Суд встал на сторону Сергея Канунникова в деле об исчезновении стелы в честь 45-летия Победы в Великой Отечественной войне. Чиновника обвиняли в уничтожении, исчезновении памятного знака, а также в халатности. Защите удалось доказать, что Канунников действовал в рамках полномочий. Кто ответит за непригодный вид памятного знака на протяжении нескольких лет – неизвестно.
Дело по стеле, установленной на Красном проспекте в честь 45-летия Победы в Великой Отечественной войне, длилось с лета 2022 года. На потрепанный временем декоративный элемент широкая общественность обратила внимание после его исчезновения. Со стороны горожан это выглядело как наплевательское отношение к памяти о советских солдатах, которые погибли в самой кровопролитной войне XX века. Новости о демонтаже памятников на Украине и в европейских государствах только усиливали тревогу о возможной утрате исторической памяти.
Один из жителей Новосибирска, Евгений Белокриницкий, написал жалобу председателю Следственного комитета России Александру Бастрыкину по этому поводу. Глава СКР часто обращает внимание на резонансные случаи нарушения прав граждан. Это дело не стало исключением, и, после животворящего пинка местных следственных органов, дело стало раскручиваться. Изначально материалы возбудили по уголовной статье «Уничтожение или повреждение стелы, увековечивающей память погибших при защите Отечества в период Великой Отечественной войны», но после череды разбирательств и трех предостережений прокуратуры в отношении СКР, документы переквалифицировали, доведя разбирательство до уголовной статьи «Халатность».
Неожиданно для многих подозреваемым стал глава администрации центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам города Сергей Канунников. На последнем заседании суда он объяснил, почему именно он был обвиняемым.
– Когда строительная компания обратилась по поводу демонтажа и переноса в другое место [стелы] с предложением ее отреставрировать, я, скажем так, чтобы сохранить ее, поставил подпись. Я не возражал при условии сохранения знака. Следователь увидел мою подпись, ну и я был в этом плане привлечен, – пояснил Сибкрай.ru Сергей Канунников.
А дело, по большому счету, началось еще 10 лет назад. Земля под памятником с 2014 года не принадлежала городу и была продана ООО «Специализированный застройщик "Ситистрой"». Что делать с ржавой и исписанной граффити стелой предприниматель не знал. На балансе муниципалитета и застройщика она не стояла. Фактически была ничейной – бесхозной.
Еще летом 2017 года депутатский центр КПРФ обратился к мэру Анатолию Локтю с вопросом реставрации и постановки на баланс исторического знака. После, по поручению Канунникова, эксперты обследовали стелу, отправили запрос об информации о нахождении памятного знака на балансе в департамент земельных и имущественных отношений, направили акты в департамент культуры и спорта молодежной политики. На этом полномочия Сергей Канунникова заканчивались – последующие действия можно было бы расценить как превышение должностных полномочий, а далее возбуждать уголовное дело.
Вскоре из департамента земельных и имущественных отношений пришел ответ, что стела не стоит на балансе и нужно обратиться в суд для признания права муниципальной собственности на бесхозное имущество. Гособвинение настаивало, Серей Канунников проигнорировал информацию и не обратился в суд. Но защита указывала, что департамент земельных отношений не имеет права давать распоряжения Канунникову. В свою очередь, поручения и доверенности на обращение в суд от имени мэрии Сергею Канунникова не предоставили.
По информации множества свидетелей, Сергей Канунников до сих пор имеет хорошие отношения с общественными организациями, связанными с ветеранами Великой Отечественной войны. До обращения депутатов к мэру Канунников в 2017 году договаривался с предпринимателям провести косметические работы со стелой к 23 февраля и 9 мая.
В 2022 году ветераны Заельцовского района попросили перенести стелу в более удачное и подходящее место – на территорию госпиталя ветеранов. Чиновник участвовал в пяти пленумах общественных организаций по этому вопросу и обещал, что мнение общественности будут учтено при определении нового места.
Стела стояла на территории ООО «Специализированный застройщик "Ситистрой"». Компания планировала построить там гостиницу, поэтому обращалась к Канунникову с просьбой перенести объект. Разрешение было получено при условии установки памятного знака в сроках и месте, указанными администрацией. Из четырех мест, среди которых были кольцо на улице Ипподромской, АЗС на Жуковского и похоронный дом на Кропоткина, выбрали территорию госпиталя ветеранов войн №2 на Лесном шоссе. В августе 2022 года размещение стелы на территории госпиталя ветеранов согласовали.
