Программа определяет виды и условия оказания медицинской помощи, источники ее финансирования, порядок предоставления, тарифы на оказание медпомощи. В реализации программы участвуют 112 учреждений здравоохранения – 9 областных, 89 муниципальных, 6 федеральных и 8 негосударственных.
По словам министра здравоохранения области Ольгик Кравченко, «на реализацию программы в 2010 году из бюджета области было направлено 9051,6 миллионов рублей, на 2011 год запланировано финансирование в размере 9347,8 млн. Из средств Фонда обязательного медицинского страхования в 2010 году 8496 млн., в 2011 – 9051,5 млн. рублей. Подушевые нормативы финансового обеспечения, предусмотренные программой, составляют 6940 рублей. Из них за счет средств обязательного медицинского страхования 3413 рублей, областного бюджета – 3527. В 2010 году подушевой норматив составлял 6531 рубль».
Депутат Заксобрания Игорь Гришунин обратил внимание на то, что в настоящее время существует федеральный норматив подушеого финансирования, который составляет 7200 рублей, «таким образом, получается, что какие-то услуги мы не сможем оказывать из-за недостатка финансирования? Мы должны или какие-то пункты убрать, и честно сказать людям, что не будем оказывать медицинскую помощь, либо, выполнить все требования по финансированию, с учетом поясных коэффициентов и инфляции. В противном случае прокуратура обратится в суд, и будет требовать выполнения норматива».
- Программа госгарантий каждый год дефицитна, но постепенно этот дефицит уменьшается, - пояснила Ольга Кравченко, - в частности, против 34% в прошлом году, в 2011 он составит только 30%. Я изучила ситуацию в Сибирском федеральном округе, и могу сказать, что дефицитные программы везде. Это действительно проблема, поскольку истинной стоимости медицинской услуги мы не знаем. Мы распределяем те средства, которые выделяются на программу госгарантий, исходя из статистики прошлого года. Просто переносим суммы на следующий год с некоторой индексацией, хотя бы на процент инфляции. Но в этом году областной министерство здравоохранения и территориальный ФОМС за два-три месяца уточнит цену медико-экономического стандарта, объемов медицинской помощи, которая оказывается у нас на территории. И думаю, что к третьему кварталу мы будем готовы представить материал, как у нас на самом деле обстоит ситуация с теми средствами, которые у нас сейчас есть для обеспечения программы госгарантий.
Наиболее тревожно, что так называемые технологические статьи, которые включают в себя медикаменты и расходные материалы, имеют, на мой взгляд, низкие значения, и в этом направлении надо работать обязательно. Если для качественного лечения любой нозологии, скажем, сахарного диабета, или артериальной гипертензии, человеку необходимо в день получать медикаментов на 200 рублей, 200 и должно быть. Это мы должны обязательно просчитать, чтобы понимать – чего и на каком этапе нам не хватает. И мы этим сейчас занимаемся.
Председатель комитета Олег Иванинский задал вопрос о включении в список участников программы дополнительных учреждений: «Не случится ли так, что лечебные учреждения получат меньший госзаказ, а следовательно, там уменьшится заработная плата?»
- У нас есть лечебные учреждения, которые, допустим, имея 400 коек, давно работают только на 300, объяснила министр здравоохранения. - Но ни штатное расписание, ни уровень заработной платы там не менялись. И вот пока не будут на территории Новосибирской области определены необходимые объемы медицинской помощи и ее себестоимость, продолжать разговор не имеет смысла.
Остальных депутатов интересовало не дефицитность программы госгарантий, а более частные вопросы, в том числе, протезирование, лечение диабетической стопы… «Некому вопросы по делу задавать, - шептались рядом с корреспондентом Сибкрай.ru журналисты, - в новом составе почти не осталось врачей». Видимо, примерно в этом же направлении думал Олег Иванинский, который предложил выступить депутату четвертого созыва, председателю Новосибирской областной ассоциации врачей Сергею Дорофееву.
- Ольга Васильевна, скорее, заложник существующей ситуации, - признал экс-депутат. - Мы действительно не можем сейчас подсчитать, сколько на самом деле стоит программа госгарантий Новосибирской области. Но есть один нюанс, который не требует никаких расчетов – минимальный федеральный норматив, который составляет 7200 рублей на человека. Мы можем только говорить о том, сколько может составлять этот норматив у нас в области – 8, 9, или 10 тысяч на человека, в зависимости от условий. А 7200 – это минимальный объем финансирования, который должен быть. Причем эта позиция подтверждена решениями Верховного суда РФ. И если мы говорим, что на 2011 год закладываем 6900 рублей, то, как минимум, 300 рублей не хватает.
Еще один нюанс – 9052,5 млн. рублей из средств ФОМС идут на программу госгарантий. Из них 7,5 млрд – заработная плата. На все здравоохранение остается полтора миллиарда рублей! Ольга Васильевна сказала, что увеличение затрат покрывает инфляцию. Но расходные материалы растут в цене, а, следовательно, их больше не становится. Приведу пример – за иммуноферментное исследование крови ФОМС платит учреждениям здравоохранения 4 рубля. При его себестоимости не менее 150 рублей. А в программе госгарантий написано «все бесплатно». И как врачам выполнять свои обязанности, когда за это платят не то что в 10, а в 20-30 раз меньше? Если мы все понимаем, что программа госгарантий – дефицитная, нужно честно сказать, что туда не войдет. Иначе в текстовой части мы пишем, что все бесплатно, а, когда заходит речь о финансах, обнаруживаем дефицит в 30%, а может и больше.
