Лента новостей

Все новости

Популярное

Новосибирские власти указали концессионеру четвертого моста на его место

 Анна Алябьева   Фото: Анастасия Арнаут

Новосибирские власти указали концессионеру четвертого моста на его место

Четвертый мост через реку Обь в Новосибирске, концессионное соглашение о строительстве которого было заключено еще в 2017 году, изначально предполагалось сдать к Молодежному чемпионату мира по хоккею зимой 2022-2023 годов. На дворе уже середина июля 2024 года, но сроки окончания работ на объекте не берутся прогнозировать даже самые смелые эксперты. Все это время концессионер пытался вертеть региональными властями, как вздумается, и на них же перекладывать всю ответственность. Однако спустя семь лет ситуация начала кардинально меняться: региональные власти обоснованно указали «ВИСу» на его провалы, подчеркнув, что такой опытный участник рынка государственно-частного партнерства должен был разумно предвидеть все риски, ответственность за которые сейчас пытается переложить на других.

Взаимоотношения концессионера четвертого моста через реку Обь в Новосибирске и региональных властей перешли на качественно новый уровень. Если раньше «ВИС» позволял себе крутить концедентом как ему вздумается, то теперь последний, в лице министерства транспорта и дорожного хозяйства региона, правомерно начал отвечать на взбрыкивание компании, которая перешла все дозволенные границы и принялась чуть ли не шантажировать новосибирское правительство.

Не так давно «ВИС» посетовал на то, что у него появились «непредвиденные затраты» по мосту, которые якобы пошли на то, чтобы не допустить полной остановки работ на стройплощадке – около 900 миллионов рублей. По традиции концессионер попытался обелить себя и переложить ответственность, в том числе финансовую, на региональные власти. В этих попытках «ВИС» не побрезговал даже надавить на жалость, заявив, что эти деньги им пришлось отдать на зарплату рабочим, оплату услуг субподрядчиков и арендные платежи, а вот на полный расчет со всеми субподрядными организациями, по словам представителей компании, у них денег якобы не хватило.

В министерстве транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области на это заявили, что в соответствии с требованиями утвержденной проектной документации на строительство четвертого моста, получившей в 2017 году положительное заключение Главгосэкспертизы России – о достоверности определения сметной стоимости строительства, был определен максимальный размер непредвиденных затрат в размере не более 3 % от стоимости строительно-монтажных работ.

«При формировании ведомости объемов и стоимости работ в соответствии с требованиями концессионного соглашения, был учтен размер непредвиденных затрат», – рассказал Сибкрай.ru министр транспорта и дорожного хозяйства Анатолий Костылевский.

Он подчеркнул, что вопрос компенсации этих дополнительных затрат с концедентом не обсуждался и они не будут учитываться при реализации концессионного соглашения.

«Так как концессионер является профессиональным и опытным участником рынка государственно-частного партнерства и должен был разумно предвидеть предпринимательские риски, связанные с привлечением третьих лиц в рамках реализации проекта, внесением изменений в проектную документацию, и иные вытекающие из этих рисков факторы», – подчеркнул Костылевский.

По его мнению, основные проблемные точки проекта на сегодняшний день – это недостаточная укомплектованность объекта строительства рабочим персоналом и нарушение установленного графика строительства объекта.

В настоящее время на объекте задействовано в среднем 350 человек в сутки, при нормативной потребности в соответствии с проектной документацией – от 600 человек в сутки. В Минтрансе утверждают, что меры по увеличению количества линейного персонала на объекте сейчас принимаются.

Анатолий Костылевский поспешил напомнить, что финансирование строительства объекта соглашения осуществляется за счет средств государственного финансирования и инвестиций концессионера. Концедент обеспечивает финансирование строительства объекта за счет средств капитального гранта и средств, выделенных в соответствии с распоряжением правительства Российской Федерации от 24 декабря 2022 года № 4192-р.

«Средства, выделенные согласно указанному распоряжению правительства Российской Федерации, в полном объеме перечислены на счет концессионера. Разблокировка банковской организацией указанных средств осуществляется по мере подтверждения соблюдения концессионером целевого назначения их расходования, – отметил министр. – Ожидается, что концессионер сможет мобилизовать все необходимые ресурсы для возобновления строительства в полном объеме после достижения сторонами соглашения о дальнейших условиях финансирования строительства объекта концессионного соглашения».

