Пару недель назад спикер Госдумы Вячеслав Володин на пленарном заседании «обнаружил», что концессии по строительству школ и мостовых переходов в регионах оказались банальными аферами. Его слова очень долго доходили до спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко. И, наконец, она, «проснувшись», обнаружила, что еще одна российская управленческая инновация – мусорная реформа – вдруг тоже оказалась банальным «распилом». Кстати, во всех этих аферах активное участие принимала Новосибирская область, но при одной особенности – здесь еще лет десять назад многие поняли, что все это – грабеж, развод и мошенничество. Однако заявивших об этом публично долгое время обвиняли в отсутствии стратегического мышления, дилетантстве и других грехах. Спустя время, как и предупреждали умные люди, Новосибирская область (и не только она) по полной провалилась и с мусорной реформой, и с другими концессиями – их пагубность и дикость теперь уже подтвердили и первые люди государства.
«Мусорная реформа» провалилась. Об этом на заседании Совета законодателей России заявила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.
– Что касается сферы обращения с твердыми коммунальными отходами, – здесь большие надежды возлагались на, так называемую, мусорную реформу. Предполагалось, что по всей стране будет выстроена четкая система по сбору, сортировке, переработке, утилизации отходов. Однако на деле все забуксовало, – вдруг неожиданно осознала Матвиенко.
Она подчеркнула, что региональные операторы, получающие сотни миллиардов рублей, оказались фактически никому не подотчетны.
– В итоге то, что должно было стать реформой, оказалось больше похоже на деградацию и регресс, – заявила спикер СФ, добавив, что «за последние шесть месяцев сделано больше, чем за все шесть лет "мусорной реформы"».
Матвиенко также рассказала, что по инициативе Совета Федерации создан федеральный штаб при Минприроды, а в каждом субъекте – региональные штабы во главе с губернаторами. И теперь у федеральных властей якобы есть полная картина по каждому региону.
Интересно то, что о провале мусорной реформы в Новосибирской области говорили еще на старте. Однако пытавшихся раскрыть глаза на мусорную аферу называли чуть ли не врагами и просили прекратить дестабилизировать обстановку.
– Сегодня на дворе 2024 год. Матвиенко говорит о 2019 годе: что с 2019 года вся мусорная реформа пошла непонятно как по всей России. Мы об этом знали еще в 2017 году. И мы знали, что все пойдет колом, – прокомментировал Сибкрай.ru откровение Валентины Матвиенко заместитель председателя комитета Законодательного собрания Новосибирской области по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Вадим Агеенко.
Он напомнил, что новосибирские депутаты об этом говорили много раз и много лет.
– И в 2018 году, и в 2019 году говорили. В конце 2019 года все подтвердилось, потому что 700 миллионов долгов накопил региональный оператор. Об этом знали и в правительстве Новосибирской области, и все министерства знали. И мы говорили: отмените все это, потому что вы неправильно все сделали. И депутаты Госдумы знали, которые закон этот принимали. Мы все это видели, а вот Матвиенко только сейчас прозрела – в 2024 году. И начинает говорить, про провал мусорной реформы. Он сразу был заложен, – отметил Агеенко.
Он напомнил, что в Новосибирской области в рамках этой реформы подразумевалось строительство по концессии мусорных полигонов и мусоросортировочных заводов.
– В 2016 году концессию заключили и ничего не сделали: ни в 2019 году (через три года), ни в 2020 году, ни в 2021 году. В конечном итоге, что сделали: концессионера этого выгнали, руководство его под судом, два миллиарда долгов у него. И ничего мы не построили, начиная с 2016 года, когда заключили первую концессию. Эту концессию расторгли. Сейчас заключили новую, с новым регоператором. Опять ничего не строится. 6,2 миллиарда – стоимость двух концессий, и ничего нет, – подчеркнул депутат.
Тем временем, в Заксобрании региона много лет назад депутаты предлагали совершенно другой подход к решению мусорной проблемы: не два мусорных полигона на всю Новосибирскую агломерацию и не один регоператор на весь регион, где 2,5 миллиона населения, а 4-5 мусорных регоператоров, которые были бы «разбиты» по зонам. Но это предложение областные власти тогда не поддержали.
– Мы через Заксобрание сделали все, что могли. Мы предлагали правительству свои подходы, но они делать ничего не захотели. Вот они сегодня на это наткнулись. Последний раз, когда губернатор перед нами выступал, он так и сказал: да, мусорная реформа провалена, да, нужно что-то по-другому делать. А что по-другому делать? Три миллиарда стоит один полигон, это в два с половиной раза завышенная цена, – мы никогда его не построим на свои деньги, просто нет таких денег в бюджете, – уверен Агеенко.
