Лента новостей

Все новости

Популярное

Назрел запрос на справедливость: депутаты поддержали изменения налогового и бюджетного законодательства

 Анна Алябьева   Фото: скриншот видеотрансляции, zsnso.ru

Назрел запрос на справедливость: депутаты поддержали изменения налогового и бюджетного законодательства

Пакет федеральных законопроектов по совершенствованию налогового и бюджетного законодательства рассматривался на 46-ой сессии Законодательного собрания Новосибирской области.

В ходе 46-ой (внеочередной) сессии Законодательного собрания Новосибирской области сегодня, 13 июня, министр финансов и налоговой политики региона Виталий Голубенко проинформировал депутатов о нововведениях, которые предусматривают законопроекты, касающиеся изменений налоговой системы в стране, а также уточнил отдельные положения бюджетного законодательства РФ.

«Общественный запрос на уточнение налоговой системы звучал уже достаточно давно в нашей стране. Но события, которые потребовали от нас всех изменения экономических отношений, выступили катализатором этих решений. И президентом РФ в феврале в послании, по сути, был дан старт этим нововведениям, этой модернизации. И федеральное правительство после достаточно длительных консультаций со всеми профессиональными сообществами, с парламентариями внесло пакет законопроектов в Госдуму на рассмотрение. Сегодня этот пакет законопроектов требуется рассмотреть у нас тоже на всех уровнях власти. И принять по нему достаточно объективное решение», – отметил Голубенко.

Министр уточнил, что по налоговому кодексу изменения касаются условий налогообложения по отдельным налогам, а в отношении бюджетного кодекса – это определение принципов распределения дополнительных ставок по налогам, а также уточнение отдельных элементов бюджетного процесса и составляющих бюджетных расходов.

photo_2024-06-13_16-53-51.jpg

Одним из главных изменений, которые предлагают новации налогового законодательства, Голубенко назвал введение прогрессивной шкалы налогообложения по налогу на доходы физических лиц.

«Пятиступенчатая шкала. Переход по уровню ставок от одного к другому будет происходить по мере достижения дохода налогоплательщика предельного значения по предыдущей группе, – пояснил он. – Если говорить о степени влияния этого нововведения на Новосибирскую область, на налоговых агентов, на наших граждан, то, исходя из уровня доходов наших граждан, большая часть не будет затронута этими нововведениями. Если говорить комплексно, то по повышенным ставкам в Новосибирской области, исходя из данных Федеральной налоговой службы, смогут уплачивать налог на доход физических лиц только 34 тысячи человек, то есть это где-то 3 % от общего количества трудящихся в Новосибирской области».

photo_2024-06-13_16-54-23.jpg

Помимо прогрессивной шкалы налогообложения, законопроектами вводятся дополнительные налоговые вычеты, направленные на поддержку, прежде всего, семей с детьми: удвоение ежемесячных размеров налоговых вычетов, которые будут предоставляться семьям до достижения уровня дохода 450 тысяч рублей. Нововведения по налоговым вычетам касаются мотивации жителей к сбережению своего здоровья и к занятию спортом.

photo_2024-06-13_16-55-48.jpg

«Наверное, для нашего региона наиболее значимое изменение требует разъяснения с точки зрения уточнения режимов налогообложения по упрощенной системе. Потому что в нашем регионе, как, наверное, нигде в субъектах РФ, доля субъектов малого и среднего предпринимательства наиболее высока. Нововведения, которые содержит в себе налоговый кодекс, достаточно позитивны с той точки зрения, что примерно в 2,5 раза увеличивается порог по доходам, который дает возможность налогоплательщикам на упрощенной системе не переходить на классическую систему налогообложения. Также на треть, где-то, увеличивается порог по остаточной стоимости основных средств, значащихся по балансу организации, работающей на "упрощенке". И на треть увеличивается предельное количество наемных работников, – прокомментировал Виталий Голубенко. – Отменяются, так называемые, повышенные ставки по «"упрощенке", которые действовали несколько последних лет – для того, чтобы сгладить риски резкого перехода с упрощенной на обычную систему налогообложения».