Тем временем, «ВИС» пытается до последнего держать лицо. В конце июня на площадке строительства четвертого моста с визитом побывали главный федеральный инспектор по Новосибирской области аппарата полномочного представителя президента России в Сибирском федеральном округе Николай Буймов и депутаты Законодательного собрания региона и горсовета Новосибирска. В «ВИСе» это обыграли так, что якобы встреча была организована при обоюдном согласии всех сторон. И, конечно же, не забыли добавить, что «мобилизовать дополнительный персонал и развернуть работы в полном масштабе сегодня не дает отсутствие финансирования».

«Этому должно способствовать получение положительного заключения Главгосэкспертизы по части изменений, внесенных в проект. Следующая партия документов будет выдана на рассмотрение госэкспертизы в июле. В первой декаде этого же месяца будет подано повторное обращение в ФАС России с просьбой согласовать дополнительное соглашение к концессионному соглашению о продлении сроков строительства. Дорожная карта дальнейших действий согласована сторонами проекта. Разблокирование средств, выделенных правительством России на компенсацию удорожания стоимости строительства, позволит резко увеличить объемы и темпы работ, а в идеальном сценарии обеспечить уже к концу этого года полную готовность основного хода дороги с частью примыкающих к нему съездов», – заявили в организации, подчеркнув, что «главный федеральный инспектор и депутаты обещали содействие в решении рабочих вопросов».

При этом концессионер умолчал о том, что не захотел отчитаться по проекту на сессии горсовета Новосибирска в конце мая, отделавшись отпиской в виде письма на имя председателя Совета депутатов Дмитрия Асанцева. Тогда в компании сослались на слишком большую занятость.

Спустя месяц депутаты побывали на площадке, но ускорить темпы строительства это не помогло. Во время сессии Законодательного собрания Новосибирской области 11 июля депутат Вадим Агеенко и вовсе предложил расторгнуть концессионное соглашение с ГК «ВИС» по четвертому мосту. Агеенко аргументировал свое предложение тем, что, по словам специалистов, «дай бог, в июле-августе 2026 года достроят, а то и в октябре». За это время вырастет и цена концессии – «еще на два миллиарда», подчеркнул народный избранник.

Однако губернатор региона Андрей Травников в ответ заявил, что главная проблема строительства сооружения кроется в финансировании: рассматриваются новые допсоглашения, которые согласуют в федеральных органах. Идея о разрыве концессии с ГК «ВИС», по его словам, даже не рассматривается, остается задача с вводом моста в 2025 году.

Напомним, что концессионное соглашение о строительстве четвертого моста через реку Обь в Новосибирске с дочерней компанией Группы «ВИС» – ООО «Сибирская концессионная компания» – было заключено еще в 2017 году. Объект изначально предполагалось сдать к Молодежному чемпионату мира по хоккею зимой 2022-2023 годов. Но срок сдачи неоднократно переносили. Сначала концессионер пытался переложить ответственность за срыв сроков окончания строительства моста на экономическую и политическую ситуации в стране и мире, на некие непреодолимые силы, потом, когда Федеральная антимонопольная служба отказала в продлении концессионного соглашения, – на региональные власти. Позже пытаясь «отмыться», заявил о возможном возобновлении строительства при условии, что будут разблокированы средства, выделенные правительством РФ в качестве компенсации удорожания стоимости капитальных затрат (около 3 миллиардов рублей). Но когда региональные власти не пошли ни на какие уступки, «ВИС» решил давить на жалось: сначала, убеждая новосибирцев в своей заботе, а затем всех причастных в том, что приходится вкладывать в проект свои «непредвиденные» средства.

Напомним, что выделение средств капитального гранта в 1,2 миллиарда рублей в рамках возведения четвертого моста в Новосибирске было перенесено на 2025 год. При этом правительственный грант на удорожание в сумме 2,8 миллиарда рублей был заблокирован. Чтобы получить средства на завершение объекта нужно было разрешение ФАС. Поэтому заказчик – концедент – и обратился к антимонопольщикам за разрешением продления срока строительства без увеличения срока действия концессионного соглашения, мотивировав свою просьбу тем, что концессионер – группа «ВИС» – грубо нарушила условия.

