Во вторник, 21 мая, в Новосибирск приехала высокопоставленная делегация, чтобы решать судьбу завода имени Чкалова, в нее вошел и председатель «Объединенной авиастроительной корпорации» Анатолий Сердюков. По последним сведениям, завод перестанет выпускать СУ-34, на самом предприятии пройдет оптимизация, существенную часть штата сократят. Более того, сотрудников на заводе уже стало меньше.
Денис работал слесарем на заводе имени Чкалова в цехе механосборочных работ с 2012 года, его мать долгое время работает там же. В апреле 2019 года Денис покинул предприятие, как и многие другие сотрудники. По его словам, первые волнения на заводе начались после того, как стало понятно, что госзаказ они выполнили, потому что каждый год перевыполняли план.
Он помнит, в какой растерянности было руководство завода и рядовые сотрудники, когда прошло первое собрание по этому поводу: «Это было еще до Нового года – в начале декабря. Нас собрали, все стоят и улыбаются. Я один из всех вопрос задал: «Ну это все понятно, но мы вечно не будем штукатурить наш цех. Хотелось бы узнать, какая нас все-таки работа дальше ждет, новый контракт или что?» Сказали: «Врать смысла нам нет, мы сами не знаем. А что-то обещать, давать надежду… А вдруг больше не будет ничего, и как это потом выглядеть будет?»
Затем начались сокращения: штата, финансирования, урезание часов.
«Когда план перевыполнили, нам начали часы урезать. Если раньше с деталью можешь провозиться весь день, потом, когда урезали, стало пять минут. Под конец уже проблемы с инструментами начались, работали чем могли. Покупали дешевый инструмент, выезжали как могли. Чтобы людям деньги не потерять в зарплате, решили набирать из рабочих в штукатуры, маляры на ремонт цехов по дополнительному договору. Мать работала в литейном цеху, литейный цех выполнил свой объем, сказали: либо сокращение, либо месяц на поиск на заводе нового места – чтоб договориться, куда пойти с переводом. Начали сокращать с пенсионеров, молодежь чтоб оставить, пенсионеры уходили по соглашению сторон, с содержанием два-три месяца плюс доплата к пенсии. Много кто ушел по соглашению сторон. Сейчас как таковой работы очень-очень мало. Нам говорят, что они людей не сокращают, а делают оптимизацию на заводе. Но оптимизация эта без права выбора: либо ищите работу в других цехах, либо увольняйтесь», – поделился Денис.
Это решение многоуровневое, в руководящем звене никаких официальных комментариев пока не дают. Сейчас в Новосибирске в составе делегации работает председатель «Объединенной авиастроительной корпорации» Анатолий Сердюков. Завод имени Чкалова входит в компанию «Сухой», компания «Сухой» в свою очередь входит в «Объединенную авиастроительную корпорацию», а она входит в «Ростех». В пресс-службе «Сухого» от официального комментария отказались, в «Ростех» в течение дня дозвониться не удалось.
Председатель профсоюза авиазавода Виктор Райм на большом совещании в «Объединенной авиастроительной корпорации», где присутствовали директора дивизионов, поднимал вопрос сокращений.
«Буквально 15 апреля я говорил с президентом «Объединенной авиастроительной корпорации» Слюсарем Юрием Борисовичем. Но им, похоже, абсолютно, так сказать, фиолетово, какие проблемы у нас здесь в Новосибирске. На мой вопрос, куда пойдут люди после оптимизации, он мне ответил буквально следующее и все это слышали: «Новосибирск город большой, найдете рабочие места». То есть для наших руководителей абсолютно безразлично, где будет выпускаться вот эта машина: в Новосибирске ли, в Комсомольске-на-Амуре ли, или еще где-то в России. Им все равно. Нам, людям, работающим здесь, патриотам завода имени Чкалова, абсолютно не все равно. С учетом того, что у нас много молодежи, у нас средний возраст 38 лет, люди обзавелись ипотеками, потребительскими кредитами, у них по двое – по трое маленьких ребятишек, и сейчас мы их режем. Это как называется?» – риторически интересуется Райм.
По словам Райма, в «Объединенной авиастроительной корпорации» посмотрели экономические показатели, из которых выходило, что предприятие на годовой программе в семь машин Су-34 дает корпорации убыток в 2,5 миллиарда рублей. Заводу дали несколько лет на оптимизацию.