Министр акцентировал внимание на том, что при подготовке изменения конфигурации в «упрощенке», федеральный законодатель исходил из двух объективных причин: с одной стороны, нужно было создать условия по плавному переходу организаций, работающих на «упрощенке», на обычный режим налогообложения, а с другой стороны, нивелировать риски дробления бизнеса, чтобы налоги не стали конкурентным преимуществом у участников рыночных отношений в стране.

photo_2024-06-13_17-02-17.jpg

В этой связи, нововведения налогового кодекса предусматривают применение платежей по налогу на добавленную стоимость организациями, работающими в упрощенном режиме налогообложения: для организаций, которые в течение года находятся в планке по доходам до 60 миллионов рублей, ничего не изменится; а для тех, у которых уровень дохода выше 60 миллионов рублей, предлагается два варианта на выбор: без права применения вычетов по НДС или с правом вычета НДС.

При этом новации налогового законодательства не будут затрагивать индивидуальных предпринимателей, работающих по патентной системе налогообложения и самозанятых.

«Налог на прибыль. Два момента, который содержит в себе проект изменений в налоговый кодекс: увеличение ставки по налогу на прибыль – с 20 % до 25 %. При этом отмена экспортных пошлин, привязанных к курсу доллара, – на сегодняшний день это более чем актуально. И вторая составляющая: законодательство предусматривает дополнительную возможность на получение льгот по налогу на прибыль в секторах инновационной и инвестиционной деятельности. Второй блок корректировок затрагивает восстановление платежей по налогу на прибыль, то есть введение ставки для организаций, работающих в IT-секторе до 5 %. При этом для IT-компаний сохраняются такие преференции, как пониженная ставка по уплате страховых платежей и отсутствие уплаты налога на добавленную стоимость», – продолжил Голубенко.

photo_2024-06-13_17-03-03.jpg
Возможность пользоваться налоговыми преференциями появится у тех компаний, которые активно инвестируют прибыль в ключевые сектора развития: восстановление собственной элементной базы в стране, восстановление средств производства (машиностроение, авиастроение, электроника, фармацевтика).

В то же время, субъектам и муниципальным образованиям РФ будет дано право устанавливать повышенные ставки для дорогих объектов имущества, превышающих по своей кадастровой стоимости 300 миллионов рублей.

photo_2024-06-13_17-03-28.jpg

«Не скажу, что для Новосибирской области это – возможность пополнения доходной части бюджета. Пока по нашим данным, у нас всего 40 объектов, которые под этот параметр по стоимости подходят. Но тем не менее, я думаю, что эти изменения налогового законодательства больше преследуют достижение принципа справедливости в распределении налоговой нагрузки относительно объектов владения», – предположил Виталий Голубенко.

Все дополнительные ставки, которые вводятся налоговым законодательством, согласно проекту бюджетного кодекса РФ, будут аккумулироваться в федеральном бюджете. И, по мнению новосибирского министра, «на сегодняшний день, когда страна проходит достаточно серьезные циклы экономической трансформации, это объективно», так как «на старте таких нововведений ресурсы лучше аккумулировать в одном бюджете – это позволит более объективно их задействовать на реализацию национальных целей и стратегических задач».

В свою очередь, бюджетным законодательством предусматривается списание устаревшей задолженности по административным штрафам, которые наложены на муниципальный сектор управления в ходе контрольно-надзорной деятельности (для Новосибирской области это на сегодняшний день не существенно, так как сумма составляет чуть более 2 миллионов рублей).

Ожидаемым и важным Виталий Голубенко назвал решение отнести долгосрочные договоры по ГЧП, концессиям и лизинговым платежам к разряду условно-долговых обязательств. В бюджетном кодексе предлагается установить предельную планку ежегодных расходов бюджетов субъектов и муниципальных образований на данные цели – не более 10 % от собственных доходов, а также из бюджетных трансфертов и бюджетов вышестоящего уровня (если они на данные цели пришли). Эти требования будут распространяться на новые соглашения, подписанные с 1 января 2024 года.

photo_2024-06-13_17-04-31.jpg

Виталий Голубенко, обратив внимание на то, что в бюджетном законодательстве сегодня создаются правовые основы для реализации поручений президента РФ, попросил депутатов поддержать нововведения.