Рассмотрев это обращение, ФАС принял решение отказать. О приостановке строительства моста или о смене концессионера речи пока не идет. При этом возможны были два варианта действий – один из них или оба сразу:

  • Концессионер подает в суд на концедента с требованием о продлении срока строительства. Скорее всего, суд удовлетворит его иск.
  • В другом случае концедент обращается в ФАС с заявлением о продлении срока действия соглашения, но уже по другим основаниям.

В любом случае, как утверждали эксперты, строительство моста будет продолжено. При этом концессионер должен будет вести завершение стройки за свой счет, да еще и выплачивать штрафы за невыполнение сроков сдачи объекта.

Не так давно «ВИС» сообщил, что концедент и концессионер проекта по строительству моста через реку Обь в Новосибирске согласовали дополнительное соглашение к заключенной ранее концессии, которое позволит разблокировать более 460 миллионов рублей из средств, выделенных правительством РФ в рамках компенсации удорожания стоимости капитальных затрат.

20 мая 2024 года концессионер заявлял, что из-за переноса части капитального гранта на 2025 год, требования концедента подтвердить в госэкспертизе все измененные проектные решения и связанной с этой приостановкой финансирования работ, «сроки завершения строительства по согласованию сторон перенесены на декабрь 2025 года». По данным «ВИСа», на тот момент строительная готовность мостового перехода через реку Обь в Новосибирске составляла более 90 %, а всей входящей в концессионный проект инфраструктуры – более 85 %.

При этом объект должен был быть сдан еще в 2023 году. После этого Группа «ВИС» в течение 20 лет должна была осуществлять техническую и коммерческую эксплуатацию скоростной хорды. Однако история строительства оказалась гораздо длиннее, чем сам мостовой переход.

В 2023 году аудиторы сообщили, что строительство моста идет с отставанием – более 20 %. На начало декабря 2022 года мостовой переход был готов на 55,4 %, а должен быть завершен на 78,7 %. Кроме того, его стоимость вновь выросла. Финансирование по состоянию на 2 декабря 2022 года составило 28,4 миллиарда рублей (за счет федерального бюджета – 22 миллиарда рублей, областного бюджета – 2,5 миллиарда рублей, за счет внебюджетных источников – 3,8 миллиарда рублей). Новосибирской области на мост из федерального бюджета дополнительно выделили 7,3 миллиарда рублей – из-за значительного удорожания стоимости строительных материалов. Строительство будущего моста подорожало до 44,7 миллиарда рублей (ранее общая стоимость объекта составляла 37,1 миллиарда рублей). 

Однако мост не ввели в эксплуатацию даже к июню 2024 года. Дату сначала сместили на конец текущего года с вероятностью повторного риска сорвать все сроки. А теперь окончание строительства моста и вовсе перенесено на конец 2025 года.

Тем временем, в арбитражном суде рассматривается порядка семи гражданских дел по иску министерства транспорта и дорожного хозяйства или Новосибирской области, от имени которой выступает Минтранс, к ООО «Сибирская концессионная компания» (дочерняя структура ГК «ВИС»). И хотя движение, судя по истории дел, все же наблюдается, ни одного решения не вынесено до сих пор – заседания либо постоянно переносятся, либо подробности не раскрываются.

А недавно Контрольно-счетная палата Новосибирской области сообщила о нарушениях при строительстве моста на три миллиарда рублей – выявлены работы, которые не соответствуют проектной документации либо фактически не выполнялись. По словам председателя КСП Елены Гончаровой, требования об устранении нарушений уже также рассматриваются в суде.

Для справки: четвертый мост через Обь должен соединить Южную площадь на правом берегу реки Обь в Новосибирске с площадью Труда на левом. Проект предусматривает строительство транспортных развязок на обоих берегах реки для его подключения к дорожной сети города. Шестиполосный мост был запроектирован длиной 1,6 километра. Общая стоимость проекта в ценах 2017 года составляла 40,9 миллиарда рублей, где 26,3 миллиарда – капитальный грант из федерального бюджета, 3,9 миллиарда – средства концедента, 10,7 миллиарда – средства концессионера.

