Мэрия Новосибирска, видимо, решила повернуть время вспять, когда сообщение между двумя берегами осуществлялось посредством паромных переправ, а зимой – пешком или на подводах. Иначе, как объяснить стремление городской администрации максимально усложнить ситуацию на всех действующих мостовых переходах.
Опасения новосибирцев, что ремонт Димитровского и Октябрьского мостов обернется транспортным коллапсом, оправдались. Причем, ремонтировать пока начали только Октябрьский. Но уже трудно представить, что будет, когда на ремонт перекроют даже часть Димитровского моста.
Про Бугринский мост никто даже и не вспоминает, потому что для его нормального функционирования необходимы развязки, на которые у города денег нет. А Центральный мост может быть предан забвению, даже не успев начать свою функционирующую историю.
Между ожиданием и реальностью
В настоящее время в центральной части Новосибирска в режиме постоянной перегрузки функционируют два моста: Октябрьский (Коммунальный) и Димитровский. Третий мост – Бугринский – до сих пор не заработал на полную мощность из-за недостроенных развязок, требующих больших финансовых вложений. Новосибирцы могли бы рассчитывать хотя бы на платный – Центральный – мост, да вот только уверенности, что его хоть когда-нибудь сдадут в эксплуатацию, все меньше.
Тем временем, пока новосибирцы мучились выбором, где стоять в пробке – на Октябрьском или Димитровском мосту, мэрия разрабатывала коварный план: летом отправить эти две мостовые переправы на ремонт одновременно. Чтобы успокоить население, чиновники сообщили о том, что по Димитровскому мосту может быть запущено реверсивное движение.
Но планы мэрии внезапно изменились, и ремонт Октябрьского моста начался не летом, а в самом начале весны: проезд с левого на правый берег сузили с 7 марта – по предварительным данным, до ноября. Но, как это уже часто бывает в Новосибирске, все пошло не по плану.
Октябрьский (Коммунальный) мост
Октябрьский мост был построен в 1954 году, в эксплуатацию введен в 1955 году. По всем официальным данным, он уже выработал свой межремонтный ресурс и давно требует капитального ремонта.
Еще в 2018 году специалисты Сибирского государственного университета путей сообщения провели обследование объекта. Результаты оказались неутешительными – его состояние уже тогда оценивалось как ограничено работоспособное.
В 2021 году прокуратура Новосибирской области обратилась с иском в суд об обязании мэрии города и подведомственного учреждения, осуществляющего эксплуатацию моста, разработать проектно-сметную документацию на его ремонт.
Ведомство тогда, заявив, что «его эксплуатация в таком состоянии создает угрозу для участников дорожного движения», потребовало провести капитальный ремонт моста.
К ремонту Октябрьского моста спустя время все же приступили – муниципальный контракт был подписан 31 мая 2022 года. Ремонтные работы были рассчитаны на период с 2022 год по 2024 год. Средства выделены из федерального (95,6 %), городского (3,5 %) и областного (0,9 %) бюджетов. Общая стоимость ремонта моста протяженностью 1 070 метров – более 2,2 миллиарда рублей.
В середине июня 2023 года в мэрии города заявили, что ремонт Октябрьского моста в рамках проекта «Безопасные качественные дороги» идет полным ходом, добавив, что
«во время работ движение транспорта не перекрывается». Но, несмотря на это, движение по мосту в часы пик было сильно затруднено.
Тем временем, осенью 2023 года выяснилось, что демонтаж чугунного литья привел к утрате подлинности моста, в итоге его не признали памятником культурного наследия. Чугунное ограждение на переправе было заменено в ходе ремонтных работ аффилированным с мэрией Новосибирска ООО «СпецТрансСтрой».
В ноябре 2023 года в ход ремонта моста пришлось вмешаться прокуратуре. Причина – риск сроков. После этого мэрия Новосибирска заключила контракт с еще одним подрядчиком. В городской администрации это прокомментировали так: «Обязательства ООО "СпецТрансСтрой" по ремонту Октябрьского моста сохраняются, контракт с этой организацией является действующим. Однако объемы и стоимость работ, подлежащих выполнению, были уменьшены по соглашению сторон, так как 20 ноября 2023 года были заключены контракты с двумя другими подрядными организациями – ООО "ДК Клевер" (ремонт конструкций моста) и ООО "Дороги54" (устройство асфальтобетонных покрытий и элементов обустройства)».
