воплощению уже в деталях известен, исхожен и превращен в широкую магистральную дорогу, российским инноваторам приходится сегодня начинать движение практически вслепую.
- Идея становится ценной только тогда, когда она становится продуктом, но чтобы довести ее до этого состояния, необходимо знать те невидимые мелочи, которые способствуют достижению успеха, - говорит исполнительный директор Российской ассоциации прямого и венчурного инвестирования Альбина Никконен. – Поэтому здесь особенно важен опыт тех, кто уже преодолевал все препятствия на этом пути.
Как выяснилось, опыт каждого эксперта – понятие достаточно индивидуальное. И добиться успеха можно, придерживаясь разных взглядов на позиционирование инновационного продукта и на поиск инвестирования, необходимого для его воплощения. Выпускник МФТИ, управляющий партнер Global Innovation Labs Игорь Балк, имеющий опыт создания компаний как в России, так и в США, где он занимается предпринимательской деятельностью, говорит:
- Прежде всего, инноватору надо ответить себе честно на вопрос, нужна ли его идея кому-то кроме него, - говорит он. – Как сказал изобретатель Ethernet Роберт Меткалф, он живет такой жизнью, какой хочет, и в таком доме, в каком ему нравится именно потому, что он продал свою идею сети Ethernet, а не потому, что он ее изобрел. Можно решать проблемы бизнеса и делать заказные инновации, можно изобретать то, чего еще нет, и пытаться внушить людям, что это им совершенно необходимо – итог должен быть один: успешная упаковка и продажа идеи. Если инновация не решает никакую проблему, она никому не нужна.
По его словам, инноватору нужно быть готовым, что его идею будут пытаться украсть или скопировать. Из всех стартапов выживают и развиваются в инновационную компанию буквально доли процента, а добиваются венчурного финансирования и того меньше. Поэтому инновации – не самый прибыльный бизнес. И чтобы заниматься такого рода деятельностью, нужно действительно верить в свое изобретение. Игорь Балк считает, что нужно пытаться воплощать свою идею столько раз, сколько потребуется.
- Один из великих венчурных фондов Bessemer в свое время отказал в финансировании таким компаниям, как Google, Apple, Intel, Hewlett Packard, Cisko Systems и т.д. – говорит он. – Представьте себе, что они смирились бы с этим и перестали искать финансирование. Мир был бы немного другим. Страшно не получить отказ, а не проанализировать, что у вас не так и не исправить ошибку.
Управляющий партнер Filter Investment Consulting Константин Карабанов рассказал инноваторам о подводных камнях поиска венчурного инвестора.
- Я столкнулся в прошлом году с ситуацией, когда искал деньги для своего клиента, и попал на мошенников, - говорит он. – Ко мне обратилась фирма из Эстонии, которая хотела заняться промышленным рыболовством. Компания располагала квотой на вылов, это самое главное в этом бизнесе, и им были необходимы 3 млн долларов инвестиций для покупки траулера. В общем-то совершенно не инновационный проект, но я вспомнил, что некий английский венчурный фонд незадолго до того проинвестировал рыболовецкую компанию в Сьерра-Леоне. Мы заключили договор, я начал искать инвестирование.
В уже упоминавшемся английском венчурном фонде проект даже не стали рассматривать, сославшись на риски инвестирования бизнеса в Эстонии. После почти полугода поисков, компания решила разместить краткое содержание и презентацию проекта на одном из веб-сайтов для бизнес-ангелов и мелких венчурных фондов. Сразу после этого к Константину Карабанову стали поступать в огромном количестве звонки от посредников и брокеров, которые требовали денег за свои услуги, причем вперед.
- Если вам говорят, мы сделаем экспертизу вашего проекта, и вы нам оплатите услуги – это глупость. Такая же глупость платить вперед какие-то деньги под обещание подыскать инвестора в дальнейшем. Ничего из этого не получится, потому что на международном финансовом рынке развелось много жулья, которые только этим и занимаются, - рассказывает эксперт. – Такого рода предложения вас даже не должны интересовать.
Хуже обстояло дело с другими лже-инвесторами, которые не требовали денег сразу. На проверку таких предложений приходилось тратить много времени.
- Вышел на меня один посредник, из Англии, назвался Джоном Брауном. Его письмо поступило почему-то с бесплатного почтового сервера. Но меня это не насторожило сразу, хотя должно было. Ведь если у человека такого ранга нет корпоративной почты, это, по меньшей мере, странно, - продолжает рассказ управляющий партнер Filter Investment Consulting. – Этот Джон Браун, с которым мы начали общаться по телефону, назвал имя банкира, чьи интересы он якобы представлял. Посмотрел по почте наш проект, затем свел с тем банкиром, который также позвонил мне по телефону, справился о наличии бизнес-плана и выслал проект инвестиционного соглашения для последующего подписания документов в Лондоне.
Предварительная проверка показала, что и Джон Браун, и названный им банкир действительно работают в той компании и в том банке, что и назывались в разговоре с Константином Карабановым. Но более тщательная проверка, на которой настояли клиенты, выявила мелкие несоответствия. Эксперт решил связаться с банкиром сам, и не по указанному тем частному телефону, а по корпоративному. Тут и выяснилось, что банкир является другим человеком, и, соответственно, ничего не знает о будущей сделке.
- Там еще был момент: проект соглашения об инвестициях мне прислал якобы адвокат лже-банкира, поскольку тот сослался на свою занятость. Оцените психологическую тонкость мошеннической схемы – сначала на соискателя венчурных денег вышел посредник, который сводит его с инвестором, а тот переводит к своему лже-адвокату, - говорит эксперт. – Все очень логично, никаких подозрений не возникало до последнего. Конечно, мои клиенты не поехали в Лондон, мы написали, что потеряли к проекту интерес. Мы не стали обращаться в полицию – состава преступления как такового не было. Просто получили вот такой опыт.
В общем, вывешивать свое предложение в интернет и ждать у моря погоды изобретателям точно не следует. Игорь Карабанов после того случая даже специально сформулировал семь ошибок, допускаемых инноваторами при поиске венчурного инвестирования:
- Отсутствие или низкое качество маркетинговых инструментов (бизнес-плана, презентации, краткого содержания проекта).
- Неправильный подход: искать не того, кого нужно, и не там, где нужно, продвигать не тот имидж компании или проекта.
- Не делать проверку посредника и инвестора.
- Платить вперед, особенно за ненужные услуги.
- Бояться или лениться задавать вопросы инвестору, если что-то неясно или вызывает сомнения.
- Неправильно вести переговоры, не понимая стиля и культуры другой стороны.
- Торопиться, принимать единственное предложение, подписывать невыгодные документы не глядя.Новосибирским изобретателям рассказали, как не попасть в лапы инновационных мошенников
 Андрей Чернобылец