Заместитель председателя комитета Заксобрания по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Сергей Кальченко добавил, что изменения, предлагаемые федеральными законопроектами, важны как с точки зрения развития бизнеса, так и социальной сферы поддержки регионов.

«Социальная политика государства в ближайшие годы будет строиться вокруг потребностей семей, в которых есть дети», – подчеркнул он, отметив, что в проектах федеральных законов предлагается в два раза увеличить налоговый вычет на второго, третьего и на каждого последующего ребенка. При этом размер годового дохода, на который будет распространяться налоговый вычет, также повысится.

По его словам, в обсуждаемых изменениях предлагается сохранить предельную ставку для доходов в виде дивидендов, процентов по депозитам – 15 %.

Парламентарии задали несколько уточняющих вопросов, в том числе обсуждались ли нововведения с представителями бизнеса. Голубенко подтвердил.

Депутат Александр Козлов подчеркнул, что наконец-то федеральные власти услышали запрос общества на справедливость.

«Безусловно, надо эти законопроекты поддерживать. Но было бы справедливо, если бы весь доход от НДФЛ по-прежнему оставался бы в регионах, – выразил свое мнение Козлов. – Для решения актуальных вопросов, стоящих перед обществом, на мой взгляд, не обязательно загонять часть в центр, а затем возвращать в регионы».

Заместитель председателя областного парламента Владимир Карпов предположил, что предстоит «очень сложный, многоплановый, многовекторный процесс изменения налогового и бюджетного законодательства».

«И здесь необходимо не потерять главную нить, главные векторы, которые нужны для того, чтобы эта трансформация налогового и бюджетного законодательства была прогрессивной, – уверен он. – Если говорить о КПРФ, как в целом в России, так и в Заксобрании Новосибирской области, то позиция, касающаяся необходимости дифференцированного прогрессивного налогообложения, – необходимо данное направление развития налогового и бюджетного законодательства поддерживать».

При этом он добавил, что пятиступенчатой шкалы недостаточно, и нужна еще одна ступень.

Заместитель председателя комитета Заксобрания области по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Вадим Агеенко уверен, что «вся Российская Федерация, все субъекты одобрят этот законопроект в первом чтении».

«Потому что этот запрос более 10 лет идет, разные варианты. То, что сегодня правительство и президент сместились в эту сторону – это положительный фактор. Но то, что нам сегодня предложена пятиступенчатая модель, мне кажется, это еще полумера, – считает он. – Запрос не столько даже на сам НДФЛ, сколько на налог на прибыль, на доходы от акций и так далее. В первом чтении, безусловно, это будет принято. А вот между первым и вторым очевидно будут серьезнее смотреть, потому что по субъектам будут предложения».

Заместитель председателя комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям Сергей Левшенков согласился с коллегами, что назрела необходимость реформирования налоговой системы.

«Но вместе с тем, есть ряд моментов. Законопроектом предлагается для граждан, чей доход составляет от 2,4 миллиона рублей до 5 миллионов, повысить налоговую ставку НДФЛ до 15 %. На самом деле, доход от 200 тысяч рублей – это не такие уж сверхдоходы. Особенно, если учитывать, что на эти средства граждане содержат детей, платят ипотеку, поддерживают взрослых родителей. Поэтому мы считаем, что для этой категории людей было бы справедливо оставить текущую налоговую ставку. А отдельной строчкой стоит рассмотреть налог на прибыль для предпринимателей. Есть ответственные предприниматели, которые со своей прибыли включаются в благотворительность, в строительство различных социальных проектов. И мы считаем, что необходимо разработать механизм, который бы учитывал и такую категорию предпринимателей – для которых, либо не повышать ставку налога на прибыль, либо повышать не в такой мере, как для других», – предложил он.

