Лента новостей

Все новости

Популярное

Депутаты подтвердили риски «мусорной» концессии

    Фото: avtograf22.ru

Депутаты подтвердили риски «мусорной» концессии

Региональные власти готовы изменить концессионное соглашение по строительству мусоросортировочных комплексов в Раздольном и Верх-Туле, возможные поправки они представили рабочей группе при Заксобрании Новосибирской области. В числе корректировок – изменение уровня гарантированного дохода концессионеру с 121 миллиарда до 118,5. Члены рабочей группы сочли поправки «косметическими» и пришли к выводу, что параметры соглашения завышены – как по объему мусора, который должен поступать на комплексы, так и по объему гарантированного дохода, который по их расчетам должен быть меньше более чем на 37 миллиардов.

Рабочая группа во главе с депутатом Заксобрания региона Вадимом Агеенко изучала концессионное соглашение по строительству двух мусоросортировочных комплексов в общей сложности пять месяцев. Как рассказал Агеенко, с выводами члены группы (28 человек, в числе которых депутаты, общественники и представители надзорных органов и так далее) определились еще после третьего заседания, однако региональные власти попросили встретиться еще раз. На последней встрече они представили проект дополнительного соглашения к уже подписанному документу с компанией «Экология-Новосибирск» – правки были в 12 пунктах.

«Нам доказывали, что этими поправками мы значительно поправим условия концессии, пойдем навстречу друг другу и что-то поменяется. Мы за неделю посмотрели эти предложения, не увидели ничего кардинального – это косметические вещи. Поправили маленько валовку. Если 121 миллиард они должны были заработать за 40 лет, теперь получается 118,5», – сообщил Агеенко. 

При этом объем гарантированного дохода инвестору был подкорректирован, в том числе, за счет того, что из соглашения убрали ожидаемую выручку концессионера за этот год (когда подписывали документ, предполагалось, что один из комплексов будет запущен в 2017 году), а также за 2018. При этом объекты в Верх-Туле и Раздольном должны быть введены не позднее 12 июля 2019 года.
 
Разница в 37 миллиардов

В рабочей группе подсчитали, что гарантированная инвестору выручка, заявленная в соглашении (приложение №10), больше расчетной, которую можно получить по указанной в тарифе формуле: гарантированный объем умножается на утвержденный тариф. Гарантированный объем в данном случае 800 тысяч тонн мусора по двум полигонам, тариф –  в среднем 354 рубля за обработку и обезвреживание кубометра и 99,5 рубля за захоронения отходов по данным за 2017 год. 

«Получается, что расчетный объем по двум полигонам должен в 2019 году достигнуть в объеме 2,205 миллиарда рублей – это максимально, что можно подсчитать. Однако объемы, утвержденные приложением №10, значительно расходятся с этой цифрой, – рассказал Вадим Агеенко. – Мы просчитали расчетный объем, который можно достигнуть гарантированным объемом и установленным тарифом с разницей между той валовой выручкой, которая по годам установлена до 2055 года. Получилось, я вам называл 121 миллиард – это общая валовая выручка, которую заработает за 40 лет концессионер, а разница между расчетной и установленной за 40 лет достигает 37 миллиардов (точнее, 37,7 миллиарда – прим. ред.). Это то, что надо будет возместить из бюджета». 

Представители регионального правительства, по словам Агеенко, пояснили, что сумму в 121 миллиард получили, проиндексировав валовую выручку, чтобы сохранить базовую прибыль концессионера, который закладывает 10,89% годовых. Позднее оказалось, что проиндексирована была не выручка инвестора, а тариф на его услуги.

«Тариф увеличится в два раза»

Исходя из принятой концессионным соглашением индексации, стоимость услуг «Экологии-Новосибирск» по вывозу мусора, его сортировке и утилизации, вырастет в два раза с начала действия соглашения до 2056 года. При этом, отметили в рабочей группе, уже прописанные в соглашении тарифы превышают те, что действуют на территории Новосибирской области в настоящее время. 

Например, в Новосибирске, на который придется около 90% объема отходов, поставляемых на полигоны в Раздольном и Верх-Туле, стоимость услуг МУП «Спецавтохозяйство» по захоронению отходов составляла в прошлом году 42-46 рублей за кубометр. Концессионеру предложили за это 101 рубль. Сортировка в Новосибирске стоила 102 рубля, концессионным соглашением предусмотрен тариф до 358 рублей. По мнению Агеенко, это «достаточно льготные условия» для инвестора. 