Он добавил, что сейчас Новосибирская область оказалась в тупике: «Полигон переполняется, его нужно закрывать, а куда все возить – непонятно. Потому что тот же Хилокский полигон создавался как временный, на 10 лет всего его делали. А он уже работает сколько времени! Ему уже сроки продлевают, ему уже площадь расширяют».
Агеенко подчеркнул: то, что говорит Матвиенко сейчас, в Новосибирской области давным-давно знали и предупреждали.
С чего все началось
Изменения в федеральном законе «Об отходах производства и потребления» вступили в силу 1 января 2017 года. Возможность реализации этих грандиозных планов уже тогда вызвала сомнение и определенные вопросы у депутатов комитета по строительству, ЖКХ и тарифам Законодательного собрания Новосибирской области.
Одним из нововведений должен был стать единый тариф на твердые коммунальные отходы, в который планировалось включить как процесс сбора, транспортировки, так и обработки и захоронения на полигонах. Федеральные власти объясняли это необходимостью сделать тарифы на мусор открытыми и прозрачными, по единой методике. При этом услугу решено было исключить из содержания жилья, и сделать ее самостоятельной, выделив в отдельную строку в платежных документах за коммунальные услуги.
Отвечать за весь оборот должен был единый оператор, именно ему пошли деньги от платежей жителей региона, а не управляющей компании или ТСЖ. До этого, до декабря 2016 года, плата за вывоз твердых бытовых отходов входила в состав платежа за содержание жилья и по Новосибирску составляла от 12 до 40 рублей за квадратный метр жилой площади. Тариф формировался на основании договоров с частными организациями, которые занимались перевозкой и утилизацией мусора, и регулировался приказами департамента по тарифам областного правительства.
О том, что мусорная реформа на территории Новосибирской области больше напоминает аферу, новосибирцы не просто знали, они об этом говорили со всевозможных трибун: как на акциях протеста, так и на различных площадках, в том числе в Законодательном собрании Новосибирской области. Их, конечно же, слышали, вот только делали вид, что это лишь чье-то частное мнение неких дилетантов.
При этом информация о том, что в Новосибирской области будет реализован проект строительства полигонов твердых коммунальных отходов, появилась еще в 2014 году – в мае было подписано соглашение об информационном сотрудничестве по его реализации между правительством Новосибирской области, мэрией Новосибирска и ООО «Компания «Экология» (позднее – «Экология-Новосибирск»).
О создании мусороперерабатывающих комплексов с участками для размещения отходов – «полигон Раздольное» и «полигон Верх-Тула» – в своем инвестиционном послании в 2015 году говорил Владимир Городецкий, который на то время возглавлял область. В том же 2015 году, согласно данным Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, на территории Новосибирской области было образовано 3,9 миллиона тонн отходов, утилизировано – 2,4 миллиона тонн, захоронено – 1,2 миллиона тонн; в Новосибирске было образовано более 1,5 миллиона тонн отходов.
Тогда же участки сельхозземли в 80 га были перезонированы под строительство комплекса и полигона твердых бытовых отходов. В 2016 году в новосибирском правительстве уже обсуждали подходы и решения по заключению мусорной концессии – федеральный закон требовал новой схемы утилизации.
22 июля 2016 года правительство Новосибирской области и компания «Экология-Новосибирск» заключили мусорную концессию сроком на 40 лет – с 2016 года по 2055 год. На момент заключения соглашения концессионер обязался построить два мусоросортировочных комплекса с полигонами в Раздольном и Верх-Туле. Объем инвестиций в проект на тот момент составлял 6,5 миллиарда рублей. Региональные власти гарантировали концессионеру 121 миллиард рублей дохода. Объем валовой выручки концессионера в 2017 году оценивался в 272 миллиона рублей, в 2018 году – около двух миллиардов рублей, а к 2055 году сумма должна была вырасти до 4,5 миллиарда рублей.
Новосибирцы продолжали настаивать на том, что это соглашение – «мусорная афера». Они указывали на явное завышение почти всех экономических показателей и на то, что недобор доходов концессионера придется компенсировать из областного бюджета.
В 2017 году ушедший с поста губернатора Владимир Городецкий в одном из интервью все же признался, что мусорная концессия относится скорее к его недоработке. А некоторые эксперты указывали, что именно это соглашение сыграло роль в его отставке.
– Думаю, по мусорной концессии идет борьба за теневой бизнес. Сегодня в этой системе много непорядков, которые кому-то пока на руку, – сказал тогда Городецкий.
Против «мусорной аферы» в Новосибирске и Новосибирской области проходили многочисленные митинги, создавались открытые обращения и писались письма, организовывались обсуждения и прочие формы протеста. Против нее выступали экологи, дачники и депутаты горсовета и Заксобрания, а также представители Росавиации.