Депутат комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Ирина Диденко также подтвердила, что «действительно, назрел запрос на справедливость».

«И в законопроектах заложен принцип социальной справедливости, – отметила она. – Мы на региональном уровне провели ряд встреч. Предприниматели готовы платить налоги, инвестировать в страну, развивать свою малую родину. Предприниматели концептуально поддерживают предложенные изменения, и в том числе изменение налоговых ставок, но отмечают ряд тезисов, которые заложены в законопроект. Во-первых, это принцип справедливости, подразумевающий равенство налогообложения, единые для всех условия по недопущению уклонения от уплаты от налогов. И у правительства достаточно инструментов для предотвращения схем ухода от уплаты от налогов. Это повлечет не только дополнительное наполнение бюджета, но и равную конкурентную борьбу на рынке. Во-вторых, изменение налоговой системы позволит увеличить доходы бюджета. И в этой связи возникает особый запрос на эффективность расходования бюджетных средств. И здесь на нас с вами, депутатов, налагается дополнительная ответственности в рамках парламентского контроля. Ну и третье, принцип стабильности налоговой системы. Стоит задача недопущения силового воздействия на бизнес».

Первый зампредседателя парламента Андрей Панферов напомнил, что эти законы – не догма, а руководство к действию.

«И будет очень много работы и в Госдуме, и наших депутатов. Давайте суть посмотрим: президент последовательно идет теми шагами, о которых говорит. Документ, действительно, имеет историческое значение – вопрос социальной справедливости. В условиях СВО как раз своевременный документ. Показывает алгоритм действий президента и правительства в данное время. У меня предложение – консолидировано проголосовать всем за этот документ», – сказал он.

Сергей Кальченко в своем содокладе уточнил, что комитетом была проведена рабочая группа, где у депутатов была возможность разобраться в предлагаемых изменениях и задать вопросы специалистам.

«Аппаратом Законодательного собрания для депутатов была подготовлена справка, в которой изложены основные изменения. Комитетом по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности проекты федеральных законов были рассмотрены и поддержаны», – заключил он.

Председатель Законодательного собрания Новосибирской области Андрей Шимкив перед голосованием подчеркнул, что «все замечания жизненные и живые».

«Давайте мы, либо по партийной линии будем выходить на своих депутатов в Госдуме, либо готовы мы это все консолидировать и передать депутатам Госдумы. Сегодня здесь часть присутствует. Первое чтение на 20-ое число. Между первым и вторым, наверняка, еще будет много всяческих замечаний, поправок и так далее. А сейчас прошу поддержать федеральный законопроект», – обратился он к депутатам.

В итоге депутаты единогласно поддержали пакет федеральных законопроектов.

После сессии губернатор Новосибирской области Андрей Травников отметил, что общество уже много раз сформулировало свой запрос на справедливость.

«И в части доходов физических лиц, и введения прогрессивной шкалы. Сегодня на сессии правильно прозвучал запрос со стороны предпринимательского сообщества. Российские бизнесмены не против уплаты налогов, но просят, чтобы система налогообложения была прогнозируема. А самое главное, чтобы не получилось так, что кто-то сполна уплачивает свои обязательства перед государством и обществом, а кто-то уходит от этой обязанности, – сказал глава региона. – Первый момент, на который я хотел бы обратить внимание, – принцип справедливости. Второе, почему-то этот законопроект рассматривают однобоко, акцентируя внимание только на изменении налоговой нагрузки при распределении. На самом деле, в проекте закона значительные инициативы о стимулировании инвестиционной и инновационной деятельности. И многие предприятия, кто вкладывает в свое развитие, в развитие региона, страны, получат дополнительные серьезные преференции».

Председатель Заксобрания Андрей Шимкив добавил, что была проведена разъяснительная работа и прошло много встреч.