«Стоимость услуг концессионера в 2,5-3,5 раза превышает установленные в Новосибирской области на 2016 год размеры тарифов по утилизации и захоронению ТКО. Суммарная расчетная стоимость единицы услуг концессионера составит 453,5 рубля за кубический метр. За весь срок действия соглашения (40 лет) с учетом ежегодного роста валовой выручки концессионера указанная стоимость должна увеличиться до 916 рублей за кубический  метр, – говорится в выводах рабочей группы. – Рост тарифов на услуги по обращению ТКО может повлечь увеличение экономической нагрузки на население Новосибирской области, рост социальной напряженности, а также негативно повлиять на собираемость платежей за жилищно-коммунальные услуги».

Завышенный объем отходов

Концессионное соглашение предполагает, что с 2019 года на мусоросортировочные комплексы будут свозить 800 тысяч тонн мусора. Члены рабочей группы, проанализировав существующие объективные данные и цифры, прописанные в ряде документов, пришли к выводу, что прогнозный объем завышен на 10-200 тысяч тонн в год, в зависимости от того, на какой документ опираться при сравнительном анализе.
 
Например, существует государственная программа «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области в 2015-2020 годах». На момент подписания соглашения параметры договора концессии по объему отходов расходились с предусмотренными этой программой (в редакции от 1 февраля 2016 года) на 200 тысяч тонн.  На 75 тысяч тонн больше в договоре концессии, чем предусмотрено согласованными департаментом по тарифам региона производственными программами организаций, который занимаются утилизацией отходов. Разница в десять тысяч тонн вышла в сравнении с территориальной схемой обращения с отходами, которая утверждена в сентябре 2016 года. 

«Данное обстоятельство может привести к недозагрузке объектов соглашения и, как следствие, к возмещению недополученных доходов концессионера  за счет средств областного бюджета», – отметили в рабочей группе.

Особые обстоятельства

Отдельные вопросы у рабочей группы вызвал пункт об «особых обстоятельствах». В нем, как уже ранее писал Сибкрай.ru, предусмотрен широкий спектр рисков инвестора, финансовые потери и убытки из-за которых должен будет возмещать региональный бюджет. В рабочей группе отметили, что федеральный закон не предусматривает подобные пункты и является инициативой властей. 
 
«Включение в соглашение ряда особых обстоятельств вызывает сомнение, в том числе и потому, что их можно отнести к коммерческим рискам концессионера или обстоятельствам непреодолимой силы», – указали в своих выводах в рабочей группе.


К таким коммерческим рискам они отнесли, например, досрочное расторжение договоров о проведении каких-либо работ между концессионером и третьими лицами из-за неисполнения обязательств или банкротства, акции протеста со стороны населения, а также недополучение концессионером каких-либо лицензий или разрешений. 

«Закон №115-ФЗ не предусматривает возмещение концессионеру расходов или недополученных доходов, которые возникли не по воле (вине) органов государственной власти и местного самоуправления, в частности, из-за недостижения концессионером показателей объема и стоимости оказанных услуг, – заключили в рабочей группе. – Отсутствуют соответствующие положения и в примерном концессионном соглашении в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, утвержденном постановлением правительства Российской Федерации от 5 декабря 2006 года №748».

По словам Агеенко, в мае выводы рабочей группы, а это 30 страниц текста, цифр и таблиц, будут рассмотрены на заседании комитета по строительству, ЖКХ и тарифам Законодательного собрания региона. После этого документ может быть вынесен на сессию, чтобы депутаты направили обращение к губернатору Новосибирской области с рекомендациями рабочей группы. Тем не менее, отметил Агеенко, изменить подписанной концессионное соглашение не просто, для этого еще нужно получить одобрение Федеральной антимонопольной службы. Это же предстоит сделать региональным властям, если будет решено заключить с «Экологией-Новосибирск» дополнительное соглашение.

Между тем, 2 мая в Раздольном пройдут публичные слушания по строительству мусоросортировочного комплекса. Против этого выступают местные жители и экологи – рядом с полигоном площадью более 40 гектаров протекает река Издревая, в районе которой сохранилась уникальная экосистема, существовавшая около двух миллионов лет назад. А депутат Горсовета собираются провести по строительству комплекса конференцию подобную тем, что организовывались на фоне протестов против повышения тарифов на 15%. 

