Лента новостей

Все новости

Популярное

Переплаты, недоконтроль и самый богатый директор: год работы Управления дорожного строительства

 Анна Алябьева   Фото: автор

Переплаты, недоконтроль и самый богатый директор: год работы Управления дорожного строительства

Контрольно-счетная палата Новосибирска выявила многочисленные нарушения в работе муниципального казенного учреждения «Управление дорожного строительства». В их числе: несоответствие затрат по мероприятиям и неэффективное расходование бюджетных средств, несвоевременное принятие решений и ненадлежаще оформленные документы, отсутствие должного контроля за подрядчиками и однозначной методики установления срока гарантии. При этом руководитель учреждения Виктор Хихлов, который по итогам 2023 года стал директором с самой высокой зарплатой, совсем недавно покинул свой пост.

Контрольно-счетная палата города Новосибирска проверила эффективность использования средств бюджета, выделенных на функционирование муниципального казенного учреждения «Управление дорожного строительства». Аудитор и инспекторы КСП изучили период деятельности управления с 2021 года по 2022 год. Проверка длилась несколько месяцев. Отметим, что с 4 октября 2021 года и до июня текущего года начальником МКУ «УДС» был Виктор Хихлов. Учредителем организации выступает город Новосибирск.

Предыдущей проверкой, которая проводилась в 2018 году, неэффективного использования бюджетных средств установлено не было. А вот в ходе проверок в 2021 году выявлены типичные нарушения в работе учреждения: завышение сметной стоимости; необоснованное применение коэффициентов; многочисленные дефекты выполнения работ; несоответствие взятых на анализ образцов вырубки требованиям ГОСТ. По итогу проверок были выписаны представления.

Что касается периода 2021-2022 года, то эксперты КСП изучали устав МКУ, бухгалтерские документы (в том числе отчетность), муниципальные контракты, акты о приемке выполненных работ, сметы расходов, отчеты о выполнении и прочие документы. В этот период времени финансирование «УДС» осуществлялось департаментом транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса (ДТиДБК) мэрии города через лицевой счет, открытый в департаменте финансов и налоговой политики в рамках муниципальной программы «Развитие транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса на территории города Новосибирска» и непрограммного направления деятельности.

Как указывают в Контрольно-счетной палате Новосибирска, МКУ «УДС» в 2021 году утверждено бюджетных назначений в размере 3 480 140,1 тыс. рублей, в 2022 году – 3 433 016,1 тыс. рублей. Профинансировано 3 331 001,5 тыс. рублей (95,1 %) и 3 138 297,7 тыс. рублей (91,4 %) соответственно. Источники финансирования – бюджет города, областной и федеральный бюджеты.

Основную долю в общем объеме финансового обеспечения составляли средства регионального бюджета: в 2021 году – 41,4 %, в 2022 году – 69,1 %. Рост составил 27,7 процентных пункта. При этом средства федерального бюджета сократились на 33,5 процентных пункта (с 1 365 588,0 тыс. рублей до 235 000,0 тыс. рублей) и составили 7,5 % – в связи с перераспределением источников финансирования, выделенных на ремонт автомобильных дорог, и завершением в 2021 году работ по объекту «Реконструкция площади Лыщинского с участками автомобильных дорог, примыкающих к площади для обеспечения транспортной доступности к "Многофункциональной ледовой арене» в Кировском, Ленинском районах"». Доля городского бюджета в 2022 году по сравнению с предыдущим периодом возросла на 5,8 % (с 586 141,2 тыс. рублей до 734 672,2 тыс. рублей) и составила 23,4 % от общего объема финансирования.

Основное неисполнение бюджетных ассигнований, выделенных учреждению, по программе в 2021 году составило 149 027,2 тыс. рублей (4,3 %), в 2022 году – на сумму 294 718,4 тыс. рублей (8,6 %). Рост – 4,3 процентных пункта: в основном за счет средств областного бюджета, выделенных на ремонт автодорог. Причина – нарушение подрядными организациями сроков выполнения работ, неблагоприятные погодные условия. При этом федеральные средства в 2021 году и 2022 году были освоены в полном объеме.

В 2021 году наблюдалось неисполнение по ремонту и восстановлению тротуаров – на 38,5 %, по ремонту дорог в зонах индивидуальной жилой застройки – на 6,9 %, по ремонту автодорог с усовершенствованным типом покрытия – на 6 % – в связи с нарушением подрядчиками сроков. В 2022 году же полностью не исполнены бюджетные инвестиции по объектам капитального строительства на общую сумму 57 235,3 тыс. рублей – из-за нарушения подрядной организации МП «МетроМиР» условий муниципальных контрактов по корректировке проектной документации и выполнение инженерных изысканий по двум объектам: «Строительство магистрали непрерывного движения от Красного проспекта до городской черты в направлении Бийск-Ташанта. Транспортная развязка на пересечении ул. Большевистской и ул. Восход на въезде на Октябрьский мост» и «Строительство автомобильной дороги от пересечения ул. Кутателадзе и ул. Демакова до ул. Арбузова с выходом на трассу «Кольцово – Академгородок». По объекту «Реконструкция автомобильной дороги общего пользования по Гусинобродскому шоссе в Октябрьском, Дзержинском районах (участок от ул. Волочаевская до городской среды)» мероприятия не исполнены на 23 558,9 тыс. рублей или 5,7 % – в связи с тем, что в 2022 году подрядной организацией не выполнены сезонные работы.

На 100 % не исполнено мероприятие по содержанию конечных остановочных пунктов – в связи со срывом подрядчиком – ООО «Грин-Проект» – сроков выполнения работ по заключенным муниципальным контрактам по выполнению инженерных изысканий и разработки проектной документации.