Памятный знак исчез, но из-за возбуждения уголовного дела стелу вернули обратно. Не ремонтировали ее из-за того, что объект так и не был принят на баланс ни одной организацией.
Вдова ветерана Великой Отечественной войны, Героя Советского союза Дмитрия Бакурова официально считается потерпевшей. Однако таковой себя она не считает. По ее словам, к ней пришел следователь, и они за кружкой чая общались на разные темы. Она утверждает – не знала, что ее допрашивают. Канунникова пожилая женщина уважает и просила оправдать. На саму стелу Бакурова никогда не жаловалась Канунникову. Он регулярно приезжал к Бакуровым, чтоб поздравить с днем рождения или годовщиной Великой Отечественной войны. Бакуровы даже подарили книгу «Солдат победы. Служу России» чиновнику.
Одним из главных потерпевших считался новосибиррец Евгений Белокриницкий. После его письма в СКР началась череда разбирательств. Но в суде он заявил, что Канунников не виноват в этом деле.
– Ни один свидетель со стороны обвинения не указал на виновность главы администрации центрального округа, а наоборот они указали на виновность иных лиц в мэрии. Лица, виновные в совершении данного преступления, не будут наказаны, – поделился размышлениями потерпевший Евгений Белокриницкий.
На одном из последних заседаний в суде гособвинитель настаивал, что Сергей Канунников – глава муниципального образования. Он должен был подать в суд, чтобы бесхозное имущество взяли на баланс. Но исходя из служебных инструкций и пояснений, чиновник не является главой муниципального образования. Этот статус в городе носит только мэр. На момент возбуждения уголовных дел им был Анатолий Локоть.
– Ни обвинение, ни следственные органы глубоко не разобрались в местном самоуправлении. Я не являюсь главой местного самоуправления, а руководителем подразделения структуры мэрии. Жигульский [глава департамента земельных и имущественных отношений] не имеет право давать мне поручение. Такое право имеет только мэр. С 1997 по 2014 год я являлся депутатом Заксобрания Новосибирской области и руководителем бюджетного комитета. Мы неоднократно готовили документы на привлечение к ответственности главных распорядителей бюджетных средств за нецелевое расходование бюджетных средств. Я, как никто другой, знаю последствия выделения средств на содержание имущества, не находящегося на балансе. Акты направлялись в правоохранительные органы, а потом возбуждались уголовные дела, – заявил Сергей Канунников.
12 организаций послали письма в суд с поддержкой Канунникова.
Обвинение настаивало, что Сергей Канунников виноват по уголовной статье «Халатность». С учетом всех доказательств и свидетельств, ему просили назначить штраф в виде годовой зарплаты – 2,584 миллиона. Но суд решил оправдать главу администрации центрального округа. Сергей Канунников намерен подать жалобу, чтобы ему конпенсировали средства из-за уголовного преследования. В свою очередь прокуратура может попытаться обжаловать это решение.
Как указал потерпевший Евгений Белокриницкий, при первоначальной установке стелы предполагалось разбить парк 45-летия Победы в Великой Отечественной войне. Раньше участок проходил как зона озеленения. Со временем назначение земли изменили.
– Чиновников не смутило, что там стоял памятник. Хотя закон предписывает создание охранной зоны вокруг памятника, – уточнил Евгений Белокриницкий.
Мэр Анатолий Локоть, видя разворачивающийся скандал, объявлял Канунникову выговор, так как объект не был поставлен на учет в реестре движимого имущества. Позже прокуратура признала это решение незаконным.
В 2022 году, когда вдруг появилось уголовное дело, мэрия сразу же подала иск в суд о принятии на баланс объекта. Началась суматошная и халтурная реставрация. На одном из последних заседаний гособвинение указывало, что глава муниципалитета виновен в этом деле. То есть мэр. Хоть представитель обвинения имел в виду Канунникова, в мэрии поняли к чему идет дело и не стали затягивать с возможными последствиями.
По заключению экспертов, стела – памятный знак, установленный в честь победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Это свидетельствует о связи памятного знака с историческим событием. Стела не является объектом культурного наследия, но представляет историческую ценность, так как установлена в честь важного исторического события. Кто и где создал стелу – до сих пор неизвестно.
Много лет стела стояла бесхозной, была в ужасном состоянии. Потерпевший Белокриницкий считает, что судебное разбирательство ни к чему не приведет, и ответственные за доведение стелы до ее критического состояния не будут найдены. И все идет именно к этому.
