Ровно год исполнился со времени вступления Анатолия Локтя в должность мэра Новосибирска. Сам градоначальник некоторые итоги своей работы подводил в годовщину избрания, 6 апреля. Теперь же о том, как коммунист пришел к власти в городе и что изменилось с тех пор, рассуждает бывший его соратник и экс-заместитель Иван Стариков. Он посетовал, что та апрельская победа оппозиции практически обнулена.
Иван Стариков специально для Сибкрай.ru
«Локтевой» вывих, или Почему менять систему лучше, чем вождей
Наконец, друзья, попробуем пресечь неизбывную русскую обреченность: главный урок истории состоит в том, что мы никак не можем его выучить. Восстановим хронологию событий с начала 2014 года по 23 апреля 2015 года. А что вы хотите, сегодня историческая дата - годовщина инаугурации Анатолия Локтя. Почему именно этот срок, вы поймете чуть позже.
Итак, обо всем по порядку.
В первый рабочий день 2014 года, 9 января, многолетний мэр Новосибирска Владимир Городецкий, излучающий до этого абсолютную уверенность и демонстрирующий крепкое рукопожатие, вдруг подал в отставку. Он согласился на предложение главы региона Василия Юрченко занять ни на что не влияющий пост вице-губернатора по агломерации. Полномочный представитель президента России в Сибирском федеральном округе немедленно отреагировал на такой поступок экс-мэра. Он заявил, что не разделяет это решение Владимира Филипповича и даже считает его крупной политической ошибкой. Спешно собранный Городской совет назначил внеочередные выборы градоначальника на 6 апреля.
По числу заявившихся соискателей на пост мэра Новосибирска это событие было зафиксировано в книге «Рекордов Гиннесса». Претендентов, хороших и разных, набралось аж 37 человек, в том числе и три депутата Госдумы – Анатолий Локоть, Илья Пономарев и Дмитрий Савельев.
«Единая Россия» выдвинула Владимира Знаткова, решив противопоставить этой разношерстной компании крепкого хозяйственника – первого вице-мэра, и провести избирательную кампанию «а-ля Сергей Собянин против Алексея Навального». Казалось бы, ничто не предвещало беды, но в кои веки оппозиция в Новосибирске сосредоточилась.
В обкоме КПРФ на Большевистской 21 января было подписано коалиционное соглашение. Подписанты - кандидаты в мэры, при поддержке различных политических партий и общественных организаций взяли на себя публичные обязательства снять кандидатуры в пользу лидера предвыборной гонки. Новосибирские журналисты помнится, иронизировали по этому поводу: «Сколько их подписывалось, таких бумажек, но как только дело доходило до дела, каждый начинал мериться своим победоносным рейтингом и, разругавшись вдрызг, оппозиционеры проводили во власть очередного представителя «партии жуликов и воров». Но, не в этот раз, и об этом чуть позже.
В Георгиевском зале Кремля 18 марта триумфально прошел съезд «крымских победителей». Именно в этот день был отправлен в отставку губернатор Новосибирской области Василий Юрченко, уже прибывший на торжества. Причем с беспрецедентно жесткой формулировкой: «в связи с утратой доверия президента РФ». Искушенные наблюдатели справедливо посчитали это крупной аппаратной победой полпреда президента в Сибирском федеральном округе Виктора Толоконского. Надо признать, все были удивлены.
Обычно, по законам жанра, такие шумные отставки и публичные порки глав регионов не делаются в информационной тени исторических событий, но видимо не терпелось.
Между тем, в Новосибирске избирательная кампания шла по привычным лекалам времен суверенной демократии. Я, как один из кандидатов, много раз апеллировал к нашему общему сопернику единороссу Знаткову с предложением не нарушать закон, не использовать преимущества служебного положения и уйти в предвыборный отпуск. Печальная истина состоит в том, что для «Единой России» суровость наших законов компенсируется возможностью их неисполнения.
Однако случилась сенсация, даже чудо. Молодая судья Центрального района Новосибирска Юлия Близнюк, удовлетворила мой иск и отменила регистрацию Владимира Знаткова как кандидата на пост мэра. В итоге, за две недели до выборов административному ресурсу выдвиженца от партии власти был нанесен непоправимый ущерб. Пробоина в корпусе их дредноута оказалось столь великой, что не помогло ни политически-мотивированное решение областного суда восстановить Владимира Знаткова в предвыборной гонке, ни легендарный Александр Карелин, спешно мобилизованный руководить его штабом.
