Концессионер пытается переложить ответственность за срыв сроков окончания строительства четвертого моста в Новосибирске на региональные власти. По мнению Группы «ВИС», концедент в изначальном тексте заявления не перечислил существенные условия, из-за которых требуется перенос сроков. В стремлении оправдаться руководство компании даже вспомнило о горожанах, а также намекнуло на потери для госбюджета.
Группа «ВИС» отреагировала на сообщение о том, что Федеральная антимонопольная служба отказала в продлении концессионного соглашения о строительстве четвертого моста через реку Обь в Новосибирске. В ФАС посчитали, что концессионер – Группа «ВИС» – допустил слишком много нарушений при исполнении условий концессии.
В «ВИСе» заявили, что непродление сроков строительства вносит неопределенность в дальнейший ход работ на объекте.
«Группа "ВИС" отмечает, что направленное концедентом в ФАС заявление не было согласовано концессионером, а отрицательное решение федерального антимонопольного органа обусловлено тем, что в изначальном тексте заявления концедента не были перечислены существенные условия, из-за которых требуется перенос сроков завершения строительства мостового перехода», – говорится в официальном комментарии Группы.
По данным «ВИС», существенная часть финансирования проекта различными распорядительными документами федерального правительства и Законодательного собрания Новосибирской области была перенесена на период, выходящий за сроки строительства объекта, закрепленные в концессионном соглашении.
«По состоянию на 6 декабря 2023 года (плановая дата завершения строительства) финансовые обязательства концессионера по привлечению инвестиций в строительство исполнены в полном объеме, – уверяют в компании. – Несмотря на такой убедительный набор документально подтвержденных причин для продления сроков строительства, они не были указаны в заявлении, направленном концедентом в ФАС».
«ВИС» очередной раз начал оправдываться за переносы сроков завершения строительства объекта тем, что возникли проблемы с частью импортного оборудования для тоннелей и пункта взимания платы: «Целый ряд указанных в проектной документации 2015 года позиций недоступен для поставок в Россию. Это значит, что придется искать аналоги и снова выносить эти замены на рассмотрение госэкспертизы».
По мнению компании, «сложившаяся ситуация в концессионном проекте практически тупиковая».
«Без финансирования невозможно вести работы, расплачиваться с поставщиками и подрядчиками. Особенно тревожно, что без решения финансовых вопросов строительный сезон лета-осени 2024 года может быть потерян и тогда нынешний срок завершения строительства становится нереальным. Каждый день простоя строителей – это не только убытки концессионера, но и сдвиг сроков завершения работ, а, следовательно, – и потери для госбюджета, но что не менее важно – продление неудобств для горожан, связанных со строительством, вместо новой дорожной инфраструктуры», – попытался переложить ответственность концессионер, добавив, что готов и дальше искать компромиссы в решении проблем, но для этого требуются быстрые и эффективные решения для вывода проекта из тупика совместно со второй стороной соглашения.
Напомним, выделение средств капитального гранта в 1,2 миллиарда рублей в рамках возведения четвертого моста в новосибирске было перенесено на 2025 год. При этом правительственный грант на удорожание в сумме 2,8 миллиарда рублей был заблокирован. Чтобы получить средства на завершение объекта нужно было разрешение ФАС. Поэтому заказчик – концедент – и обратился к антимонопольщикам за разрешением продления срока строительства без увеличения срока действия концессионного соглашения, мотивировав свою просьбу тем, что концессионер – группа «ВИС» – грубо нарушила условия.
Рассмотрев это обращение, ФАС принял решение отказать. При этом о приостановке строительства моста или о смене концессионера пока речи не идет. Здесь возможны два варианта действий – один из них или оба сразу.
Концессионер подает в суд на концедента с требованием о продлении срока строительства. Скорее всего, суд удовлетворит его иск.
В другом случае концедент обращается в ФАС с заявлением о продлении срока действия соглашения, но уже по другим основаниям.
В любом случае, как утверждают эксперты, строительство моста будет продолжено. Правда, условия для концессионера ухудшатся. Он должен будет вести завершение стройки за свой счет, да еще и выплачивать штрафы за невыполнение сроков сдачи объекта.