В КСП отмечают, что в 2022 году неисполнение бюджетных назначений произошло из-за введенных экономических санкций – частично не удалось приобрести запланированное оборудование.
При этом, согласно отчету, были перевыполнены плановые показатели за счет экономии по торгам: по ремонту дорог в зонах индивидуальной жилой застройки в 2021 году – 14,4 %, в 2022 году – 12,8 %; по ремонту и восстановлению тротуаров в 2022 году – 27,3 %; по ремонту автодорог с усовершенствованным типом покрытия в 2021 году – 6,7 %, в 2022 году – 42,4 %.

Однако, проверкой установлено несоответствие суммы затрат по мероприятиям, отраженным в программе и лимитов бюджетных назначений МКУ «УДС» на 2021 и 2022 годы на 61 899,3 тыс. рублей. При этом соответствующие изменения в программу внесены не были.

«Отсутствие таких изменения влечет неактуальность информации, представленной в муниципальной программе», – указывают в КСП.

В МКУ «УДС» пояснили, что изменения бюджетных ассигнований не внесены в программу в связи с тем, что дополнительные соглашения о выделении субсидии были заключены в конце финансового года и утверждены без внесения изменений в решение о бюджете и в программу.

Что касается сметы расходов муниципального учреждения, то основную долю (более 68 %) в ее структуре составляли траты на закупку товаров и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ремонт автодорог, дорог частного сектора, тротуаров, содержание самого учреждения) – их доля за два года возросла на 3 процентных пункта.

Фактические расходы по ремонту дорог в зонах индивидуальной жилой застройки на 1 кв. метр в 2021 году составили 732,4 тыс. рублей, в 2022 году – 822,7 тыс. рублей – что меньше норматива: в 2021 году – на 14,5 %, в 2022 году – на 7,2 %. Бюджетные ассигнования на ремонт дорог в зонах ИЖЗ при этом были утверждены без учета норматива финансовых затрат, что, по данным КСП, привело к завышению утвержденных бюджетных ассигнований в 2021 году на 5 %, в 2022 году – на 4,7 %. Противоположная ситуация по бюджетным ассигнованиям, выделенным на ремонт автодорог с усовершенствованным типом покрытия – расчет размера бюджетных ассигнований на ремонт автодорог с учетом нормативных финансовых затрат превысил утвержденные назначения в 2021 году на 68,6 %, в 2022 году – 51,4 %.

«Бюджетные ассигнования на 2021 и 2022 годы утверждены без учета норматива финансовых затрат на ремонт автомобильных дорог», – подчеркнули эксперты КСП.

В ходе проверки выяснилось, что в утвержденной форме муниципального задания не предусмотрен объем финансового обеспечения его выполнения, а также не определены показатели, характеризующие качество муниципальной работы. В соответствии с отчетами о выполнении муниципального задания за 2021-2022 годы показатель объема работы выполнен в полном объеме.
По большинству объектов строительства, реализуемых в течение проверяемого периода, проектировщиком выступало МУП «УЗСПТС» (МП «МетроМиР»).

Выборочная проверка документации по «Реконструкции автомобильной дороги общего пользования по улице Кедровая 1 этап (от Мочищенского шоссе до городской черты)» показала недостатки и нарушения, «создающие условия для неэффективного и необоснованного расходования бюджетных средств на различных стадиях обработки документации: от стадии подготовки сметной документации, использованной при проведении закупочных процедур до стадии приемки и оплаты выполненных работ от подрядчиков». Учет повышающего коэффициента на стесненность при приемке работ от подрядчика привел к неэффективному расходованию бюджетных средств ориентировочно на 20 553,4 тыс. рублей (без учета оплаченных дополнительных объемов работ и коэффициентов дефлятора за 2022 год). Необоснованно были применены расценки для прокладки трубопроводов большого размера, необоснованно дополнительно учтены заготовительно-складские расходы (2 %) в стоимости материала. Фактическая стоимость работ по устройству ливневой канализации была завышена на 250,9 тыс. рублей. По разделу «водопровод и канализация» при составлении сметной документации была завышена смета, использованная для обоснования начальной максимальной цены контракта 836,5 тыс. рублей. При этом по мере реализации проекта был подготовлен откорректированный сметный расчет, по которому принимались выполненные работы, но и при его рассмотрении выявлены нарушения и несоответствия. Что касается именно этого проекта, то КСП выявила множественные нарушения и отклонения: установка остановочных павильонов не соответствует проектному решению, некоторые обочины не отсыпаны, устройство газонов не соответствует проекту, как и выполненная рекультивация, и так далее. Эти по факту не выполненные работы и не соответствующие проекту были приняты и оплачены.

«Совокупность выявленных в ходе контрольного мероприятия несоответствий и нарушений позволяет сделать следующие выводы: в учреждении не осуществляется или осуществляется не должным образом входной контроль проектно-сметной документации; исполнительная документация оформляется формально, строительный контроль за выполнением работ в соответствии с проектной документацией не осуществляется или осуществляется не должным образом», – говорится в выводах КСП.

Аудиторы обратили внимание на то, что в составе капитальных вложений «УДС» учитываются в том числе объекты, которые по профилю и тематике не относятся к предмету деятельного учреждения: стоимость трех фонтанов, проектные работы по линии скоростного трамвая, пешеходные мосты. Кроме того, значительное число уже законченных объектов продолжает числится в составе капвложений учреждения.

Из бухгалтерских документов следует, что общие фактические расходы на ремонт дорог и тротуаров за период с 2021 по 2022 год составили 4 548 066,9 тыс. рублей. При этом наибольшая доля работ (55,6 %) профинансирована из бюджета Новосибирской области, 31,1 % всех расходов пришлось на федеральный бюджет и только 13,3 % – на долю муниципалитета.

На ремонт дорог в зоне индивидуальной жилой застройки в указанном периоде (2021-2022 гг.) было потрачено 259 892,3 миллиона рублей. При этом траты на это в 2022 году на 44,9 % меньше, чем расходы на этот вид работы в 2021 году, фактическое же снижение расходов составило 55,5 %.