10 июля 2017 года Комиссия по согласованию и контролю за строительством зданий и сооружений в районе аэродрома Новосибирск (Ельцовка) филиала ПАО «Компания «Сухой» «НАЗ им. В.П. Чкалова» рассмотрела заявку ООО «Экология-Новосибирск» на согласование строительства и эксплуатации мусоросортировочного комплекса на приаэродромной территории и выдала заключение об отказе – из-за несоответствия требованиям, установленным законодательством. Новосибирские власти тогда заявили, что готовы доработать проект.
Местные депутаты, которых беспокоила финансовая сторона соглашения, неоднократно предлагали внести поправки. Часть поправок позже была оформлена в дополнительные соглашения. Весной 2017 года соответствующие проекты постановлений о целесообразности заключения дополнительных соглашений были предварительно одобрены.
Под дополнительными соглашениями подразумевалось внесение изменений в условия концессионного соглашения, которые были выработаны по итогам взаимодействия с прокуратурой, рабочей группой, с Народным фронтом и с концессионером. Одно из основных направлений изменений – объем гарантированных поставок мусора: минимальный ежегодный объем был снижен с 800 тысяч тонн в год до 728 тысяч тонн. Кроме того, из соглашения были убраны неопределенные формулировки. Так, из особых обстоятельств были исключены «иные неблагоприятные для реализации концессионером соглашения события», возможность влияния на реализацию концессионного соглашения третьих лиц, полностью исключались гарантии по валовой выручке концендента и стоимости услуги концессионера, а экономическая сбалансированность концедента гарантировалась только объемом загрузки с учетом допуска ее снижения на 9 %.
Осенью 2017 года управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (ФАС) потребовало от новосибирского МинЖКХ расторгнуть заключенные допсоглашения с ООО «Экология-Новосибирск» до 15 ноября 2017 года, так как изменения затрагивали существенные условия договора, которые нельзя менять без серьезных объективных причин.
Тогда же в правительстве региона упомянули о намерении расторгнуть концессионное соглашение с «Экология-Новосибирск», подчеркнув, что в существующем виде соглашение реализовать невозможно. А сотни новосибирцев вышли на митинг с таким же требованием. После этого мусорную концессию начали последовательно «закапывать». В 2018 году власти «заморозили» ее, а затем – в 2022 году – расторгли, правда, по соглашению сторон.
От заводов до полигонов
Изначально в Новосибирской области для соответствия требованиям федерального закона собирались построить два мусоросортировочных завода с полигонами твердо-бытовых отходов. Первый должен был появиться и заработать в Раздольном уже во второй половине 2017 года, второй позднее планировалось открыть в районе Верх-Тулы.
Возвести их, согласно заключенному 22 июля 2016 года концессионному соглашению, должна была «Экология-Новосибирск». Строительство должны было осуществляться за счет инвестора.
Позже группа «ВИС», которая приобрела компанию «Экология-Новосибирск», заявила, что параметры проекта будут изменены после тщательного анализа. И на 2017 год был назначен ввод уже не заводов, а мусоросортировочных комплексов с обширными полигонами для утилизации отходов. Итогом реализации концессионного соглашения должны были стать два мусоросортировочных комплекса с автоматизированными линиями мощностью по 400 тысяч тонн в год каждый, два перерабатывающих цеха крупногабаритного мусора мощностью по 70,6 тысячи тонн в год каждый и два полигона захоронения отходов мощностью по 297,2 тысячи тонн в год каждый.
Но реальные работы по возведению тех же комплексов так и не были начаты.
В декабре 2021 года «Экология-Новосибирск» подала в суд на самобанкротство. В компании утверждали, что это временная мера для «обеспечения бесперебойной деятельности и недопущения сбоев при сборе и вывозе ТКО». Однако к моменту подачи заявления оператор накопил миллиардные долги перед перевозчиками. Из процедуры самобанкротства организация так и не вышла.
Интересно, что еще в 2018 году говорилось о включении в территориальную схему обращения с отходами семи кластерных объектов размещения ТКО – комплексных полигонов, четырех внутрирайонных объектов размещения отходов – комплексных полигонов и 81 площадки временного накопления ТКО. В переходный период должны были появиться пять объектов размещения отходов для обеспечения потребностей агломерационного Новосибирского кластера, один мусороперерабатывающий завод в городе Новосибирске. В перспективе предполагалось создать четыре объекта размещения отходов, с мощностью в интервале от 150 до 400 тысяч тонн. Срок концессионных (инвестиционных) проектов – не более 25 лет.