Не так давно «ВИС» сообщил, что концедент и концессионер проекта по строительству моста через реку Обь в Новосибирске согласовали дополнительное соглашение к заключенной ранее концессии, которое позволит разблокировать более 460 миллионов рублей из средств, выделенных правительством РФ в рамках компенсации удорожания стоимости капитальных затрат.
20 мая 2024 года концессионер заявлял, что из-за переноса части капитального гранта на 2025 год, требования концедента подтвердить в госэкспертизе все измененные проектные решения и связанной с этой приостановкой финансирования работ, «сроки завершения строительства по согласованию сторон перенесены на декабрь 2025 года». По данным «ВИСа», на тот момент строительная готовность мостового перехода через реку Обь в Новосибирске составляла более 90 %, а всей входящей в концессионный проект инфраструктуры – более 85 %.
При этом объект должен был быть сдан еще в 2023 году. После этого Группа «ВИС» в течение 20 лет должна была осуществлять техническую и коммерческую эксплуатацию скоростной хорды. Однако история строительства оказалась гораздо длиннее, чем сам мостовой переход.
Концессионное соглашение о строительстве четвертого моста через реку Обь в Новосибирске с дочерней компанией Группы «ВИС» – ООО «Сибирская концессионная компания» – было заключено 6 декабря 2017 года. Но его история началась задолго до этого.
Конкурс на разработку предпроектной документации был объявлен еще в 2012 году. Интересно, что в ходе конкурса цена контракта сначала снизилась с 1,9 миллиона рублей до нуля, а потом выросла до 57 тысяч рублей. В октябре того же 2012 года на заседании архитектурно-градостроительного совета мэрии Новосибирска компания «Мостовик» представила эскизы и предпроектные документы будущего платного моста. Мэр Новосибирска (на тот момент Владимир Городецкий), выступал за вантовый мост, считая, что он не только обойдется дешевле третьего (Бугринского) моста, но и украсит город. Позже была озвучена цена строительства – 21 миллиард рублей.
В декабре 2013 года областное правительство и мэрия города специально для подготовки проектно-сметной документации создали АО «Центральный мост» с уставным капиталом 20 миллионов рублей. В феврале 2014 года мэр города утвердил техническое задание на проектирование. Санкт-Петербургский «Институт «Стройпроект» приступил к работе за полмиллиарда рублей. На момент первой оценки проекта стоимость строительства оценивалась уже в 25 миллиардов рублей, общая стоимость реализации – в 80 миллиардов рублей, тариф за проезд по мосту – в 50 рублей для легковых автомобилей. В декабре 2015 года проект строительства моста на условиях государственно-частного партнерства прошел госэкспертизу. В марте 2016 года мост подорожал еще на 7 миллиардов рублей – до 32 миллиардов рублей, тариф за проезд – до 100 рублей. В апреле 2016 года в мэрии Новосибирска решили, что не готовы тратить на строительство моста более 3 % от общей стоимости проекта, в итоге доля муниципалитета снизилась с 50 % до 2,9 %, доля региона выросла до 97,1 %. А в июне того же года стоимость объекта вновь выросла – до 50 миллиардов рублей. В октябре 2016 года депутаты новосибирского горсовета заявили, что считают нецелесообразным строительство платного моста через реку Обь через концессию. В феврале 2017 года новосибирская контрольно-счетная палата сообщила, что за три года с момента заключения договора с проектировщиками стоимость работ необоснованно выросла – почти на 20 %. В марте 2017 года стало известно, что гарантированный доход концессионера сократился почти в два раза – с 91 миллиарда до 49 миллиардов рублей. А в мае 2017 года правительство региона сообщило, что область получит грант почти в 26,3 миллиарда рублей из федерального бюджета на реализацию проекта строительства моста. В июне 2017 года новосибирские общественники и депутаты предложили перенести расположение нового моста и сроки его строительства. В августе макет вантового моста был представлен общественности. А в октябре стало известно, что выделение федерального гранта отложили на год. Но это не помешало новосибирским властям заключить концессию с «ВИСом» – концедентом выступило новосибирское правительство в лице министерства транспорта и дорожного хозяйства. При этом еще в 2016 году некоторые депутаты (как городские, так и областные) и представители общественности называли этот проект не иначе как «аферой века» и уверяли, что его реализация загонит регион в многолетние долги.