Что касается муниципальных контрактов, то специалисты Контрольно-счетной палаты установили, что их заключение осуществляется на основании торгов по укрупненным расценкам на неопределенный объем работ, что «создает риски неэффективного расходования средств, так как последующее актирование по укрупненным расценкам может привести к включению в акты выполненных работ и оплате подрядчикам фактически не выполняемых ими работ на объекте». Так, в укрупненную расценку на «разработку грунта» включена работа экскаватора с погрузкой в самосвалы и вывозом, но в реальности проверить, проводились ли эти работы, проверить не представляется возможным по ряду причин.

Что касается индивидуального жилищного строительства (ИЖС), то в учреждении отсутствует прозрачный и утвержденный механизм выбора типа покрытия при производстве работ по ремонту дорожного покрытия.

«Выбор улиц индивидуальной жилой застройки в план работ на год и в план-задание к определенному заключенному муниципальному контракту осуществляется на основании списка наказов избирателей. Сопоставление фактически выполненных объемов работ с наказами депутатов за проверяемый период показало, что в значительном количестве случаев осуществляется замена типа покрытия при выполнении работ: по наказам избирателей необходимо выполнить асфальтирование улиц частного сектора, а выполняются работы по покрытию улиц ЩПС. Несмотря на то, что тип покрытия не соответствует указанному в наказе ДТиДБК отчитывается о выполнении наказов избирателей», – подчеркнули в КСП, добавив, что в ряде случаев улицы после проведения работ выглядят также, как и до производства работ, или даже хуже. Сведений же об устранении выявленных дефектов подрядчиком в рамках гарантийных обязательств в ходе проверки предоставлено не было.

Общий объем расходов учреждения на ремонт тротуаров в проверяемом периоде составил 119 353,7 миллиона рублей. Договоры на ремонт тротуаров заключались по результатам конкурсных процедур, которые проводились не в отношении конкретных объектов, а через формирование укрупненных расценок. В итоге по результатам ряда процедур получено существенное снижение расценок на проведение работ по сравнению со сметными значениями. И по данному виду работ выявлены многочисленные нарушения: подмены материала более дешевым до фактического невыполнения части работ на объекте.

По ремонту автодорог ситуация еще хуже: в рамках проверяемого периода в учреждении вообще отсутствовал однозначный порядок (система) выбора параметров дорожного покрытия (тип покрытия, толщина каждого слоя, их комбинация). В КСП указывают, что «в результате бессистемного подхода к выбору покрытия складываются ситуации, когда в одном периоде на одной улице разными подрядчиками разные участки могут выполняться разными типами покрытия». По некоторым объектам у аудиторов сложилось впечатление, будто подрядчик сам выбираем тип покрытия.
Заключение части муниципальных контрактов по ремонту дорог осуществляется также на основании торгов по укрупненным расценкам на неопределенный объем работ, что создает риски неэффективного расходования средств через включение в акты фактически не выполняемых подрядчиками работ. Зафиксировано несоответствие как по толщине выравнивающего слоя, так и по целому ряду других проводимых работ на различных объектах.

При этом до 11 апреля 2022 года в МКУ «УДС» отсутствовал регламент претензионно-исковой работы. Однако и после его появления в бумагах успели допустить различные ошибки: бардак обнаружен в журналах претензий и реестрах учета претензий. Так, регламентом не предусмотрены сроки: оформления и вручения претензий подрядчику после обнаружения дефектов на участках дорог, находящихся на гарантии; сроки для исполнения претензий. Это зачастую приводит к затягиванию сроков устранения дефектов. В УДС уверили, что регламент дорабатывается.

«При проверке представленной претензионно-исковой документации установлены факты устранения дефектов частично: дефекты, требующие незначительных расходов, устраняются, дефекты, связанные с образованием колейности на больших площадях, требующие значительных расходов не устраняются. МКУ "УДС" исковая работа проводится не в полном объеме», – указывают в КСП.

При этом в МКУ «УДС» отсутствует методика установления гарантийного срока. Так, в ходе проверки муниципальных контрактов по ремонту асфальтобетонного покрытия установлено, что гарантийные сроки на верхний слой асфальтобетонного покрытия устанавливается от двух до пяти лет, без указания критериев определения срока гарантии, в том числе: при установлении гарантии не учитывается интенсивность движения транспорта. Даже на идентичные работы на одной улице по контактам могут быть установлены разные сроки гарантии. Интересно, что исполнительная документация МКУ «УДС» уничтожает после истечения гарантийного срока по объектам ремонта, ссылаясь на то, что в нормативной документации отсутствуют требования по ее хранению. И еще один момент, в ходе проверки установлены факты заключения муниципальных контрактов и выполнения работ по ремонту асфальтобетонного покрытия на участках автодорог, находящихся на гарантии. При этом на некоторых автодорогах (например, по улице Зорге) верхний слой асфальтобетонного покрытия прослужил около полугода – при гарантии 5 лет.

«Претензионно-исковая работа МКУ "УДС" по устранению дефектов асфальтобетонного покрытия на участках дорог, находящихся на гарантии, проводится не в полном объеме. При отсутствии ответа подрядчика на претензию исковые заявления в арбитражный суд МКУ "УДС" зачастую не направляются. В результате чего, претензионно-исковая работа МКУ "УДС" неэффективна, что приводит к увеличению участков дорог с дефектами, угрожает безопасности дорожного движения и приводит к значительному увеличению расходов средств бюджета города на ремонт дорог», – указывают в КСП.

Кроме того, ДТиДБК мэрии не разработан механизм согласования работ по ремонту теплосетей ООО «СГК» и других работ (связанных с ремонтом, реконструкцией и строительством коммуникаций), проводимых на городских автомобильных дорогах с МКУ «УДС» и контроля качества работ по восстановлению дорожного полотна.

Неэффективное расходование бюджетных средств аудиторы усмотрели и в высокой стоимости материалов.