Первый перечень объектов – полигонов с мусоросортировочной линией – был утвержден распоряжением правительства области от 1 февраля 2018 года: межрайонные комплексы в Барабинске с мощностью в 60 тысяч тонн отходов в год (оценочным объемом инвестиций в 138 266,10 тысячи рублей); Татарске с мощностью 50 тысяч тонн (оценочным объемом инвестиций 139 266,10 тысячи рублей); в Тогучине с мощностью 30 тысяч тонн (оценочным объемом инвестиций 127 817,10 тысячи рублей); в Каргате с мощностью 30 тысяч тонн (оценочным объемом требуемых инвестиций 127 817,10 тысячи рублей); Кыштовке с мощностью 5 тысяч тонн (оценочным объемом требуемых инвестиций 97 751,5 тысячи рублей).
На сегодняшний день не запущена ни одна из концессий по созданию шести комплексных объектов по обращению с ТКО в Новосибирской области. При этом Российский экологический оператор публично заявлял, что все шесть объектов могут быть созданы уже в середине 2024 года. Однако мы помним, что с момента завершения строительства полигона в селе Северном прошло более десяти лет, но из-за неутвержденной проектной документации пришлось начать его реконструкцию, а впоследствии и вовсе было принято решение о расторжении договора. Возведение полигона в Карасуке, начавшееся в 2014 году, остановилось из-за не прошедшей экспертизу проектной документации. Тем временем, ни один из существующих объектов размещения ТКО не оснащен оборудованием для обработки и сортировки отходов. С 2019 года в регионе не построено ни одного полигона, а существующие два – исчерпали все свои ресурсы.
На те же грабли
31 октября 2023 года в областном правительстве было подписано новое концессионное соглашение в отношении строительства и эксплуатации Левобережного комплекса по переработке ТКО (КПО «Левобережный»). Подписи под документом поставили министр ЖКХ и энергетики региона Денис Архипов и директор МУП «Спецавтохозяйство» Андрей Зыков – сейчас оба находятся под следствием.
КПО «Левобережный» предположительно должно было разместиться в 3,3 километра от села Верх-Тула Новосибирского района – это расстояние от комплекса до ближайших жилых домов. Комплекс предназначен для обработки, обезвреживания и захоронения ТКО от жилых домов, общественных зданий и сооружений, предприятий торговли, общественного питания, уличного, садово-паркового, строительного мусора, а также строительных и промышленных отходов 4,5 класса опасности. Объем инвестиций концессионера в создание концессионного объекта – более 3,2 миллиарда рублей. Объект рассчитан на годовой прием ТКО, включая КГО, массой 300 000 тонн. Ввод в эксплуатацию Левобережного комплекса по переработке отходов с момента регистрации всех договоров аренды земельных участков, необходимых для проектирования и строительства концессионного объекта, – 24 месяца.
Также МинЖКХ и «САХ» заключили концессионное соглашение на строительство и эксплуатацию правобережного комплекса по переработке твердых коммунальных отходов – КПО «Правобережный», планируемого к размещению на территории Раздольненского сельсовета Новосибирского района. Общий объем инвестиций МУП «САХ» в создание объекта составит более 3,48 миллиарда рублей. Объект рассчитан на годовой прием твердых коммунальных отходов, включая крупногабаритные отходы, массой 330 000 тонн. Ввод в эксплуатацию Правобережного комплекса по переработке отходов с момента регистрации всех договоров аренды земельных участков, необходимых для проектирования и строительства концессионного объекта, – 21 месяц.
В Новосибирске на данный момент действуют два крупных полигона коммунальных отходов – Левобережный на улице Малыгина и Правобережный в районе Гусинобродского шоссе. На первом пожары происходят ежегодно последние несколько лет. После очередного возгорания в мае 2024 года в правительстве региона приняли решение о перенаправлении всех отходов, следующих на левобережный полигон, на правый берег, при этом схема обращения с отходами осталась прежней. Власти заявляли, что ввод в эксплуатацию новых комплексов позволит прекратить захоронение мусора на двух действующих полигонах, после чего они будут рекультивированы.
Но эксперты московской организации НП «ЭМАСерт», в которой провели экспертизу по заказу новосибирцев, уже заявили, что строительство КПО «Левобережный» в районе поселка Верх-Тула невозможно – из-за несоответствия нормам в сфере экологической безопасности, которые обязательны для таких объектов.
Местные жители отправили материалы экспертизы властям, в Следственный комитет, прокуратуру и экологические инстанции. Если строительство начнется, они готовы обратиться в суд. Концессионер объекта тоже получил результаты экспертизы.
Тем временем в Новосибирской области продолжается «мусорный застой». Сколько еще он продлится с таким подходом, когда за последние годы не реализовано ни одного масштабного проекта, который бы кардинально изменил ситуацию при имеющихся объемах финансирования, неизвестно.