Суд встал на сторону Сергея Канунникова в деле об исчезновении стелы в честь 45-летия Победы в Великой Отечественной войне. Чиновника обвиняли в уничтожении, исчезновении памятного знака, а также в халатности. Защите удалось доказать, что Канунников действовал в рамках полномочий. Кто ответит за непригодный вид памятного знака на протяжении нескольких лет – неизвестно. За демонтаж изуродованной временем стелы в честь 45-летия Победы никто не ответил
 Александр Корепанов
Фото: архив
Дело по стеле, установленной на Красном проспекте в честь 45-летия Победы в Великой Отечественной войне, длилось с лета 2022 года. На потрепанный временем декоративный элемент широкая общественность обратила внимание после его исчезновения. Со стороны горожан это выглядело как наплевательское отношение к памяти о советских солдатах, которые погибли в самой кровопролитной войне XX века. Новости о демонтаже памятников на Украине и в европейских государствах только усиливали тревогу о возможной утрате исторической памяти.
Один из жителей Новосибирска, Евгений Белокриницкий, написал жалобу председателю Следственного комитета России Александру Бастрыкину по этому поводу. Глава СКР часто обращает внимание на резонансные случаи нарушения прав граждан. Это дело не стало исключением, и, после животворящего пинка местных следственных органов, дело стало раскручиваться. Изначально материалы возбудили по уголовной статье «Уничтожение или повреждение стелы, увековечивающей память погибших при защите Отечества в период Великой Отечественной войны», но после череды разбирательств и трех предостережений прокуратуры в отношении СКР, документы переквалифицировали, доведя разбирательство до уголовной статьи «Халатность».
Неожиданно для многих подозреваемым стал глава администрации центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам города Сергей Канунников. На последнем заседании суда он объяснил, почему именно он был обвиняемым.
– Когда строительная компания обратилась по поводу демонтажа и переноса в другое место [стелы] с предложением ее отреставрировать, я, скажем так, чтобы сохранить ее, поставил подпись. Я не возражал при условии сохранения знака. Следователь увидел мою подпись, ну и я был в этом плане привлечен, – пояснил Сибкрай.ru Сергей Канунников.
А дело, по большому счету, началось еще 10 лет назад. Земля под памятником с 2014 года не принадлежала городу и была продана ООО «Специализированный застройщик "Ситистрой"». Что делать с ржавой и исписанной граффити стелой предприниматель не знал. На балансе муниципалитета и застройщика она не стояла. Фактически была ничейной – бесхозной.
Еще летом 2017 года депутатский центр КПРФ обратился к мэру Анатолию Локтю с вопросом реставрации и постановки на баланс исторического знака. После, по поручению Канунникова, эксперты обследовали стелу, отправили запрос об информации о нахождении памятного знака на балансе в департамент земельных и имущественных отношений, направили акты в департамент культуры и спорта молодежной политики. На этом полномочия Сергей Канунникова заканчивались – последующие действия можно было бы расценить как превышение должностных полномочий, а далее возбуждать уголовное дело.
Вскоре из департамента земельных и имущественных отношений пришел ответ, что стела не стоит на балансе и нужно обратиться в суд для признания права муниципальной собственности на бесхозное имущество. Гособвинение настаивало, Серей Канунников проигнорировал информацию и не обратился в суд. Но защита указывала, что департамент земельных отношений не имеет права давать распоряжения Канунникову. В свою очередь, поручения и доверенности на обращение в суд от имени мэрии Сергею Канунникова не предоставили.
По информации множества свидетелей, Сергей Канунников до сих пор имеет хорошие отношения с общественными организациями, связанными с ветеранами Великой Отечественной войны. До обращения депутатов к мэру Канунников в 2017 году договаривался с предпринимателям провести косметические работы со стелой к 23 февраля и 9 мая.
В 2022 году ветераны Заельцовского района попросили перенести стелу в более удачное и подходящее место – на территорию госпиталя ветеранов. Чиновник участвовал в пяти пленумах общественных организаций по этому вопросу и обещал, что мнение общественности будут учтено при определении нового места.
Стела стояла на территории ООО «Специализированный застройщик "Ситистрой"». Компания планировала построить там гостиницу, поэтому обращалась к Канунникову с просьбой перенести объект. Разрешение было получено при условии установки памятного знака в сроках и месте, указанными администрацией. Из четырех мест, среди которых были кольцо на улице Ипподромской, АЗС на Жуковского и похоронный дом на Кропоткина, выбрали территорию госпиталя ветеранов войн №2 на Лесном шоссе. В августе 2022 года размещение стелы на территории госпиталя ветеранов согласовали.