«Столь высокая стоимость материалов и высокого индекса может быть оправдана при выполнении работ на высоком удалении от асфальтобетонных заводов и баз размещения материалов, когда значительные расходы подрядчик несет на осуществление доставки материала к месту проведения работ, а также дополнительные мероприятия с целью поддержания температуры смеси. При выполнении работ на территории города, в непосредственной близости от асфальтобетонных заводов, установление (и применение) столь высоких расценок на материалы формирует условия для завышения стоимости работ и формированию сверхприбыли у подрядчиков», – говорится в отчете.

Сметные расценки на асфальтобетонную смесь, применяемые в 2022 году при закупке работ по ремонту улично-дорожной сети, существенно превышают сметную стоимость аналогичных материалов, применяемых при оценке подобных видов работ в других крупных городах.

В организационной структуре МКУ «УДС» в качестве структурного подразделения выделен отдел лабораторного контроля, который должен контролировать применяемые материалы и работу подрядчиков. При этом выявились факты, когда сотрудники отдела использовали дорогостоящее оборудование в интересах третьих лиц и в интересах другой лаборатории, в которой работают те же сотрудники, что и в «УДС». КСП делает заключение об отсутствии независимости в выводах этих специалистов.

По данным отчета о финансовых результатах деятельности, расходы МКУ «УДС» за 2022 год составили 2 555 892,7 тыс. рублей – уменьшились относительно 2021 года на 89 291,8 тыс. рублей (на 3,38 %).

В нарушении постановления мэрии, доля расходов на оплату труда основного персонала в фонде оплаты труда составляла менее 60 %. В «УДС» уверяют, что несоответствие произошло из-за того, что в перечень должностей, профессий работников, относящихся к основному персоналу, не вошли главный инженер и замначальники отделов. Текучесть кадров в целом по учреждению в 2021 году составляла 20,2 %, в 2022 году – 23 %. До июня 2021 года в протоколах комиссии по распределению стимулирующих выплат работникам отсутствовали основания для установления трудового стажа. Кроме того, отсутствие конкретных формулировок трудовых обязанностей, изложенных в должностной инструкции, которая является частью трудового договора, создавала условия к неэффективным действиям работника, его дезориентации и, как следствие, к нестабильности (текучести кадров) и неэффективности деятельности всего учреждения.

Таким образом, МКУ «УДС» в период с 2021 года по 2022 год был допущен целый ряд нарушений и недостатков. В итоге, еще в ноябре 2023 года начальнику МКУ «УДС», на тот момент Хихлову, было внесено представление. Как и начальнику департамента земельных и имущественных отношений мэрии: в ходе проверки выяснилось, что на 31 декабря 2022 года 28 земельных участков, находящихся у МКУ «УДС» в бессрочном пользовании, или не связаны с реализуемыми объектами, или связаны с объектами, которые уже завершены. В КСП уверены, что нахождение таких участков в постоянном пользовании «УДС» приводит к невозможности предоставления их иным потенциальным пользователям и создает условия для неэффективного распоряжения муниципальной собственностью.

Тем временем, Виктор Хихлов недавно покинул пост директора Управления дорожного строительства Новосибирска. Эту должность Хихлов занимал с 2021 года. По итогам 2023 года он стал директором с самой высокой зарплатой – более 215 тысяч рублей в месяц.

Отметим, что МКУ «УДС» – одно из учреждений, подведомственных департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии. Ранее мэр Новосибирска Максим Кудрявцев подписал распоряжение о назначении начальником департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Иосифа Кодалаева. К работе в новой должности Кодалаев приступил 11 июня.

Добавим, что прежний исполняющий обязанности руководителя городского дептранса (заместитель начальника департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса) Олеся Богомазова ранее была задержана сотрудниками правоохранительных органов. Железнодорожный районный суд Новосибирска избрал ей меру пресечения в виде заключения под стражу до 12 июля 2024 года. Ее обвиняют в получении взятки в крупном размере (пункт «в» части 5 статьи 290 УК РФ). По версии следствия, Олеся Богомазова, являясь начальником финансово-экономического управления в сфере транспорта и дорожного благоустройства мэрии города Новосибирска, организовала заключение двух контрактов между МКУ «Горсвет» и юрлицом, услуги по которым заведомо оказываться не будут. При этом Богомазова действовала вопреки целям деятельности МКУ «Горсвет» и задачам финансово-экономического управления. С 25 декабря 2017 года по 31 декабря 2019 года за общее покровительство по службе и незаконные действия в пользу взяткодателя и представляемого им юрлица Олеся Богомазова получила взятку в виде денег и имущества на общую сумму 230 тысяч рублей.

Также с 30 декабря 2021 года по 8 марта 2022 года Олеся Богомазова, будучи замначальника департамента транспорта, получила от депутата взятку в виде имущества на общую сумму 151 тысячу рублей. За это она должна была оказать поддержку в депутатской деятельности по исполнению наказов и обращений граждан, путем выделения дополнительных денежных средств для избирательного округа депутата и изменения очередности выполнения мероприятий.

Олеся Богомазова была назначена исполняющим обязанности главы департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска после увольнения Константина Васильева. Позже Васильева задержали по подозрению в злоупотреблении должностными полномочиями при строительстве дублирующей дороги к жилмассиву «Плющихинский». Правоохранители считают, что Васильев принял отчет на сумму 48 миллионов рублей без подтверждающих документов, а меры к возврату субсидии не принял. Ранее Дзержинский районный суд Новосибирска продлил ему арест до 20 августа 2024 года.

До Васильева во главе департамента стоял Роман Дронов, который ушел со своего поста 26 мая 2021 года – на фоне массовой критики состояния города. В 2017 году Дронов сменил на этом посту Сергея Райхмана, тот ушел работать в муниципальный архив. Райхман же пришел на место скандального Валерия Жаркова.

 

Контрольно-счетная палата Новосибирска выявила многочисленные нарушения в работе муниципального казенного учреждения «Управление дорожного строительства». В их числе: несоответствие затрат по мероприятиям и неэффективное расходование бюджетных средств, несвоевременное принятие решений и ненадлежаще оформленные документы, отсутствие должного контроля за подрядчиками и однозначной методики установления срока гарантии. При этом руководитель учреждения Виктор Хихлов, который по итогам 2023 года стал директором с самой высокой зарплатой, совсем недавно покинул свой пост.