Пару недель назад спикер Госдумы Вячеслав Володин на пленарном заседании «обнаружил», что концессии по строительству школ и мостовых переходов в регионах оказались банальными аферами. Его слова очень долго доходили до спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко. И, наконец, она, «проснувшись», обнаружила, что еще одна российская управленческая инновация – мусорная реформа – вдруг тоже оказалась банальным «распилом». Кстати, во всех этих аферах активное участие принимала Новосибирская область, но при одной особенности – здесь еще лет десять назад многие поняли, что все это – грабеж, развод и мошенничество. Однако заявивших об этом публично долгое время обвиняли в отсутствии стратегического мышления, дилетантстве и других грехах. Спустя время, как и предупреждали умные люди, Новосибирская область (и не только она) по полной провалилась и с мусорной реформой, и с другими концессиями – их пагубность и дикость теперь уже подтвердили и первые люди государства.
«Мусорная реформа» провалилась. Об этом на заседании Совета законодателей России заявила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.
– Что касается сферы обращения с твердыми коммунальными отходами, – здесь большие надежды возлагались на, так называемую, мусорную реформу. Предполагалось, что по всей стране будет выстроена четкая система по сбору, сортировке, переработке, утилизации отходов. Однако на деле все забуксовало, – вдруг неожиданно осознала Матвиенко.
Она подчеркнула, что региональные операторы, получающие сотни миллиардов рублей, оказались фактически никому не подотчетны.
– В итоге то, что должно было стать реформой, оказалось больше похоже на деградацию и регресс, – заявила спикер СФ, добавив, что «за последние шесть месяцев сделано больше, чем за все шесть лет "мусорной реформы"».
Матвиенко также рассказала, что по инициативе Совета Федерации создан федеральный штаб при Минприроды, а в каждом субъекте – региональные штабы во главе с губернаторами. И теперь у федеральных властей якобы есть полная картина по каждому региону.
Интересно то, что о провале мусорной реформы в Новосибирской области говорили еще на старте. Однако пытавшихся раскрыть глаза на мусорную аферу называли чуть ли не врагами и просили прекратить дестабилизировать обстановку.
– Сегодня на дворе 2024 год. Матвиенко говорит о 2019 годе: что с 2019 года вся мусорная реформа пошла непонятно как по всей России. Мы об этом знали еще в 2017 году. И мы знали, что все пойдет колом, – прокомментировал Сибкрай.ru откровение Валентины Матвиенко заместитель председателя комитета Законодательного собрания Новосибирской области по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Вадим Агеенко.
Он напомнил, что новосибирские депутаты об этом говорили много раз и много лет.
– И в 2018 году, и в 2019 году говорили. В конце 2019 года все подтвердилось, потому что 700 миллионов долгов накопил региональный оператор. Об этом знали и в правительстве Новосибирской области, и все министерства знали. И мы говорили: отмените все это, потому что вы неправильно все сделали. И депутаты Госдумы знали, которые закон этот принимали. Мы все это видели, а вот Матвиенко только сейчас прозрела – в 2024 году. И начинает говорить, про провал мусорной реформы. Он сразу был заложен, – отметил Агеенко.
Он напомнил, что в Новосибирской области в рамках этой реформы подразумевалось строительство по концессии мусорных полигонов и мусоросортировочных заводов.
– В 2016 году концессию заключили и ничего не сделали: ни в 2019 году (через три года), ни в 2020 году, ни в 2021 году. В конечном итоге, что сделали: концессионера этого выгнали, руководство его под судом, два миллиарда долгов у него. И ничего мы не построили, начиная с 2016 года, когда заключили первую концессию. Эту концессию расторгли. Сейчас заключили новую, с новым регоператором. Опять ничего не строится. 6,2 миллиарда – стоимость двух концессий, и ничего нет, – подчеркнул депутат.
Тем временем, в Заксобрании региона много лет назад депутаты предлагали совершенно другой подход к решению мусорной проблемы: не два мусорных полигона на всю Новосибирскую агломерацию и не один регоператор на весь регион, где 2,5 миллиона населения, а 4-5 мусорных регоператоров, которые были бы «разбиты» по зонам. Но это предложение областные власти тогда не поддержали.
– Мы через Заксобрание сделали все, что могли. Мы предлагали правительству свои подходы, но они делать ничего не захотели. Вот они сегодня на это наткнулись. Последний раз, когда губернатор перед нами выступал, он так и сказал: да, мусорная реформа провалена, да, нужно что-то по-другому делать. А что по-другому делать? Три миллиарда стоит один полигон, это в два с половиной раза завышенная цена, – мы никогда его не построим на свои деньги, просто нет таких денег в бюджете, – уверен Агеенко.
