С недавних пор государство повернулось лицом к работающим пенсионерам. Уже приняты либо прорабатываются важные решения, восстанавливающие их права в сфере пенсионного обеспечения и трудового законодательства. О переменах, которые ожидают представителей старой гвардии, рассказала изданию «Профиль» профессор Финансового университета при правительстве РФ Марина Измайлова.
Правительство готовит изменения порядка расчета индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) для работающих пенсионеров. Сейчас за один год этой категории тружеников может быть начислено не более трех баллов из десяти возможных. Ограничение, существенно ущемляющее права пожилых людей, в ближайшее время намерены снять.
О намерении властей восстановить социальную справедливость и здравый смысл стало известно из проекта паспорта национального проекта «Кадры». Документ был внесен на рассмотрение Госсовета 28 августа. Срок реализации рассчитан на период до 2030 года. Одно из ключевых мероприятий изложено в такой формулировке: «Внесение изменений в федеральное законодательство по повышению объема заработанных коэффициентов с 3 до 10 ИПК».
Финансовые потребности предварительно определены в объеме почти 722 млрд руб. Из этой суммы более 70% хотят направить на реформирование порядка начисления ИПК работающим пенсионерам. Затраты расписаны следующим образом: 2026 год – 114,4 млрд руб., 2027-й – 128 млрд, 2028-й – 143 млрд, 2029-й – 160 млрд и 2030 год – 177 млрд руб.
Оценки сугубо предварительные, не исключены корректировки как в большую, так и в меньшую сторону. Средства до получателей будет доводить Социальный фонд России (СФР) – государственная внебюджетная организация. Впервые по новым правилам пенсии работающим пенсионерам планируют проиндексировать с 1 августа 2026 года. Соответственно, начислять ИПК наравне со всеми им начнут с 1 января 2025-го.
Перспективы индексации актуальны для 6,59 млн официально трудоустроенных россиян, которые являются получателями страховой пенсии по старости. Всего же, по данным СФР, в настоящее время в России примерно 7,9 млн работающих пенсионеров. Разница объясняется тем, что более чем 1,1 млн человек назначены другие виды пенсий – по инвалидности, социальная, в связи с потерей кормильца и т. д., которые не привязаны к ИПК.
Работающие пенсионеры последние несколько лет фактически поражены в правах. Им не только установили потолок начисления ИПК, но и с 2016-го заморозили индексацию страховых пенсий на уровень инфляции. Мораторий перестанет действовать с 1 января 2025 года. Непопулярное решение позиционировали в качестве одной из антикризисных мер, которые должны были поддержать отечественную экономику – сократить нагрузку на бюджет в условиях западных санкций.
Глава Минфина Антон Силуанов переложил ответственность за благосостояние пенсионеров-тружеников на работодателей. Именно они, считал министр, должны регулярно повышать зарплаты своим сотрудникам, компенсируя таким образом потери от приостановки индексации пенсий. Еще один аргумент сторонников заморозки – каждый год выплаты пересматривали, увеличивая на сумму заработанных баллов ИПК, но не более трех.
Впрочем, по сравнению со стандартной индексацией страховых пенсий на уровень не ниже инфляции прибавка в действительности выглядела, мягко говоря, символической. Например, в текущем году страховая пенсия по старости у неработающих пенсионеров в среднем выросла на 1631 руб., тогда как у их работающих сверстников – максимум на 399,15 руб. (при стоимости одного балла 133,05 руб.).
В 2022-м страховые пенсии увеличили сначала на 8,6% (с 1 января), потом на 10% (с 1 июня). Благодаря накопительному эффекту двойной индексации реальный рост составил 19,5%. По данным Минтруда, неработающий пенсионер за 2022 год в среднем получил прибавку в размере 1898 руб., тогда как его работающий сверстник – не более 322,08 руб. (при стоимости одного балла 107,36 руб.).
Потолок для начисления ИПК, как представляется, в свое время был придуман для того, чтобы мотивировать россиян к более позднему выходу на заслуженный отдых. Гражданина как бы подводили к мысли о целесообразности отработать еще несколько лет ради увеличения количества баллов, что благотворно отражалось на размере накопительной части страховой пенсии по старости.
Идея так и не овладела массами. Неудачу можно объяснить тем, что россияне умеют неплохо считать. А простейшие арифметические подсчеты показывали, что сразу оформить пусть скромную пенсию выгоднее, чем пытаться заработать дополнительные баллы в ИПК. К тому же при средней продолжительности жизни мужчин, которая девять лет назад (систему ИПК ввели с 2015-го) составляла около 66,5 года, многие из них рисковали вообще недотянуть до пенсии.
Со времен СССР часть граждан считали обязательным продолжить работать после выхода на пенсию. Получая на протяжении нескольких лет одновременно зарплату и пенсию, люди даже со скромным достатком имели шансы накопить больше средств на старость, сделать дорогостоящие покупки, которые не могли себе позволить ранее, наконец, помочь материально детям и внукам.