Контрольно-счетная палата города Новосибирска проверила эффективность использования средств бюджета, выделенных на функционирование муниципального казенного учреждения «Управление дорожного строительства». Аудитор и инспекторы КСП изучили период деятельности управления с 2021 года по 2022 год. Проверка длилась несколько месяцев. Отметим, что с 4 октября 2021 года и до июня текущего года начальником МКУ «УДС» был Виктор Хихлов. Учредителем организации выступает город Новосибирск.

Предыдущей проверкой, которая проводилась в 2018 году, неэффективного использования бюджетных средств установлено не было. А вот в ходе проверок в 2021 году выявлены типичные нарушения в работе учреждения: завышение сметной стоимости; необоснованное применение коэффициентов; многочисленные дефекты выполнения работ; несоответствие взятых на анализ образцов вырубки требованиям ГОСТ. По итогу проверок были выписаны представления.

Что касается периода 2021-2022 года, то эксперты КСП изучали устав МКУ, бухгалтерские документы (в том числе отчетность), муниципальные контракты, акты о приемке выполненных работ, сметы расходов, отчеты о выполнении и прочие документы. В этот период времени финансирование «УДС» осуществлялось департаментом транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса (ДТиДБК) мэрии города через лицевой счет, открытый в департаменте финансов и налоговой политики в рамках муниципальной программы «Развитие транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса на территории города Новосибирска» и непрограммного направления деятельности.

Как указывают в Контрольно-счетной палате Новосибирска, МКУ «УДС» в 2021 году утверждено бюджетных назначений в размере 3 480 140,1 тыс. рублей, в 2022 году – 3 433 016,1 тыс. рублей. Профинансировано 3 331 001,5 тыс. рублей (95,1 %) и 3 138 297,7 тыс. рублей (91,4 %) соответственно. Источники финансирования – бюджет города, областной и федеральный бюджеты.

Основную долю в общем объеме финансового обеспечения составляли средства регионального бюджета: в 2021 году – 41,4 %, в 2022 году – 69,1 %. Рост составил 27,7 процентных пункта. При этом средства федерального бюджета сократились на 33,5 процентных пункта (с 1 365 588,0 тыс. рублей до 235 000,0 тыс. рублей) и составили 7,5 % – в связи с перераспределением источников финансирования, выделенных на ремонт автомобильных дорог, и завершением в 2021 году работ по объекту «Реконструкция площади Лыщинского с участками автомобильных дорог, примыкающих к площади для обеспечения транспортной доступности к "Многофункциональной ледовой арене» в Кировском, Ленинском районах"». Доля городского бюджета в 2022 году по сравнению с предыдущим периодом возросла на 5,8 % (с 586 141,2 тыс. рублей до 734 672,2 тыс. рублей) и составила 23,4 % от общего объема финансирования.

Основное неисполнение бюджетных ассигнований, выделенных учреждению, по программе в 2021 году составило 149 027,2 тыс. рублей (4,3 %), в 2022 году – на сумму 294 718,4 тыс. рублей (8,6 %). Рост – 4,3 процентных пункта: в основном за счет средств областного бюджета, выделенных на ремонт автодорог. Причина – нарушение подрядными организациями сроков выполнения работ, неблагоприятные погодные условия. При этом федеральные средства в 2021 году и 2022 году были освоены в полном объеме.

В 2021 году наблюдалось неисполнение по ремонту и восстановлению тротуаров – на 38,5 %, по ремонту дорог в зонах индивидуальной жилой застройки – на 6,9 %, по ремонту автодорог с усовершенствованным типом покрытия – на 6 % – в связи с нарушением подрядчиками сроков. В 2022 году же полностью не исполнены бюджетные инвестиции по объектам капитального строительства на общую сумму 57 235,3 тыс. рублей – из-за нарушения подрядной организации МП «МетроМиР» условий муниципальных контрактов по корректировке проектной документации и выполнение инженерных изысканий по двум объектам: «Строительство магистрали непрерывного движения от Красного проспекта до городской черты в направлении Бийск-Ташанта. Транспортная развязка на пересечении ул. Большевистской и ул. Восход на въезде на Октябрьский мост» и «Строительство автомобильной дороги от пересечения ул. Кутателадзе и ул. Демакова до ул. Арбузова с выходом на трассу «Кольцово – Академгородок». По объекту «Реконструкция автомобильной дороги общего пользования по Гусинобродскому шоссе в Октябрьском, Дзержинском районах (участок от ул. Волочаевская до городской среды)» мероприятия не исполнены на 23 558,9 тыс. рублей или 5,7 % – в связи с тем, что в 2022 году подрядной организацией не выполнены сезонные работы.

На 100 % не исполнено мероприятие по содержанию конечных остановочных пунктов – в связи со срывом подрядчиком – ООО «Грин-Проект» – сроков выполнения работ по заключенным муниципальным контрактам по выполнению инженерных изысканий и разработки проектной документации.

В КСП отмечают, что в 2022 году неисполнение бюджетных назначений произошло из-за введенных экономических санкций – частично не удалось приобрести запланированное оборудование.
При этом, согласно отчету, были перевыполнены плановые показатели за счет экономии по торгам: по ремонту дорог в зонах индивидуальной жилой застройки в 2021 году – 14,4 %, в 2022 году – 12,8 %; по ремонту и восстановлению тротуаров в 2022 году – 27,3 %; по ремонту автодорог с усовершенствованным типом покрытия в 2021 году – 6,7 %, в 2022 году – 42,4 %.

Однако, проверкой установлено несоответствие суммы затрат по мероприятиям, отраженным в программе и лимитов бюджетных назначений МКУ «УДС» на 2021 и 2022 годы на 61 899,3 тыс. рублей. При этом соответствующие изменения в программу внесены не были.