В декабре 2017 года Институт археологии и этнографии Сибирского отделения РАН сообщил, что в зону строительства моста попадают почти 5 тысяч квадратных метров археологического памятника. Через год – в декабре 2018 года – новосибирское правительство заявило, что уставной капитал АО «Центральный мост» будет увеличен на 6 миллионов рублей. Средства были выделены «на организацию и завершение работ по достижению финансового закрытия концессионного соглашения по строительству объекта». В 2020 году финансирование объекта составило 9,6 миллиарда рублей, из которых 6,5 миллиарда – средства федерального бюджета. В 2021 году – 9,8 миллиарда рублей, 9 из которых были выделены из федерального бюджета. Фактическое финансирование за весь период по состоянию на 23 ноября 2021 года составило 22,8 миллиарда рублей.
Объект изначально предполагалось сдать к Молодежному чемпионату мира по хоккею зимой 2022-2023 годов. Но срок сдачи неоднократно переносились.
В 2023 году аудиторы сообщили, что строительство моста идет с отставанием – более 20 %. На начало декабря 2022 года мостовой переход был готов на 55,4 %, а должен быть завершен на 78,7 %. Кроме того, его стоимость вновь выросла. Финансирование по состоянию на 2 декабря 2022 года составило 28,4 миллиарда рублей (за счет федерального бюджета – 22 миллиарда рублей, областного бюджета – 2,5 миллиарда рублей, за счет внебюджетных источников – 3,8 миллиарда рублей). Новосибирской области на мост из федерального бюджета дополнительно выделили 7,3 миллиарда рублей – из-за значительного удорожания стоимости строительных материалов. Строительство будущего моста подорожало до 44,7 миллиарда рублей (ранее общая стоимость объекта составляла 37,1 миллиарда рублей).
В самой компании «ВИС» выводы КСП тогда опровергали и настаивали, что коэффициент технической готовности моста на тот момент составлял 65 %, а по отдельным объектам – превышал 70-80 %. В «ВИСе» также отмечали, что на сроках сказались «негативные факторы, продолжающие оказывать влияние на экономику в целом и строительную отрасль в частности», из-за которых на большинство поставщиков стройматериалов и конструкций приостанавливало работу.
Однако мост не ввели в эксплуатацию даже к июню 2024 года. Дату сначала сместили на конец текущего года с вероятностью повторного риска сорвать все сроки. А теперь окончание строительства моста и вовсе перенесено на конец 2025 года.
И пока представители концессионера, видимо, не готовы публично признаться в своих провалах – 29 мая 2024 года они должны были выступить с докладом о ходе работ на площадке возводимого четвертого моста на 35-ой сессии горсовета Новосибирска. Однако не посчитали это столь важным и, сославшись на чрезмерную занятость тех, кто мог бы ответить на вопросы депутатов, предложили последним самим приехать к ним на объект где-нибудь во второй половине июня. В итоге, немного поспорив, депутаты все же решили, что будет совместный выезд с депутатами Законодательного собрания, главного федерального инспектора и всех желающих.
Тем временем, в арбитражном суде рассматривается порядка семи гражданских дел по иску министерства транспорта и дорожного хозяйства или Новосибирской области, от имени которой выступает Минтранс, к ООО «Сибирская концессионная компания» (дочерняя структура ГК «ВИС»). И хотя движение, судя по истории дел, все же наблюдается, ни одного решения не вынесено до сих пор – заседания либо постоянно переносятся, либо подробности не раскрываются.
А недавно Контрольно-счетная палата Новосибирской области сообщила о нарушениях при строительстве моста на три миллиарда рублей – выявлены работы, которые не соответствуют проектной документации либо фактически не выполнялись. По словам председателя КСП Елены Гончаровой, требования об устранении нарушений уже также рассматриваются в суде.
Для справки: четвертый мост через Обь должен соединить Южную площадь на правом берегу реки Обь в Новосибирске с площадью Труда на левом. Проект предусматривает строительство транспортных развязок на обоих берегах реки для его подключения к дорожной сети города. Шестиполосный мост был запроектирован длиной 1,6 километра. Общая стоимость проекта в ценах 2017 года составляла 40,9 миллиарда рублей, где 26,3 миллиарда – капитальный грант из федерального бюджета, 3,9 миллиарда – средства концедента, 10,7 миллиарда – средства концессионера.