При этом и тогда действовали довольно строгие ограничения, не позволявшие зарабатывать слишком много. Например, для одних работников пенсия и зарплата в сумме не могли превышать 300 руб., для других – и вовсе всего 150 руб. Излишки было принято удерживать из пенсии, соразмерно уменьшая ее размер. Правило не распространялось на персонал, занятый на вредных и опасных производствах (сталевары, шахтеры и т. д.), и тружеников села (последним сделали исключение ввиду очень маленьких пенсий – от 12 до 20 руб.).
Система безотказно работала, пока государство оставалось единственным работодателем. В условиях рыночной экономики, когда появился теневой рынок труда, сохранить армию работающих пенсионеров не удалось. Заморозка индексации пенсий обернулась массовыми увольнениями. Если в 2015 году в России после выхода на заслуженный отдых продолжали работать 14,9 млн человек, то в 2021-м их осталось 9,15 млн, в 2022-м насчитывалось 8,5 млн, а в 2023 году и по настоящее время – 7,9 млн.
В какой-то мере негативную тенденцию можно объяснить последствиями реформы, предполагающей среди прочего поэтапное повышение пенсионного возраста до 60 лет у женщин и до 65 – у мужчин. Переходный период завершится в 2028 году, после этого, видимо, можно ждать некоторого восстановления численности работающих пенсионеров.
Есть и другое объяснение. Так, замруководителя фракции «Справедливая Россия – За правду» в Госдуме, руководитель проекта сети Центров защиты прав граждан Андрей Кузнецов исходит из того, что только в 2016–2019 годах в теневой сектор перешли около 2 млн пенсионеров, что стало естественной реакцией на заморозку индексации пенсий. Легальный рынок труда потерял квалифицированные кадры, а казна недосчиталась почти 900 млрд руб. в виде неуплаченных налогов и страховых взносов.
Отметим, что заработать 10 ИПК, гарантирующих в этом году прибавку к пенсии в размере 1330,5 руб., может весьма ограниченный круг лиц. Они должны иметь легальный заработок, с которого работодатель вносит страховые взносы, не ниже 185,4 тыс. руб. При зарплате 150 тыс. руб. можно сформировать 8,09 ИПК. При средней зарплате в размере 86,5 тыс. руб. (данные за второй квартал 2024 года) удастся заработать около пяти пенсионных баллов, ну а для начисления трех баллов надо получать 55,6 тыс. руб.
Это означает, что в выигрыше окажутся только высокооплачиваемые наемные работники. По мнению независимых экспертов, в результате отмены потолка ИПК выиграют от 2,5 до 3 млн работающих пенсионеров. Для большинства же очередная реформа принципиально ничего не изменит.
С недавних пор государство повернулось лицом к работающим пенсионерам. Уже приняты либо прорабатываются важные решения, восстанавливающие их права в сфере пенсионного обеспечения и трудового законодательства. О переменах, которые ожидают представителей старой гвардии, рассказала изданию «Профиль» профессор Финансового университета при правительстве РФ Марина Измайлова.
Правительство готовит изменения порядка расчета индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) для работающих пенсионеров. Сейчас за один год этой категории тружеников может быть начислено не более трех баллов из десяти возможных. Ограничение, существенно ущемляющее права пожилых людей, в ближайшее время намерены снять.
О намерении властей восстановить социальную справедливость и здравый смысл стало известно из проекта паспорта национального проекта «Кадры». Документ был внесен на рассмотрение Госсовета 28 августа. Срок реализации рассчитан на период до 2030 года. Одно из ключевых мероприятий изложено в такой формулировке: «Внесение изменений в федеральное законодательство по повышению объема заработанных коэффициентов с 3 до 10 ИПК».
Финансовые потребности предварительно определены в объеме почти 722 млрд руб. Из этой суммы более 70% хотят направить на реформирование порядка начисления ИПК работающим пенсионерам. Затраты расписаны следующим образом: 2026 год – 114,4 млрд руб., 2027-й – 128 млрд, 2028-й – 143 млрд, 2029-й – 160 млрд и 2030 год – 177 млрд руб.
Оценки сугубо предварительные, не исключены корректировки как в большую, так и в меньшую сторону. Средства до получателей будет доводить Социальный фонд России (СФР) – государственная внебюджетная организация. Впервые по новым правилам пенсии работающим пенсионерам планируют проиндексировать с 1 августа 2026 года. Соответственно, начислять ИПК наравне со всеми им начнут с 1 января 2025-го.
Перспективы индексации актуальны для 6,59 млн официально трудоустроенных россиян, которые являются получателями страховой пенсии по старости. Всего же, по данным СФР, в настоящее время в России примерно 7,9 млн работающих пенсионеров. Разница объясняется тем, что более чем 1,1 млн человек назначены другие виды пенсий – по инвалидности, социальная, в связи с потерей кормильца и т. д., которые не привязаны к ИПК.
Работающие пенсионеры последние несколько лет фактически поражены в правах. Им не только установили потолок начисления ИПК, но и с 2016-го заморозили индексацию страховых пенсий на уровень инфляции. Мораторий перестанет действовать с 1 января 2025 года. Непопулярное решение позиционировали в качестве одной из антикризисных мер, которые должны были поддержать отечественную экономику – сократить нагрузку на бюджет в условиях западных санкций.