«Отсутствие таких изменения влечет неактуальность информации, представленной в муниципальной программе», – указывают в КСП.

В МКУ «УДС» пояснили, что изменения бюджетных ассигнований не внесены в программу в связи с тем, что дополнительные соглашения о выделении субсидии были заключены в конце финансового года и утверждены без внесения изменений в решение о бюджете и в программу.

Что касается сметы расходов муниципального учреждения, то основную долю (более 68 %) в ее структуре составляли траты на закупку товаров и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ремонт автодорог, дорог частного сектора, тротуаров, содержание самого учреждения) – их доля за два года возросла на 3 процентных пункта.

Фактические расходы по ремонту дорог в зонах индивидуальной жилой застройки на 1 кв. метр в 2021 году составили 732,4 тыс. рублей, в 2022 году – 822,7 тыс. рублей – что меньше норматива: в 2021 году – на 14,5 %, в 2022 году – на 7,2 %. Бюджетные ассигнования на ремонт дорог в зонах ИЖЗ при этом были утверждены без учета норматива финансовых затрат, что, по данным КСП, привело к завышению утвержденных бюджетных ассигнований в 2021 году на 5 %, в 2022 году – на 4,7 %. Противоположная ситуация по бюджетным ассигнованиям, выделенным на ремонт автодорог с усовершенствованным типом покрытия – расчет размера бюджетных ассигнований на ремонт автодорог с учетом нормативных финансовых затрат превысил утвержденные назначения в 2021 году на 68,6 %, в 2022 году – 51,4 %.

«Бюджетные ассигнования на 2021 и 2022 годы утверждены без учета норматива финансовых затрат на ремонт автомобильных дорог», – подчеркнули эксперты КСП.

В ходе проверки выяснилось, что в утвержденной форме муниципального задания не предусмотрен объем финансового обеспечения его выполнения, а также не определены показатели, характеризующие качество муниципальной работы. В соответствии с отчетами о выполнении муниципального задания за 2021-2022 годы показатель объема работы выполнен в полном объеме.
По большинству объектов строительства, реализуемых в течение проверяемого периода, проектировщиком выступало МУП «УЗСПТС» (МП «МетроМиР»).

Выборочная проверка документации по «Реконструкции автомобильной дороги общего пользования по улице Кедровая 1 этап (от Мочищенского шоссе до городской черты)» показала недостатки и нарушения, «создающие условия для неэффективного и необоснованного расходования бюджетных средств на различных стадиях обработки документации: от стадии подготовки сметной документации, использованной при проведении закупочных процедур до стадии приемки и оплаты выполненных работ от подрядчиков». Учет повышающего коэффициента на стесненность при приемке работ от подрядчика привел к неэффективному расходованию бюджетных средств ориентировочно на 20 553,4 тыс. рублей (без учета оплаченных дополнительных объемов работ и коэффициентов дефлятора за 2022 год). Необоснованно были применены расценки для прокладки трубопроводов большого размера, необоснованно дополнительно учтены заготовительно-складские расходы (2 %) в стоимости материала. Фактическая стоимость работ по устройству ливневой канализации была завышена на 250,9 тыс. рублей. По разделу «водопровод и канализация» при составлении сметной документации была завышена смета, использованная для обоснования начальной максимальной цены контракта 836,5 тыс. рублей. При этом по мере реализации проекта был подготовлен откорректированный сметный расчет, по которому принимались выполненные работы, но и при его рассмотрении выявлены нарушения и несоответствия. Что касается именно этого проекта, то КСП выявила множественные нарушения и отклонения: установка остановочных павильонов не соответствует проектному решению, некоторые обочины не отсыпаны, устройство газонов не соответствует проекту, как и выполненная рекультивация, и так далее. Эти по факту не выполненные работы и не соответствующие проекту были приняты и оплачены.

«Совокупность выявленных в ходе контрольного мероприятия несоответствий и нарушений позволяет сделать следующие выводы: в учреждении не осуществляется или осуществляется не должным образом входной контроль проектно-сметной документации; исполнительная документация оформляется формально, строительный контроль за выполнением работ в соответствии с проектной документацией не осуществляется или осуществляется не должным образом», – говорится в выводах КСП.

Аудиторы обратили внимание на то, что в составе капитальных вложений «УДС» учитываются в том числе объекты, которые по профилю и тематике не относятся к предмету деятельного учреждения: стоимость трех фонтанов, проектные работы по линии скоростного трамвая, пешеходные мосты. Кроме того, значительное число уже законченных объектов продолжает числится в составе капвложений учреждения.

Из бухгалтерских документов следует, что общие фактические расходы на ремонт дорог и тротуаров за период с 2021 по 2022 год составили 4 548 066,9 тыс. рублей. При этом наибольшая доля работ (55,6 %) профинансирована из бюджета Новосибирской области, 31,1 % всех расходов пришлось на федеральный бюджет и только 13,3 % – на долю муниципалитета.

На ремонт дорог в зоне индивидуальной жилой застройки в указанном периоде (2021-2022 гг.) было потрачено 259 892,3 миллиона рублей. При этом траты на это в 2022 году на 44,9 % меньше, чем расходы на этот вид работы в 2021 году, фактическое же снижение расходов составило 55,5 %.

Что касается муниципальных контрактов, то специалисты Контрольно-счетной палаты установили, что их заключение осуществляется на основании торгов по укрупненным расценкам на неопределенный объем работ, что «создает риски неэффективного расходования средств, так как последующее актирование по укрупненным расценкам может привести к включению в акты выполненных работ и оплате подрядчикам фактически не выполняемых ими работ на объекте». Так, в укрупненную расценку на «разработку грунта» включена работа экскаватора с погрузкой в самосвалы и вывозом, но в реальности проверить, проводились ли эти работы, проверить не представляется возможным по ряду причин.

Что касается индивидуального жилищного строительства (ИЖС), то в учреждении отсутствует прозрачный и утвержденный механизм выбора типа покрытия при производстве работ по ремонту дорожного покрытия.