«Все вопросы были заданы. Мы прекрасно понимаем запрос на изменения. В обществе он давно существует. Поэтому с определенными замечаниями от фракций, от партий мы передадим свои предложения депутатам Госдумы. Все единогласно поддержали – изменения необходимы», – подчеркнул он.

Пакет федеральных законопроектов по совершенствованию налогового и бюджетного законодательства рассматривался на 46-ой сессии Законодательного собрания Новосибирской области.

В ходе 46-ой (внеочередной) сессии Законодательного собрания Новосибирской области сегодня, 13 июня, министр финансов и налоговой политики региона Виталий Голубенко проинформировал депутатов о нововведениях, которые предусматривают законопроекты, касающиеся изменений налоговой системы в стране, а также уточнил отдельные положения бюджетного законодательства РФ.

«Общественный запрос на уточнение налоговой системы звучал уже достаточно давно в нашей стране. Но события, которые потребовали от нас всех изменения экономических отношений, выступили катализатором этих решений. И президентом РФ в феврале в послании, по сути, был дан старт этим нововведениям, этой модернизации. И федеральное правительство после достаточно длительных консультаций со всеми профессиональными сообществами, с парламентариями внесло пакет законопроектов в Госдуму на рассмотрение. Сегодня этот пакет законопроектов требуется рассмотреть у нас тоже на всех уровнях власти. И принять по нему достаточно объективное решение», – отметил Голубенко.

Министр уточнил, что по налоговому кодексу изменения касаются условий налогообложения по отдельным налогам, а в отношении бюджетного кодекса – это определение принципов распределения дополнительных ставок по налогам, а также уточнение отдельных элементов бюджетного процесса и составляющих бюджетных расходов.

photo_2024-06-13_16-53-51.jpg

Одним из главных изменений, которые предлагают новации налогового законодательства, Голубенко назвал введение прогрессивной шкалы налогообложения по налогу на доходы физических лиц.

«Пятиступенчатая шкала. Переход по уровню ставок от одного к другому будет происходить по мере достижения дохода налогоплательщика предельного значения по предыдущей группе, – пояснил он. – Если говорить о степени влияния этого нововведения на Новосибирскую область, на налоговых агентов, на наших граждан, то, исходя из уровня доходов наших граждан, большая часть не будет затронута этими нововведениями. Если говорить комплексно, то по повышенным ставкам в Новосибирской области, исходя из данных Федеральной налоговой службы, смогут уплачивать налог на доход физических лиц только 34 тысячи человек, то есть это где-то 3 % от общего количества трудящихся в Новосибирской области».

photo_2024-06-13_16-54-23.jpg

Помимо прогрессивной шкалы налогообложения, законопроектами вводятся дополнительные налоговые вычеты, направленные на поддержку, прежде всего, семей с детьми: удвоение ежемесячных размеров налоговых вычетов, которые будут предоставляться семьям до достижения уровня дохода 450 тысяч рублей. Нововведения по налоговым вычетам касаются мотивации жителей к сбережению своего здоровья и к занятию спортом.

photo_2024-06-13_16-55-48.jpg

«Наверное, для нашего региона наиболее значимое изменение требует разъяснения с точки зрения уточнения режимов налогообложения по упрощенной системе. Потому что в нашем регионе, как, наверное, нигде в субъектах РФ, доля субъектов малого и среднего предпринимательства наиболее высока. Нововведения, которые содержит в себе налоговый кодекс, достаточно позитивны с той точки зрения, что примерно в 2,5 раза увеличивается порог по доходам, который дает возможность налогоплательщикам на упрощенной системе не переходить на классическую систему налогообложения. Также на треть, где-то, увеличивается порог по остаточной стоимости основных средств, значащихся по балансу организации, работающей на "упрощенке". И на треть увеличивается предельное количество наемных работников, – прокомментировал Виталий Голубенко. – Отменяются, так называемые, повышенные ставки по «"упрощенке", которые действовали несколько последних лет – для того, чтобы сгладить риски резкого перехода с упрощенной на обычную систему налогообложения».

