Лента новостей

Все новости

Популярное

Эксперт призвал провести серьезную проверку «тарифного дела»

 

Эксперт призвал провести серьезную проверку «тарифного дела»

Научно-практическая конференция «ЖКХ, энергосистема и конкурентоспособность регионов» проходит во вторник, 28 февраля, в Новосибирске. Ее организовала инициативная группа, которая ранее провела два митинга против резкого роста тарифов на воду и тепло. Предполагается, что форум снимет часть вопросов об обоснованности или необоснованности повышения стоимости услуг ресурсоснабжающих монополий.

Для участия в конференции были приглашены эксперты, представители городских и областных властей, «Сибэко» и «Горводоканала». Одним из заявленных спикеров будет кандидат экономических наук Евгений Чичеров – доцент кафедры электроэнергетических систем НИУ «Московский энергетический институт», почетный регулятор естественных монополий РФ. Сибкрай.ru публикует его информационное письмо, подготовленное перед мероприятием:

«Поднятая рядом общественных организаций Новосибирска проблема обоснованности величины роста тарифа на тепловую энергию является, безусловно, актуальной и отражает общий для России тренд активизации требований потребителей к повышению прозрачности процесса принятия тарифных решений региональными регулирующими органами. Следует также отметить, что среднероссийские темпы роста тарифов на тепловую энергию, услуги водоснабжения и водоотведения в размере 4% на 2017 год, предусмотренные прогнозом Минэкономразвития, существенно ниже принятых департаментом тарифов Новосибирской области (около 15%). 

Проведенные по инициативе общественных организаций Новосибирска экспресс-оценки обоснованности принятых департаментом тарифов Новосибирской области (далее – департамент) решений могут быть рассмотрены только как предварительный этап более серьезной профессиональной независимой экспертизы установленных на 2017 год тарифов по поставляемой АО «Сибэко» тепловой энергии потребителям Новосибирска. Дело в том, что для объективной оценки принятого тарифа необходимо получить доступ к более детальной информации по планируемым и фактическим статьям затрат ресурсоснабжающих организаций за последние годы, которая позволит более точно сделать вывод о целевом использовании ими тарифной выручки, а также объективно оценить влияние факторов, приведших к многолетнему недофинансированию поставщиков тепловой энергии и услуг по водоснабжению и водоотведению, на которое ссылается департамент <…>. В связи с этим важно изучить экспертные заключения департамента тарифов Новосибирской области на тарифные заявки АО «Сибэко» и МУП «Горводоканал» , в которых должны быть детально отражены причины, повлекшие необходимость такого роста тарифов (ликвидация перекрестного субсидирования, недофинансирование прошлых лет, снижение полезного отпуска, реализация инвестиционной программы и так далее). Следует также оценить тарифные заявки указанных компаний, направленные в орган тарифного регулирования, и утвержденные тарифы: уменьшал («срезал») ли регулятор затраты, которые компания хотела включить в тарифы.

Несколько слов о позиции департамента по объяснению ключевых причин резкого повышения тарифа на тепло в 2017 годы. В частности, речь идет о прогнозе величины полезного отпуска тепла потребителям Новосибирска, который используется в расчете тарифа на следующий год. По сведениям департамента, ошибка в расчете полезного отпуска тепла на 2016 год составила 5,6%, что привело к росту тарифа на 10,3%. По всей видимости, следует разобраться в деталях этого расчета и причинах довольно серьезного отклонения прогнозного показателя от фактически сложившегося по итогам года. Также вызывает некоторое недоумение отсутствие в письме департамента и информации об итогах мониторинга целевого использования тарифной выручки ресурсоснабжающими компаниями, который должен сформировать объем нецелевого использования денежных средств, подлежащих исключению из общей суммы экономически обоснованных затрат компаний в следующем регулируемом периоде. Кроме этого, целесообразно провести анализ закупочных процедур АО «Сибэко» и МУП «Горводоканал» на предмет их эффективности и наличия реальной конкуренции.

Вышеприведенные соображения позволяют сформулировать итоговое заключение. Для того чтобы поставить точку в данной конфликтной ситуации между компаниями-поставщиками ресурсов и потребителями Новосибирска, целесообразно провести серьезную независимую экспертизу представленных в рамках «тарифного дела» обосновывающих экономическую и техническую целесообразность затрат компаний на 2017 год с учетом итогов их деятельности за предыдущий период. В качестве возможных организаций, способных осуществить данную экспертизу на должном уровне, можно назвать Государственный институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации и Институт проблем ценообразования и регулирования естественных монополий Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Научно-практическая конференция «ЖКХ, энергосистема и конкурентоспособность регионов» проходит во вторник, 28 февраля, в Новосибирске. Ее организовала инициативная группа, которая ранее провела два митинга против резкого роста тарифов на воду и тепло. Предполагается, что форум снимет часть вопросов об обоснованности или необоснованности повышения стоимости услуг ресурсоснабжающих монополий.