А в первые месяцы 2024 года мэрию Новосибирска осенило, что можно одновременно закрыть на ремонт сразу два моста – Октябрьский и Димитровский. Хотя, к этому времени еще даже не завершился начатый ранее ремонт Коммунального моста.
В середине февраля 2024 года мэрия сообщила, что подписала контракт по обустройству проезжей части Октябрьского моста с ООО «СК Дороги Сибири». Работы планировалось начать в мае. Но позже появилось сообщение, что проезжую часть этого моста сузят с 7 марта, и продлятся ограничения до ноября.
13 марта исполняющий обязанности мэра Новосибирска Олег Клемешов признался, что во время очередного ремонта моста возникли сложности.
«Я понимаю, что сейчас на разбор конструкций туда просто физически невозможно большое количество техники нагнать. Но то, что сегодня работает один бетонолом, это ни в какие ворота не лезет, – заявил на оперативном совещании Клемешов. – Мы давали согласие на закрытие именно при соблюдении этого условия: то, что там люди будут работать практически круглосуточно. На сегодня я констатирую факт того, что это условие со стороны подрядчика не выполняется».
И сегодня никто уже не может гарантировать, что ремонт Октябрьского моста не уйдет в 2025 год.
Димитровский мост
Димитровский мост был возведен в 1978 году, но даже в 2024 году не имеет полноценного подключения к улично-дорожной сети города в его левобережной части и работает в ограниченном состоянии с постоянными заторами на подъездах.
Мост ремонтировали в 2018 году по программе «БКД», но к 2023 году его состояние настолько ухудшилось, что потребовался очередной обширный ремонт.
В марте прошлого года муниципальное предприятие «ДЭУ №1» приступило к срочному ремонту дорожного полотна на мосту. Устранить дорожной службе предстояло около 600 квадратных метров разрушений.
«Это связано с тем, что в течение длительного времени – с начала 2000-х годов ремонт Димитровского моста не проводился. Из-за значительного повреждения гидроизоляции вода, скапливаясь в нижних слоях дорожной одежды, вызывает разрушения, которые появляются на верхних слоях дорожного покрытия», – заявлял тогда начальник управления автомобильных дорог мэрии Новосибирска Сергей Эпов.
Он пообещал, что переправу ждет капитальный ремонт. В 2023 году должны были разработать проектную документацию. По мере ее готовности планировалось приступать к строительно-монтажным работам. В управлении автомобильных дорог города тогда уточняли, что необходима замена всех слоев «дорожной одежды», вплоть до балок.
Но из-за строительства четвертого моста ситуация на Димитровском мосту усложнилась еще сильнее. На подъездах к нему со стороны левого берега до сих пор наблюдаются многокилометровые пробки. Съехать с моста в сторону левого берега также проблематично.
Новосибирцы уже нарекли дороги на площадях Труда и Энергетиков «кольцом ада» – из-за постоянных многочасовых и многокилометровых заторов.
Бугринский мост
Строительство Бугринского моста между Кировским и Октябрьским районами Новосибирска стартовало в 2010 году (контракт стоимостью 14,8 миллиарда рублей был подписан в декабре 2009 года). Сдать его планировали к апрелю 2012 года. Мэрия должна была зарезервировать земельные участки, расселить сотни частных жилых домов, своевременно предоставив участки генподрядчику, но разрешение на строительство заказчик фактически стал предоставлять лишь с 2012 года. Сроки увеличились на 2,5 года. Заработал мост только осенью 2014 года – 8 октября на тожественный запуск приезжал президент России Владимир Путин. Конечная стоимость объекта составила 18 миллиардов рублей.Бугринский мост имеет самый большой в России и СНГ арочный пролет длиной 380 метров, длина его с подъездными путями – 5,82 километра. Пропускная способность – 60 тысяч автомобилей в сутки. Но он до сих пор не работает на полную мощность из-за недостроенных развязок. Новосибирские власти уже заявили, что без федеральных денег развязки городу не построить. А в конце июня 2023 года на тот момент еще мэр Новосибирска Анатолий уточнил, что строительство развязок для третьего (запущенного уже десять лет назад в эксплуатацию) моста начнется только после того, как закончатся работы на четвертом. Это, утверждал Локоть, нужно, чтобы запустить Южный транзит.