Региональные власти готовы изменить концессионное соглашение по строительству мусоросортировочных комплексов в Раздольном и Верх-Туле, возможные поправки они представили рабочей группе при Заксобрании Новосибирской области. В числе корректировок – изменение уровня гарантированного дохода концессионеру с 121 миллиарда до 118,5. Члены рабочей группы сочли поправки «косметическими» и пришли к выводу, что параметры соглашения завышены – как по объему мусора, который должен поступать на комплексы, так и по объему гарантированного дохода, который по их расчетам должен быть меньше более чем на 37 миллиардов.

Рабочая группа во главе с депутатом Заксобрания региона Вадимом Агеенко изучала концессионное соглашение по строительству двух мусоросортировочных комплексов в общей сложности пять месяцев. Как рассказал Агеенко, с выводами члены группы (28 человек, в числе которых депутаты, общественники и представители надзорных органов и так далее) определились еще после третьего заседания, однако региональные власти попросили встретиться еще раз. На последней встрече они представили проект дополнительного соглашения к уже подписанному документу с компанией «Экология-Новосибирск» – правки были в 12 пунктах.

«Нам доказывали, что этими поправками мы значительно поправим условия концессии, пойдем навстречу друг другу и что-то поменяется. Мы за неделю посмотрели эти предложения, не увидели ничего кардинального – это косметические вещи. Поправили маленько валовку. Если 121 миллиард они должны были заработать за 40 лет, теперь получается 118,5», – сообщил Агеенко. 

При этом объем гарантированного дохода инвестору был подкорректирован, в том числе, за счет того, что из соглашения убрали ожидаемую выручку концессионера за этот год (когда подписывали документ, предполагалось, что один из комплексов будет запущен в 2017 году), а также за 2018. При этом объекты в Верх-Туле и Раздольном должны быть введены не позднее 12 июля 2019 года.
 
Разница в 37 миллиардов

В рабочей группе подсчитали, что гарантированная инвестору выручка, заявленная в соглашении (приложение №10), больше расчетной, которую можно получить по указанной в тарифе формуле: гарантированный объем умножается на утвержденный тариф. Гарантированный объем в данном случае 800 тысяч тонн мусора по двум полигонам, тариф –  в среднем 354 рубля за обработку и обезвреживание кубометра и 99,5 рубля за захоронения отходов по данным за 2017 год. 

«Получается, что расчетный объем по двум полигонам должен в 2019 году достигнуть в объеме 2,205 миллиарда рублей – это максимально, что можно подсчитать. Однако объемы, утвержденные приложением №10, значительно расходятся с этой цифрой, – рассказал Вадим Агеенко. – Мы просчитали расчетный объем, который можно достигнуть гарантированным объемом и установленным тарифом с разницей между той валовой выручкой, которая по годам установлена до 2055 года. Получилось, я вам называл 121 миллиард – это общая валовая выручка, которую заработает за 40 лет концессионер, а разница между расчетной и установленной за 40 лет достигает 37 миллиардов (точнее, 37,7 миллиарда – прим. ред.). Это то, что надо будет возместить из бюджета». 

Представители регионального правительства, по словам Агеенко, пояснили, что сумму в 121 миллиард получили, проиндексировав валовую выручку, чтобы сохранить базовую прибыль концессионера, который закладывает 10,89% годовых. Позднее оказалось, что проиндексирована была не выручка инвестора, а тариф на его услуги.

«Тариф увеличится в два раза»

Исходя из принятой концессионным соглашением индексации, стоимость услуг «Экологии-Новосибирск» по вывозу мусора, его сортировке и утилизации, вырастет в два раза с начала действия соглашения до 2056 года. При этом, отметили в рабочей группе, уже прописанные в соглашении тарифы превышают те, что действуют на территории Новосибирской области в настоящее время. 

Например, в Новосибирске, на который придется около 90% объема отходов, поставляемых на полигоны в Раздольном и Верх-Туле, стоимость услуг МУП «Спецавтохозяйство» по захоронению отходов составляла в прошлом году 42-46 рублей за кубометр. Концессионеру предложили за это 101 рубль. Сортировка в Новосибирске стоила 102 рубля, концессионным соглашением предусмотрен тариф до 358 рублей. По мнению Агеенко, это «достаточно льготные условия» для инвестора. 