Для участия в конференции были приглашены эксперты, представители городских и областных властей, «Сибэко» и «Горводоканала». Одним из заявленных спикеров будет кандидат экономических наук Евгений Чичеров – доцент кафедры электроэнергетических систем НИУ «Московский энергетический институт», почетный регулятор естественных монополий РФ. Сибкрай.ru публикует его информационное письмо, подготовленное перед мероприятием:

«Поднятая рядом общественных организаций Новосибирска проблема обоснованности величины роста тарифа на тепловую энергию является, безусловно, актуальной и отражает общий для России тренд активизации требований потребителей к повышению прозрачности процесса принятия тарифных решений региональными регулирующими органами. Следует также отметить, что среднероссийские темпы роста тарифов на тепловую энергию, услуги водоснабжения и водоотведения в размере 4% на 2017 год, предусмотренные прогнозом Минэкономразвития, существенно ниже принятых департаментом тарифов Новосибирской области (около 15%). 

Проведенные по инициативе общественных организаций Новосибирска экспресс-оценки обоснованности принятых департаментом тарифов Новосибирской области (далее – департамент) решений могут быть рассмотрены только как предварительный этап более серьезной профессиональной независимой экспертизы установленных на 2017 год тарифов по поставляемой АО «Сибэко» тепловой энергии потребителям Новосибирска. Дело в том, что для объективной оценки принятого тарифа необходимо получить доступ к более детальной информации по планируемым и фактическим статьям затрат ресурсоснабжающих организаций за последние годы, которая позволит более точно сделать вывод о целевом использовании ими тарифной выручки, а также объективно оценить влияние факторов, приведших к многолетнему недофинансированию поставщиков тепловой энергии и услуг по водоснабжению и водоотведению, на которое ссылается департамент <…>. В связи с этим важно изучить экспертные заключения департамента тарифов Новосибирской области на тарифные заявки АО «Сибэко» и МУП «Горводоканал» , в которых должны быть детально отражены причины, повлекшие необходимость такого роста тарифов (ликвидация перекрестного субсидирования, недофинансирование прошлых лет, снижение полезного отпуска, реализация инвестиционной программы и так далее). Следует также оценить тарифные заявки указанных компаний, направленные в орган тарифного регулирования, и утвержденные тарифы: уменьшал («срезал») ли регулятор затраты, которые компания хотела включить в тарифы.

Несколько слов о позиции департамента по объяснению ключевых причин резкого повышения тарифа на тепло в 2017 годы. В частности, речь идет о прогнозе величины полезного отпуска тепла потребителям Новосибирска, который используется в расчете тарифа на следующий год. По сведениям департамента, ошибка в расчете полезного отпуска тепла на 2016 год составила 5,6%, что привело к росту тарифа на 10,3%. По всей видимости, следует разобраться в деталях этого расчета и причинах довольно серьезного отклонения прогнозного показателя от фактически сложившегося по итогам года. Также вызывает некоторое недоумение отсутствие в письме департамента и информации об итогах мониторинга целевого использования тарифной выручки ресурсоснабжающими компаниями, который должен сформировать объем нецелевого использования денежных средств, подлежащих исключению из общей суммы экономически обоснованных затрат компаний в следующем регулируемом периоде. Кроме этого, целесообразно провести анализ закупочных процедур АО «Сибэко» и МУП «Горводоканал» на предмет их эффективности и наличия реальной конкуренции.

Вышеприведенные соображения позволяют сформулировать итоговое заключение. Для того чтобы поставить точку в данной конфликтной ситуации между компаниями-поставщиками ресурсов и потребителями Новосибирска, целесообразно провести серьезную независимую экспертизу представленных в рамках «тарифного дела» обосновывающих экономическую и техническую целесообразность затрат компаний на 2017 год с учетом итогов их деятельности за предыдущий период. В качестве возможных организаций, способных осуществить данную экспертизу на должном уровне, можно назвать Государственный институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации и Институт проблем ценообразования и регулирования естественных монополий Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».