Он добавил, что сейчас Новосибирская область оказалась в тупике: «Полигон переполняется, его нужно закрывать, а куда все возить – непонятно. Потому что тот же Хилокский полигон создавался как временный, на 10 лет всего его делали. А он уже работает сколько времени! Ему уже сроки продлевают, ему уже площадь расширяют».
Агеенко подчеркнул: то, что говорит Матвиенко сейчас, в Новосибирской области давным-давно знали и предупреждали.
С чего все началось
Изменения в федеральном законе «Об отходах производства и потребления» вступили в силу 1 января 2017 года. Возможность реализации этих грандиозных планов уже тогда вызвала сомнение и определенные вопросы у депутатов комитета по строительству, ЖКХ и тарифам Законодательного собрания Новосибирской области.
Одним из нововведений должен был стать единый тариф на твердые коммунальные отходы, в который планировалось включить как процесс сбора, транспортировки, так и обработки и захоронения на полигонах. Федеральные власти объясняли это необходимостью сделать тарифы на мусор открытыми и прозрачными, по единой методике. При этом услугу решено было исключить из содержания жилья, и сделать ее самостоятельной, выделив в отдельную строку в платежных документах за коммунальные услуги.
Отвечать за весь оборот должен был единый оператор, именно ему пошли деньги от платежей жителей региона, а не управляющей компании или ТСЖ. До этого, до декабря 2016 года, плата за вывоз твердых бытовых отходов входила в состав платежа за содержание жилья и по Новосибирску составляла от 12 до 40 рублей за квадратный метр жилой площади. Тариф формировался на основании договоров с частными организациями, которые занимались перевозкой и утилизацией мусора, и регулировался приказами департамента по тарифам областного правительства.
О том, что мусорная реформа на территории Новосибирской области больше напоминает аферу, новосибирцы не просто знали, они об этом говорили со всевозможных трибун: как на акциях протеста, так и на различных площадках, в том числе в Законодательном собрании Новосибирской области. Их, конечно же, слышали, вот только делали вид, что это лишь чье-то частное мнение неких дилетантов.
При этом информация о том, что в Новосибирской области будет реализован проект строительства полигонов твердых коммунальных отходов, появилась еще в 2014 году – в мае было подписано соглашение об информационном сотрудничестве по его реализации между правительством Новосибирской области, мэрией Новосибирска и ООО «Компания «Экология» (позднее – «Экология-Новосибирск»).
О создании мусороперерабатывающих комплексов с участками для размещения отходов – «полигон Раздольное» и «полигон Верх-Тула» – в своем инвестиционном послании в 2015 году говорил Владимир Городецкий, который на то время возглавлял область. В том же 2015 году, согласно данным Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, на территории Новосибирской области было образовано 3,9 миллиона тонн отходов, утилизировано – 2,4 миллиона тонн, захоронено – 1,2 миллиона тонн; в Новосибирске было образовано более 1,5 миллиона тонн отходов.
Тогда же участки сельхозземли в 80 га были перезонированы под строительство комплекса и полигона твердых бытовых отходов. В 2016 году в новосибирском правительстве уже обсуждали подходы и решения по заключению мусорной концессии – федеральный закон требовал новой схемы утилизации.
22 июля 2016 года правительство Новосибирской области и компания «Экология-Новосибирск» заключили мусорную концессию сроком на 40 лет – с 2016 года по 2055 год. На момент заключения соглашения концессионер обязался построить два мусоросортировочных комплекса с полигонами в Раздольном и Верх-Туле. Объем инвестиций в проект на тот момент составлял 6,5 миллиарда рублей. Региональные власти гарантировали концессионеру 121 миллиард рублей дохода. Объем валовой выручки концессионера в 2017 году оценивался в 272 миллиона рублей, в 2018 году – около двух миллиардов рублей, а к 2055 году сумма должна была вырасти до 4,5 миллиарда рублей.
Новосибирцы продолжали настаивать на том, что это соглашение – «мусорная афера». Они указывали на явное завышение почти всех экономических показателей и на то, что недобор доходов концессионера придется компенсировать из областного бюджета.
В 2017 году ушедший с поста губернатора Владимир Городецкий в одном из интервью все же признался, что мусорная концессия относится скорее к его недоработке. А некоторые эксперты указывали, что именно это соглашение сыграло роль в его отставке.
– Думаю, по мусорной концессии идет борьба за теневой бизнес. Сегодня в этой системе много непорядков, которые кому-то пока на руку, – сказал тогда Городецкий.
Против «мусорной аферы» в Новосибирске и Новосибирской области проходили многочисленные митинги, создавались открытые обращения и писались письма, организовывались обсуждения и прочие формы протеста. Против нее выступали экологи, дачники и депутаты горсовета и Заксобрания, а также представители Росавиации.