«Стоимость услуг концессионера в 2,5-3,5 раза превышает установленные в Новосибирской области на 2016 год размеры тарифов по утилизации и захоронению ТКО. Суммарная расчетная стоимость единицы услуг концессионера составит 453,5 рубля за кубический метр. За весь срок действия соглашения (40 лет) с учетом ежегодного роста валовой выручки концессионера указанная стоимость должна увеличиться до 916 рублей за кубический  метр, – говорится в выводах рабочей группы. – Рост тарифов на услуги по обращению ТКО может повлечь увеличение экономической нагрузки на население Новосибирской области, рост социальной напряженности, а также негативно повлиять на собираемость платежей за жилищно-коммунальные услуги».

Завышенный объем отходов

Концессионное соглашение предполагает, что с 2019 года на мусоросортировочные комплексы будут свозить 800 тысяч тонн мусора. Члены рабочей группы, проанализировав существующие объективные данные и цифры, прописанные в ряде документов, пришли к выводу, что прогнозный объем завышен на 10-200 тысяч тонн в год, в зависимости от того, на какой документ опираться при сравнительном анализе.
 
Например, существует государственная программа «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области в 2015-2020 годах». На момент подписания соглашения параметры договора концессии по объему отходов расходились с предусмотренными этой программой (в редакции от 1 февраля 2016 года) на 200 тысяч тонн.  На 75 тысяч тонн больше в договоре концессии, чем предусмотрено согласованными департаментом по тарифам региона производственными программами организаций, который занимаются утилизацией отходов. Разница в десять тысяч тонн вышла в сравнении с территориальной схемой обращения с отходами, которая утверждена в сентябре 2016 года. 

«Данное обстоятельство может привести к недозагрузке объектов соглашения и, как следствие, к возмещению недополученных доходов концессионера  за счет средств областного бюджета», – отметили в рабочей группе.

Особые обстоятельства

Отдельные вопросы у рабочей группы вызвал пункт об «особых обстоятельствах». В нем, как уже ранее писал Сибкрай.ru, предусмотрен широкий спектр рисков инвестора, финансовые потери и убытки из-за которых должен будет возмещать региональный бюджет. В рабочей группе отметили, что федеральный закон не предусматривает подобные пункты и является инициативой властей. 
 
«Включение в соглашение ряда особых обстоятельств вызывает сомнение, в том числе и потому, что их можно отнести к коммерческим рискам концессионера или обстоятельствам непреодолимой силы», – указали в своих выводах в рабочей группе.


К таким коммерческим рискам они отнесли, например, досрочное расторжение договоров о проведении каких-либо работ между концессионером и третьими лицами из-за неисполнения обязательств или банкротства, акции протеста со стороны населения, а также недополучение концессионером каких-либо лицензий или разрешений. 

«Закон №115-ФЗ не предусматривает возмещение концессионеру расходов или недополученных доходов, которые возникли не по воле (вине) органов государственной власти и местного самоуправления, в частности, из-за недостижения концессионером показателей объема и стоимости оказанных услуг, – заключили в рабочей группе. – Отсутствуют соответствующие положения и в примерном концессионном соглашении в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, утвержденном постановлением правительства Российской Федерации от 5 декабря 2006 года №748».

По словам Агеенко, в мае выводы рабочей группы, а это 30 страниц текста, цифр и таблиц, будут рассмотрены на заседании комитета по строительству, ЖКХ и тарифам Законодательного собрания региона. После этого документ может быть вынесен на сессию, чтобы депутаты направили обращение к губернатору Новосибирской области с рекомендациями рабочей группы. Тем не менее, отметил Агеенко, изменить подписанной концессионное соглашение не просто, для этого еще нужно получить одобрение Федеральной антимонопольной службы. Это же предстоит сделать региональным властям, если будет решено заключить с «Экологией-Новосибирск» дополнительное соглашение.

Между тем, 2 мая в Раздольном пройдут публичные слушания по строительству мусоросортировочного комплекса. Против этого выступают местные жители и экологи – рядом с полигоном площадью более 40 гектаров протекает река Издревая, в районе которой сохранилась уникальная экосистема, существовавшая около двух миллионов лет назад. А депутат Горсовета собираются провести по строительству комплекса конференцию подобную тем, что организовывались на фоне протестов против повышения тарифов на 15%.