Вчера, 23 марта, в сети активно распространялся ролик о том, что «Владимир Путин выпустил около 500 львов, чтобы заставить людей остаться дома». Ролик, что называется, «зашел»! Масса народу распространяла его дальше, сопровождая возмущенными комментариями. Мало кому в голову пришло задуматься, откуда в снежно-холодной России взялись 500 львов.
Очередной антироссийский фейк даже попал на экраны некоторых статусных телеканалов и на страницы западных газет, что соответствующим образом характеризует образовательный уровень их сотрудников.
Но нашелся гражданин, который этот фейк разоблачил. Им оказался журналист-путешественник Сачин Бхандари, который проживает в Мумбаи. Оказалось, что фото этого льва, бродящего по улицам ночного города, была сделана в 2016 году в Южной Африке, в Йоханнесбурге. У этого льва есть даже имя – Колумб, который стал героем забавного ролика. Как выяснилось, льва на улицу, с соблюдением всех мер предосторожности, выпустили сами телевизионщики, а после того, как нужные сцены были отсняты, Колумб вернулся в клетку.
Возмущенный Сачин Бхандари обратился в своем твиттере к редакции RT, с просьбой разоблачить фейк. Не знаю, отреагировала ли редакция, но я провел небольшое расследование.
Этот ролик появился на популярном портале Break Your Own News. Это очень интересный портал – там любой желающий может создать новость, снабдить ее заголовком, текстом, после чего она начинает свою жизнь.
Создал этот портал британец Джонатан Крессвелл – лондонский веб-дизайнер и разработчик. Крессвеллу пришла в голову эта идея во время работы в компании Aiir, которая помогает радиостанциям создавать веб-сайты; где он трудился ведущим дизайнером. Однажды, летом 2014 года коллега Джонатана пошел на общую кухню, чтобы налить себе чайку, и обнаружил, что чайных пакетиков больше нет. Тогда он разослал по внутренней почте электронное письмо сотрудникам об отсутствии чайных пакетиков на кухне с темой «Последние новости: Забастовка Чайного союза».
Крессвелл подхватил шутку И сделал фотошоп, проиллюстрировав это письмо фейковыми картинками, якобы, подтверждающими реальность забастовки. Все поверили. И тут Джонатану пришла в голову идея создать сайт для того, чтобы любой человек мог размещать на нем свои собственные новости.
За пять дней он соорудил сайт. Теперь любой пользователь за несколько минут может сконструировать свою новость. Каждое изображение «Break Your Own News» имеет иконку, включающую веб-адрес, и черный квадрат в левом нижнем углу с отметкой времени размещения. Крессвелл говорит, что эта иконка служит как для рекламы сайта, так и для того, чтобы показать, что «новости» являются поддельными.
Но, оказалось, что далеко не все люди обращают на это внимание и считают новости фейковыми. «Break Your Own News» стал статусным источником новостей, на который ссылались ведущие мировые телеканалы во время ураганов и штормов в США и в Австралии. Тогда были размещены видеоролики о нападении акул на людей, якобы, во время урагана.
Самое смешное, что к Крессвеллу обращаются редакции газет и журналов, которые предлагают ему заключить с ними договор на использование «новостей» без опознавательной иконки. Джонатан соглашается, ведь это хороший тип заработка.
А теперь представим себе, сколько фейков плодит «свободная пресса», покупающая «новости» у предприимчивого британца!