 

 

 

Четвертый мост через реку Обь в Новосибирске, концессионное соглашение о строительстве которого было заключено еще в 2017 году, изначально предполагалось сдать к Молодежному чемпионату мира по хоккею зимой 2022-2023 годов. На дворе уже середина июля 2024 года, но сроки окончания работ на объекте не берутся прогнозировать даже самые смелые эксперты. Все это время концессионер пытался вертеть региональными властями, как вздумается, и на них же перекладывать всю ответственность. Однако спустя семь лет ситуация начала кардинально меняться: региональные власти обоснованно указали «ВИСу» на его провалы, подчеркнув, что такой опытный участник рынка государственно-частного партнерства должен был разумно предвидеть все риски, ответственность за которые сейчас пытается переложить на других.

Взаимоотношения концессионера четвертого моста через реку Обь в Новосибирске и региональных властей перешли на качественно новый уровень. Если раньше «ВИС» позволял себе крутить концедентом как ему вздумается, то теперь последний, в лице министерства транспорта и дорожного хозяйства региона, правомерно начал отвечать на взбрыкивание компании, которая перешла все дозволенные границы и принялась чуть ли не шантажировать новосибирское правительство.

Не так давно «ВИС» посетовал на то, что у него появились «непредвиденные затраты» по мосту, которые якобы пошли на то, чтобы не допустить полной остановки работ на стройплощадке – около 900 миллионов рублей. По традиции концессионер попытался обелить себя и переложить ответственность, в том числе финансовую, на региональные власти. В этих попытках «ВИС» не побрезговал даже надавить на жалость, заявив, что эти деньги им пришлось отдать на зарплату рабочим, оплату услуг субподрядчиков и арендные платежи, а вот на полный расчет со всеми субподрядными организациями, по словам представителей компании, у них денег якобы не хватило.

В министерстве транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области на это заявили, что в соответствии с требованиями утвержденной проектной документации на строительство четвертого моста, получившей в 2017 году положительное заключение Главгосэкспертизы России – о достоверности определения сметной стоимости строительства, был определен максимальный размер непредвиденных затрат в размере не более 3 % от стоимости строительно-монтажных работ.

«При формировании ведомости объемов и стоимости работ в соответствии с требованиями концессионного соглашения, был учтен размер непредвиденных затрат», – рассказал Сибкрай.ru министр транспорта и дорожного хозяйства Анатолий Костылевский.

Он подчеркнул, что вопрос компенсации этих дополнительных затрат с концедентом не обсуждался и они не будут учитываться при реализации концессионного соглашения.

«Так как концессионер является профессиональным и опытным участником рынка государственно-частного партнерства и должен был разумно предвидеть предпринимательские риски, связанные с привлечением третьих лиц в рамках реализации проекта, внесением изменений в проектную документацию, и иные вытекающие из этих рисков факторы», – подчеркнул Костылевский.

По его мнению, основные проблемные точки проекта на сегодняшний день – это недостаточная укомплектованность объекта строительства рабочим персоналом и нарушение установленного графика строительства объекта.

В настоящее время на объекте задействовано в среднем 350 человек в сутки, при нормативной потребности в соответствии с проектной документацией – от 600 человек в сутки. В Минтрансе утверждают, что меры по увеличению количества линейного персонала на объекте сейчас принимаются.

Анатолий Костылевский поспешил напомнить, что финансирование строительства объекта соглашения осуществляется за счет средств государственного финансирования и инвестиций концессионера. Концедент обеспечивает финансирование строительства объекта за счет средств капитального гранта и средств, выделенных в соответствии с распоряжением правительства Российской Федерации от 24 декабря 2022 года № 4192-р.

«Средства, выделенные согласно указанному распоряжению правительства Российской Федерации, в полном объеме перечислены на счет концессионера. Разблокировка банковской организацией указанных средств осуществляется по мере подтверждения соблюдения концессионером целевого назначения их расходования, – отметил министр. – Ожидается, что концессионер сможет мобилизовать все необходимые ресурсы для возобновления строительства в полном объеме после достижения сторонами соглашения о дальнейших условиях финансирования строительства объекта концессионного соглашения».

Тем временем, «ВИС» пытается до последнего держать лицо. В конце июня на площадке строительства четвертого моста с визитом побывали главный федеральный инспектор по Новосибирской области аппарата полномочного представителя президента России в Сибирском федеральном округе Николай Буймов и депутаты Законодательного собрания региона и горсовета Новосибирска. В «ВИСе» это обыграли так, что якобы встреча была организована при обоюдном согласии всех сторон. И, конечно же, не забыли добавить, что «мобилизовать дополнительный персонал и развернуть работы в полном масштабе сегодня не дает отсутствие финансирования».