Министр акцентировал внимание на том, что при подготовке изменения конфигурации в «упрощенке», федеральный законодатель исходил из двух объективных причин: с одной стороны, нужно было создать условия по плавному переходу организаций, работающих на «упрощенке», на обычный режим налогообложения, а с другой стороны, нивелировать риски дробления бизнеса, чтобы налоги не стали конкурентным преимуществом у участников рыночных отношений в стране.

photo_2024-06-13_17-02-17.jpg

В этой связи, нововведения налогового кодекса предусматривают применение платежей по налогу на добавленную стоимость организациями, работающими в упрощенном режиме налогообложения: для организаций, которые в течение года находятся в планке по доходам до 60 миллионов рублей, ничего не изменится; а для тех, у которых уровень дохода выше 60 миллионов рублей, предлагается два варианта на выбор: без права применения вычетов по НДС или с правом вычета НДС.

При этом новации налогового законодательства не будут затрагивать индивидуальных предпринимателей, работающих по патентной системе налогообложения и самозанятых.

«Налог на прибыль. Два момента, который содержит в себе проект изменений в налоговый кодекс: увеличение ставки по налогу на прибыль – с 20 % до 25 %. При этом отмена экспортных пошлин, привязанных к курсу доллара, – на сегодняшний день это более чем актуально. И вторая составляющая: законодательство предусматривает дополнительную возможность на получение льгот по налогу на прибыль в секторах инновационной и инвестиционной деятельности. Второй блок корректировок затрагивает восстановление платежей по налогу на прибыль, то есть введение ставки для организаций, работающих в IT-секторе до 5 %. При этом для IT-компаний сохраняются такие преференции, как пониженная ставка по уплате страховых платежей и отсутствие уплаты налога на добавленную стоимость», – продолжил Голубенко.

photo_2024-06-13_17-03-03.jpg
Возможность пользоваться налоговыми преференциями появится у тех компаний, которые активно инвестируют прибыль в ключевые сектора развития: восстановление собственной элементной базы в стране, восстановление средств производства (машиностроение, авиастроение, электроника, фармацевтика).

В то же время, субъектам и муниципальным образованиям РФ будет дано право устанавливать повышенные ставки для дорогих объектов имущества, превышающих по своей кадастровой стоимости 300 миллионов рублей.

photo_2024-06-13_17-03-28.jpg

«Не скажу, что для Новосибирской области это – возможность пополнения доходной части бюджета. Пока по нашим данным, у нас всего 40 объектов, которые под этот параметр по стоимости подходят. Но тем не менее, я думаю, что эти изменения налогового законодательства больше преследуют достижение принципа справедливости в распределении налоговой нагрузки относительно объектов владения», – предположил Виталий Голубенко.

Все дополнительные ставки, которые вводятся налоговым законодательством, согласно проекту бюджетного кодекса РФ, будут аккумулироваться в федеральном бюджете. И, по мнению новосибирского министра, «на сегодняшний день, когда страна проходит достаточно серьезные циклы экономической трансформации, это объективно», так как «на старте таких нововведений ресурсы лучше аккумулировать в одном бюджете – это позволит более объективно их задействовать на реализацию национальных целей и стратегических задач».

В свою очередь, бюджетным законодательством предусматривается списание устаревшей задолженности по административным штрафам, которые наложены на муниципальный сектор управления в ходе контрольно-надзорной деятельности (для Новосибирской области это на сегодняшний день не существенно, так как сумма составляет чуть более 2 миллионов рублей).

Ожидаемым и важным Виталий Голубенко назвал решение отнести долгосрочные договоры по ГЧП, концессиям и лизинговым платежам к разряду условно-долговых обязательств. В бюджетном кодексе предлагается установить предельную планку ежегодных расходов бюджетов субъектов и муниципальных образований на данные цели – не более 10 % от собственных доходов, а также из бюджетных трансфертов и бюджетов вышестоящего уровня (если они на данные цели пришли). Эти требования будут распространяться на новые соглашения, подписанные с 1 января 2024 года.

photo_2024-06-13_17-04-31.jpg

Виталий Голубенко, обратив внимание на то, что в бюджетном законодательстве сегодня создаются правовые основы для реализации поручений президента РФ, попросил депутатов поддержать нововведения.