«Выбор улиц индивидуальной жилой застройки в план работ на год и в план-задание к определенному заключенному муниципальному контракту осуществляется на основании списка наказов избирателей. Сопоставление фактически выполненных объемов работ с наказами депутатов за проверяемый период показало, что в значительном количестве случаев осуществляется замена типа покрытия при выполнении работ: по наказам избирателей необходимо выполнить асфальтирование улиц частного сектора, а выполняются работы по покрытию улиц ЩПС. Несмотря на то, что тип покрытия не соответствует указанному в наказе ДТиДБК отчитывается о выполнении наказов избирателей», – подчеркнули в КСП, добавив, что в ряде случаев улицы после проведения работ выглядят также, как и до производства работ, или даже хуже. Сведений же об устранении выявленных дефектов подрядчиком в рамках гарантийных обязательств в ходе проверки предоставлено не было.

Общий объем расходов учреждения на ремонт тротуаров в проверяемом периоде составил 119 353,7 миллиона рублей. Договоры на ремонт тротуаров заключались по результатам конкурсных процедур, которые проводились не в отношении конкретных объектов, а через формирование укрупненных расценок. В итоге по результатам ряда процедур получено существенное снижение расценок на проведение работ по сравнению со сметными значениями. И по данному виду работ выявлены многочисленные нарушения: подмены материала более дешевым до фактического невыполнения части работ на объекте.

По ремонту автодорог ситуация еще хуже: в рамках проверяемого периода в учреждении вообще отсутствовал однозначный порядок (система) выбора параметров дорожного покрытия (тип покрытия, толщина каждого слоя, их комбинация). В КСП указывают, что «в результате бессистемного подхода к выбору покрытия складываются ситуации, когда в одном периоде на одной улице разными подрядчиками разные участки могут выполняться разными типами покрытия». По некоторым объектам у аудиторов сложилось впечатление, будто подрядчик сам выбираем тип покрытия.
Заключение части муниципальных контрактов по ремонту дорог осуществляется также на основании торгов по укрупненным расценкам на неопределенный объем работ, что создает риски неэффективного расходования средств через включение в акты фактически не выполняемых подрядчиками работ. Зафиксировано несоответствие как по толщине выравнивающего слоя, так и по целому ряду других проводимых работ на различных объектах.

При этом до 11 апреля 2022 года в МКУ «УДС» отсутствовал регламент претензионно-исковой работы. Однако и после его появления в бумагах успели допустить различные ошибки: бардак обнаружен в журналах претензий и реестрах учета претензий. Так, регламентом не предусмотрены сроки: оформления и вручения претензий подрядчику после обнаружения дефектов на участках дорог, находящихся на гарантии; сроки для исполнения претензий. Это зачастую приводит к затягиванию сроков устранения дефектов. В УДС уверили, что регламент дорабатывается.

«При проверке представленной претензионно-исковой документации установлены факты устранения дефектов частично: дефекты, требующие незначительных расходов, устраняются, дефекты, связанные с образованием колейности на больших площадях, требующие значительных расходов не устраняются. МКУ "УДС" исковая работа проводится не в полном объеме», – указывают в КСП.

При этом в МКУ «УДС» отсутствует методика установления гарантийного срока. Так, в ходе проверки муниципальных контрактов по ремонту асфальтобетонного покрытия установлено, что гарантийные сроки на верхний слой асфальтобетонного покрытия устанавливается от двух до пяти лет, без указания критериев определения срока гарантии, в том числе: при установлении гарантии не учитывается интенсивность движения транспорта. Даже на идентичные работы на одной улице по контактам могут быть установлены разные сроки гарантии. Интересно, что исполнительная документация МКУ «УДС» уничтожает после истечения гарантийного срока по объектам ремонта, ссылаясь на то, что в нормативной документации отсутствуют требования по ее хранению. И еще один момент, в ходе проверки установлены факты заключения муниципальных контрактов и выполнения работ по ремонту асфальтобетонного покрытия на участках автодорог, находящихся на гарантии. При этом на некоторых автодорогах (например, по улице Зорге) верхний слой асфальтобетонного покрытия прослужил около полугода – при гарантии 5 лет.

«Претензионно-исковая работа МКУ "УДС" по устранению дефектов асфальтобетонного покрытия на участках дорог, находящихся на гарантии, проводится не в полном объеме. При отсутствии ответа подрядчика на претензию исковые заявления в арбитражный суд МКУ "УДС" зачастую не направляются. В результате чего, претензионно-исковая работа МКУ "УДС" неэффективна, что приводит к увеличению участков дорог с дефектами, угрожает безопасности дорожного движения и приводит к значительному увеличению расходов средств бюджета города на ремонт дорог», – указывают в КСП.

Кроме того, ДТиДБК мэрии не разработан механизм согласования работ по ремонту теплосетей ООО «СГК» и других работ (связанных с ремонтом, реконструкцией и строительством коммуникаций), проводимых на городских автомобильных дорогах с МКУ «УДС» и контроля качества работ по восстановлению дорожного полотна.

Неэффективное расходование бюджетных средств аудиторы усмотрели и в высокой стоимости материалов.

«Столь высокая стоимость материалов и высокого индекса может быть оправдана при выполнении работ на высоком удалении от асфальтобетонных заводов и баз размещения материалов, когда значительные расходы подрядчик несет на осуществление доставки материала к месту проведения работ, а также дополнительные мероприятия с целью поддержания температуры смеси. При выполнении работ на территории города, в непосредственной близости от асфальтобетонных заводов, установление (и применение) столь высоких расценок на материалы формирует условия для завышения стоимости работ и формированию сверхприбыли у подрядчиков», – говорится в отчете.

Сметные расценки на асфальтобетонную смесь, применяемые в 2022 году при закупке работ по ремонту улично-дорожной сети, существенно превышают сметную стоимость аналогичных материалов, применяемых при оценке подобных видов работ в других крупных городах.