Сергею Дорофееву возразил министр финансов Новосибирской области Леонид Горнин, который подчеркнул, что «данный норматив существует, но он работает при одноканальном бюджетном финансировании лечебных учреждений (все деньги аккумулируются в Фонде обязательного медицинского страхования. Фонд в свою очередь, должен направлять их в страховые компании, а они – в медучреждения. При этом оплата медицинской помощи будет осуществляться по конечному результату на основе комплексных показателей объема и качества оказанных услуг, - прим. ред.). Вы привели пример, что после вычета денег, которые идут на зарплату, на оказание медицинской помощи остается 1 миллиард рублей. Я не буду говорить о федеральном финансировании, но хочу официально заявить, что как минимум 2,8 миллиарда рублей бюджетных средств поступает в систему здравоохранения из бюджетов органов местного самоуправления».
«То, что программа дефицитна – это понятно всем, то, что здравоохранение «съест» любые деньги тоже понятно, - подвел итог обсуждения Олег Иванинский. - Но мы еще в прошлом году утвердили областной бюджет, и должны исходить из заложенных туда сумм. Поэтому мы должны понять, что мы сегодня ограничиваем, а что гарантируем в рамках программы бесплатного здравоохранения. Я разговаривал с депутатами Госдумы. Они только в мае планируют рассматривать закон о здравоохранении, где будут законодательно утверждены нормы одноканального финансирования. Я предлагаю в мае вернуться к вопросу программы госгарантий, создать рабочую группу и тщательно проработать этот документ на 2012 год».
Нормативы оказания медицинской помощи на одного человека в год:
Для скорой помощи – 0,4 вызова;
Для амбулаторной (в том числе, и неотложной помощи) – 9,7 посещений;
Для дневных стационаров – 0,59 пациенто-дня;
Для помощи предоставляемой в больницам – 2,8 койко-дня.
Нормативы финансовых расходов на одного человека составляют:
Вызов скорой помощи – 1239 рублей;
Посещение поликлиники – 184 рубля;
Один пациенто-день в дневном стационаре – 364 рубля;
Один койко-день в больницах – 1203 рубля.
Программа определяет виды и условия оказания медицинской помощи, источники ее финансирования, порядок предоставления, тарифы на оказание медпомощи. В реализации программы участвуют 112 учреждений здравоохранения – 9 областных, 89 муниципальных, 6 федеральных и 8 негосударственных.
По словам министра здравоохранения области Ольгик Кравченко, «на реализацию программы в 2010 году из бюджета области было направлено 9051,6 миллионов рублей, на 2011 год запланировано финансирование в размере 9347,8 млн. Из средств Фонда обязательного медицинского страхования в 2010 году 8496 млн., в 2011 – 9051,5 млн. рублей. Подушевые нормативы финансового обеспечения, предусмотренные программой, составляют 6940 рублей. Из них за счет средств обязательного медицинского страхования 3413 рублей, областного бюджета – 3527. В 2010 году подушевой норматив составлял 6531 рубль».
Депутат Заксобрания Игорь Гришунин обратил внимание на то, что в настоящее время существует федеральный норматив подушеого финансирования, который составляет 7200 рублей, «таким образом, получается, что какие-то услуги мы не сможем оказывать из-за недостатка финансирования? Мы должны или какие-то пункты убрать, и честно сказать людям, что не будем оказывать медицинскую помощь, либо, выполнить все требования по финансированию, с учетом поясных коэффициентов и инфляции. В противном случае прокуратура обратится в суд, и будет требовать выполнения норматива».
- Программа госгарантий каждый год дефицитна, но постепенно этот дефицит уменьшается, - пояснила Ольга Кравченко, - в частности, против 34% в прошлом году, в 2011 он составит только 30%. Я изучила ситуацию в Сибирском федеральном округе, и могу сказать, что дефицитные программы везде. Это действительно проблема, поскольку истинной стоимости медицинской услуги мы не знаем. Мы распределяем те средства, которые выделяются на программу госгарантий, исходя из статистики прошлого года. Просто переносим суммы на следующий год с некоторой индексацией, хотя бы на процент инфляции. Но в этом году областной министерство здравоохранения и территориальный ФОМС за два-три месяца уточнит цену медико-экономического стандарта, объемов медицинской помощи, которая оказывается у нас на территории. И думаю, что к третьему кварталу мы будем готовы представить материал, как у нас на самом деле обстоит ситуация с теми средствами, которые у нас сейчас есть для обеспечения программы госгарантий.