10 июля 2017 года Комиссия по согласованию и контролю за строительством зданий и сооружений в районе аэродрома Новосибирск (Ельцовка) филиала ПАО «Компания «Сухой» «НАЗ им. В.П. Чкалова» рассмотрела заявку ООО «Экология-Новосибирск» на согласование строительства и эксплуатации мусоросортировочного комплекса на приаэродромной территории и выдала заключение об отказе – из-за несоответствия требованиям, установленным законодательством. Новосибирские власти тогда заявили, что готовы доработать проект.
Местные депутаты, которых беспокоила финансовая сторона соглашения, неоднократно предлагали внести поправки. Часть поправок позже была оформлена в дополнительные соглашения. Весной 2017 года соответствующие проекты постановлений о целесообразности заключения дополнительных соглашений были предварительно одобрены.
Под дополнительными соглашениями подразумевалось внесение изменений в условия концессионного соглашения, которые были выработаны по итогам взаимодействия с прокуратурой, рабочей группой, с Народным фронтом и с концессионером. Одно из основных направлений изменений – объем гарантированных поставок мусора: минимальный ежегодный объем был снижен с 800 тысяч тонн в год до 728 тысяч тонн. Кроме того, из соглашения были убраны неопределенные формулировки. Так, из особых обстоятельств были исключены «иные неблагоприятные для реализации концессионером соглашения события», возможность влияния на реализацию концессионного соглашения третьих лиц, полностью исключались гарантии по валовой выручке концендента и стоимости услуги концессионера, а экономическая сбалансированность концедента гарантировалась только объемом загрузки с учетом допуска ее снижения на 9 %.
Осенью 2017 года управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (ФАС) потребовало от новосибирского МинЖКХ расторгнуть заключенные допсоглашения с ООО «Экология-Новосибирск» до 15 ноября 2017 года, так как изменения затрагивали существенные условия договора, которые нельзя менять без серьезных объективных причин.
Тогда же в правительстве региона упомянули о намерении расторгнуть концессионное соглашение с «Экология-Новосибирск», подчеркнув, что в существующем виде соглашение реализовать невозможно. А сотни новосибирцев вышли на митинг с таким же требованием. После этого мусорную концессию начали последовательно «закапывать». В 2018 году власти «заморозили» ее, а затем – в 2022 году – расторгли, правда, по соглашению сторон.
От заводов до полигонов
Изначально в Новосибирской области для соответствия требованиям федерального закона собирались построить два мусоросортировочных завода с полигонами твердо-бытовых отходов. Первый должен был появиться и заработать в Раздольном уже во второй половине 2017 года, второй позднее планировалось открыть в районе Верх-Тулы.
Возвести их, согласно заключенному 22 июля 2016 года концессионному соглашению, должна была «Экология-Новосибирск». Строительство должны было осуществляться за счет инвестора.
Позже группа «ВИС», которая приобрела компанию «Экология-Новосибирск», заявила, что параметры проекта будут изменены после тщательного анализа. И на 2017 год был назначен ввод уже не заводов, а мусоросортировочных комплексов с обширными полигонами для утилизации отходов. Итогом реализации концессионного соглашения должны были стать два мусоросортировочных комплекса с автоматизированными линиями мощностью по 400 тысяч тонн в год каждый, два перерабатывающих цеха крупногабаритного мусора мощностью по 70,6 тысячи тонн в год каждый и два полигона захоронения отходов мощностью по 297,2 тысячи тонн в год каждый.
Но реальные работы по возведению тех же комплексов так и не были начаты.
В декабре 2021 года «Экология-Новосибирск» подала в суд на самобанкротство. В компании утверждали, что это временная мера для «обеспечения бесперебойной деятельности и недопущения сбоев при сборе и вывозе ТКО». Однако к моменту подачи заявления оператор накопил миллиардные долги перед перевозчиками. Из процедуры самобанкротства организация так и не вышла.
Интересно, что еще в 2018 году говорилось о включении в территориальную схему обращения с отходами семи кластерных объектов размещения ТКО – комплексных полигонов, четырех внутрирайонных объектов размещения отходов – комплексных полигонов и 81 площадки временного накопления ТКО. В переходный период должны были появиться пять объектов размещения отходов для обеспечения потребностей агломерационного Новосибирского кластера, один мусороперерабатывающий завод в городе Новосибирске. В перспективе предполагалось создать четыре объекта размещения отходов, с мощностью в интервале от 150 до 400 тысяч тонн. Срок концессионных (инвестиционных) проектов – не более 25 лет.