Но самое главное, что пять ключевых кандидатов, люди очень разных политических биографий и взглядов, 31 марта сняли свои кандидатуры в пользу фаворита - кандидата от КПРФ Анатолия Локтя. Они объединили свои интеллектуальные, организационные, финансовые и человеческие ресурсы ради общего дела, не дали украсть общую победу и продемонстрировали усталым избирателям свою договороспособность. Великая Виктория оппозиции, которая случилась 6 апреля в крупнейшем мегаполисе страны, и самом крупном муниципальном образовании городе Новосибирске, подтвердила, что беспределу административного ресурса, информационной блокаде, можно успешно противопоставить политическое мастерство, помноженное на стремление к общей цели.
23 апреля 2014 года новый мэр Новосибирска Анатолий Локоть был приведен к присяге.
В его новой команде я получил должность заместителя и руководителя представительства мэрии в Москве. Тогда мне казалось, что мы, люди разных политических убеждений, нашли с Анатолием Евгеньевичем паллиативное, устраивающее нас обоих, решение. Он, как левый политик говорил о социальной справедливости, я, как либерал, – об экономической свободе. Вот мы и провозгласили наш общий программный лозунг: «К социальной справедливости через экономическую и политическую свободу».
Россия в те дни торжествовала и впадала в эйфорию, рейтинги центральной власти зашкаливали, робкие голоса отдельных отщепенцев тонули в слаженном хоре возбужденных лоялистов.
Как экономист, я понимал, что патриотическое воодушевление и чувство глубокого удовлетворения от крымской «победы» на тот момент - весна-лето 2014 года, – вещь, не имеющая под собой фундаментальных причин. Восторги и победные реляции на фоне стремительного экономического спада, снижения реально располагаемых доходов населения, международные санкции, от которых, в первую очередь, пострадает в большей степени как раз «патриотическое большинство», быстро сменятся на противоположные чувства. Придет глубокое возмущение социальной несправедливостью, станет понятно отсутствие реальных перспектив на улучшение жизненной ситуации не только для себя, но и для детей, и внуков.
Ситуация усугублялась еще и тем, что за последние годы региональные власти полностью утратили навыки адекватно реагировать на такие вызовы и угрозы. Они снисходительно и высокомерно бросали крошки от нефтяного пирога вверенному населению, не утруждая себя налаживанием открытого и честного диалога с гражданским обществом. В этих условиях я предложил мэру выбрать стратегию больших политических целей, отказавшись от тактики выживания в агрессивной и даже враждебной для него и его партии среде.
Тогда я считал, что для Анатолия Локтя и его команды появился уникальный шанс для качественного исправления и обновления государственного и общественно-политического устройства страны на основе полученного в столице Сибири опыта и политического капитала. Предлагал добиться в Новосибирске системных и устойчивых перемен, как отправной точки для больших государственных проектов.
Собственно предлагалось следующее:
– разработка и внедрение новых управленческих, социальных, политических технологий в организации жизнедеятельности и развития мегаполиса, которые могут становиться образцом для других регионов страны;
– максимальное вовлечение населения в систематическую продуктивную общественную и политическую деятельность в рамках всех форм самоуправления, что позволит минимизировать риски будущих деструктивных протестных действий;
– приумножение политического капитала Анатолия Локтя и его команды для последующего вложения в региональные и федеральные проекты.
Двигаясь к достижению данных целей, Анатолий Локоть и его команда должны были получить четкие и понятные критерии для планирования и оценки эффективности своих действий. К оценке каждой ситуации, к каждому планируемому решению можно задавать ряд простых вопросов: интересы какого количества горожан затрагивает рассматриваемая ситуация и планируемое решение; сколько горожан возможно вовлечь в рассматриваемой ситуации в совместную продуктивную деятельность, какие к тому есть предпосылки; в какие сроки могут быть достигнуты заметные изменения к лучшему; какими ресурсами должны быть обеспечены эти изменения; в каких формах, и с какой эффективностью население будет информироваться о деятельности мэра и мэрии, о новых возможностях для качественного решения вопросов местного значения.