Памятный знак исчез, но из-за возбуждения уголовного дела стелу вернули обратно. Не ремонтировали ее из-за того, что объект так и не был принят на баланс ни одной организацией.
Вдова ветерана Великой Отечественной войны, Героя Советского союза Дмитрия Бакурова официально считается потерпевшей. Однако таковой себя она не считает. По ее словам, к ней пришел следователь, и они за кружкой чая общались на разные темы. Она утверждает – не знала, что ее допрашивают. Канунникова пожилая женщина уважает и просила оправдать. На саму стелу Бакурова никогда не жаловалась Канунникову. Он регулярно приезжал к Бакуровым, чтоб поздравить с днем рождения или годовщиной Великой Отечественной войны. Бакуровы даже подарили книгу «Солдат победы. Служу России» чиновнику.
Одним из главных потерпевших считался новосибиррец Евгений Белокриницкий. После его письма в СКР началась череда разбирательств. Но в суде он заявил, что Канунников не виноват в этом деле.
– Ни один свидетель со стороны обвинения не указал на виновность главы администрации центрального округа, а наоборот они указали на виновность иных лиц в мэрии. Лица, виновные в совершении данного преступления, не будут наказаны, – поделился размышлениями потерпевший Евгений Белокриницкий.
На одном из последних заседаний в суде гособвинитель настаивал, что Сергей Канунников – глава муниципального образования. Он должен был подать в суд, чтобы бесхозное имущество взяли на баланс. Но исходя из служебных инструкций и пояснений, чиновник не является главой муниципального образования. Этот статус в городе носит только мэр. На момент возбуждения уголовных дел им был Анатолий Локоть.
– Ни обвинение, ни следственные органы глубоко не разобрались в местном самоуправлении. Я не являюсь главой местного самоуправления, а руководителем подразделения структуры мэрии. Жигульский [глава департамента земельных и имущественных отношений] не имеет право давать мне поручение. Такое право имеет только мэр. С 1997 по 2014 год я являлся депутатом Заксобрания Новосибирской области и руководителем бюджетного комитета. Мы неоднократно готовили документы на привлечение к ответственности главных распорядителей бюджетных средств за нецелевое расходование бюджетных средств. Я, как никто другой, знаю последствия выделения средств на содержание имущества, не находящегося на балансе. Акты направлялись в правоохранительные органы, а потом возбуждались уголовные дела, – заявил Сергей Канунников.
12 организаций послали письма в суд с поддержкой Канунникова.
Обвинение настаивало, что Сергей Канунников виноват по уголовной статье «Халатность». С учетом всех доказательств и свидетельств, ему просили назначить штраф в виде годовой зарплаты – 2,584 миллиона. Но суд решил оправдать главу администрации центрального округа. Сергей Канунников намерен подать жалобу, чтобы ему конпенсировали средства из-за уголовного преследования. В свою очередь прокуратура может попытаться обжаловать это решение.
Как указал потерпевший Евгений Белокриницкий, при первоначальной установке стелы предполагалось разбить парк 45-летия Победы в Великой Отечественной войне. Раньше участок проходил как зона озеленения. Со временем назначение земли изменили.
– Чиновников не смутило, что там стоял памятник. Хотя закон предписывает создание охранной зоны вокруг памятника, – уточнил Евгений Белокриницкий.
Мэр Анатолий Локоть, видя разворачивающийся скандал, объявлял Канунникову выговор, так как объект не был поставлен на учет в реестре движимого имущества. Позже прокуратура признала это решение незаконным.
В 2022 году, когда вдруг появилось уголовное дело, мэрия сразу же подала иск в суд о принятии на баланс объекта. Началась суматошная и халтурная реставрация. На одном из последних заседаний гособвинение указывало, что глава муниципалитета виновен в этом деле. То есть мэр. Хоть представитель обвинения имел в виду Канунникова, в мэрии поняли к чему идет дело и не стали затягивать с возможными последствиями.
По заключению экспертов, стела – памятный знак, установленный в честь победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Это свидетельствует о связи памятного знака с историческим событием. Стела не является объектом культурного наследия, но представляет историческую ценность, так как установлена в честь важного исторического события. Кто и где создал стелу – до сих пор неизвестно.
Много лет стела стояла бесхозной, была в ужасном состоянии. Потерпевший Белокриницкий считает, что судебное разбирательство ни к чему не приведет, и ответственные за доведение стелы до ее критического состояния не будут найдены. И все идет именно к этому.