Первый перечень объектов – полигонов с мусоросортировочной линией – был утвержден распоряжением правительства области от 1 февраля 2018 года: межрайонные комплексы в Барабинске с мощностью в 60 тысяч тонн отходов в год (оценочным объемом инвестиций в 138 266,10 тысячи рублей); Татарске с мощностью 50 тысяч тонн (оценочным объемом инвестиций 139 266,10 тысячи рублей); в Тогучине с мощностью 30 тысяч тонн (оценочным объемом инвестиций 127 817,10 тысячи рублей); в Каргате с мощностью 30 тысяч тонн (оценочным объемом требуемых инвестиций 127 817,10 тысячи рублей); Кыштовке с мощностью 5 тысяч тонн (оценочным объемом требуемых инвестиций 97 751,5 тысячи рублей).
На сегодняшний день не запущена ни одна из концессий по созданию шести комплексных объектов по обращению с ТКО в Новосибирской области. При этом Российский экологический оператор публично заявлял, что все шесть объектов могут быть созданы уже в середине 2024 года. Однако мы помним, что с момента завершения строительства полигона в селе Северном прошло более десяти лет, но из-за неутвержденной проектной документации пришлось начать его реконструкцию, а впоследствии и вовсе было принято решение о расторжении договора. Возведение полигона в Карасуке, начавшееся в 2014 году, остановилось из-за не прошедшей экспертизу проектной документации. Тем временем, ни один из существующих объектов размещения ТКО не оснащен оборудованием для обработки и сортировки отходов. С 2019 года в регионе не построено ни одного полигона, а существующие два – исчерпали все свои ресурсы.
На те же грабли
31 октября 2023 года в областном правительстве было подписано новое концессионное соглашение в отношении строительства и эксплуатации Левобережного комплекса по переработке ТКО (КПО «Левобережный»). Подписи под документом поставили министр ЖКХ и энергетики региона Денис Архипов и директор МУП «Спецавтохозяйство» Андрей Зыков – сейчас оба находятся под следствием.
КПО «Левобережный» предположительно должно было разместиться в 3,3 километра от села Верх-Тула Новосибирского района – это расстояние от комплекса до ближайших жилых домов. Комплекс предназначен для обработки, обезвреживания и захоронения ТКО от жилых домов, общественных зданий и сооружений, предприятий торговли, общественного питания, уличного, садово-паркового, строительного мусора, а также строительных и промышленных отходов 4,5 класса опасности. Объем инвестиций концессионера в создание концессионного объекта – более 3,2 миллиарда рублей. Объект рассчитан на годовой прием ТКО, включая КГО, массой 300 000 тонн. Ввод в эксплуатацию Левобережного комплекса по переработке отходов с момента регистрации всех договоров аренды земельных участков, необходимых для проектирования и строительства концессионного объекта, – 24 месяца.
Также МинЖКХ и «САХ» заключили концессионное соглашение на строительство и эксплуатацию правобережного комплекса по переработке твердых коммунальных отходов – КПО «Правобережный», планируемого к размещению на территории Раздольненского сельсовета Новосибирского района. Общий объем инвестиций МУП «САХ» в создание объекта составит более 3,48 миллиарда рублей. Объект рассчитан на годовой прием твердых коммунальных отходов, включая крупногабаритные отходы, массой 330 000 тонн. Ввод в эксплуатацию Правобережного комплекса по переработке отходов с момента регистрации всех договоров аренды земельных участков, необходимых для проектирования и строительства концессионного объекта, – 21 месяц.
В Новосибирске на данный момент действуют два крупных полигона коммунальных отходов – Левобережный на улице Малыгина и Правобережный в районе Гусинобродского шоссе. На первом пожары происходят ежегодно последние несколько лет. После очередного возгорания в мае 2024 года в правительстве региона приняли решение о перенаправлении всех отходов, следующих на левобережный полигон, на правый берег, при этом схема обращения с отходами осталась прежней. Власти заявляли, что ввод в эксплуатацию новых комплексов позволит прекратить захоронение мусора на двух действующих полигонах, после чего они будут рекультивированы.
Но эксперты московской организации НП «ЭМАСерт», в которой провели экспертизу по заказу новосибирцев, уже заявили, что строительство КПО «Левобережный» в районе поселка Верх-Тула невозможно – из-за несоответствия нормам в сфере экологической безопасности, которые обязательны для таких объектов.
Местные жители отправили материалы экспертизы властям, в Следственный комитет, прокуратуру и экологические инстанции. Если строительство начнется, они готовы обратиться в суд. Концессионер объекта тоже получил результаты экспертизы.
Тем временем в Новосибирской области продолжается «мусорный застой». Сколько еще он продлится с таким подходом, когда за последние годы не реализовано ни одного масштабного проекта, который бы кардинально изменил ситуацию при имеющихся объемах финансирования, неизвестно.