СССР считался крайне забюрократизированной страной. Эта проблема хлестко высмеивалась в сатирических изданиях, о бюрократах сняты десятки комедий, написаны романы, пьесы. Однако считается, что ростом числа чиновников в СССР пытались решить проблему неэффективного управления: там, где в рыночной экономике полагаются на частную инициативу и самостоятельность, в СССР нужно было ставить чиновника, который бы регулировал процессы. Но в рыночной России чиновников оказалось больше, чем в Советском Союзе. Почему?
Сегодня количество государственных и муниципальных служащих, участвующих в непосредственной работе страны, составляет порядка 1,06–1,1 млн человек. То есть на каждого жителя приходится порядка 0,007 управленцев. Много это или мало?
По меркам нашей страны – очень много. На пике СССР в 1984 году количество чиновников составляло 1,15 млн, то есть на 1 гражданина Советов приходилось 0,004 управленца. Их количество при этом каждый год падало и в 1988 году уже составляло 815 тыс.
При этом не стоит забывать, что Советский союз управлялся при помощи бумаги и письменной ручки, о массовом применении вычислительной техники и методах цифровой коммуникации ни шло и речи, к тому же признаемся честно, совокупная сложность СССР, на который приходилось чуть ли не половина промышленного выпуска мира (и в котором жило почти 300 млн человек) наголову выше всего, что у нас есть сейчас.
По этой причине несложно прийти к выводам, что эффективность управления не сдвинулась ни на сантиметр, хотя массовая имплементация компьютеров существенно повысила производительность труда.
Тогда, почему в России допустим такой рост количества чиновников? Ответ не в сфере управления, а политики. Чиновники – это тот социальный слой, который обеспечивает поддержу правящему режиму. Нет, не персонально путину, хотя и это есть, а все вертикали, каждому ее уровню.
А в условиях, когда в России фактически возрождается сословная социальная структура, то чиновники становятся тем привилегированным сословием, в руках которого сосредотачиваются материальные и символические ресурсы. Оно живет по своим внутренним правилам, воспроизводится по своим внутренним законам. Цели существования этого сословия резко расходятся с интересами остального населения и страны в целом.
СССР считался крайне забюрократизированной страной. Эта проблема хлестко высмеивалась в сатирических изданиях, о бюрократах сняты десятки комедий, написаны романы, пьесы. Однако считается, что ростом числа чиновников в СССР пытались решить проблему неэффективного управления: там, где в рыночной экономике полагаются на частную инициативу и самостоятельность, в СССР нужно было ставить чиновника, который бы регулировал процессы. Но в рыночной России чиновников оказалось больше, чем в Советском Союзе. Почему?
Сегодня количество государственных и муниципальных служащих, участвующих в непосредственной работе страны, составляет порядка 1,06–1,1 млн человек. То есть на каждого жителя приходится порядка 0,007 управленцев. Много это или мало?
По меркам нашей страны – очень много. На пике СССР в 1984 году количество чиновников составляло 1,15 млн, то есть на 1 гражданина Советов приходилось 0,004 управленца. Их количество при этом каждый год падало и в 1988 году уже составляло 815 тыс.
При этом не стоит забывать, что Советский союз управлялся при помощи бумаги и письменной ручки, о массовом применении вычислительной техники и методах цифровой коммуникации ни шло и речи, к тому же признаемся честно, совокупная сложность СССР, на который приходилось чуть ли не половина промышленного выпуска мира (и в котором жило почти 300 млн человек) наголову выше всего, что у нас есть сейчас.
По этой причине несложно прийти к выводам, что эффективность управления не сдвинулась ни на сантиметр, хотя массовая имплементация компьютеров существенно повысила производительность труда.
Тогда, почему в России допустим такой рост количества чиновников? Ответ не в сфере управления, а политики. Чиновники – это тот социальный слой, который обеспечивает поддержу правящему режиму. Нет, не персонально путину, хотя и это есть, а все вертикали, каждому ее уровню.
А в условиях, когда в России фактически возрождается сословная социальная структура, то чиновники становятся тем привилегированным сословием, в руках которого сосредотачиваются материальные и символические ресурсы. Оно живет по своим внутренним правилам, воспроизводится по своим внутренним законам. Цели существования этого сословия резко расходятся с интересами остального населения и страны в целом.