Заместитель председателя комитета Заксобрания по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Сергей Кальченко добавил, что изменения, предлагаемые федеральными законопроектами, важны как с точки зрения развития бизнеса, так и социальной сферы поддержки регионов.

«Социальная политика государства в ближайшие годы будет строиться вокруг потребностей семей, в которых есть дети», – подчеркнул он, отметив, что в проектах федеральных законов предлагается в два раза увеличить налоговый вычет на второго, третьего и на каждого последующего ребенка. При этом размер годового дохода, на который будет распространяться налоговый вычет, также повысится.

По его словам, в обсуждаемых изменениях предлагается сохранить предельную ставку для доходов в виде дивидендов, процентов по депозитам – 15 %.

Парламентарии задали несколько уточняющих вопросов, в том числе обсуждались ли нововведения с представителями бизнеса. Голубенко подтвердил.

Депутат Александр Козлов подчеркнул, что наконец-то федеральные власти услышали запрос общества на справедливость.

«Безусловно, надо эти законопроекты поддерживать. Но было бы справедливо, если бы весь доход от НДФЛ по-прежнему оставался бы в регионах, – выразил свое мнение Козлов. – Для решения актуальных вопросов, стоящих перед обществом, на мой взгляд, не обязательно загонять часть в центр, а затем возвращать в регионы».

Заместитель председателя областного парламента Владимир Карпов предположил, что предстоит «очень сложный, многоплановый, многовекторный процесс изменения налогового и бюджетного законодательства».

«И здесь необходимо не потерять главную нить, главные векторы, которые нужны для того, чтобы эта трансформация налогового и бюджетного законодательства была прогрессивной, – уверен он. – Если говорить о КПРФ, как в целом в России, так и в Заксобрании Новосибирской области, то позиция, касающаяся необходимости дифференцированного прогрессивного налогообложения, – необходимо данное направление развития налогового и бюджетного законодательства поддерживать».

При этом он добавил, что пятиступенчатой шкалы недостаточно, и нужна еще одна ступень.

Заместитель председателя комитета Заксобрания области по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Вадим Агеенко уверен, что «вся Российская Федерация, все субъекты одобрят этот законопроект в первом чтении».

«Потому что этот запрос более 10 лет идет, разные варианты. То, что сегодня правительство и президент сместились в эту сторону – это положительный фактор. Но то, что нам сегодня предложена пятиступенчатая модель, мне кажется, это еще полумера, – считает он. – Запрос не столько даже на сам НДФЛ, сколько на налог на прибыль, на доходы от акций и так далее. В первом чтении, безусловно, это будет принято. А вот между первым и вторым очевидно будут серьезнее смотреть, потому что по субъектам будут предложения».

Заместитель председателя комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям Сергей Левшенков согласился с коллегами, что назрела необходимость реформирования налоговой системы.

«Но вместе с тем, есть ряд моментов. Законопроектом предлагается для граждан, чей доход составляет от 2,4 миллиона рублей до 5 миллионов, повысить налоговую ставку НДФЛ до 15 %. На самом деле, доход от 200 тысяч рублей – это не такие уж сверхдоходы. Особенно, если учитывать, что на эти средства граждане содержат детей, платят ипотеку, поддерживают взрослых родителей. Поэтому мы считаем, что для этой категории людей было бы справедливо оставить текущую налоговую ставку. А отдельной строчкой стоит рассмотреть налог на прибыль для предпринимателей. Есть ответственные предприниматели, которые со своей прибыли включаются в благотворительность, в строительство различных социальных проектов. И мы считаем, что необходимо разработать механизм, который бы учитывал и такую категорию предпринимателей – для которых, либо не повышать ставку налога на прибыль, либо повышать не в такой мере, как для других», – предложил он.

Депутат комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Ирина Диденко также подтвердила, что «действительно, назрел запрос на справедливость».