«А когда здесь был Сергей Иванович Меняйло, он сказал, что площади подходят под выпуск определенной линейки гражданской продукции, – вспоминает Райм. – Какой именно – непонятно. Что он имел в виду? Я к чему это все? К тому, что, по-видимому, где-то в верхах эта тема давно уже проговорена, и машина запущена. За нами только сейчас сам факт исполнения. И наши здешние руководители мало что могут сделать, я имею в виду директора. Потому что гендиректор находится в Москве. И тот план предполагает дальнейшую оптимизацию. Мы не знаем, где та конечная точка по численности, на которой нас собрались остановить. Сейчас 5620, что ли, сотрудников, и теперь еще надо ужаться (на конец 2018 года на предприятии работали около 7000 человек – прим. ред.). Причем оптимизируется в основном не административно-управленческий аппарат, а рабочие – слесаря, токари, фрезеровщики, операторы».
По данным источников редакции, производство Су-34 намерены перенести из Новосибирска в Комсомольск-на-Амуре. Ситуацию прокомментировал первый вице-спикер Законодательного собрания Андрей Панферов:
«На мой взгляд, это решение холдинга – антигосударственное. Потому что завод имени Чкалова является, прежде всего, лицом Новосибирска и Новосибирской области. То есть Дзержинский район практически вырос вокруг этого предприятия, это история Новосибирска, это история нашей промышленности, это гордость и Новосибирской промышленности и нашей страны, это завод, который внес неоценимый вклад в победу в Великой Отечественной войне, в обороноспособность нашей Родины. Поэтому не учитывать это, на мой взгляд, это антигосударственно, у меня в голове не укладывается, что семь тысяч человек, высококвалифицированных рабочих, инженеров, проектировщиков уйдут на улицу. И я надеюсь, что все-таки здравомыслие возобладает. Кроме вопросов торговой политики холдинга, есть еще вопросы морали, вопрос государственного значения, которые предполагают, что есть градообразующие предприятия, есть предприятия, которые являются престижными для того или иного региона или города. У меня сейчас много чувств и много эмоций, я надеюсь, что такое решение не будет принято. Потому что нельзя ставить крест на истории всего предприятия и на гордости людей, а именно жителей города Новосибирска от того, что такой замечательный завод находится на территории нашего города».
Оптимизация без права выбора: отберут ли у Новосибирска Су-34
Во вторник, 21 мая, в Новосибирск приехала высокопоставленная делегация, чтобы решать судьбу завода имени Чкалова, в нее вошел и председатель «Объединенной авиастроительной корпорации» Анатолий Сердюков. По последним сведениям, завод перестанет выпускать СУ-34, на самом предприятии пройдет оптимизация, существенную часть штата сократят. Более того, сотрудников на заводе уже стало меньше.
Денис работал слесарем на заводе имени Чкалова в цехе механосборочных работ с 2012 года, его мать долгое время работает там же. В апреле 2019 года Денис покинул предприятие, как и многие другие сотрудники. По его словам, первые волнения на заводе начались после того, как стало понятно, что госзаказ они выполнили, потому что каждый год перевыполняли план.
Он помнит, в какой растерянности было руководство завода и рядовые сотрудники, когда прошло первое собрание по этому поводу: «Это было еще до Нового года – в начале декабря. Нас собрали, все стоят и улыбаются. Я один из всех вопрос задал: «Ну это все понятно, но мы вечно не будем штукатурить наш цех. Хотелось бы узнать, какая нас все-таки работа дальше ждет, новый контракт или что?» Сказали: «Врать смысла нам нет, мы сами не знаем. А что-то обещать, давать надежду… А вдруг больше не будет ничего, и как это потом выглядеть будет?»
Затем начались сокращения: штата, финансирования, урезание часов.
«Когда план перевыполнили, нам начали часы урезать. Если раньше с деталью можешь провозиться весь день, потом, когда урезали, стало пять минут. Под конец уже проблемы с инструментами начались, работали чем могли. Покупали дешевый инструмент, выезжали как могли. Чтобы людям деньги не потерять в зарплате, решили набирать из рабочих в штукатуры, маляры на ремонт цехов по дополнительному договору. Мать работала в литейном цеху, литейный цех выполнил свой объем, сказали: либо сокращение, либо месяц на поиск на заводе нового места – чтоб договориться, куда пойти с переводом. Начали сокращать с пенсионеров, молодежь чтоб оставить, пенсионеры уходили по соглашению сторон, с содержанием два-три месяца плюс доплата к пенсии. Много кто ушел по соглашению сторон. Сейчас как таковой работы очень-очень мало. Нам говорят, что они людей не сокращают, а делают оптимизацию на заводе. Но оптимизация эта без права выбора: либо ищите работу в других цехах, либо увольняйтесь», – поделился Денис.