18 июля 2023 года на вопрос о том, будет ли продолжение с Бугринского моста, так как сейчас выезды есть только на улицы Большевистскую и Ватутина, которые практически всегда заполнены автомобилями, губернатор региона Андрей Травников ответил утвердительно.
«Конечно же приходится определять некую последовательность крупных транспортных проектов. Это связано и с организационными вопросами. Одновременно несколько комплексов вести не так просто. Это связано и с наличием подрядных организаций. Мы уже убедились, что чревато, когда много строек, а стройкомплекс не готов. Ну и если честно, это связано с определенным прагматизмом. На четвертый мост были понятные источники получения федеральных денег и грех было отказываться от их получения, поэтому стартовал проект четвертого моста. Следующие приоритеты, если крупными проекта оперировать – это серия развязок по направлению к Академгородку. Долгожданная развязка — матвеевский виадук. И второй проект– это Южный транзит. Элемент Южного транзита – это тоже Бугринский мост. Сегодня стартовала стадия разработки проектно-сметной документации», – заявил тогда глава региона.
Четвертый мост
История четвертого моста через реку Обь в Новосибирске началась еще до сдачи в эксплуатацию третьего моста – Бугринского. Центральный (четвертый) мост должен соединить Южную площадь на правом берегу реки Обь с площадью Труда на левом берегу. Проект предполагает строительство транспортных развязок на обоих берегах реки для подключения к дорожной сети города, а также тоннелей под железнодорожными путями. Мост должен обеспечить выходы на федеральные трассы «Байкал», Чуйский тракт и «Сибирь». Он запланирован платным, поэтому в левобережной части предполагается еще и пункт взимания платы.
Конкурс на разработку предпроектной документации был объявлен в 2012 году. Интересно, что в ходе конкурса цена контракта сначала снизилась с 1,9 миллиона рублей до нуля, а потом выросла до 57 тысяч рублей. В октябре того же 2012 года на заседании архитектурно-градостроительного совета мэрии Новосибирска компания «Мостовик» представила эскизы и предпроектные документы будущего платного моста. Мэр Новосибирска (на тот момент Владимир Городецкий), выступал за вантовый мост, считая, что он не только обойдется дешевле третьего моста, но и украсит город. Позже была озвучена цена строительства – 21 миллиард рублей.
В декабре 2013 года областное правительство и мэрия города специально для подготовки проектно-сметной документации создали АО «Центральный мост» с уставным капиталом 20 миллионов рублей. В феврале 2014 года мэр города утвердил техническое задание на проектирование. Санкт-Петербургский «Институт «Стройпроект» приступил к работе за полмиллиарда рублей. На момент первой оценки проекта стоимость строительства оценивалась уже в 25 миллиардов рублей, общая стоимость реализации – в 80 миллиардов рублей, тариф за проезд по мосту – в 50 рублей для легковых автомобилей. В декабре 2015 года проект строительства моста на условиях государственно-частного партнерства прошел госэкспертизу. В марте 2016 года мост подорожал еще на 7 миллиардов рублей – до 32 миллиардов рублей, тариф за проезд – до 100 рублей. В апреле 2016 года в мэрии Новосибирска решили, что не готовы тратить на строительство моста более 3 % от общей стоимости проекта, в итоге доля муниципалитета снизилась с 50 % до 2,9 %, доля региона выросла до 97,1 %. А в июне того же года стоимость объекта вновь выросла – до 50 миллиардов рублей. В октябре 2016 года депутаты новосибирского горсовета заявили, что считают нецелесообразным строительство платного моста через реку Обь через концессию. В феврале 2017 года новосибирская контрольно-счетная палата сообщила, что за три года с момента заключения договора с проектировщиками стоимость работ необоснованно выросла – почти на 20 %. В марте 2017 года стало известно, что гарантированный доход концессионера сократился почти в два раза – с 91 миллиарда до 49 миллиардов рублей. А в мае 2017 года правительство региона сообщило, что область получит грант почти в 26,3 миллиарда рублей из федерального бюджета на реализацию проекта строительства моста. В июне 2017 года новосибирские общественники и депутаты предложили перенести расположение нового моста и сроки его строительства. В августе макет вантового моста был представлен общественности. А в октябре стало известно, что выделение федерального гранта отложили на год.