В организационной структуре МКУ «УДС» в качестве структурного подразделения выделен отдел лабораторного контроля, который должен контролировать применяемые материалы и работу подрядчиков. При этом выявились факты, когда сотрудники отдела использовали дорогостоящее оборудование в интересах третьих лиц и в интересах другой лаборатории, в которой работают те же сотрудники, что и в «УДС». КСП делает заключение об отсутствии независимости в выводах этих специалистов.

По данным отчета о финансовых результатах деятельности, расходы МКУ «УДС» за 2022 год составили 2 555 892,7 тыс. рублей – уменьшились относительно 2021 года на 89 291,8 тыс. рублей (на 3,38 %).

В нарушении постановления мэрии, доля расходов на оплату труда основного персонала в фонде оплаты труда составляла менее 60 %. В «УДС» уверяют, что несоответствие произошло из-за того, что в перечень должностей, профессий работников, относящихся к основному персоналу, не вошли главный инженер и замначальники отделов. Текучесть кадров в целом по учреждению в 2021 году составляла 20,2 %, в 2022 году – 23 %. До июня 2021 года в протоколах комиссии по распределению стимулирующих выплат работникам отсутствовали основания для установления трудового стажа. Кроме того, отсутствие конкретных формулировок трудовых обязанностей, изложенных в должностной инструкции, которая является частью трудового договора, создавала условия к неэффективным действиям работника, его дезориентации и, как следствие, к нестабильности (текучести кадров) и неэффективности деятельности всего учреждения.

Таким образом, МКУ «УДС» в период с 2021 года по 2022 год был допущен целый ряд нарушений и недостатков. В итоге, еще в ноябре 2023 года начальнику МКУ «УДС», на тот момент Хихлову, было внесено представление. Как и начальнику департамента земельных и имущественных отношений мэрии: в ходе проверки выяснилось, что на 31 декабря 2022 года 28 земельных участков, находящихся у МКУ «УДС» в бессрочном пользовании, или не связаны с реализуемыми объектами, или связаны с объектами, которые уже завершены. В КСП уверены, что нахождение таких участков в постоянном пользовании «УДС» приводит к невозможности предоставления их иным потенциальным пользователям и создает условия для неэффективного распоряжения муниципальной собственностью.

Тем временем, Виктор Хихлов недавно покинул пост директора Управления дорожного строительства Новосибирска. Эту должность Хихлов занимал с 2021 года. По итогам 2023 года он стал директором с самой высокой зарплатой – более 215 тысяч рублей в месяц.

Отметим, что МКУ «УДС» – одно из учреждений, подведомственных департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии. Ранее мэр Новосибирска Максим Кудрявцев подписал распоряжение о назначении начальником департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Иосифа Кодалаева. К работе в новой должности Кодалаев приступил 11 июня.

Добавим, что прежний исполняющий обязанности руководителя городского дептранса (заместитель начальника департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса) Олеся Богомазова ранее была задержана сотрудниками правоохранительных органов. Железнодорожный районный суд Новосибирска избрал ей меру пресечения в виде заключения под стражу до 12 июля 2024 года. Ее обвиняют в получении взятки в крупном размере (пункт «в» части 5 статьи 290 УК РФ). По версии следствия, Олеся Богомазова, являясь начальником финансово-экономического управления в сфере транспорта и дорожного благоустройства мэрии города Новосибирска, организовала заключение двух контрактов между МКУ «Горсвет» и юрлицом, услуги по которым заведомо оказываться не будут. При этом Богомазова действовала вопреки целям деятельности МКУ «Горсвет» и задачам финансово-экономического управления. С 25 декабря 2017 года по 31 декабря 2019 года за общее покровительство по службе и незаконные действия в пользу взяткодателя и представляемого им юрлица Олеся Богомазова получила взятку в виде денег и имущества на общую сумму 230 тысяч рублей.

Также с 30 декабря 2021 года по 8 марта 2022 года Олеся Богомазова, будучи замначальника департамента транспорта, получила от депутата взятку в виде имущества на общую сумму 151 тысячу рублей. За это она должна была оказать поддержку в депутатской деятельности по исполнению наказов и обращений граждан, путем выделения дополнительных денежных средств для избирательного округа депутата и изменения очередности выполнения мероприятий.

Олеся Богомазова была назначена исполняющим обязанности главы департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска после увольнения Константина Васильева. Позже Васильева задержали по подозрению в злоупотреблении должностными полномочиями при строительстве дублирующей дороги к жилмассиву «Плющихинский». Правоохранители считают, что Васильев принял отчет на сумму 48 миллионов рублей без подтверждающих документов, а меры к возврату субсидии не принял. Ранее Дзержинский районный суд Новосибирска продлил ему арест до 20 августа 2024 года.

До Васильева во главе департамента стоял Роман Дронов, который ушел со своего поста 26 мая 2021 года – на фоне массовой критики состояния города. В 2017 году Дронов сменил на этом посту Сергея Райхмана, тот ушел работать в муниципальный архив. Райхман же пришел на место скандального Валерия Жаркова.

 


Новости партнеров

В России и мире

Как вылечить суставы без лекарств? Приготовьте этот волшебный эликсир, и забудете о боли
90% женщин совершают одну и ту же глупую ошибку! Почему нельзя начинать новые отношения сразу после расставания
Народная артистка продает квартиру в Москве — не будут на нее звезды удивленно смотреть
Когда хотели как лучше, а растения все равно погибли: 5 грубых ошибок при использовании фитолампы
Совсем измучились: всю ночь западные правительственные аналитики ломали голову над «Орешником»
Не только полезная замена кофе: неочевидные ценные свойства цикория
3 знака Зодиака, которых ждут счастливые события и успех до 31 декабря 2024 года
Как распознать и использовать подсказки Вселенной и Ангелов-хранителей
Эти продукты – лучшие друзья вашей кожи в любое время года. Налегайте, если хотите любоваться отражением в зеркале
Никогда не фотографируйте себя в этих ситуациях: кто нарушит запрет, тот познает настоящую беду