Это решение многоуровневое, в руководящем звене никаких официальных комментариев пока не дают. Сейчас в Новосибирске в составе делегации работает председатель «Объединенной авиастроительной корпорации» Анатолий Сердюков. Завод имени Чкалова входит в компанию «Сухой», компания «Сухой» в свою очередь входит в «Объединенную авиастроительную корпорацию», а она входит в «Ростех». В пресс-службе «Сухого» от официального комментария отказались, в «Ростех» в течение дня дозвониться не удалось.
Председатель профсоюза авиазавода Виктор Райм на большом совещании в «Объединенной авиастроительной корпорации», где присутствовали директора дивизионов, поднимал вопрос сокращений.
«Буквально 15 апреля я говорил с президентом «Объединенной авиастроительной корпорации» Слюсарем Юрием Борисовичем. Но им, похоже, абсолютно, так сказать, фиолетово, какие проблемы у нас здесь в Новосибирске. На мой вопрос, куда пойдут люди после оптимизации, он мне ответил буквально следующее и все это слышали: «Новосибирск город большой, найдете рабочие места». То есть для наших руководителей абсолютно безразлично, где будет выпускаться вот эта машина: в Новосибирске ли, в Комсомольске-на-Амуре ли, или еще где-то в России. Им все равно. Нам, людям, работающим здесь, патриотам завода имени Чкалова, абсолютно не все равно. С учетом того, что у нас много молодежи, у нас средний возраст 38 лет, люди обзавелись ипотеками, потребительскими кредитами, у них по двое – по трое маленьких ребятишек, и сейчас мы их режем. Это как называется?» – риторически интересуется Райм.
По словам Райма, в «Объединенной авиастроительной корпорации» посмотрели экономические показатели, из которых выходило, что предприятие на годовой программе в семь машин Су-34 дает корпорации убыток в 2,5 миллиарда рублей. Заводу дали несколько лет на оптимизацию.
«А когда здесь был Сергей Иванович Меняйло, он сказал, что площади подходят под выпуск определенной линейки гражданской продукции, – вспоминает Райм. – Какой именно – непонятно. Что он имел в виду? Я к чему это все? К тому, что, по-видимому, где-то в верхах эта тема давно уже проговорена, и машина запущена. За нами только сейчас сам факт исполнения. И наши здешние руководители мало что могут сделать, я имею в виду директора. Потому что гендиректор находится в Москве. И тот план предполагает дальнейшую оптимизацию. Мы не знаем, где та конечная точка по численности, на которой нас собрались остановить. Сейчас 5620, что ли, сотрудников, и теперь еще надо ужаться (на конец 2018 года на предприятии работали около 7000 человек – прим. ред.). Причем оптимизируется в основном не административно-управленческий аппарат, а рабочие – слесаря, токари, фрезеровщики, операторы».
По данным источников редакции, производство Су-34 намерены перенести из Новосибирска в Комсомольск-на-Амуре. Ситуацию прокомментировал первый вице-спикер Законодательного собрания Андрей Панферов:
«На мой взгляд, это решение холдинга – антигосударственное. Потому что завод имени Чкалова является, прежде всего, лицом Новосибирска и Новосибирской области. То есть Дзержинский район практически вырос вокруг этого предприятия, это история Новосибирска, это история нашей промышленности, это гордость и Новосибирской промышленности и нашей страны, это завод, который внес неоценимый вклад в победу в Великой Отечественной войне, в обороноспособность нашей Родины. Поэтому не учитывать это, на мой взгляд, это антигосударственно, у меня в голове не укладывается, что семь тысяч человек, высококвалифицированных рабочих, инженеров, проектировщиков уйдут на улицу. И я надеюсь, что все-таки здравомыслие возобладает. Кроме вопросов торговой политики холдинга, есть еще вопросы морали, вопрос государственного значения, которые предполагают, что есть градообразующие предприятия, есть предприятия, которые являются престижными для того или иного региона или города. У меня сейчас много чувств и много эмоций, я надеюсь, что такое решение не будет принято. Потому что нельзя ставить крест на истории всего предприятия и на гордости людей, а именно жителей города Новосибирска от того, что такой замечательный завод находится на территории нашего города».