«Этому должно способствовать получение положительного заключения Главгосэкспертизы по части изменений, внесенных в проект. Следующая партия документов будет выдана на рассмотрение госэкспертизы в июле. В первой декаде этого же месяца будет подано повторное обращение в ФАС России с просьбой согласовать дополнительное соглашение к концессионному соглашению о продлении сроков строительства. Дорожная карта дальнейших действий согласована сторонами проекта. Разблокирование средств, выделенных правительством России на компенсацию удорожания стоимости строительства, позволит резко увеличить объемы и темпы работ, а в идеальном сценарии обеспечить уже к концу этого года полную готовность основного хода дороги с частью примыкающих к нему съездов», – заявили в организации, подчеркнув, что «главный федеральный инспектор и депутаты обещали содействие в решении рабочих вопросов».

При этом концессионер умолчал о том, что не захотел отчитаться по проекту на сессии горсовета Новосибирска в конце мая, отделавшись отпиской в виде письма на имя председателя Совета депутатов Дмитрия Асанцева. Тогда в компании сослались на слишком большую занятость.

Спустя месяц депутаты побывали на площадке, но ускорить темпы строительства это не помогло. Во время сессии Законодательного собрания Новосибирской области 11 июля депутат Вадим Агеенко и вовсе предложил расторгнуть концессионное соглашение с ГК «ВИС» по четвертому мосту. Агеенко аргументировал свое предложение тем, что, по словам специалистов, «дай бог, в июле-августе 2026 года достроят, а то и в октябре». За это время вырастет и цена концессии – «еще на два миллиарда», подчеркнул народный избранник.

Однако губернатор региона Андрей Травников в ответ заявил, что главная проблема строительства сооружения кроется в финансировании: рассматриваются новые допсоглашения, которые согласуют в федеральных органах. Идея о разрыве концессии с ГК «ВИС», по его словам, даже не рассматривается, остается задача с вводом моста в 2025 году.

Напомним, что концессионное соглашение о строительстве четвертого моста через реку Обь в Новосибирске с дочерней компанией Группы «ВИС» – ООО «Сибирская концессионная компания» – было заключено еще в 2017 году. Объект изначально предполагалось сдать к Молодежному чемпионату мира по хоккею зимой 2022-2023 годов. Но срок сдачи неоднократно переносили. Сначала концессионер пытался переложить ответственность за срыв сроков окончания строительства моста на экономическую и политическую ситуации в стране и мире, на некие непреодолимые силы, потом, когда Федеральная антимонопольная служба отказала в продлении концессионного соглашения, – на региональные власти. Позже пытаясь «отмыться», заявил о возможном возобновлении строительства при условии, что будут разблокированы средства, выделенные правительством РФ в качестве компенсации удорожания стоимости капитальных затрат (около 3 миллиардов рублей). Но когда региональные власти не пошли ни на какие уступки, «ВИС» решил давить на жалось: сначала, убеждая новосибирцев в своей заботе, а затем всех причастных в том, что приходится вкладывать в проект свои «непредвиденные» средства.

Напомним, что выделение средств капитального гранта в 1,2 миллиарда рублей в рамках возведения четвертого моста в Новосибирске было перенесено на 2025 год. При этом правительственный грант на удорожание в сумме 2,8 миллиарда рублей был заблокирован. Чтобы получить средства на завершение объекта нужно было разрешение ФАС. Поэтому заказчик – концедент – и обратился к антимонопольщикам за разрешением продления срока строительства без увеличения срока действия концессионного соглашения, мотивировав свою просьбу тем, что концессионер – группа «ВИС» – грубо нарушила условия.

Рассмотрев это обращение, ФАС принял решение отказать. О приостановке строительства моста или о смене концессионера речи пока не идет. При этом возможны были два варианта действий – один из них или оба сразу:

  • Концессионер подает в суд на концедента с требованием о продлении срока строительства. Скорее всего, суд удовлетворит его иск.
  • В другом случае концедент обращается в ФАС с заявлением о продлении срока действия соглашения, но уже по другим основаниям.

В любом случае, как утверждали эксперты, строительство моста будет продолжено. При этом концессионер должен будет вести завершение стройки за свой счет, да еще и выплачивать штрафы за невыполнение сроков сдачи объекта.