Глава Минфина Антон Силуанов переложил ответственность за благосостояние пенсионеров-тружеников на работодателей. Именно они, считал министр, должны регулярно повышать зарплаты своим сотрудникам, компенсируя таким образом потери от приостановки индексации пенсий. Еще один аргумент сторонников заморозки – каждый год выплаты пересматривали, увеличивая на сумму заработанных баллов ИПК, но не более трех.
Впрочем, по сравнению со стандартной индексацией страховых пенсий на уровень не ниже инфляции прибавка в действительности выглядела, мягко говоря, символической. Например, в текущем году страховая пенсия по старости у неработающих пенсионеров в среднем выросла на 1631 руб., тогда как у их работающих сверстников – максимум на 399,15 руб. (при стоимости одного балла 133,05 руб.).
В 2022-м страховые пенсии увеличили сначала на 8,6% (с 1 января), потом на 10% (с 1 июня). Благодаря накопительному эффекту двойной индексации реальный рост составил 19,5%. По данным Минтруда, неработающий пенсионер за 2022 год в среднем получил прибавку в размере 1898 руб., тогда как его работающий сверстник – не более 322,08 руб. (при стоимости одного балла 107,36 руб.).
Потолок для начисления ИПК, как представляется, в свое время был придуман для того, чтобы мотивировать россиян к более позднему выходу на заслуженный отдых. Гражданина как бы подводили к мысли о целесообразности отработать еще несколько лет ради увеличения количества баллов, что благотворно отражалось на размере накопительной части страховой пенсии по старости.
Идея так и не овладела массами. Неудачу можно объяснить тем, что россияне умеют неплохо считать. А простейшие арифметические подсчеты показывали, что сразу оформить пусть скромную пенсию выгоднее, чем пытаться заработать дополнительные баллы в ИПК. К тому же при средней продолжительности жизни мужчин, которая девять лет назад (систему ИПК ввели с 2015-го) составляла около 66,5 года, многие из них рисковали вообще недотянуть до пенсии.
Со времен СССР часть граждан считали обязательным продолжить работать после выхода на пенсию. Получая на протяжении нескольких лет одновременно зарплату и пенсию, люди даже со скромным достатком имели шансы накопить больше средств на старость, сделать дорогостоящие покупки, которые не могли себе позволить ранее, наконец, помочь материально детям и внукам.
При этом и тогда действовали довольно строгие ограничения, не позволявшие зарабатывать слишком много. Например, для одних работников пенсия и зарплата в сумме не могли превышать 300 руб., для других – и вовсе всего 150 руб. Излишки было принято удерживать из пенсии, соразмерно уменьшая ее размер. Правило не распространялось на персонал, занятый на вредных и опасных производствах (сталевары, шахтеры и т. д.), и тружеников села (последним сделали исключение ввиду очень маленьких пенсий – от 12 до 20 руб.).
Система безотказно работала, пока государство оставалось единственным работодателем. В условиях рыночной экономики, когда появился теневой рынок труда, сохранить армию работающих пенсионеров не удалось. Заморозка индексации пенсий обернулась массовыми увольнениями. Если в 2015 году в России после выхода на заслуженный отдых продолжали работать 14,9 млн человек, то в 2021-м их осталось 9,15 млн, в 2022-м насчитывалось 8,5 млн, а в 2023 году и по настоящее время – 7,9 млн.
В какой-то мере негативную тенденцию можно объяснить последствиями реформы, предполагающей среди прочего поэтапное повышение пенсионного возраста до 60 лет у женщин и до 65 – у мужчин. Переходный период завершится в 2028 году, после этого, видимо, можно ждать некоторого восстановления численности работающих пенсионеров.
Есть и другое объяснение. Так, замруководителя фракции «Справедливая Россия – За правду» в Госдуме, руководитель проекта сети Центров защиты прав граждан Андрей Кузнецов исходит из того, что только в 2016–2019 годах в теневой сектор перешли около 2 млн пенсионеров, что стало естественной реакцией на заморозку индексации пенсий. Легальный рынок труда потерял квалифицированные кадры, а казна недосчиталась почти 900 млрд руб. в виде неуплаченных налогов и страховых взносов.
Отметим, что заработать 10 ИПК, гарантирующих в этом году прибавку к пенсии в размере 1330,5 руб., может весьма ограниченный круг лиц. Они должны иметь легальный заработок, с которого работодатель вносит страховые взносы, не ниже 185,4 тыс. руб. При зарплате 150 тыс. руб. можно сформировать 8,09 ИПК. При средней зарплате в размере 86,5 тыс. руб. (данные за второй квартал 2024 года) удастся заработать около пяти пенсионных баллов, ну а для начисления трех баллов надо получать 55,6 тыс. руб.
Это означает, что в выигрыше окажутся только высокооплачиваемые наемные работники. По мнению независимых экспертов, в результате отмены потолка ИПК выиграют от 2,5 до 3 млн работающих пенсионеров. Для большинства же очередная реформа принципиально ничего не изменит.