Анатолий Локоть признал, что в решении проблем городского транспорта серьезного прорыва он не добился. Мэр заявил, что не избавит Новосибирск от маршруток, как это ранее посулил общественникам его подчиненный. Также он пожаловался на противодействие федерального центра строительству метро в Новосибирске. И пообещал сделать все, что «от него зависит и не зависит», чтобы закончить станцию «Спортивную».
На итоговой пресс-конференции Анатолия Локтя спросили о планах через пять лет оставить город без маршруток. Такое обещание прозвучало на минувшей встрече начальника управления пассажирских перевозок мэрии Владимира Кондаурова с общественниками. Об этой встрече в публичном пространстве заявила депутат горсовета Наталья Пинус.
Этот вопрос градоначальника разозлил, он ответил, что не понимает, как «простая информация трансформируется в силу конъюнктурных ли подходов, слабой подготовки, поверхностного взгляда», и насколько «в вывернутой форме подается».
Затем он все-таки ответил по существу: «Да, наполнять город дальше маршрутками нельзя. Это известно, это истина. Но надо понимать, что совсем вычеркнуть маршрутки, так сказать, из оборота, на сегодня мы не можем. Мы просто не в той стадии находимся. Поэтому делать какие-то заявления на этот счет, по-моему, было бы просто безответственно», – выступил Локоть, таким образом, вступив в заочную полемику со своим подчиненным.
«Что касается проблемы с транспортом в целом, – продолжил Локоть, – то ничего нового мы пока не придумали. И, к сожалению, я должен признать, что вот это направление, эта отрасль, наверное, отличается тем, что такого серьезного прорыва, за исключением ремонта дорог, мы пока здесь не добились».
«Никакие пробки мы не победим, если не будет развитого удобного комфортного общественного транспорта», – заявил градоначальник, скромно умолчав о расширении автопарка.
Мэр отметил, что никакие маршрутки не заменят городской электротранспорт и метрополитен. Однако, что касается последнего, то ничем новым, кроме пафосных обещаний и жалоб на федералов, он журналистов не порадовал.
«Я взялся, и буду доводить станцию метро «Спортивная». Это для меня дело чести. Я вообще себя обязанным считаю перед городом, перед ветеранами, перед теми, кто оказал влияние, помогал мне на жизненном пути, развивать метрополитен в Новосибирске. Стройка началась, обратного пути нет, остановить ее невозможно. Трудностей много, всё – сплошные трудности. Но как мне говорили те, на кого я равняюсь, им тоже было трудно. «Нам тоже денег не давали, мы же строили, а ты не строишь». И вот это «ты не строишь» у меня в голове звенит, все время я об этом думаю. Это приоритетный объект, и я все сделаю, все, что от меня зависит и не зависит», – торжественно пообещал Локоть.
Что касается Дзержинской ветки, то там, по словам градоначальника, «немного замкнулось», хотя «по проектно-сметной документации очень серьезно продвинулись».
«Но там цепляется одно за другое. Получить экспертизу можно в случае твердого источника финансирования, бюджетной строки. А бюджетную строку можно получить, имея экспертизу. Закручено это не зря, это намеренно сделано, не потому что кто-то бюрократ, не досмотрел, не додумал, сделано это специально – вот такое препятствие. «Вам, новосибирцам, дай, а там в очереди еще сколько стоит городов». Денег на всех не хватит. Красноярску миллиард дали на ПСД, миллиард! Нам бы миллиард дали, мы бы тут второй тоннель построили точно. Но вот нам открывать эти ворота не хотят… Федеральный центр. Позиция такая, она сквозь зубы звучит, публично, за спиной. Стратегия – не поважать развитие метрополитенов муниципальных. Как проговорился замминистра, <…> что «мы не намерены», угу, и так далее, и тому подобное. «У нас вот московское метро, это да, а вы!» Поэтому это данность, и на самом деле эта трудность – она системная. И была всегда», – разоткровенничался Анатолий Локоть.
Напомним, договоренность о строительстве метро была достигнута во время встречи губернатора Новосибирской области Андрея Травникова с президентом России Владимиром Путиным. Однако Главгосэкспертиза не дала положительного заключения по проекту продления Дзержинской ветки новосибирского метрополитена. Оказывается, документы в Москве не приняли, потому что они были сданы в формате PDF. Еще в августе 2019 года мэр Анатолий Локоть поручил доработать документы по Дзержинской линии и повторно отправить их в Москву, однако на данный момент специалисты лишь «очень серьезно продвинулись» по ПСД.