Наиболее тревожно, что так называемые технологические статьи, которые включают в себя медикаменты и расходные материалы, имеют, на мой взгляд, низкие значения, и в этом направлении надо работать обязательно. Если для качественного лечения любой нозологии, скажем, сахарного диабета, или артериальной гипертензии, человеку необходимо в день получать медикаментов на 200 рублей, 200 и должно быть. Это мы должны обязательно просчитать, чтобы понимать – чего и на каком этапе нам не хватает. И мы этим сейчас занимаемся.
Председатель комитета Олег Иванинский задал вопрос о включении в список участников программы дополнительных учреждений: «Не случится ли так, что лечебные учреждения получат меньший госзаказ, а следовательно, там уменьшится заработная плата?»
- У нас есть лечебные учреждения, которые, допустим, имея 400 коек, давно работают только на 300, объяснила министр здравоохранения. - Но ни штатное расписание, ни уровень заработной платы там не менялись. И вот пока не будут на территории Новосибирской области определены необходимые объемы медицинской помощи и ее себестоимость, продолжать разговор не имеет смысла.
Остальных депутатов интересовало не дефицитность программы госгарантий, а более частные вопросы, в том числе, протезирование, лечение диабетической стопы… «Некому вопросы по делу задавать, - шептались рядом с корреспондентом Сибкрай.ru журналисты, - в новом составе почти не осталось врачей». Видимо, примерно в этом же направлении думал Олег Иванинский, который предложил выступить депутату четвертого созыва, председателю Новосибирской областной ассоциации врачей Сергею Дорофееву.
- Ольга Васильевна, скорее, заложник существующей ситуации, - признал экс-депутат. - Мы действительно не можем сейчас подсчитать, сколько на самом деле стоит программа госгарантий Новосибирской области. Но есть один нюанс, который не требует никаких расчетов – минимальный федеральный норматив, который составляет 7200 рублей на человека. Мы можем только говорить о том, сколько может составлять этот норматив у нас в области – 8, 9, или 10 тысяч на человека, в зависимости от условий. А 7200 – это минимальный объем финансирования, который должен быть. Причем эта позиция подтверждена решениями Верховного суда РФ. И если мы говорим, что на 2011 год закладываем 6900 рублей, то, как минимум, 300 рублей не хватает.
Еще один нюанс – 9052,5 млн. рублей из средств ФОМС идут на программу госгарантий. Из них 7,5 млрд – заработная плата. На все здравоохранение остается полтора миллиарда рублей! Ольга Васильевна сказала, что увеличение затрат покрывает инфляцию. Но расходные материалы растут в цене, а, следовательно, их больше не становится. Приведу пример – за иммуноферментное исследование крови ФОМС платит учреждениям здравоохранения 4 рубля. При его себестоимости не менее 150 рублей. А в программе госгарантий написано «все бесплатно». И как врачам выполнять свои обязанности, когда за это платят не то что в 10, а в 20-30 раз меньше? Если мы все понимаем, что программа госгарантий – дефицитная, нужно честно сказать, что туда не войдет. Иначе в текстовой части мы пишем, что все бесплатно, а, когда заходит речь о финансах, обнаруживаем дефицит в 30%, а может и больше.
Сергею Дорофееву возразил министр финансов Новосибирской области Леонид Горнин, который подчеркнул, что «данный норматив существует, но он работает при одноканальном бюджетном финансировании лечебных учреждений (все деньги аккумулируются в Фонде обязательного медицинского страхования. Фонд в свою очередь, должен направлять их в страховые компании, а они – в медучреждения. При этом оплата медицинской помощи будет осуществляться по конечному результату на основе комплексных показателей объема и качества оказанных услуг, - прим. ред.). Вы привели пример, что после вычета денег, которые идут на зарплату, на оказание медицинской помощи остается 1 миллиард рублей. Я не буду говорить о федеральном финансировании, но хочу официально заявить, что как минимум 2,8 миллиарда рублей бюджетных средств поступает в систему здравоохранения из бюджетов органов местного самоуправления».
«То, что программа дефицитна – это понятно всем, то, что здравоохранение «съест» любые деньги тоже понятно, - подвел итог обсуждения Олег Иванинский. - Но мы еще в прошлом году утвердили областной бюджет, и должны исходить из заложенных туда сумм. Поэтому мы должны понять, что мы сегодня ограничиваем, а что гарантируем в рамках программы бесплатного здравоохранения. Я разговаривал с депутатами Госдумы. Они только в мае планируют рассматривать закон о здравоохранении, где будут законодательно утверждены нормы одноканального финансирования. Я предлагаю в мае вернуться к вопросу программы госгарантий, создать рабочую группу и тщательно проработать этот документ на 2012 год».Ольга Кравченко: Мы не знаем истинной стоимости медицинской услуги
 Елена Фаламеева
Нормативы оказания медицинской помощи на одного человека в год: Для скорой помощи – 0,4 вызова; Для амбулаторной (в том числе, и неотложной помощи) – 9,7 посещений; Для дневных стационаров – 0,59 пациенто-дня; Для помощи предоставляемой в больницам – 2,8 койко-дня. Нормативы финансовых расходов на одного человека составляют: Вызов скорой помощи – 1239 рублей; Посещение поликлиники – 184 рубля; Один пациенто-день в дневном стационаре – 364 рубля; Один койко-день в больницах – 1203 рубля.