Я подготовил послание мэра совету депутатов города Новосибирска и городской общественности. Приведу его основные тезисы:
1. Наведение порядка в городском хозяйстве: повышение эффективности бюджетных расходов и использования муниципального имущества.
2. Формирование компактной и эффективной структуры мэрии Новосибирска: подготовка, общественное обсуждение и принятие соответствующего решения Совета депутатов города Новосибирска.
3. Определение основных принципов кадровой политики: проведение открытых конкурсов на замещение вакансий муниципальной службы и в целях формирования кадрового резерва.
4. Новый Генеральный план Новосибирска: подготовка к разработке, общественному обсуждению и принятию.
5. Новые социальные технологии в решении наболевших городских проблем. Например, новосибирцам будет интересно, что по разделу департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии было запланировано потратить в 2014 году 5,23 миллиарда рублей.
Я показал мэру, как предельно непрозрачна структура таких расходов, и уже сама по себе является частью ответа на вопрос: почему в Новосибирске так плохо с дорогами и парковками. Предложил провести системный и профессиональный анализ (аудит):
– бюджета города Новосибирска на 2014-2016 годы;
– тарифов на коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, электроснабжение, газоснабжение);
– аудит добросовестности и эффективности использования муниципального имущества;
– аудит муниципальных и ведомственных целевых программ.
С учетом сложности проверяемых объектов и необходимости применения специальных познаний, предложил привлечь как независимых профессионалов, так и лидеров авторитетных общественных организаций.
Мой недавний соратник по политической борьбе, а сегодня прямой руководитель, со всем соглашался. Однако считал, что заняться столь кардинальными переменами будет удобней спустя 100 дней своего мэрства. Мы оба тогда понимали, что надежно защитить нашу общую победу и провести такие преобразования можно, только получив пост главы исполнительной власти Новосибирской области, на предстоящих 14 сентября выборах. Я не скрывал своих губернаторских амбиций, не стал прятаться за банальную, кокетливую формулировку – «не исключаю своего участия». В мае твердо сказал, что исключаю свое неучастие в борьбе за пост главы региона.
Момент истины наступил 27 июня 2014 года. КПРФ на своем пленуме не выдвинула своего кандидата и не поддержала меня – заместителя мэра. Парадоксально, но факт: Анатолий Локоть и тогда, и сейчас остается первым секретарем новосибирского обкома. Такая политическая импотенция коммунистов расчистила путь для победы «Единой России» и их выдвиженца Владимира Городецкого.
С этого момента КПРФ не имеет морального права называть себя оппозицией. Как, впрочем, и проливать крокодиловы слезы по поводу обезжиривания городского бюджета. Губернатор, который изымает огромные деньги из городского бюджета в пользу области, избран именно при их тихой поддержке.
Теперь окончательно все прояснилось. Анатолий Евгеньевич Локоть отказался от стратегии больших политических целей и выбрал тактику выживания и постепенной адаптации. Такая приспособленческая позиция исчерпывается тремя фразами: не наделать грубых ошибок; создать собственную финансово-экономическую базу (запасной аэродром); остаться в номенклатурной обойме с перспективой на востребованность на той или иной должности.
Уже очевидно и по кадровой политике, и по ряду сомнительных с этической точки зрения управленческих решений, что создание собственной финансово-экономической базы является приоритетной жизненной задачей нового мэра. Увы, проблемы горожан отошли на второй план.
Лет 20 назад, ныне покойный великий Владимир Крутов применил против меня силовой прием на льду ЦСКА. Было это в матче ветеранов. В итоге я получил локтевой вывих, и сколько потом не разрабатывал, правая рука до конца так и не разгибается.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что вчерашний кандидат от оппозиции встроен в систему власти, из которой ему уже не разогнуться. Сегодня он полностью зависим от людей, над которыми мы вместе одержали яркую политическую победу. Он разменял наши общие цели, ценности и принципы на властную «севрюжину с хреном». Впрочем, ничего нового. У Шварца в «Убить дракона» про это сказано гораздо талантливее, чем у меня.
Какой вывод, спросите вы? Грядут выборы в представительные органы власти города Новосибирска и области. В этот раз, прежде чем менять вождей, давайте попробуем поменять систему!