В декабре 2017 года Институт археологии и этнографии Сибирского отделения РАН сообщил, что в зону строительства моста попадают почти 5 тысяч квадратных метров археологического памятника. Через год – в декабре 2018 года – новосибирское правительство заявило, что уставной капитал АО «Центральный мост» будет увеличен на 6 миллионов рублей. Средства были выделены «на организацию и завершение работ по достижению финансового закрытия концессионного соглашения по строительству объекта». В 2020 году финансирование объекта составило 9,6 миллиарда рублей, из которых 6,5 миллиарда – средства федерального бюджета. В 2021 году – 9,8 миллиарда рублей, 9 из которых были выделены из федерального бюджета. Фактическое финансирование за весь период по состоянию на 23 ноября 2021 года – 22,8 миллиарда рублей.
Объект изначально предполагалось сдать к Молодежному чемпионату мира по хоккею зимой 2022-2023 годов. Но срок сдачи переносили несколько раз. В середине июля 2023 года появилась информация, что четвертый мост не сдадут даже к концу 2023 года. Однако в этот же день в министерстве транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области опровергли эту информацию.
«В ряде СМИ появились сообщения о том, что срок сдачи мостового перехода через реку Обь и прилегающих развязок переносится на первый квартал 2024 года. В связи с этим уточняем информацию. Срок окончания строительства моста остается неизменным – это конец 2023 года. Согласно плану работ, к этому времени будет открыто рабочее движение по мостовому переходу через реку Обь», – заявили тогда в региональном Минтрансе.
Уже конец марта 2024 года, но мост до сих пор не сдан. И горожане сомневаются, что движение по мосту будет запущено вообще. Тем временем, новосибирские власти уже завалили исками концессионера четвертого моста: в Арбитражный суд Новосибирской области от министерства транспорта и дорожного хозяйства к «Сибирской концессионной компании» за последние несколько лет поступило уже около десятка исков.
Концессионером четвертого моста через Обь выступает ООО «Сибирская концессионная компания» (входит в ГК «ВИС»). Соглашение между Новосибирской областью, от имени которой выступает министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области, и обществом с ограниченной ответственностью «Сибирская концессионная компания» было заключено 6 декабря 2017 года.
В феврале 2024 года ГК «ВИС» сообщила, что готовность объекта оценивается в 85 %. Продление сроков строительства в компании объяснили необходимостью пересмотра некоторых проектов и получения по ним одобрений проектировщиков и госэкспертизы. Окончательную стоимость должна определить финальная госэкспертиза. При этом, по условиям концессионного соглашения, компенсации по возможному удорожанию из бюджета не предусмотрены.
В своем телеграм-канале ГК «ВИС» 1 марта опубликовала сообщение: «Мост через Обь в Новосибирске. Стройка продолжается».
«Правобережная развязка: завершается строительство последнего из трех съездов, 114-метровый пилон, монтаж оборудования систем аэросигнализации и молниезащиты. Тоннель в створе улицы Станиславского: завершены монтаж временной портальной рамы и бетонирование приемного резервуара. Занято более 230 человек, около 50 единиц спецтехники. Общая готовность объектов мостовой концессии – выше 85 %», – уверяют в «ВИСе».
Однако, по некоторым данным, с прохождением экспертизы возникли серьезные проблемы. Детали пока не раскрываются.
Проверку по факту срыва сроков ввода Центрального моста уже взял на контроль заместитель генерального прокурора России Дмитрий Демешин, которому пожаловались новосибирцы.
Демешин поручил в ходе проверки дать правовую оценку решениям регионального правительства, органов местного самоуправления и иных уполномоченных органов. А при выявлении нарушений закона – принять меры прокурорского реагирования.
Таким образом, в Новосибирске сегодня нет ни одного моста через реку Обь, который бы функционировал в полную силу. И если ситуация продолжит развиваться по тому же сценарию, город-миллионник вполне может разделиться на две части. Уже сегодня уставшие стоять в бесконечных заторах новосибирцы пытаются найти работу на том же берегу, где и живут. Но вопрос сообщения левобережья и правобережья не только на занятости трудоспособного населения, это еще и экономика, туризм, логистика и многое другое – все то, без чего трудно представить развитие муниципалитета.