Не так давно «ВИС» сообщил, что концедент и концессионер проекта по строительству моста через реку Обь в Новосибирске согласовали дополнительное соглашение к заключенной ранее концессии, которое позволит разблокировать более 460 миллионов рублей из средств, выделенных правительством РФ в рамках компенсации удорожания стоимости капитальных затрат.

20 мая 2024 года концессионер заявлял, что из-за переноса части капитального гранта на 2025 год, требования концедента подтвердить в госэкспертизе все измененные проектные решения и связанной с этой приостановкой финансирования работ, «сроки завершения строительства по согласованию сторон перенесены на декабрь 2025 года». По данным «ВИСа», на тот момент строительная готовность мостового перехода через реку Обь в Новосибирске составляла более 90 %, а всей входящей в концессионный проект инфраструктуры – более 85 %.

При этом объект должен был быть сдан еще в 2023 году. После этого Группа «ВИС» в течение 20 лет должна была осуществлять техническую и коммерческую эксплуатацию скоростной хорды. Однако история строительства оказалась гораздо длиннее, чем сам мостовой переход.

В 2023 году аудиторы сообщили, что строительство моста идет с отставанием – более 20 %. На начало декабря 2022 года мостовой переход был готов на 55,4 %, а должен быть завершен на 78,7 %. Кроме того, его стоимость вновь выросла. Финансирование по состоянию на 2 декабря 2022 года составило 28,4 миллиарда рублей (за счет федерального бюджета – 22 миллиарда рублей, областного бюджета – 2,5 миллиарда рублей, за счет внебюджетных источников – 3,8 миллиарда рублей). Новосибирской области на мост из федерального бюджета дополнительно выделили 7,3 миллиарда рублей – из-за значительного удорожания стоимости строительных материалов. Строительство будущего моста подорожало до 44,7 миллиарда рублей (ранее общая стоимость объекта составляла 37,1 миллиарда рублей). 

Однако мост не ввели в эксплуатацию даже к июню 2024 года. Дату сначала сместили на конец текущего года с вероятностью повторного риска сорвать все сроки. А теперь окончание строительства моста и вовсе перенесено на конец 2025 года.

Тем временем, в арбитражном суде рассматривается порядка семи гражданских дел по иску министерства транспорта и дорожного хозяйства или Новосибирской области, от имени которой выступает Минтранс, к ООО «Сибирская концессионная компания» (дочерняя структура ГК «ВИС»). И хотя движение, судя по истории дел, все же наблюдается, ни одного решения не вынесено до сих пор – заседания либо постоянно переносятся, либо подробности не раскрываются.

А недавно Контрольно-счетная палата Новосибирской области сообщила о нарушениях при строительстве моста на три миллиарда рублей – выявлены работы, которые не соответствуют проектной документации либо фактически не выполнялись. По словам председателя КСП Елены Гончаровой, требования об устранении нарушений уже также рассматриваются в суде.

Для справки: четвертый мост через Обь должен соединить Южную площадь на правом берегу реки Обь в Новосибирске с площадью Труда на левом. Проект предусматривает строительство транспортных развязок на обоих берегах реки для его подключения к дорожной сети города. Шестиполосный мост был запроектирован длиной 1,6 километра. Общая стоимость проекта в ценах 2017 года составляла 40,9 миллиарда рублей, где 26,3 миллиарда – капитальный грант из федерального бюджета, 3,9 миллиарда – средства концедента, 10,7 миллиарда – средства концессионера.

 

 

 

Новости партнеров

В России и мире

Никогда не фотографируйте себя в этих ситуациях: кто нарушит запрет, тот познает настоящую беду
Пряный чай с персиком и медом: сохраняйте вкуснейший рецепт для уютных зимних вечеров
Эксперт рассказал, что за таинственная ракета ударила сегодня по Днепропетровску
Близнецы и их совместимость со знаками Зодиака: с кем возможен идеальный союз?
Какие анализы стоит сдать перед тем, как начать худеть
Стало известно, почему Мишустин так торопит авиастроителей: летать просто не на чем
Кто-то «посоветовал» правительству добить отечественный агробизнес и деревню
Испортите жизнь: 7 желаний-табу, которые нельзя загадывать в новогоднюю ночь
Опасность в нашей аптечке: популярные лекарства, которые способны принести вред
4 знака восточного гороскопа, которым несказанно повезет до конца ноября