«И в законопроектах заложен принцип социальной справедливости, – отметила она. – Мы на региональном уровне провели ряд встреч. Предприниматели готовы платить налоги, инвестировать в страну, развивать свою малую родину. Предприниматели концептуально поддерживают предложенные изменения, и в том числе изменение налоговых ставок, но отмечают ряд тезисов, которые заложены в законопроект. Во-первых, это принцип справедливости, подразумевающий равенство налогообложения, единые для всех условия по недопущению уклонения от уплаты от налогов. И у правительства достаточно инструментов для предотвращения схем ухода от уплаты от налогов. Это повлечет не только дополнительное наполнение бюджета, но и равную конкурентную борьбу на рынке. Во-вторых, изменение налоговой системы позволит увеличить доходы бюджета. И в этой связи возникает особый запрос на эффективность расходования бюджетных средств. И здесь на нас с вами, депутатов, налагается дополнительная ответственности в рамках парламентского контроля. Ну и третье, принцип стабильности налоговой системы. Стоит задача недопущения силового воздействия на бизнес».

Первый зампредседателя парламента Андрей Панферов напомнил, что эти законы – не догма, а руководство к действию.

«И будет очень много работы и в Госдуме, и наших депутатов. Давайте суть посмотрим: президент последовательно идет теми шагами, о которых говорит. Документ, действительно, имеет историческое значение – вопрос социальной справедливости. В условиях СВО как раз своевременный документ. Показывает алгоритм действий президента и правительства в данное время. У меня предложение – консолидировано проголосовать всем за этот документ», – сказал он.

Сергей Кальченко в своем содокладе уточнил, что комитетом была проведена рабочая группа, где у депутатов была возможность разобраться в предлагаемых изменениях и задать вопросы специалистам.

«Аппаратом Законодательного собрания для депутатов была подготовлена справка, в которой изложены основные изменения. Комитетом по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности проекты федеральных законов были рассмотрены и поддержаны», – заключил он.

Председатель Законодательного собрания Новосибирской области Андрей Шимкив перед голосованием подчеркнул, что «все замечания жизненные и живые».

«Давайте мы, либо по партийной линии будем выходить на своих депутатов в Госдуме, либо готовы мы это все консолидировать и передать депутатам Госдумы. Сегодня здесь часть присутствует. Первое чтение на 20-ое число. Между первым и вторым, наверняка, еще будет много всяческих замечаний, поправок и так далее. А сейчас прошу поддержать федеральный законопроект», – обратился он к депутатам.

В итоге депутаты единогласно поддержали пакет федеральных законопроектов.

После сессии губернатор Новосибирской области Андрей Травников отметил, что общество уже много раз сформулировало свой запрос на справедливость.

«И в части доходов физических лиц, и введения прогрессивной шкалы. Сегодня на сессии правильно прозвучал запрос со стороны предпринимательского сообщества. Российские бизнесмены не против уплаты налогов, но просят, чтобы система налогообложения была прогнозируема. А самое главное, чтобы не получилось так, что кто-то сполна уплачивает свои обязательства перед государством и обществом, а кто-то уходит от этой обязанности, – сказал глава региона. – Первый момент, на который я хотел бы обратить внимание, – принцип справедливости. Второе, почему-то этот законопроект рассматривают однобоко, акцентируя внимание только на изменении налоговой нагрузки при распределении. На самом деле, в проекте закона значительные инициативы о стимулировании инвестиционной и инновационной деятельности. И многие предприятия, кто вкладывает в свое развитие, в развитие региона, страны, получат дополнительные серьезные преференции».

Председатель Заксобрания Андрей Шимкив добавил, что была проведена разъяснительная работа и прошло много встреч.

«Все вопросы были заданы. Мы прекрасно понимаем запрос на изменения. В обществе он давно существует. Поэтому с определенными замечаниями от фракций, от партий мы передадим свои предложения депутатам Госдумы. Все единогласно поддержали – изменения необходимы», – подчеркнул он.